Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория рекапитуляции- теория развития, в основе которой лежит Биогенетический закон. См. Биогенетический закон





Теория социального научения - направление американской психо­логии развития, которое изучает содержание, причины и механизмы про­цесса социализации ребенка. Т.с.н. возникла на основе синтеза бихевио­ризма и психоанализа. Основные линии исследования: социальное науче­ние в процессе воспитания ребенка (детско-родительские отношения); кросскультурный анализ (воспитание и развитие ребенка в разных культу­рах); развитие личности.

Теория трех ступеней развития - теория К. Бюлера, согласно кото­рой развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт - все формы поведения врожден­ны, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспе­чивают узкую степень адаптации. Дрессура (навык) - требуют упражне­ния; адаптация в пределах опыта, узкая область переноса. Интеллект -доступен только на определенной стадии развития ЦНС, осуществляется по принципу инсайта, обеспечивает неограниченные возможности адапта­ции. Механизм перехода с одной ступени на другую: созревание ЦНС и переход удовольствия с конца действия на начало. К. Бюлер сформулиро­вал закон функционального удовольствия: любой живой организм испы­тывает удовольствие от более совершенного функционирования.

Тинейджер - (англ. teenager от teen - суффикс числительных от 13 до 19 и age - возраст) подросток - юноша или девушка - в переходном воз­расте (от 13 до 19 лет).

Транзитивность - (переходность) в теории Ж. Пиаже, - характери­стика логического рассуждения: если А = В,аВ = С, тоА = С.

Условный рефлекс - понятие, введенное И.П. Павловым. У.р. - ди­намическая связь между условным раздражителем и реакцией животного, первоначально основанной на безусловном раздражителе.

Учебная деятельность - в теории развивающего обучения - один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания как наука, искусство, нравственность, право и религия. В других педагогических системах У.д. -особая форма активности личности, направленная на усвоение социально­го опыта познания и овладения культурными способами умственных и предметных действий.

Феминизация - (от лат. femina - женщина) проявление женских черт у представителей обоих полов.

Феномен - (от греч. phainomenon - являющееся) явление, данное нам в опыте; в детской психологии - достоверный факт в области детского раз­вития, носящий имя ученого, который его открыл. Например, «Феномены Пиаже».

Филогенез - (от греч. phylon - род, племя) процесс исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп - ви­дов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царств.

Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. Ф. с. - слуховое восприятие фонем данного языка.

Фрустрация - (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) психи­ческое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой невозможности достижения цели. Состояние Ф. сопровождается различ­ными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

Чувство взрослости - форма самосознания, центральное новообразо­вание подросткового возраста. Объективная взрослость - готовность под­ростка реализовать права и обязанности взрослого человека. Субъективная взрослость - переживание себя взрослым. Виды взрослости: интеллекту­альная (самообразование), социально-моральная (предъявление к себе норм, реализуемых во взрослом обществе), внешняя взрослость (во внеш­нем облике, в характере развлечений).

Эмпирический эволюционизм - расширение значения эволюцион­ного принципа (видоизмененного учения Ч. Дарвина), который объявляет­ся универсальным. Он объясняет и развитие природы, и развитие общест­ва, и развитие ребенка (рассматривается как реализация и модификация наследственных задатков). Отсюда возникает непонимание основного в процессе развития: возникновения новообразований (Л.С. Выготский).

Эго-идентичность - термин Э. Эриксона - целостность личности; то­ждественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, кото­рые происходят с нами в процессе роста и развития (Я - тот же самый).

Эгоцентризм - термин Ж. Пиаже. Э. - систематические ошибки, ил­люзии познания, вызванные непосредственной точкой зрения, которую по­знающий субъект считает абсолютно истинной, не умеет координировать ее с другими точками зрения, не понимает оснований, на которых она строится.

Эдипов комплекс - термин 3. Фрейда - совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. Э.к. - либидо-носная привязанность мальчика к матери и враждебное отношение к отцу. Получил название по имени царя Эдипа; у ребенка проявляется на пике фаллической фазы (между тремя и пятью годами).

Эклектика - (от греч. eklektikos - выбирающий) механическое соеди­нение разнородных, часто противоположных, принципов, взглядов, теорий и т.п.

Эксперимент - создание системы условий для воспроизведения пси­хического явления с целью его последующего качественного и количест­венного анализа.

Экспериментально-генетический метод - метод изучения психиче­ских явлений на основе их формирования в лабораторных условиях. Разра­ботан Л.С. Выготским для анализа развития высших психических функций (речевого мышления, внимания, памяти и др.).

Экстериоризация - (от лат. exterior - внешний) переход от внутрен­него, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. Противоположность - интериоризация.

Эмбриогенез - развитие плода от зачатия до рождения.

Эмпатия - (от греч. empatheia - сопереживание) внерациональное по­знание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмо­циональная отзывчивость человека на переживания другого.

Эмпиризм - (от греч. empeiria - опыт) направление в теории позна­ния, признающее опыт единственным источником формирования знания.

Эпигенетический принцип - используется в биологии, в теории пси­хосоциального развития личности. Согласно Э.п., все, что растет, имеет общий план; на основе этого плана развиваются отдельные части; каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития и так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют единое целое. Э.п. в биологии подчеркивает роль внешних факторов в возникновении новых форм и структур и тем самым противо­стоит преформистским учениям.

Эпистемология - (от греч. episteme - знание) часть гносеологии, ко­торая изучает происхождение и развитие научного знания.

Эрогенные зоны - термин 3. Фрейда - области тела, с которыми свя­зана сексуальная энергия (энергия влечений), на каждой стадии развития личности.

Этология - (от греч. ethos - привычка, характер, нрав, манера вести се­бя и logos - учение) научная дисциплина, изучающая поведение животных с общебиологических позиций и исследующая четыре его основных аспекта: 1) механизмы; 2) биологические функции; 3) онтогенез и 4) эволюцию. В центре внимания Э. - поведение в естественных условиях обитания. Осно­вателями этологии являются зоологи К. Лоренц и Н. Тинберген.

Юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни.

Я - результат выделения человеком самого себя из окружающей сре­ды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и пси­хических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой - как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении.

Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Date: 2015-11-15; view: 484; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию