Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Депривация- отсутствие условий для удовлетворения потребностей организма. См. Сенсорная депривация





Детская психология - отрасль психологии, изучающая содержание развития ребенка в каждом психологическом возрасте, закономерности пе­рехода от одного психологического возраста к другому и движущие при­чины, от которых зависит этот процесс. Д.п. выделилась в самостоятель­ную отрасль знания в конце XIX в. На основе детской психологии в на­стоящее время возникают новые отрасли психологии - детская дифферен­циальная психология, социальная психология детства, нейропсихология нормального развития ребенка.

Детство - этап онтогенетического развития индивида от рождения до полной социальной и психологической зрелости. Границы и содержание Д. исторически изменчивы и зависят от уровня социально-экономического развития общества.

Детская субкультура - (от jiar.sub - под, cultura - возделывание, воспитание, развитие) - понятием «субкультура» называют культуру меньших социальных общностей, например, культуру отдельной социаль­но-профессиональной группы высокоприспособленного поведения. Д.с. -субкультура со своим образом жизни, языком, атрибутами, стереотипами, установками, понятиями, мифами, реализуемых в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Децентрация - (от лат.^/е - приставка, обозначающая удаление, отме­ну, centrum - средоточие) - механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной.

Диадические отношения - отношения в паре, например, «мать-ребенок». Основу Д.о. составляют социальные ожидания, которым должно соответствовать поведение каждого члена пары; только при этом условии диада функционирует нормально.

Дискурсивный - (от позднелат. discursus - рассуждение, довод) рас­судочный, понятийный, логический, в отличие от чувственного, созерца­тельного, интуитивного, непосредственного.

Диффузия идентичности - (от лат. diffusio - распространение, расте­кание, рассеивание) термин Э. Эриксона - неопределенность, спутанность представлений человека о самом себе, своей профессиональной пригодно­сти. Д.и. наиболее ярко проявляется в юношеском возрасте.

Доминанта - (от лат. dominans - господствующий) (физиол.) времен­но господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе; создает скрытую готовность организма к определенной деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов. Понятие введено А.А. Ухтомским в 1923 г. Особой Д., присущей человеку, является «доми­нанта на лицо другого».

Доминанта подросткового возраста - (от лат. dominans - господ­ствующий) (психол.) основная направленность интересов в подростковом возрасте. Четыре Д.п.в.: «эгоцентрическая Д.» - интерес к собственной личности; «Д. дали» - дальние перспективы субъективно более значимы, чем текущие; «Д. усилия» - интерес к преодолению, сопротивлению, воле­вым напряжениям; «Д. романтики» - интерес к неизвестному, рискован­ному, к приключениям, героизму.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нерв­ной системы, мозга, составляющие природную основу развития способ­ностей.

Задачи взросления - специфические задачи, решаемые подростком в период взросления, связанные с его развитием: принятие своей внешности и расширение возможностей своего тела (спорт, досуг, саморегуляция, трудовая деятельность, искусство); усвоение специфики поведения и образа своей мужской или женской роли; установление новых, более зрелых отношений с ровесниками обоих полов; формирование эмоциональной не­зависимости от родителей и других взрослых; подготовка к профессио­нальной карьере; формирование социально-ответственного поведения (подготовка к участию в деятельности общества и усвоение политической и общественной ответственности гражданина); построение системы ценно­стей и этического сознания как ориентиров собственного поведения, в процессе которого происходят столкновения с учителями, сверстниками, родителями, социальной средой, расширение «личностного пространства», переживание стрессов; отношение к Смерти, к Жизни, к Вечности, к Богу.

Зеркало Гезелла - полупрозрачное стекло, используемое в психоло­гических лабораториях для осуществления наблюдения за поведением ре­бенка; оно позволяет видеть ребенка, но ребенок не замечает, что за ним наблюдают.

Зона ближайшего развития - понятие Л.С. Выготского, - расхожде­ние между уровнем актуального развития (определяется степенью трудно­сти задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть под руководством взросло­го). З.б.р. - следствие закона развития ВПФ.

Зрелость (взрослость) - наиболее продолжительный период онтоге­неза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.

Игра, игровая деятельность - символико-моделирующий тип дея­тельности, возникающий у ребенка на границе раннего и дошкольного возраста. В основе И.д. лежит использование игровых символов, выпол­няющих функцию замещения одного предмета другим; принятие на себя роли и выполнение игрового действия. Виды игр: сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, игра-драматизация, режиссерская игра, дидактическая игра, традиционная (народная) игра.

Идентификация - принятие на себя роли другого человека, уподоб­ление себя значимому другому как образцу на основе эмоциональной свя­зи с ним.

Идентичность - целостность личности. В теории Э. Эриксона, И. -чувство личной тождественности (Я - тот же самый, несмотря на те изме­нения, которые происходят в процессе роста и развития) и социальной принадлежности (Я - часть социальной группы) и идеал саморазвития.

Индивидуальный стиль умственной деятельности - устойчивая со­вокупность индивидуальных вариаций, способов восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопле­ния, переработки и использования информации.

Иллюзия - (лат. illusio - насмешка, обман) искаженное восприятие действительности, основанное на обмане чувств, принятие кажущегося, мнимого за действительное. Ложное восприятие, связанное с нарушением интерпретации стимулов, исходящих от какого-либо объекта.

Импринтинг - (англ. imprinting - запечатление) в этологии - запечат-ление в критические периоды жизни значимых для поведения животного отличительных признаков объекта, вызывающее реакцию следования за этим объектом.

Инициация - (от патлпШо - начинать, посвящать в таинство; initiatio - совершение таинства) - комплекс действий (в основном обрядовых), по­средством которых совершается и формально закрепляется смена социаль­ного статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или пол­номочий. В узком значении И. - это характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности.

Интеллект - (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) высший способ решения практических и познавательных проблем. Отли­чие И. от других форм поведения (инстинкта и навыка) состоит в том, что решение задачи происходит на основе инсайта (озарения). Психология изучает возникновение и развитие И. у животных и человека, выявляет специфику человеческого И., его формы и структуру.

Интериоризация - (от лат. interior - внутренний) переход извне внутрь, преобразование внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Инфантилизм - (от лат. infantilis - младенческий, детский) сохране­ние в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойственен инфантилизм, при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается не­зрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоя­тельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирова­ние, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.).

Когнитивная психология - одно из ведущих направлений совре­менной психологии. Когнитивная психология возникла в конце 50 - нача­ле 60-х гг. XX в. как реакция на отрицание роли психических процессов (переработки информации) в построении и осуществлении поведения. За­дача К.п. - доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.

Комплекс оживления - эмоционально-положительная реакция на лицо взрослого человека, включающая следующие компоненты: зритель­ное и слуховое сосредоточение; улыбка; голосовые реакции в форме гука­нья и гуления; протягивание ручек и ножек к взрослому и др. К.о. - первая поведенческая реакция ребенка, проявление специфически человеческой потребности - потребности в другом человеке, критерий окончания кризи­са новорожденности. В норме К.о. появляется к середине третьего месяца жизни ребенка.

Комплекс Электры - термин предложен К. Юнгом для обозначения либидоносной привязанности девочки к отцу. Женский аналог Эдипова комплекса. В качестве основы выступает миф об убийстве микенской ца­ревной Электрой своей матери как мести за убийство ею своего мужа (отца Электры).

Конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) столкновение сторон, мнений, сил. Внешний К. разворачивается между индивидом и отдельны­ми аспектами внешнего мира; внутренний К. - борьба между несовмести­мыми силами или структурами внутри психики.

Конформизм - (от позднелат. conformis - подобный, сообразный) приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, гос­подствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей си­лой давления.

Конформность - (от позднелат. conformis - подобный, сообразный) усвоение индивидом определенных групповых норм, привычек, ценностей; необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы.

Концепция рекапитуляции- (от лат. recapitulatio - повторение) вы­явление повторяемости в ходе индивидуального развития этапов развития человеческого рода и животного мира (Ст. Холл, К. Бюллер, В. Штерн и др.). См. Биогенетический закон.

Коэффициент интеллекта - (англ. Intelligence quotient, IQ) отношение психологического возраста ребенка, измеренного с помощью тестов, к пас­портному (или хронологическому) возрасту. (IQ = Психол. в./Хрон. в. х 100.)

Креативность - (лат. creative - творческий, лат. creatio - создание) термин Дж. Гилфорда - способность порождать необычные идеи, откло­няться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные си­туации. К. измеряется по показателям продуктивности, подвижности, ори­гинальности решения тестов творческого мышления, разработанных П. Торренсом.

Кризис - переходный возраст в психическом развитии ребенка, в те­чение которого происходит целостное изменение личности ребенка; воз­никает при смене стабильных возрастов; характеризуется отмиранием прежних форм взаимодействия с окружающими и формированием новой социальной ситуации развития. К. - норма развития.

Культурно-историческая теория - теория развития сознания, разра­ботанная Л.С. Выготским. В рамках культурно-исторической теории воз­никла теория деятельности (А.Н. Леонтьев), периодизация психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин), теория развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Лабильность - (от лат. labilis - скользящий, неустойчивый) свойство нервной системы, которое характеризуется скоростью возникновения и прекращения нервных процессов. Л. составляет нервную основу формиро­вания новых навыков.

Латентный период - в психоанализе - период от упадка детской сек­суальности (на пятом или шестом году жизни) до наступления половой зрелости; время остановки в эволюции сексуальности; оптимальный пери­од для обучения.

Либидо- (от лат. libido - влечение, желание, стремление) в психоана­лизе - влечение к получению удовольствия; влечение к жизни (Эрос) и к разрушению, к смерти (Танатос). См. Психоанализ.

Локомоция - (от лат. locus - место и motio - движение) движение жи­вотных и человека, обеспечивающее активное перемещение в пространст­ве; важнейшее приспособление к обитанию в разнообразных условиях сре­ды (ходьба, плавание и т.д.).

Лонгитюд- (от англ. longitude - долгота) длительное и систематиче­ское изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диа­пазон возрастной и индивидуальной изменчивости в психическом разви­тии ребенка. См. Метод «продольных» срезов.

Маскулинизация - (от лат. masculinus - мужской) проявление муж­ских черт у представителей обоих полов.

Метод «поперечных» срезов - исследование, при котором выборка испытуемых одного возраста сравнивается с одной или несколькими вы­борками других возрастных групп с помощью наблюдения или экспери­мента.

Date: 2015-11-15; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию