Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение – деятельность учащихся
Учение можно охарактеризовать как познавательную деятельность учащихся в процессе обучения. Учение является собственной деятельностью ученика, направленной на познание окружающего мира, формирование системы действий и способов поведения. В своей деятельности учащийся является активным субъектом, усилия которого направлены на преобразование окружающего мира в результате удовлетворения познавательных и практических потребностей. Удовлетворение потребностей ученика в познании мира является конечным результатом деятельности учения. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии. Главный смысл учения, его сущность заключается в усвоении способов практической и интеллектуальной деятельности, которые позволят обрабатывать информацию и применять ее на практике. Овладение способами, приемами, действиями в отношении получаемой информации (по ее переработке, осмыслению, формированию системы знаний, применению) является в учении первичным, а усвоение самой информации и получаемых на ее основе знаний будет вторичным, так как вне системы деятельности знания утрачивают смысл: необходимо уметь их добыть, применить, необходимо также владеть мыслительными операциями для пополнения системы знаний. Это отражается в определении учения.
Важнейшими качествами учения являются: Ø самостоятельность; Ø познавательная активность (интересы, стремления, потребности); Ø готовность к преодолению трудностей, что связано с усидчивостью и волей; Ø оперативность (понимание стоящих перед учащимися задач, выбор нужного действия, темп решения задач). Структура учения включает три компонента: мотивы, учебные действия, действия по самоконтролю и самооценке. 1. Мотивы учения – это те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Учение, таким образом, имеет полимотивированный характер. Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами (В.А. Сластенин): непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты школьника; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, быть наказанным, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.; перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.п.); ожидание в перспективе получения награды, признания, воздания почестей; развитое чувство долга, ответственности; интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление повысить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т. п. Необходима разумная актуализации мотивов учения всех трех групп, но наиболее значимыми и действенными являются мотивы третьей группы. Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной основой развития познавательных интересов школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания. Принято различать уровни познавательного интереса (по Г.И. Щукиной): Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу (например, интерес к «самым-самым» растениям и животным, интерес к выполнению сложных, но уже знакомых алгоритмов деятельности, например, решение уравнений со сложной формой записи). Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению (не просто собирать факты, а искать связь между ними, искать сходные способы решения). Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний (создание рукописных энциклопедий, самостоятельное изучение сложных проблем, составление уравнений). Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности. Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т. п. Основными условиями стимулирования и поддержки познавательных интересов являются: 1) глубокие знания преподавателя в изучаемом предмете; 2) использование аналогий и контрастов, с помощью чего учитель сравнивает, устанавливает сходства и различия с изученным ранее; 3) опора на жизненный опыт и связь с практикой. 2. Следующий компонент учения – учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью. Они проявляются на всех этапах решения учебной задачи и могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми). К внешним относятся: · предметные действия (письмо, рисование, постановка опытов и т.п.), · перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание и т.п.), · символические действия, связанные с использованием речи. К внутренним: · мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация), · имерджентные действия (действия воображения, фантазии), · интеллектуальные действия (действия мышления). Главный инструмент познания – мышление. Поэтому, учитывая его взаимосвязь с другими познавательными процессами и не умаляя их роли в организации учения школьников, основное внимание в процессе руководства их деятельностью необходимо уделять развитию мыслительных действий и конкретных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.). 3. Действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школьники в процессе обучения, формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя. Формированию этих действий способствуют приемы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев. В процессе учения школьник совершает ряд последовательных действий. Это так называемая процессуальная структура учения (П.И. Пидкасистый). 1. Анализ поставленной задачи. 2. Принятие учебной задачи. 3. Актуализация имеющихся знаний, необходимых для решения задачи. 4. Составление плана решения задачи. 5. Практическое осуществление плана. 6. Контроль и оценка решения задачи, осознание способов деятельности, имевших место в процессе решения задачи. Date: 2015-06-07; view: 4184; Нарушение авторских прав |