Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткий конспект лекций. 1. Сущность мотивации и поведение потребителей
1. Сущность мотивации и поведение потребителей. Мотивация – движущая сила, активирующая поведение и предоставляющая цель и направление для этого поведения. Мотив – это невидимая, неявная внутренняя сила, стимулирующая и побуждающая поведенческую реакцию и обеспечивающая специфическое направление для этой реакции. Мотивация начинается с присутствия стимула, обрабатываемого индивидуумом. Так, например, потребитель увидел новый компьютер и заметил, как быстро и эффектно он работает. Стимул может иметь внешнее происхождение – например, в результате наблюдения, слушания, обоняния продукта индивидуумом. Если стимул вызывает расхождение реального состояния индивидуума и его желаемого состояния, появляется потребность. Потребности возникают, когда существует воспринимаемое несоответствие между реальным и желаемым состоянием действительности. Интерпретация стимула и общие цели потребителя влияют на природу потребности. Например, потребность в новом компьютере может появиться потому, что потребителю не нравится «медлительность» старого компьютера, и потому, что новый компьютер обеспечивает быструю и более удобную работу. 2. Теории мотивации, определяющие поведение потребителей. Теория мотивации Д. Мак Клелланда. Д. Мак Клелланд в 1965 г. разработал идею о том, что поведение людей мотивируется тремя базовыми обучаемыми потребностями. Это потребности в достижении, принадлежности и власти. Люди с высокой мотивацией достижений пытаются быть впереди, стремятся преуспевать и брать на себя ответственность за решение проблем. В одном из исследований Д. Мак Клелланд обнаружил, что 83% студентов с высокой потребностью в достижениях заняли должности, требующие способности рисковать, принимать решения и достигать большого успеха, такие, как в управлении бизнесом. Д. Мак Клелланд рассматривал потребность в присоединении, или принадлежности. Эта потребность мотивирует людей приобретать друзей, становиться членом групп и ассоциироваться с другими. Потребность во власти относится к желанию обрести и осуществлять контроль над другими. Иерархия потребностей А. Маслоу. Иерархия мотивов А. Маслоу известна во многих областях знаний. Этот подход к мотивации основан на четырех предпосылках: 1. Все человеческие существа приобретают одинаковый набор мотивов в силу генетической наследственности и социального взаимодействия. 2. Некоторые мотивы более фундаментальны или критически значимы, чем другие. 3. Наиболее базовые мотивы должны быть удовлетворены до минимального уровня, перед тем как активируются другие мотивы. 4. После удовлетворения базовых мотивов начинают действовать более продвинутые мотивы. Психологические мотивы МакГира. МакГир разработал систему классификации мотивов, которая более специфична, чем система Маслоу. Она использует более детальный набор мотивов для рассмотрения ограниченного спектра сфер потребительского поведения. Рассмотрим психологические мотивы МакГира, наиболее актуальные для маркетинга: потребность в последовательности; потребность в определении причинности атрибутов; потребность категоризировать; потребность в сигналах; потребность в независимости; потребность в новизне; потребность в самовыражении; потребность в эго защите; потребность в самоутверждении; потребность в подкреплении; потребность в присоединении; потребность в моделировании. Психоаналитическая теория. Эта теория утверждает, что система человеческой личности состоит из ид (id), эго (ego) и суперэго (superego). Ид – источник психической энергии, направленной на немедленное удовлетворение биологических и инстинктивных потребностей. Ид направляет поведение на достижение удовольствия и избежание боли. Ид полностью бессознательно и не опирается на объективную реальность. Суперэго представляет социальные или личные нормы и служит этическим принуждением поведения. Так же как и ид, суперэго оперирует в подсознании и часто подавляет поведение, основанное на ид, которое иначе бы имело место. Суперэго представляет скорее идеальное, чем реальное. Эго, согласно Фрейду, управляет конфликтующими требованиями ид и суперэго. 3. Теория личности, формирующая потребителя. Теория утверждает, что индивидуумы имеют самоконцепцию, или концепцию «я», основываясь на своем мнении о том, кто они есть (действительное «я»), и на том, кем они хотели бы быть (идеальное «я»). Самоконцепция – это комплекс мыслей и чувств индивидуума о самом себе. Теория самоконцепции основана на двух принципах: 1) желание достижения согласия с самим собой (самосогласованности, последовательности) и 2) желание улучшить самооценку. Например, потребитель может видеть себя практичным и уравновешенным (действительное «я»). Он покупает консервативную одежду, проводит спокойные вечера дома. Однако в глубине души он хотел бы быть более беззаботным, безрассудным и романтичным (идеальное «я»). Если бы он вел себя в большем соответствии со своим идеальным «я», он носил бы джинсы и спортивные рубашки, посещал бы рок-клубы. Такие действия могли бы улучшить его самооценку, приближая потребителя к его идеальному «я». Действительная «я»-концепция, или имидж самого себя, влияет на покупки потребителя. Люди обретают внутреннюю согласованность, покупая продукты, которые они воспринимают как соответствующие их самоконцепции – их ценностям, жизненному стилю, социальному статусу. Существует тождество между имиджем марки и представлением потребителя о самом себе. Концепция идеального «я» связана с самооценкой. Чем больше разрыв между действительным «я» и идеальным «я», тем ниже самооценка индивидуума. Неудовлетворенность собой может влиять на покупки, особенно продуктов, способных улучшить самооценку. Например, женщина, желающая быть более эффектной, современной и впечатляющей, может купить другой тип парфюмерии и одежды, чем женщина, стремящаяся быть более мягкой и комфортной. Вопросы для обсуждения 1) Назовите типы потребностей потребителей? 2) Каковы потенциальные преимущества и недостатки товара, призванного удовлетворять различные потребности? 3) Назовите основные факторы, характеризующие личность и её поведение? 4) Охарактеризуйте психологические особенности потребителей. Назовите основные особенности? 5) Что определяет причины поведения потребителей? 6) Назовите основные различия между двумя категориями мотивации? 7) Охарактеризуйте теории мотивации и назовите их основных авторов. Date: 2015-06-06; view: 1088; Нарушение авторских прав |