![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
История развития науки о поведении потребителяСтр 1 из 16Следующая ⇒
Тема 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ НАУКИ О ПОВЕДЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ История развития науки о поведении потребителя Поведение потребителя – относительно новая научно-прикладная дисциплина, возникшая на стыке экономики, менеджмента, маркетинга и психологии, постепенно вобрала в себя колоссальное количество методов не только из этих, но и из многих других отраслей знаний. За последнее десятилетие в мире вышло большое количество книг, посвященных данной проблеме. Поведение потребителя изучается практически во всех высших учебных заведениях развитых стран. В настоящее время этот курс активно вводится в учебные программы отечественных вузов, осуществляющих подготовку специалистов в области маркетинга. Первые попытки разработки теории потребления были предприняты известными обществоведами XIX—XX вв. К. Маркс выдвинул идею товарного фетишизма. Американец Т. Веблен предложил теорию показного (престижного) потребления. Немецкий социолог Г. Зиммель выдвинул ключевые идеи теории моды. Социолог и экономист В. Зомбарт предложил концепцию роскоши. М. Вебер сформулировал концепцию статусных групп в протестантской этике. Более конкретные исследования поведения потребителей появились позже. Логика возникновения этого направления такова: экономическая наука породила маркетинг, одним из разделов которого является «Поведение потребителей». Впервые курсы маркетинга стали читаться в американских университетах в 1902 г. Но лишь в конце 1920-х — начале 1930-х гг. преподаватели этих курсов стали считать себя более маркетологами, чем экономистами. Для маркетинговых исследований потребительского поведения с самого начала было характерно фокусирование внимания на отдельном индивиде-потребителе. Как верно заметил один критик, маркетологи изучают потребителя, как рыбу изучают рыбаки, а не ихтиологи. При таком подходе потребности потребителя рассматриваются как врожденные, а не сформированные обществом и рынком, поэтому фирмы стремятся поймать потребителя «на крючок», предлагая товары и услуги, удовлетворяющие эти потребности лучше, чем конкуренты. Таким образом, традиционные маркетинговые исследования потребительского поведения близки к концепции рационального экономического человека. В 1950-е гг. в Америке вошли в моду так называемые «мотивационные исследования», строившиеся на глубоких интервью и тесно связанные с традицией психоанализа 3. Фрейда. Однако в дальнейшем интерес к ним спал. В 1960-е гг. в исследовании потребительского поведения появились новые веяния, пришедшие из психологии. В их основу было положено понимание потребления как информационного процесса. Потребитель уподоблялся компьютеру, получающему и перерабатывающему информацию для подготовки решения относительно выбора товара или услуги. Это направление в изучении потребительского поведения связано с изучением процессов познания в психологии. Первые учебники по потребительскому поведению строились в основном в рамках такого понимания проблемы, однако в них рассматривались и темы, касающиеся культуры, субкультуры, групп, классов, влияния семьи и личности. Превращение данного направления исследования в самостоятельную дисциплину в Америке в основном завершилось в первой половине 1970-х гг. В 1969 г. основана Ассоциация изучения потребителей, в 1974 г. начато издание журнала «Journ Consumer Research». Правда, это направление по-прежнему осталось в рамках кафедр маркетинга, являясь в США ядром их научной работы: большинство диссертаций в этой области посвящены именно поведению потребителей. Современные учебники по курсу «Поведение потребителя» («Consumer Behavior») в основном написаны и изданы в США и отражают традиции, несущие характерную черту американской культуры — индивидуализм. Вторая их особенность — подход к поведению индивида на рынке товаров и услуг преимущественно с точки зрения психологической науки. Направление маркетинга, занимающееся изучением поведения покупателя, его мотиваций при решении о покупке, в Америке носит название «бихевиористский маркетинг». В то же время проблема потребления постепенно стала входить в круг интересов широкого круга обществоведов-историков, антропологов, социологов, культурологов. При этом в Западной Европе теоретический анализ поведения потребителей пошел совершенно иным путем, чем в Америке. Наиболее крупным на Западе современным теоретиком потребления является француз П. Бурдье. Главная его работа, посвященная этой проблеме, — «Отличия: социальная критика суждений о вкусе». Одним из крупнейших теоретиков поведения является Бордийяр, разработавший концепцию «общества потребления». Большое влияние на исследование потребления оказали работы американского социального психолога и социолога И. Гоффмана. В 1980-е гг. на кафедры маркетинга в США пришли работать антропологи, социологи и даже литературные критики, что, естественно, расширило взгляд на потребительское поведение. Возникшее направление в маркетинговых исследованиях получило название «нового». К 1990-м гг. было подтверждено его право на существование наряду с традиционной школой. Характерная черта нового направления — это акцент на культуру и социальные проблемы. Однако традиционный взгляд на поведение потребителей доминирует. Через массовое издание учебников и журналов американская ситуация дублируется и во многих странах Западной Европы, не имеющих своих учебников по курсу потребительского поведения. Следует обратить внимание на неразрешимое противоречие: развитие потребностей вызывает к жизни новые виды человеческой деятельности, а последние, в свою очередь, обусловливают появление новых потребностей и т.д. Проблема поведения потребителя на рынке является ключевой. По сути, маркетинг — это разработка технологий реакции фирмы на потребительское поведение. По мнению ряда исследователей в области теории и практики маркетинга, курс маркетинга представляет собой вводный курс, а поведение потребителя — это развитие, углубление одного из разделов вводного курса (так же, как и целый ряд специальных дисциплин). В связи с выделением направления «Поведение потребителя» в самостоятельную науку возникает закономерный вопрос: «Что из себя представляет ее предмет?» Объектом «Поведения потребителя» в индивидуалистической традиции является человек. В социологической – одна из сфер общественной жизни — процесс потребления, существующий наряду с производством, распределением. Но предметом выступает не весь человек, а лишь его поведение, и не во всех его проявлениях, а только на рынке и только в качестве потребителя. С точки зрения социологической традиции предметом является поведение различных социальных общностей в процессе потребления Поведение потребителей изучает покупателей и процессы обмена, вовлеченные в приобретение, потребление и избавление от товаров. Содержательную основу поведения потребителя составляют процесс принятия решений потребителями и факторы, его определяющие. Исходной точкой потребительского поведения является жизненный (организационный) стиль. Считается, что конечные потребители (и организации) покупают для того, чтобы поддержать или улучшить свой жизненный (организационный) стиль.
Date: 2015-06-06; view: 4646; Нарушение авторских прав |