Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 50. Обоснование и особенности практической реализации принципа наглядности и правила его реализации





Данный принцип обязывает строить процесс ФВ с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.

Практическая наглядность в процессе ФВ осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная.

Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.) содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности исключительно важна на начальных этапах овладения новыми ДД. Зрительная наглядность ценна и при совершенствовании спортивно-технического мастерства для тончайшей дифференцировки движений.

Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов. Она существенно дополняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.

Следует отметить, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему - только на уровне представления. Человек запоминает 15 % информации, получаемой им в речевой форме, и 25 % - в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65 % содержания этой информации.

Двигательная наглядность является наиболее специфичной для ФВ. ЕЕ значение исключительно велико, особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом являются нбапрвляющая помощь и «проведение по движению». Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил. особенно инерционных и реактивных.

 

Вопрос 51. Урочные формы занятий ФУ. Виды урочных форм и определяющие черты.

Для урочных форм занятий характерно то. что деятельностью занимающихся управляет педагог оп физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и

функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к

предстоящей работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий

воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и

организованного окончания занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки, уроки

ППФП, спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки общей физической подготовки используются практически для всех возрастных групп. Их

основная направленность - это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков

характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на

организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся с подростками.

юношами, взрослыми. Их основная направленность - формирование ведущих для конкретных

профессий двигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех

разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших

учебных заведениях. Их основная направленность - операциональное овладение методами и

способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных,

жизненных целей личности.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

1) уроки освоения нового материала. Для них характерны широкое использование словесных и
наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;


2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся,
проверки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.;

4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение задач обучения технике
движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности
занимающихся и др.

По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.

 

Вопрос 52. Неурочные формы занятий ФУ. Виды неурочных форм и определяющие черты.

Неурочные формы - это занятия. Проводимые как специалистами, (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

1) малые формы занятий. Для них характерны:

- относительно узкая направленность деятельности по сравнению с урочными формами. Здесь
решаются частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания
систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы:
утренняя гиг. гимнастика, вводная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация
динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика ее
неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки,
микропаузы активного отдыха): в) поддержание отдельных сторон. приобретенной
тренированности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (дом.
задания по школьному курсу ФВ и в спорте):

- незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15-20 мин):

- отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, например, оздоров. бег. гиг. гимнастика и т.д.:

- невысокий уровень функциональных нагрузок.

2) к крупным формам занятий относятся:

-самостоятельные тренировочные занятия (ОФП, атлетич. гимнастика и др.). Они требуют от


занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;

занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой массовые игры и т.п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятивного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения. 3) к соревновательным формам занятий относятся;

собственно спортивные соревнования. Предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;

соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.

В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.


Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности.

 

Вопрос 53. Задачи, содержание и построение педагогического анализа урока ФК в школе.

Преподаватель должен оценивать каждый проведенный урок. Главным показателем качества урока (при прочих равных условиях) служит степень решения его конкретных задач. Лучшим вариантом будет, конечно, если учебный материал освоят все учащиеся, однако следует учитывать, что их состав в группах обычно бывает неоднородным по способностям и уровню подготовленности. Поэтому при изучении единого для всех материала, отставание некоторых учеников далеко не всегда может считаться признаком плохого проведения урока. Когда учебным материалом овладевает лишь меньшая их часть или, хуже того, не овладевает никто, урок следует считать плохо проеденным. Причиной этого может быть либо чрезмерная трудность задач урока, либо методическая слабость учителя, либо нежелание учащихся заниматься (последнее возможно и по не зависящим от преподавателя причинам, например если учащиеся пришли на урок перевозбужденными и т.п.).

Обоснованное суждение о степени решения задач урока требует: а) объективного учета показателей выполнения заданий с помощью оценки техники, измерения количественных результатов изучаемых упражнений или посредством специальных тестов для определения уровня развития физических качеств; б) фиксации этих данных в протоколах; в) расчета соотношения чис-ia занимавшихся, выполнивших и не выполнивших задания.

Степень овладения учебным материалом и, следовательно, качество урока могут быть разными: в одном случае учащиеся правильно выполняют задания, вплоть до деталей, в другом - с ошибками, упущениями, нечетко, неуверенно. Это необходимо учитывать при оценке уроков, подразделяя их на отличные, хорошие, посредственные.

При окончательном заключении о степени решения задач на уроке необходимо учесть его оздоровительное и общевоспитательное значение. Обеспечение чистоты мест занятий, систематический контроль за осанкой и функциональным состоянием организма учащихся, высокая дисциплина на уроке, сознательная активность занимающихся и т.п. все это - признаки хорошего проведения урока.

Методическую подготовленность преподавателя определяют, планомерно анализируя построение занятия, его плотность, методы дозирования нагрузки и организации занимающихся, помощь, страховку и другие стороны деятельности.

Плотность урока определяют, наблюдая за распределением времени на различные компоненты урока. Для большей точности используют хронометраж урока, состоящий из измерения времени компонентов урока, вычисления показателей общей и моторной плотности, анализа и оценки. Умение преподавателя дозировать нагрузку оценивается по реакции занимающихся на выполнение заданий (внимание, дыхание, цвет лица, степень потоотделения. ЧСС и т.д.). оцениваемой визуально и на основе кривой работоспособности оп данным пульсометрии.



Для характеристики деятельности преподавателя анализируют также его непосредственную подготовленность к уроку (качество плана-конспекта), речь, манеру обращения с занимающимися, внешний вид и другие признаки.

Полный педагогический анализ урока и всесторонняя его оценка должны осуществляться по предварительно разработанному плану (анкеты, карта анализа), где четко определяются задачи, организация и методика обследования. Данные анализа протоколируются и подробно обсуждаются с преподавателем, чтобы найти пути повышения качества работы. Эффективность оценки и самооценки зависит от степени требовательности. Высокая требовательность - основа повышения педагогического мастерства.

 

Вопрос 54. Организационно-методические основы ФВ учащихся по месту жительства, в семейном быту.

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся:

1) утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

2) физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий. Проводятся после 30-35 минут непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40-45 минут работы со школьниками среднего и старшего возраста;

3) индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях:

 

- силовая (атлетическая) гимнастика;

- оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг);

- стрейчинг, калланетика и др.;

4) активный отдых на свежем воздухе в свободное от'уроков и выполнения домашних заданий
время. Он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные
игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.;

5)участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конкурсах (типа «Мама, папа, я -спортивная семья») и викторинах;

6) семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в выходные дни в
каникулярное время совместно с родителями;

7) закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия
физическими упражнениями или перед сном.

ФВ детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

 

Вопрос 55. Особенности методики обучения движениям и воспитания физических качеств детей

младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет (I-IV классы). Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по ФВ обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.

1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи
совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание
и т.п.).

2. На одном уроке целесообразно решать не более 2-3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.

3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.

4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 10-11 лет.

5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.


Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до 12 лет, а с 13 лет развитие двигательной памяти несколько замедляется.

Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.

В возрасте 8-11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движений. Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно (6-8 с).

У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания).

Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму. Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. решать разные педагогические задачи.

Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.

 

Вопрос 56. Организационно-методические основы внешкольной работы по физическому воспитанию

В нашей стране функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста.

1. Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах
(ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва
(СДЮШОР).

2. Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.

3. Физкультурные мероприятия в летных и зимних лагерях. Основными задачами
направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного
отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется
обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному
совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и
содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные
оздоровительные мероприятия (прогулки, водные и воздушные процедуры и т.п.);
занятия в общелагерных спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию: спортивные
соревнования, спартакиады.

4. Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на
детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

5. Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту
жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).

6. Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на
туристско-экскурсионных базах).

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях, для специализированного учебно-материального обеспечения физкультурно-


спортивной базы. Высокой квалификации специалистов по физической культуре и спорту.

которыми располагают внешкольные учреждения.

Направленность в организации этой работы характеризуется прежде всего следующим:

преемственностью по отношению к школьному ФВ, помощью школе в закреплении, углублении и расширении у учащихся знаний, умений и навыков в области ФК и С, в организации здорового содержательного отдыха;

использованием разнообразных, соответствующих интересам, возрастным особенностям и уровню подготовленности контингента форм работы (физкультурно-массовой, спортивной, рекреационной и т.д.);

- направленным, все более широким вовлечением детей и молодежи с помощью печати, радио,
телевидения;

- выработка потребности в самостоятельных занятиях ОФК;

- обеспечением всех основных форм внешкольных занятий по ФКиС квалифицированным
методическим руководством и системой врачебного контроля.

 

Вопрос 57. Задачи, содержание и организация физического воспитания студентов специальногоотделения.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную группу, т.е. имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья. Практический материал для специального учебного отделения разрабатывается преподавателями с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность использования средств ФВ.

Учебный процесс в специальном медицинском отделении имеет определенную специфику и преимущественно направлен на:

укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности на протяжении всего периода обучения;

- использование студентами знаний о характере и течении своего заболевания, самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;

- приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации ФВ. Направленность учебных занятий носит ярко выраженный оздоровительно-восстановительный характер.

Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального отделения в зависимости

от характера заболевания делятся на 4 группы: А, Б, В и лечебную.

Группа А комплектуется из студентов с заболеванием сердечно-сосудистой, дыхательной и ЦНС.

Поэтому основным содержанием занятий в этой группе являются дыхательные упражнения,

строго индивидуально дозируемые упражнения (бег, плавание, передвижение на лыжах и др.),

позволяющие совершенствовать аэробные возможности занимающихся.

Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения. Печени, почек.

половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие. В этой группе преимущественно

используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных

заболеваний.

Группа В состоит из студентов с нарушением ОДА. В этой группе преобладают упражнения.

совершенствующие осанку, ОДА, а также общеразвивающие и направленно коррегирующие

физические упражнения.

Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выраженными, существенными отклонениями

в состоянии здоровья. Занятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуальным

лечебным программам и методикам.

Физическая нагрузка во всех четырех группах строго и индивидуально регламентируется.

исключаются упражнения с натуживанием и жесткими интервалами отдыха. Моторная

(двигательная) плотность занятий невысока, отдых между отдельными нагрузками должен быть

достаточен для восстановления. Циклические упражнения выполняются с умеренной

интенсивностью.








Date: 2015-06-06; view: 908; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.035 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию