Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метод «продольных» срезов- длительное, на протяжении многих лет исследование группы испытуемых одного возраста с помощью наблюдения или эксперимента. См. Лонгитюд
Мировоззрение - представление о мире, система взглядов на отношение человека к окружающей действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Нравственное М. - система нравственных убеждений, определяющих побуждения личности. Моделирование - представление объекта с помощью другого материала, позволяющее ребенку лучше ориентироваться в свойствах исходного объекта. В дошкольном возрасте М. осуществляется в игровой деятельности, конструировании, рисовании и т.п.; ребенок-дошкольник способен использовать графические схемы, планы и карты для ориентировки в окружающем. Монозиготные близнецы- единственные люди, имеющие идентичный набор генов. См. Близнецовый метод. Морфология - (от греч. morphe - форма) в биологии - наука о форме и строении организмов; в лингвистике - учение о строении слова. Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую М. (движение руки и пальцев) и крупную М. (перемещение тела, ходьба). Наблюдение - стратегия исследования, направленная на целенаправленное и систематическое восприятие и фиксацию фактов в развитии психических процессов и в поведении. Навык - а) форма поведения, формирующаяся прижизненно благодаря многократным упражнениям; - б) действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений. Нарциссизм- в психоанализе (на основе греческого мифа о Нарциссе) - влечение к своему собственному телу. Н. первичный - либидо ребенка, обращенное полностью на себя. Н. вторичный - отнятие либидо от объекта и обращение его вновь на самого себя, свое Я. Нативизм - учение о развитии, обусловленном наследственными факторами. Научение- в бихевиоризме - выработка связи между стимулом и реакцией. Три формы Н.: классическое обусловливание (И.П. Павлов), опе-рантное Н. (Б. Скиннер), Н. на основе подражания (А. Бандура). Законы Н. - закон проб и ошибок, закон готовности, закон упражнения, закон эффекта - действуют в поведении как животных, так и человека. Специфика Н. у ребенка отражена в теории социального Н. См. Бихевиоризм, Теория социального научения. Невербальный - не опосредствованный словом. Например, невербальный тест - кубики Кооса, невербальный интеллект - доречевой, сенсомоторный. Негативизм - (от лат. negatio - отрицание) одна из характерных особенностей критического периода; Н. - отказ выполнять предъявляемые требования или осуществление противоположных действий. Непроформированный тип развития- тип развития, при котором не известны все стадии, которые организм или явление проходит в процессе своего становления, и не известен конечный результат, к которому развитие приведет. См. Развитие. Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям. Номотетический и идеографический методы - (от греч. nomothetike - законодательное искусство; idios - особенный, своеобразный и grapho -пишу) способы представления и исследования предметов, отличающиеся тем, что И.м выявляет в предмете его индивидуальность, а Н.м. – его включенность в законосообразные связи и зависимости. И. м. является специфическим для наук о культуре. Он особенно важен для характеристики уникальных событий, цельных культур, образований, индивидуального развития и поведения людей. Обучение - участие других людей в организации процесса учения. Учение - усилие самого ученика, усваивающего тот или иной материал. Одаренность, одаренные дети -О.-1) качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интеллект; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость. О.д. - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, Онтогенез - (от греч. ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) термин введен немецким биологом Э. Геккелем. В биологии О. -индивидуальное развитие организма от момента его зачатия до смерти. В психологии: а) период, который начинается после рождения и продолжается до конца жизни; б) период становления и формирования личности, включающий только периоды детского и юношеского развития. Оперантное обусловливание - термин введен Б. Скиннером. О.об. -форма научения, при которой спонтанное или инициированное экспериментатором движение животного получает подкрепление. Оперант является синонимом для термина «подкрепление». О.об. лежит в основе программированного обучения. Операции - 1) термин Ж. Пиаже - действия, перенесенные в умственный план, скоординированные между собой в целостную систему, обладающую свойством обратимости; 2) термин А.Н. Леонтьева - одна из составляющих деятельности, соотносимая с условиями достижения цели. Паралингвистический - неязыковые средства, включенные в речевое общение: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т.п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические. Патогенез - (от греч. pathos - страдание, болезнь) механизмы развития заболеваний и патологических процессов. Перцепция - (от лат. perceptio - представление, восприятие) процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств. Подражание - форма научения на основе наблюдения. П. - воспроизведение в действии поведения модели. Понятие - развитая форма обобщения. Эмпирическое П. - фиксирует нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравнения. Теоретическое П. - строится на основе анализа происхождения (генезиса) явления или объекта. Постнатальное развитие - период развития после рождения. Предпубертатность - период, предшествующий половому созреванию. Проекция - (от лат. projectio - бросание вперед) термин 3. Фрейда -защитный механизм личности, бессознательное приписывание субъектом собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера другим людям. Произвольность - особенность поведения, опосредованного образом, правилом, моральной нормой. Психосексуальный мораторий - (от позднелат. moratorius - замедляющий, отсрочивающий) термин 3. Фрейда - период (латентный) отсрочки, «дремотности» сексуальных желаний. Психосоциальный мораторий - (от позднелат. moratorius - замедляющий, отсрочивающий) термин Э. Эриксона - период времени от начала поиска своей идентичности до ее окончательного обретения. В современном обществе - студенческий возраст. Психоанализ - наука - глубинная психология. Основатель -3. Фрейд. П. - теория личности, ставящая в центр внимания бессознательные психические процессы и сексуальные влечения. П. - способ исследования психических процессов, недоступных другим методам. П. - метод лечения невротических расстройств, на основе психоаналитического исследования личности. Психологическая готовность к школьному обучению - единство психологических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе. Два вида П.г. ш. - специальная готовность (сенсо-моторная, интеллектуальная) и общая личностная готовность (произвольность, положительное отношение к школе, сформированность общения со взрослым и сверстником). Психология - (от греч. psyche - душа и logos - учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психомоторное развитие - процесс, характеризующийся единством восприятия и движения (например, становление структуры сенсомоторно-го интеллекта у ребенка в возрасте от рождения до 2-х лет). Пубертат - половое созревание. Пубертатный период - (от лат. pubertas - возмужалость, половая зрелость) возраст с 12 до 16 лет у девочек ис 13 до 17-18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания. Развитие - направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества. Релятивизм - (от лат. relativus - относительный) в теории Ж. Пиаже -осознание оснований высказываний и предположений, критерий научного познания. Рефлекс Робинзона - безусловный хватательный рефлекс. Исчезает обычно после 5-го месяца жизни. Рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращенный назад) в теории Ж. Пиаже - осознание ребенком собственных действий. Р. первого порядка - ориентировка ребенка на результат собственных действий. Р. - ориенти Реципрокность - (от лат. reciprocus - возвращающийся, взаимный) в теории Ж. Пиаже - взаимность мысли, умение ребенка соотносить свою точку зрения с точкой зрения другого. Р. - условие преодоления интеллектуального эгоцентризма. Ригидность - (от лат. rigidus - жесткий, твердый) недостаточные подвижность, переключаемость мотивационных установок, действий, мыслительных процессов по отношению к меняющимся требованиям среды. Ритуал - (от лат. ritualis - обрядовый) в этологии, термин К. Лоренца - церемониальные действия у стадных животных; в психологии, термин Э. Эриксона - повторяющиеся действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия, развивающиеся по стадиям жизненного цикла, сохраняющие новизну при многократных повторениях. Противоположность - ритуализм (повторяющееся действие, лишенное духовного содержания). Рост - процесс количественного изменения явлений или объектов, не приводящий к возникновению нового качества. Рудиментарные органы - (от лат. rudimentum - зачаток, первооснова) остаточные органы, утратившие в процессе эволюции свое основное значение. Самоопределение - понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Профессиональное С. - выбор профессии; личностное С. - формирование взглядов на жизнь, мировоззрения. Самосознание - осознание человеком себя как индивидуальности, в том числе своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам. Секреция - (от лат. secretio - отделение) образование и выделение железистыми клетками особых продуктов - секретов, необходимых для жизнедеятельности организма. Сензитивный период - (от лат. sensus - чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности. Сенсорная депривация - (от лат. sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. Сенсорный - (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям. Сентенция - (лат. sententia - мысль, изречение, приговор) изречение нравоучительного характера. Синкретизм - (от греч. syn - с, вместе и cresco - расту, увеличиваюсь) особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста, проявляющаяся в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Словарь активный - совокупность слов, которыми пользуется ребенок при построении высказываний. Словарь пассивный - совокупность слов, которые ребенок понимает, но не использует в речи. Сохранение - термин Ж. Пиаже, имеет два значения. С. объекта - понимание ребенком, что объекты существуют независимо от него в пространстве и во времени. С. объекта - психологический критерий достижения структуры сенсомоторного интеллекта. С. свойств объекта - осознание ребенком того, что физические свойства вещества (объем, масса, количество) остаются постоянными, несмотря на изменения его формы или внешнего вида. С. свойств объекта - психологический критерий достижения структуры конкретных операций. Социализация - (от лат. socialis - общественный) понятие, имеющее разное содержание в различных научных концепциях. В психоанализе С. -переход от принципа удовольствия к принципу реальности, формирование защитных механизмов личности, становление эго-аппарата личности, формирование инстанции сверх-Я, следование законам, существующим в обществе. В теории Ж. Пиаже С. - преодоление эгоцентрических установок, соотнесение своей точки зрения с точкой зрения других. В теории социального научения С. - переход от гуманоидного (человекоподобного) существования к жизни в качестве полноценного члена общества. Социальная ситуация развития - термин Л.С. Выготского - структурный компонент психологического возраста. Сер. - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и взрослым. Социальная среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы. Date: 2015-11-15; view: 513; Нарушение авторских прав |