Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование секулярного мировосприятия





Почему мужчины более склонны к секулярному мышлению, чем женщины? Почему городской человек более склонен к этому, чем сельский, а люди, занимаю­щиеся общественной деятельностью, — более тех, кто ве­дет уединенный образ жизни? Потому что те, кто в на­шей таблице находится в левой колонке (см. предыду­щую главу), более других подвержены воздействию се­кулярных сил. Какие же общественные процессы уво­дят людей от религии? Можно назвать три основных фак­тора: научное мировоззрение, плюрализм и индивидуа­лизация религиозной жизни.

Наука

Первый и, возможно, самый главный фактор — это научное мировоззрение. Сегодня большинство людей делают выбор и решают свои проблемы, опираясь на науку и пользуясь научными методами. Они наблюдают за окружающей обстановкой, собирают информацию, обращаются к тем, кто пережил нечто подобное. Они дают объяснение тому, что видят, и рассматривают раз­личные пути управления ситуацией. В итоге они соби­рают всю возможную информацию и принимают окон­чательное решение. Знают они это или нет, но к приня­тию решения они идут путем, который известен как научный метод. Этот научный способ рассуждения влияет на все, что мы делаем и во что верим.

Но в библейские времена человек решал свои про­блемы иначе. Когда Даниил и три его друга не знали, как поступить, их первой мыслью была молитва, а не иссле­дование. Вместо того чтобы предпринять «мозговой штурм» и обратиться к мудрецам, надеясь, что с их по­мощью удастся удовлетворительно ответить на вопрос царя, они тотчас же опустились на колени.

Это нисколько не умаляет той огромной выгоды, ко­торую мы получаем в результате научного подхода к тем или иным проблемам. Но поскольку наука не имеет дела со сверхъестественным — ведь она эффективна только в той области, где все воспринимается нашими природ­ными органами чувств, — ей свойственно объяснять все происходящее таким образом, словно Бог или не суще­ствует вовсе, или совсем не вмешивается в естественный ход событий. Более того, наука справедливо показала, что многие явления, которые некогда считались действи­ями Бога, можно объяснить с помощью естественных законов. Поэтому чем достовернее научные объяснения, тем менее достоверными кажутся положения религии.

Поясню сказанное на примере из жизни маленького американского городка прошлого века, расположенно­го на Среднем Западе. Вполне естественно, что в этом городке со смешанным англо-немецким населением на одной стороне городской площади стояла лютеранская церковь, а на другой — церковь методистов, и жители постоянно спорили, какая из церквей точнее отражает волю Бога. Однажды ночью молния ударила в методист­скую церковь, которая, вспыхнув, сгорела дотла. Как же отреагировали жители городка на это событие? «Похо­же, что Сам Господь сказал Свое слово и разреши! этот спор, не так ли?» В те времена было принято объяснять всякое событие прямым вмешательством Бога. Как вы думаете, что случилось с верой этих людей, когда они узнали, что маленький кусочек металла на крыше мето­дистской церкви мог бы отвратить гнев Бога и спасти церковь от разрушительного пожара? Нередко наука «срабатывает» там, где вера, казалось бы, терпит пора­жение, и это делает религиозные объяснения гораздо менее убедительными, чем прежде. То, что раньше счи­талось действием Бога, сейчас можно объяснить с точки зрения естественных причинно-следственных связей — или как случайность, если угодно. По мере того как Бог уходит из повседневной жизни, люди привыкают к Его отсутствию, и Он играет в их жизни все меньшую роль.

Главное различие между религией и наукой — это раз­личие между истиной и реальностью. И этого различия не видят секулярные люди, выросшие в мире, где господ­ствует наука. Истина и реальность для них — одно и то же. Но что такое реальность? Для секулярного человека это то, что мы воспринимаем нашими пятью чувствами: то, что мы можем увидеть, услышать, вкусить, обонять и потрогать. Это и есть реальность. Но христиане верят, что истина — больше чем воспринимаемая нами реальность. Мы верим, что есть иные реальности, для познания кото­рых пяти чувств недостаточно. Хотя каждый день все мы пользуемся достижениями науки, научный и христианс­кий взгляд на мир принципиально отличаются друг от друга. Когда космонавт, облетев вокруг Земли, говорит: «Я не видел там ни Бога, ни ангелов», — он отрицает ис­тину, исходя из воспринимаемой реальности.

Чем больше в своей повседневной жизни люди по­лагаются на науку (я имею в виду науку в самом широ­ком смысле — не только естествознание, но также пси­хологию и социологию), тем труднее отстаивать истину, которая находится вне чувственного восприятия. Вот почему развитие научного мышления приводит к умень­шению веры в обществе в целом. Это не значит, что хри­стиане должны вернуться в тот мир, каким он был до возникновения современной науки. Это и невозможно, и нецелесообразно. Но нам необходимо осознать, что научное мировоззрение оказало и продолжает оказывать мощное влияние на веру и на всю западную мысль и что этот процесс нарастает во всем мире.







Date: 2015-06-06; view: 353; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию