Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Депривация- отсутствие условий для удовлетворения потребностей организма. См. Сенсорная депривация
Детская психология - отрасль психологии, изучающая содержание развития ребенка в каждом психологическом возрасте, закономерности перехода от одного психологического возраста к другому и движущие причины, от которых зависит этот процесс. Д.п. выделилась в самостоятельную отрасль знания в конце XIX в. На основе детской психологии в настоящее время возникают новые отрасли психологии - детская дифференциальная психология, социальная психология детства, нейропсихология нормального развития ребенка. Детство - этап онтогенетического развития индивида от рождения до полной социальной и психологической зрелости. Границы и содержание Д. исторически изменчивы и зависят от уровня социально-экономического развития общества. Детская субкультура - (от jiar.sub - под, cultura - возделывание, воспитание, развитие) - понятием «субкультура» называют культуру меньших социальных общностей, например, культуру отдельной социально-профессиональной группы высокоприспособленного поведения. Д.с. -субкультура со своим образом жизни, языком, атрибутами, стереотипами, установками, понятиями, мифами, реализуемых в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Децентрация - (от лат.^/е - приставка, обозначающая удаление, отмену, centrum - средоточие) - механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Диадические отношения - отношения в паре, например, «мать-ребенок». Основу Д.о. составляют социальные ожидания, которым должно соответствовать поведение каждого члена пары; только при этом условии диада функционирует нормально. Дискурсивный - (от позднелат. discursus - рассуждение, довод) рассудочный, понятийный, логический, в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного. Диффузия идентичности - (от лат. diffusio - распространение, растекание, рассеивание) термин Э. Эриксона - неопределенность, спутанность представлений человека о самом себе, своей профессиональной пригодности. Д.и. наиболее ярко проявляется в юношеском возрасте. Доминанта - (от лат. dominans - господствующий) (физиол.) временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе; создает скрытую готовность организма к определенной деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов. Понятие введено А.А. Ухтомским в 1923 г. Особой Д., присущей человеку, является «доминанта на лицо другого». Доминанта подросткового возраста - (от лат. dominans - господствующий) (психол.) основная направленность интересов в подростковом возрасте. Четыре Д.п.в.: «эгоцентрическая Д.» - интерес к собственной личности; «Д. дали» - дальние перспективы субъективно более значимы, чем текущие; «Д. усилия» - интерес к преодолению, сопротивлению, волевым напряжениям; «Д. романтики» - интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задачи взросления - специфические задачи, решаемые подростком в период взросления, связанные с его развитием: принятие своей внешности и расширение возможностей своего тела (спорт, досуг, саморегуляция, трудовая деятельность, искусство); усвоение специфики поведения и образа своей мужской или женской роли; установление новых, более зрелых отношений с ровесниками обоих полов; формирование эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к профессиональной карьере; формирование социально-ответственного поведения (подготовка к участию в деятельности общества и усвоение политической и общественной ответственности гражданина); построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения, в процессе которого происходят столкновения с учителями, сверстниками, родителями, социальной средой, расширение «личностного пространства», переживание стрессов; отношение к Смерти, к Жизни, к Вечности, к Богу. Зеркало Гезелла - полупрозрачное стекло, используемое в психологических лабораториях для осуществления наблюдения за поведением ребенка; оно позволяет видеть ребенка, но ребенок не замечает, что за ним наблюдают. Зона ближайшего развития - понятие Л.С. Выготского, - расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть под руководством взрослого). З.б.р. - следствие закона развития ВПФ. Зрелость (взрослость) - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Игра, игровая деятельность - символико-моделирующий тип деятельности, возникающий у ребенка на границе раннего и дошкольного возраста. В основе И.д. лежит использование игровых символов, выполняющих функцию замещения одного предмета другим; принятие на себя роли и выполнение игрового действия. Виды игр: сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, игра-драматизация, режиссерская игра, дидактическая игра, традиционная (народная) игра. Идентификация - принятие на себя роли другого человека, уподобление себя значимому другому как образцу на основе эмоциональной связи с ним. Идентичность - целостность личности. В теории Э. Эриксона, И. -чувство личной тождественности (Я - тот же самый, несмотря на те изменения, которые происходят в процессе роста и развития) и социальной принадлежности (Я - часть социальной группы) и идеал саморазвития. Индивидуальный стиль умственной деятельности - устойчивая совокупность индивидуальных вариаций, способов восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации. Иллюзия - (лат. illusio - насмешка, обман) искаженное восприятие действительности, основанное на обмане чувств, принятие кажущегося, мнимого за действительное. Ложное восприятие, связанное с нарушением интерпретации стимулов, исходящих от какого-либо объекта. Импринтинг - (англ. imprinting - запечатление) в этологии - запечат-ление в критические периоды жизни значимых для поведения животного отличительных признаков объекта, вызывающее реакцию следования за этим объектом. Инициация - (от патлпШо - начинать, посвящать в таинство; initiatio - совершение таинства) - комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий. В узком значении И. - это характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности. Интеллект - (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) высший способ решения практических и познавательных проблем. Отличие И. от других форм поведения (инстинкта и навыка) состоит в том, что решение задачи происходит на основе инсайта (озарения). Психология изучает возникновение и развитие И. у животных и человека, выявляет специфику человеческого И., его формы и структуру. Интериоризация - (от лат. interior - внутренний) переход извне внутрь, преобразование внешних, предметных действий во внутренние, умственные. Инфантилизм - (от лат. infantilis - младенческий, детский) сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойственен инфантилизм, при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.). Когнитивная психология - одно из ведущих направлений современной психологии. Когнитивная психология возникла в конце 50 - начале 60-х гг. XX в. как реакция на отрицание роли психических процессов (переработки информации) в построении и осуществлении поведения. Задача К.п. - доказательство решающей роли знания в поведении субъекта. Комплекс оживления - эмоционально-положительная реакция на лицо взрослого человека, включающая следующие компоненты: зрительное и слуховое сосредоточение; улыбка; голосовые реакции в форме гуканья и гуления; протягивание ручек и ножек к взрослому и др. К.о. - первая поведенческая реакция ребенка, проявление специфически человеческой потребности - потребности в другом человеке, критерий окончания кризиса новорожденности. В норме К.о. появляется к середине третьего месяца жизни ребенка. Комплекс Электры - термин предложен К. Юнгом для обозначения либидоносной привязанности девочки к отцу. Женский аналог Эдипова комплекса. В качестве основы выступает миф об убийстве микенской царевной Электрой своей матери как мести за убийство ею своего мужа (отца Электры). Конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) столкновение сторон, мнений, сил. Внешний К. разворачивается между индивидом и отдельными аспектами внешнего мира; внутренний К. - борьба между несовместимыми силами или структурами внутри психики. Конформизм - (от позднелат. conformis - подобный, сообразный) приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. Конформность - (от позднелат. conformis - подобный, сообразный) усвоение индивидом определенных групповых норм, привычек, ценностей; необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Концепция рекапитуляции- (от лат. recapitulatio - повторение) выявление повторяемости в ходе индивидуального развития этапов развития человеческого рода и животного мира (Ст. Холл, К. Бюллер, В. Штерн и др.). См. Биогенетический закон. Коэффициент интеллекта - (англ. Intelligence quotient, IQ) отношение психологического возраста ребенка, измеренного с помощью тестов, к паспортному (или хронологическому) возрасту. (IQ = Психол. в./Хрон. в. х 100.) Креативность - (лат. creative - творческий, лат. creatio - создание) термин Дж. Гилфорда - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. К. измеряется по показателям продуктивности, подвижности, оригинальности решения тестов творческого мышления, разработанных П. Торренсом. Кризис - переходный возраст в психическом развитии ребенка, в течение которого происходит целостное изменение личности ребенка; возникает при смене стабильных возрастов; характеризуется отмиранием прежних форм взаимодействия с окружающими и формированием новой социальной ситуации развития. К. - норма развития. Культурно-историческая теория - теория развития сознания, разработанная Л.С. Выготским. В рамках культурно-исторической теории возникла теория деятельности (А.Н. Леонтьев), периодизация психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин), теория развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Лабильность - (от лат. labilis - скользящий, неустойчивый) свойство нервной системы, которое характеризуется скоростью возникновения и прекращения нервных процессов. Л. составляет нервную основу формирования новых навыков. Латентный период - в психоанализе - период от упадка детской сексуальности (на пятом или шестом году жизни) до наступления половой зрелости; время остановки в эволюции сексуальности; оптимальный период для обучения. Либидо- (от лат. libido - влечение, желание, стремление) в психоанализе - влечение к получению удовольствия; влечение к жизни (Эрос) и к разрушению, к смерти (Танатос). См. Психоанализ. Локомоция - (от лат. locus - место и motio - движение) движение животных и человека, обеспечивающее активное перемещение в пространстве; важнейшее приспособление к обитанию в разнообразных условиях среды (ходьба, плавание и т.д.). Лонгитюд- (от англ. longitude - долгота) длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости в психическом развитии ребенка. См. Метод «продольных» срезов. Маскулинизация - (от лат. masculinus - мужской) проявление мужских черт у представителей обоих полов. Метод «поперечных» срезов - исследование, при котором выборка испытуемых одного возраста сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп с помощью наблюдения или эксперимента. Date: 2015-11-15; view: 397; Нарушение авторских прав |