Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод «продольных» срезов- длительное, на протяжении многих лет исследование группы испытуемых одного возраста с помощью наблю­дения или эксперимента. См. Лонгитюд





Мировоззрение - представление о мире, система взглядов на отно­шение человека к окружающей действительности и к себе, а также обу­словленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Нравственное М. - система нравственных убеждений, опре­деляющих побуждения личности.

Моделирование - представление объекта с помощью другого мате­риала, позволяющее ребенку лучше ориентироваться в свойствах исходно­го объекта. В дошкольном возрасте М. осуществляется в игровой деятель­ности, конструировании, рисовании и т.п.; ребенок-дошкольник способен использовать графические схемы, планы и карты для ориентировки в ок­ружающем.

Монозиготные близнецы- единственные люди, имеющие идентич­ный набор генов. См. Близнецовый метод.

Морфология - (от греч. morphe - форма) в биологии - наука о форме и строении организмов; в лингвистике - учение о строении слова.

Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую М. (движение руки и пальцев) и крупную М. (перемещение тела, ходьба).

Наблюдение - стратегия исследования, направленная на целенаправ­ленное и систематическое восприятие и фиксацию фактов в развитии пси­хических процессов и в поведении.

Навык - а) форма поведения, формирующаяся прижизненно благода­ря многократным упражнениям; - б) действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений.

Нарциссизм- в психоанализе (на основе греческого мифа о Нарцис­се) - влечение к своему собственному телу. Н. первичный - либидо ребен­ка, обращенное полностью на себя. Н. вторичный - отнятие либидо от объ­екта и обращение его вновь на самого себя, свое Я.

Нативизм - учение о развитии, обусловленном наследственными факторами.

Научение- в бихевиоризме - выработка связи между стимулом и ре­акцией. Три формы Н.: классическое обусловливание (И.П. Павлов), опе-рантное Н. (Б. Скиннер), Н. на основе подражания (А. Бандура). Законы Н. - закон проб и ошибок, закон готовности, закон упражнения, закон эффек­та - действуют в поведении как животных, так и человека. Специфика Н. у ребенка отражена в теории социального Н. См. Бихевиоризм, Теория со­циального научения.

Невербальный - не опосредствованный словом. Например, невер­бальный тест - кубики Кооса, невербальный интеллект - доречевой, сенсомоторный.

Негативизм - (от лат. negatio - отрицание) одна из характерных осо­бенностей критического периода; Н. - отказ выполнять предъявляемые требования или осуществление противоположных действий.

Непроформированный тип развития- тип развития, при котором не известны все стадии, которые организм или явление проходит в процес­се своего становления, и не известен конечный результат, к которому раз­витие приведет. См. Развитие.

Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся осо­бым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребен­ка к самому себе и другим людям.

Номотетический и идеографический методы - (от греч. nomothetike

- законодательное искусство; idios - особенный, своеобразный и grapho -пишу) способы представления и исследования предметов, отличающиеся тем, что И.м выявляет в предмете его индивидуальность, а Н.м. – его включенность в законосообразные связи и зависимости. И. м. является специфическим для наук о культуре. Он особенно важен для характери­стики уникальных событий, цельных культур, образований, индивидуаль­ного развития и поведения людей.

Обучение - участие других людей в организации процесса учения. Учение - усилие самого ученика, усваивающего тот или иной материал.

Одаренность, одаренные дети -О.-1) качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения дея­тельности; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обу­славливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интеллект; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость. О.д.

- дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке,
рисованию, технике и т.д.).

Онтогенез - (от греч. ontos - сущее и genesis - рождение, происхож­дение) термин введен немецким биологом Э. Геккелем. В биологии О. -индивидуальное развитие организма от момента его зачатия до смерти. В психологии: а) период, который начинается после рождения и продолжается до конца жизни; б) период становления и формирования личности, включающий только периоды детского и юношеского развития.


Оперантное обусловливание - термин введен Б. Скиннером. О.об. -форма научения, при которой спонтанное или инициированное экспери­ментатором движение животного получает подкрепление. Оперант являет­ся синонимом для термина «подкрепление». О.об. лежит в основе про­граммированного обучения.

Операции - 1) термин Ж. Пиаже - действия, перенесенные в умст­венный план, скоординированные между собой в целостную систему, об­ладающую свойством обратимости; 2) термин А.Н. Леонтьева - одна из составляющих деятельности, соотносимая с условиями достижения цели.

Паралингвистический - неязыковые средства, включенные в рече­вое общение: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т.п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические.

Патогенез - (от греч. pathos - страдание, болезнь) механизмы разви­тия заболеваний и патологических процессов.

Перцепция - (от лат. perceptio - представление, восприятие) процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств.

Подражание - форма научения на основе наблюдения. П. - воспроиз­ведение в действии поведения модели.

Понятие - развитая форма обобщения. Эмпирическое П. - фиксирует нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравне­ния. Теоретическое П. - строится на основе анализа происхождения (гене­зиса) явления или объекта.

Постнатальное развитие - период развития после рождения.

Предпубертатность - период, предшествующий половому созреванию.

Проекция - (от лат. projectio - бросание вперед) термин 3. Фрейда -защитный механизм личности, бессознательное приписывание субъектом собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характе­ра другим людям.

Произвольность - особенность поведения, опосредованного образом, правилом, моральной нормой.

Психосексуальный мораторий - (от позднелат. moratorius - замед­ляющий, отсрочивающий) термин 3. Фрейда - период (латентный) отсроч­ки, «дремотности» сексуальных желаний.

Психосоциальный мораторий - (от позднелат. moratorius - замед­ляющий, отсрочивающий) термин Э. Эриксона - период времени от начала поиска своей идентичности до ее окончательного обретения. В современ­ном обществе - студенческий возраст.

Психоанализ - наука - глубинная психология. Основатель -3. Фрейд. П. - теория личности, ставящая в центр внимания бессознатель­ные психические процессы и сексуальные влечения. П. - способ исследо­вания психических процессов, недоступных другим методам. П. - метод лечения невротических расстройств, на основе психоаналитического ис­следования личности.

Психологическая готовность к школьному обучению - единство психологических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное на­чало обучения в школе. Два вида П.г. ш. - специальная готовность (сенсо-моторная, интеллектуальная) и общая личностная готовность (произволь­ность, положительное отношение к школе, сформированность общения со взрослым и сверстником).

Психология - (от греч. psyche - душа и logos - учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой фор­мы жизнедеятельности.


Психомоторное развитие - процесс, характеризующийся единством восприятия и движения (например, становление структуры сенсомоторно-го интеллекта у ребенка в возрасте от рождения до 2-х лет).

Пубертат - половое созревание.

Пубертатный период - (от лат. pubertas - возмужалость, половая зрелость) возраст с 12 до 16 лет у девочек ис 13 до 17-18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания.

Развитие - направленное, закономерное изменение явления или про­цесса, ведущее к появлению нового качества.

Релятивизм - (от лат. relativus - относительный) в теории Ж. Пиаже -осознание оснований высказываний и предположений, критерий научного познания.

Рефлекс Робинзона - безусловный хватательный рефлекс. Исчезает обычно после 5-го месяца жизни.

Рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращенный назад) в теории Ж. Пиаже - осознание ребенком собственных действий. Р. первого порядка

- ориентировка ребенка на результат собственных действий. Р. - ориенти­
ровка ребенка на способ достижения результата; в теории развивающего
обучения Эльконина - Давыдова Р. - существенный показатель умствен­
ного развития, компонент теоретического мышления.

Реципрокность - (от лат. reciprocus - возвращающийся, взаимный) в теории Ж. Пиаже - взаимность мысли, умение ребенка соотносить свою точку зрения с точкой зрения другого. Р. - условие преодоления интеллек­туального эгоцентризма.

Ригидность - (от лат. rigidus - жесткий, твердый) недостаточные под­вижность, переключаемость мотивационных установок, действий, мысли­тельных процессов по отношению к меняющимся требованиям среды.

Ритуал - (от лат. ritualis - обрядовый) в этологии, термин К. Лоренца - церемониальные действия у стадных животных; в психологии, термин Э. Эриксона - повторяющиеся действия, имеющие значение для всех уча­стников взаимодействия, развивающиеся по стадиям жизненного цикла, сохраняющие новизну при многократных повторениях. Противополож­ность - ритуализм (повторяющееся действие, лишенное духовного содер­жания).

Рост - процесс количественного изменения явлений или объектов, не приводящий к возникновению нового качества.

Рудиментарные органы - (от лат. rudimentum - зачаток, первоосно­ва) остаточные органы, утратившие в процессе эволюции свое основное значение.

Самоопределение - понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Профессиональное С. - выбор профессии; личностное С. - формирование взглядов на жизнь, мировоззрения.

Самосознание - осознание человеком себя как индивидуальности, в том числе своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.

Секреция - (от лат. secretio - отделение) образование и выделение железистыми клетками особых продуктов - секретов, необходимых для жизнедеятельности организма.


Сензитивный период - (от лат. sensus - чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружаю­щей действительности.

Сенсорная депривация - (от лат. sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.

Сенсорный - (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) чувст­вительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.

Сентенция - (лат. sententia - мысль, изречение, приговор) изречение нравоучительного характера.

Синкретизм - (от греч. syn - с, вместе и cresco - расту, увеличива­юсь) особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста, проявляющаяся в тенденции связывать между собой разнород­ные явления без достаточного внутреннего основания.

Словарь активный - совокупность слов, которыми пользуется ребе­нок при построении высказываний.

Словарь пассивный - совокупность слов, которые ребенок понима­ет, но не использует в речи.

Сохранение - термин Ж. Пиаже, имеет два значения. С. объекта - по­нимание ребенком, что объекты существуют независимо от него в про­странстве и во времени. С. объекта - психологический критерий достиже­ния структуры сенсомоторного интеллекта. С. свойств объекта - осознание ребенком того, что физические свойства вещества (объем, масса, количе­ство) остаются постоянными, несмотря на изменения его формы или внешнего вида. С. свойств объекта - психологический критерий достиже­ния структуры конкретных операций.

Социализация - (от лат. socialis - общественный) понятие, имеющее разное содержание в различных научных концепциях. В психоанализе С. -переход от принципа удовольствия к принципу реальности, формирование защитных механизмов личности, становление эго-аппарата личности, фор­мирование инстанции сверх-Я, следование законам, существующим в об­ществе. В теории Ж. Пиаже С. - преодоление эгоцентрических установок, соотнесение своей точки зрения с точкой зрения других. В теории соци­ального научения С. - переход от гуманоидного (человекоподобного) су­ществования к жизни в качестве полноценного члена общества.

Социальная ситуация развития - термин Л.С. Выготского - струк­турный компонент психологического возраста. Сер. - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и взрослым.

Социальная среда - окружающие человека общественные, матери­альные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественные институты, об­щественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (мик­росреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудо­вую, учебную и другие группы.







Date: 2015-11-15; view: 513; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию