Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие развивающего обучения





 

Как установлено учеными педагогами и психологами, развитие – есть результат усложняющейся деятельности человека, в процессе которой он вступает в новые для себя отношения, накапливает опыт, мотивы, оценки. Вне деятельности развитие не существует. Главной деятельностью, в которой может и должно проходить развитие школьника является учебная деятельность. Если обучение построено специально таким образом, что функция развития проявляется максимально, то обучение называется развивающим.

 
 
Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей (Педагогический энциклопедический словарь).  


 

История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция. Этому философу принадлежит идея всестороннего развития личности, где


преимущество отдавалось нравственному началу. Его идеи получили развитие в трудах его последователей Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Обращались к идее развивающего обучения также Сократ, Квинтиллиан. Метод обучения, предложенный Сократом (сократическая беседа) сегодня стал основой развивающего метода проблемного изложения. В ХVI–ХVIII веках идею развивающего обучения разрабатывали М.Монтень, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег. Среди русских педагогов, занимавшихся этой проблемой, следует отметить Н.И. Новикова, В.Ф. Одоевского, Н.И. Пирогова, Н.Г. Чернышевского,
Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого.

Общее представление о развивающем обучении было определено
П.Ф. Каптеревым:

Ø развивать – побуждать к деятельности;

Ø развивать – не вдалбливать, а пробуждать дремлющие силы;

Ø развивать – общаться с ребенком сообразно его природе.

С конца 50-х гг. гипотезу Л.С. Выготского разрабатывали два коллектива, создан­ные Л.В. Занковым и Д.Б. Элькониным. Исходя из того, что традиционное начальное обучение не обеспечивает должного психического развития детей, Л.В. Занков разработал новую дидактическую сис­тему, целью которой было обеспечить высокое общее развитие ребенка. Эта система основывалась на взаимосвязанных принципах: 1) обучение на высоком уровне трудности;
2) ведущая роль те­оретических знаний; 3) высокий темп изучения материала; 4) осознание школь­никами процесса учения; 5) система­тическая работа над развитием всех уча­щихся. Эти принципы были конкрети­зированы в программах и способах обучения младших школьников грам­матике и орфографии русского языка, чтению, математике, истории, приро­доведению, рисованию, музыке. Л.В. Занков сделал вывод, что имеется «фунда­ментальное превосходство школьников экспериментальных классов над учащи­мися обычных классов в общем раз­витии». Развивающий эффект системы Л.В. Занкова свидетельствовал о том, что традиционное начальное образование, культивирующее у детей основы эмпи­рического сознания и мышления, де­лает это недостаточно совершенно и полно. Согласно Л.В. Занкову, развивающее значение имеет само обучение: «Про­цесс обучения выступает как причина, а процесс развития школьника – как следствие» (Л.В. Занков). Кроме внешней детерминации со стороны обучения процессу развития «свойственна внутренняя обусловленность» (Л.В. Занков), но в чём конкретно состоит эта обусловленность, Леонид Владимирович не раскрыл. Он правильно оценил значение внутренней связи зон ближайшего развития с психическим развитием детей, но в принципах его дидактической системы эта связь не отражена.

Коллектив Д.Б. Эльконина выявил основные психологические новообразования млад­шего школьного возраста – это учебная деятельность и её субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Было установлено, что традиционное началь­ное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школь­ников этих новообразований, не со­здаёт необходимых зон ближайшего развития, а лишь тренирует и закреп­ляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей ещё в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и др.). Была раз­работана система обучения младших школьников, создававшая зоны бли­жайшего развития, которые превра­щались со временем в требуемые новообразования. В.В. Давыдовым была разработана теория, раскрывавшая на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов соответст­вующих им мыслительных действий. С позиций коллектива Д.Б. Эльконина, в ос­нове психического развития младших школьников лежит формирование у них учебной деятельности в процессе усво­ения ими теоретических знаний по­средством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии (те­ория учебной деятельности и её субъ­екта представлены в работах В.В. Давыдова, В.В. Репкина, Д.Б. Элько­нина, И. Ломпшера и др.). Осуществ­ление детьми учебной деятельности оп­ределяет развитие всей их познаватель­ной и личностной сферы. Развитие субъекта этой деятельности происходит в самом процессе её становления, когда ребёнок постепенно превращается в учащегося, изменяющего и совершен­ствующего самого себя. Приобрете­ние ребёнком потребности в учебной деятельности, соответствующих моти­вов способствует укреплению желания учиться. Овладение учебными действи­ями формирует умение учиться. Имен­но желание и умение учиться характе­ризуют школьника как субъекта учеб­ной деятельности.


На основе этих концепций в современной школе существуют две технологии развивающего обучения: одна Л.В. Занкова, другая Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Существуют также другие концепции развивающего обучения: концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, концепция проблемного обучения Т.В. Кудрявцева и М.И. Махмутова, концепция развивающего продуктивного и творческого мышления
З.И. Калмыковой, концепция формирования мыслительных операций Н.Н. Поспелова и др.

Современное представление о развивающем обучении включает в себя следующие характеристики.

Ø Под развивающим понимается новый, активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу.

Ø Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

Ø Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности, за ним закрепляется роль познающего и творящего деятеля. Ребенок самостоятельно осуществляет все этапы деятельности: целеполагание, планирование, реализацию цели, анализ результата, оценивание.

Ø Развивающее обучение осуществляется путем решения последовательно сменяющих друг друга учебных задач. Учебная задача понимается в широком смысле как особая ситуация, требующая разрешения для достижения поставленной цели – в нашем случае целью является преобразование психической деятельности субъекта обучения для его развития. Решение очередной задачи означает и минимальную подвижку в развитии личности. Учебная задача в развивающем обучении сходна с проблемной ситуацией – это столкновение с чем-то совершенно новым, неизвестным. Решение учебной задачи направлено на открытие общего способа решения подобных задач.

Ø Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная дея­тельность (ЦУД), в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизмене­ния и творчески их достигает. ЦУД представляет собой аналог исследовательской деятельности, в которой ребенок сам выстраивает ее правила и законы. ЦУД направлена на активный поиск способов решения задач и характеризуется саморефлексией.

Ø Содержание развивающего обучения дидактически построено в логике тео­ретического мышления (ведущая роль теоретических знаний, содержательные обоб­щения, дедуктивная логика обучения, содержательная рефлексия и т.д.). Детям уже младшего школьного возраста доступны общие теоретические понятия, а не только их эмпирические конкретные проявления, и в развивающем обучении с соответствующей помощью учителя ребенок способен усваивать обобщения на теоретическом уровне, за счет чего и продвигается в развитии гораздо быстрее.

Ø Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоря­ют развитие наследственных данных личности. По словам Л.С. Выгот-ского, обучение должно идти впереди развития, и вести его за собой.

Ø Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

Ø Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупнос­ти качеств личности.

 

 







Date: 2015-06-07; view: 1355; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию