Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Персоналии





Адлер Альфред (1870-1937) - австрийский психолог, представитель психоаналитического направления в психологии. Создал научную школу «индивидуальной психологии». В своем учении Адлер отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности, отмечал отсутствие жесткой границы и антагонистов между сознанием и бессознательным. В объяснении человеческого поведения опирался на понимание конечной це­ли, к которой стремится человек, подчиняя все свои психические проявле­ния. Согласно А. основными движущими силами развития личности высту­пают универсальное стремление к превосходству, успеху, совершенству и чувство общности, выражающее готовность сотрудничать с другими людь­ми для достижения общих целей. Адлер внес вклад в разработку проблемы жизненного стиля, в теорию сновидений, в исследования неврозов; он изу­чал вопросы взаимоотношений разновозрастных детей в семье, влияния различных стилей воспитания на формирование личности ребенка.

Бандура Альберт (1925-1988) - профессор Стэндфордского универ­ситета выдвинул концепцию, которую назвал «ожидание собственной эффективности^е^-еГйсасу-ехре^айоп). Эта концепция касается наших убеждений в собственной эффективности при выполнении какого-либо действия. Несмотря на то, что ее нередко относят к бихевиористским теориям личности, она предлагает принципиально другое, отличное от бихевиоризма представление о личности. Она особо подчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов, в которых особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим ментальный самоконтроль и самоэффективность лично­сти. Среда или окружение в социально-когнитивной теории Б. оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личность. Это непрерывное взаимо­действие сил создает некое равновесие между свободой и детерминизмом.

Божович Лидия Ильинична (1908-1981) - советский психолог. Ос­новная область исследований - педагогическая и детская психология. Б. изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифферен­цированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их свя­зи со сферой социальных мотивов. Б. занималась анализом личностных конфликтов детей. Экспериментально исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребен­ка, природу и пути формирования устойчивости личности («Личность и ее формирование в детском возрасте»).

Бойтендайк Франк (F. Buytendijk) - голландский биолог и психолог. Объяснял возникновение и развитие детской игры необходимостью реали­зовать основные черты характера, свойственные растущему организму и обусловленные постепенным созреванием его нервно-психических струк­тур. Среди этих черт отмечались: ненаправленность движений; импуль­сивность; наличие аффективных связей с окружающими; робость, боязли­вость и застенчивость.

Болдуин Джеймс Марк (1861 -1934) - выдающийся американский психолог конца XIX - начала XX века, один из первых президентов Аме­риканской психологической ассоциации (он был избран на этот пост в 1897 году). Болдуин известен как организатор науки: им основаны такие авторитетные периодические издания, как «Психологическое обозрение», «Психологические монографии», а также «Психологический бюллетень» (совместно с Дж.М. Кэттеллом). Изданный в 1901-1905 годах под его ре­дакцией «Словарь философии и психологии» стал значительным научным событием того времени и неоднократно переиздавался. Его ранние иссле­дования посвящены оптическим иллюзиям и процессам запечатления. Позже в своем произведении «Духовное развитие с социологической и этической точки зрения (исследование по социальной психологии)» Болдуин отмечал, что необходим диалектический подход к анализу духовного развития, то есть изучение личности с социальной точки зрения и изучение общества с точки зрения личности. Говоря о том, что в духовном развитии переплетаются приобретенные и врожденные качества, Болдуин отмечал, что и социальная среда, и наследственность определяют уровень социаль­ных достижений человека в данном обществе, так как в процессе социали­зации дети обучаются одинаковым вещам, всем даются одинаковые зна­ния, всех учат одинаковым нормам поведения, моральным законам. Инди­видуальные различия заключаются не только в скорости усвоения, но и в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе.

Боулби Дж. (1907-1990) - английский ученый, положивший начало систематическому изучению формирования привязанности ребенка к ма­тери. Теория Боулби основана на обширном фило- и онтогенетическом ма­териале и реализует принципы междисциплинарного подхода.


Брунер Джером Сеймур (1915 г.р.) - американский психолог и педа­гог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процес­сов. Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким обра­зом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов. В част­ности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтраль­ные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие. На основе про­веденных им кросс-культурных исследований, дал определение интеллек­та как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре „усилителей» (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные „усилители». Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от кон­кретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех тре­бований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится.

Бюлер Карл (1879-1963) - немецко-австрийский психолог. В первый период творчества разрабатывал методики экспериментального изучения мышления, в частности метод свободного отчета испытуемого о своих психических процессах при решении сложных задач. После первой мировой войны сосредоточился на изучении проблем детской психики. Б. была предложена схема трех стадий развития психики у животных и человека (инстинкт, навык, интеллект). Ряд его исследований был посвящен про­блемам языка и речи.

Бюлер Шарлотта (1893-1974) - австрийский и американский психо­лог. Опираясь на исследования диагностики психического развития («Ди­агностика нервно-психического развития детей раннего возраста», 1935), разработала схему периодизации жизненного пути личности, положившую начало психобиографическому направлению в психологии.

Валлон Анри (1879-1962) - французский психолог, педагог, прогрес­сивный общественный деятель. Опираясь на патопсихологические (клини­ческие) и экспериментальные данные, осмысленные в свете диалектико-материалистической философии, В. выдвинул ряд концепций, повлиявших на психологию не только во Франции, но и в других странах. Наибольшую известность приобрели его исследования о связи действий с познанием, а также предложенная им схема онтогенетических стадий в развитии эмо­циональных и познавательных сфер личности.

Венгер Леонид Абрамович (1925-1992) - детский психолог. Им была разработана теория развития восприятия ребенка («Восприятие и обуче­ние», 1969), послужившая основой для проведения цикла исследований сенсорных способностей («Генезис сенсорных способностей», 1976) и раз­работки целостной системы сенсорного воспитания детей.

Выготский Лев Семенович (1896-1934) - выдающийся отечествен­ный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в про­цессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культу­ры. Культурные знания, прежде всего знаки языка, служат своего рода ору­диями, оперируя которыми субъект воздействует на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами которого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аф-фективно-мотивационные компоненты). Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Так, механическая память становится логиче­ской, ассоциативное течение представлений - целенаправленным мышле­нием или творческим воображением, импульсивное действие - произволь­ным и т.п. Все эти внутренние процессы - продукт интериоризации. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, - сперва социальном, потом - психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его созна­ние. («История развития высших психических функций», 1931). На основе этой идеи В. было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о «зоне ближайшего развития», оказавшее боль­шое влияние на современные отечественные и зарубежные эксперимен­тальные исследования развития поведения ребенка. Принцип развития со­четался в концепции В. с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», под которыми понимались целостные об­разования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем - зна­чению как «клеточке», на которой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных. Совместно с учениками В. эксперимен­тально проследил основные стадии преобразования значений в онтогенезе («Мышление и речь», 1934), предложил адекватную принципу развития ги­потезу о локализации психических функций как структурных единиц дея­тельности головного мозга. Идеи В. оплодотворили не только психологию и ее различные отрасли, но также другие науки о человеке (дефектологию, языкознание, психиатрию, искусствознание, этнографию и др.).


Дарвин Чарльз (1809-1882) - английский естествоиспытатель, созда­тель эволюционного учения о происхождении видов путем естественного отбора. Д. посвятил ряд работ проблемам психологии, в частности анализу инстинкта, онтогенезу детского поведения и сознания, сравнительному изучению механизмов эмоциональных реакций.

Запорожец Александр Владимирович (1905-1981) - советский пси­холог. Разрабатывая основы общепсихологической теории деятельности в онтогенетическом аспекте, раскрыл роль практических действий в генези­се познавательных процессов (восприятии, мышлении и др.); выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой впоследствии была разработана система сенсорного воспитания. Занимаясь исследованием


произвольных действий ребенка, 3. выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения.

Зинченко Петр Иванович (1903-1969) - советский психолог, автор работ по психологии памяти, трактуемой им с позиции деятельностного подхода («О забывании и воспроизведении школьных знаний», 1939). На этой основе исследовал проблемы непроизвольного запоминания, проде­монстрировав зависимость его эффективности от места запоминаемых объектов в структуре деятельности (их связи с мотивами, целями, спосо­бом осуществления деятельности), а также способов смысловой обработки запоминаемого материала.

Левин Курт (1890-1947) - германо-американский психолог. Был бли­зок к гештальтпсихологии. Выступил с критикой ассоциативной концеп­ции аффективно-волевых актов и учения Н. Аха о детерминирующих тен­денциях. Используя физическое понятие «поле» и принципы описания, принятые в топологии, разработал концепцию динамической системы по­ведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равнове­сие между индивидом и средой. Согласно учению Л. о мотивации, моти­вами являются объекты - различные районы «жизненного пространства», в которых индивид испытывает потребность, или квазипотребность - наме­рение. Сами объекты окружающей среды приобретают при этом мотива-ционную силу и утрачивают ее, когда потребность (или квазипотребность) удовлетворена. Л. отвергал представление о том, что потребность является биологически предопределенной константой, а энергия и динамика мотива замкнуты в пределах индивида. Л. разработал экспериментальные методи­ки изучения мотивации, в частности уровня притязаний, запоминания за­конченных и незаконченных действий и др.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) - советский психолог. Исследования Л., посвященные изучению световой чувствительности руки и роли поисковой активности в этом процессе, анализ П.Я. Гальпериным различий вспомогательных средств животных и орудий человека - позво­лили с разных сторон подойти к представлению о том, что в действитель­ности является движущей силой психического развития. Эти исследования позволили сформулировать тезис о значении деятельности в развитии че­ловека. Л. выдвинул и детально разработал общепсихологическую концеп­цию деятельности, являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в отечественной и мировой психологии. Благодаря работам Л., ведущая деятельность стала рассматриваться как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребен­ка. Концепция деятельности стимулировала рост многочисленных иссле­дований в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогиче­ской, медицинской, социальной и др.), в свою очередь обогащавших ее но­выми данными.

Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970) - американский психолог. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его выс­ших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно М., эти особенности, существуя в виде врожденных потен­ций, актуализируются под влиянием социальных условий. М. создал ие­рархическую модель мотивации, в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.

Обухова Людмила Филипповна (род. 193 8) - Окончила психологи­ческое отделение философского факультета МГУ в 1960 г., аспирантуру в 1965 г. Сотрудник МГУ с 1960 г. Действительный член Российской акаде­мии естественных наук (с 1996 г.), эксперт ЮНЕСКО по проблеме «Ма­ленький ребенок и семья» (с 1988 по 1990 гг.), член редколлегии журнала «Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». Область научных интересов: воз­растная психология, проблемы психического развития ребенка в условиях сенсорных дефектов. Принимала участие в исследованиях, посвященных изучению умственного развития детей; участвовала в многолетней работе со слепоглухими студентами факультета психологии МГУ. Тема кандидат­ской диссертации: «Формирование элементов научного мышления у ре­бенка». Применение метода планомерного формирования умственных дей­ствий П.Я. Гальперина к анализу характерных особенностей детского мышления (феноменов Ж.Пиаже) показало новые возможности в освеще­нии проблемы «Обучение и развитие» в детском возрасте. Докторская дис­сертация выполнена на тему: «Пути научного изучения психики ребенка в XX веке». О. очерчивает контур детской психологии, как системы возмож­ных интерпретаций психических явлений на основе генетико-моделирующего их осмысления, включения этих явлений в контекст раз­вивающегося бытия и психики ребенка.

Пиаже Жан (1896-1980) - швейцарский психолог. Выдвинул концеп­цию стадиального развития психики. В первых работах («Речь и мышление ребенка», 1923) детально проанализировал качественную специфику дет­ского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опира­ясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной ха­рактеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей.

Роджерс Карл Рэнсом (1902-1987) - американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Разработанная им система психотерапии, получившая название индерек-тивной, центрированной на клиенте, призвана обеспечить устранение дис­сонанса между реальным опытом и Я-концепцией, способствуя достиже­нию их соответствия. («Центрированная на клиенте терапия», 1954).

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) - советский психолог и философ. Разработал деятельностный подход в философии, психологии и педагогике: человек и его психика формируются и проявляются в изна­чально практической деятельности (в труде, познании, учении, игре и т.д.). Основными особенностями деятельности считал: социальность; деятель­ность как взаимодействие субъекта с объектом является содержательной, предметной, а не чисто символической и фиктивной; деятельность всегда творческая и самостоятельная. Деятельность определяется своим объек­том, не прямо, а лишь опосредованно через ее внутренние, специфические закономерности (через цели, мотивы и т.д.). С этих позиций Р. и его уче­никами создана теория мышления как деятельности и как процесса.

Скиннер Беррес Фредерик (1904-1990) - американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Выступил против необихевио­ризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и под­креплением этих реакций. Выдвинул концепцию «оперантного» научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает

реакции. С. распространил свою концепцию на усвоение речи, психотера­пию и обучение в школе, став инициатором программированного обуче­ния, в трактовке которого у С. сильны элементы механицизма.

Торндайк Эдуард Ли (1874-1949) - американский психолог и педа­гог. Первая работа «Ум животных» (1898) явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса научения. Т. ут­верждал, что животное действует методом «проб, ошибок и случайного успеха». Весь процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Т. внес существенный вклад в разработку проблемы навыков, сформулировал ряд законов научения, но­сящих, по его мнению, универсальный характер. Он отрицал качественное различие между навыками животных и человека. Исследования Т. дают основание утверждать, что он подготовил возникновение бихевиоризма.

Уотсон Джон Бродес (1878-1958) - американский психолог, осново­положник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предло­жил программу построения новой психологии, предметом которой считал поведение, а не сознание. Работы У. сыграли важную роль в борьбе против идеалистической интроспективной психологии. Они стимулировали разра­ботку объективных методов изучения психики, в том числе и детской.

Фрейд Зигмунд (1856-1939) - австрийский психолог, создатель пси­хоанализа. Ортодоксальный психоанализ - это разработанные Ф. 1) метод лечения психич. расстройств; 2) учение о бессознательных психич процес­сах. Стержнем всей системы психоанализа является предложенная Ф. структурная модель личности, базирующаяся на т. н. топографической мо­дели психики, включающей три слоя - сознательный, предсознательный и бессознательный. Структура личности, по Ф., состоит из трех компонентов - Ид (Оно), Эго («Я») и Супер-эго (Сверх-Я). Ф. подчеркивал, что между тремя компонентами личности существует неустойчивое равновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер-эго, вызывая внут­ренний конфликт и трудно переносимое личностью состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разреша­ется инстанцией Эго, которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психол. защиты (вытеснение, регрес­сию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т. п.). В противном случае возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие пережи­вания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположного пола. По мнению Ф., существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта - ин­стинкт жизни и инстинкт смерти. Они являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение человека. Специфическую энергию, связанную с инстинктом жизни, Фрейд назвал либидо. Это также основа развития личности, характера. В процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либи­до. В связи с этим выделяются пять последовательных стадий психосексу­ального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и гениталь-ная. Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только инди­вида, но и человеческого общества.

Холл Гренвилл Стэнли (1846-1924) - американский психолог, один из основоположников педологии, сторонник экспериментальной педагоги­ки. С целью исследования детской психики X. широко распространил во­просники, отвечая на которые дети должны были сообщать о своих чувст­вах (в частности, моральных и религиозных), о своем отношении к другим людям. («Юность», 1904). Впоследствии метод вопросников был заменен методом тестов. В объяснении психического развития X. опирался на био­генетической закон, на основе которого в детскую и педагогическую пси­хологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения ос­новных этапов развития человечества). Формирование психики детей трак­товалось как фатальный переход от одной фазы развития человеческого рода к другой.

Штерн Вильям (1871-1938) - немецкий психолог. Согласно Ш., лич­ность, под которой он понимал не только человеческую личность, но лю­бой целостный объект, представляет собой неделимую на психическое и физическое единицу, целостностью которой объясняются ее отдельные проявления и функции. Ш. назвал эту концепцию «персоналистической психологией». Ш. провел большой цикл экспериментальных исследований по развитию восприятия, речи, умственных процессов у детей; разработал методы тестирования способностей, выдвинув понятие о «коэффициенте интеллекта», получаемого путем деления «умственного возраста» на физи­ческий.

Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) - советский психолог. Развивая положения культурно-исторической теории в решении широкого круга проблем детской психологии, выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятель­ности». Предложил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слова. С позиций культурно-исторической теории про­вел анализ игры, выявив ее роль в процесс развития ребенка.

Эриксон Эрик (1902-1994) - американский психолог. Э. подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, цен­тральным, интегративным качеством которой выступает психосоциальная идентичность (субъективно переживаемая как «чувство непрерывной са­мотождественности»). Изменение социокультурных условий существова­ния личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования но­вой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу («потеря себя»). Смысл терапевтиче­ской работы усматривался в возвращении пациенту утраченного чувства идентичности.







Date: 2015-11-15; view: 453; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию