Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СкульптураДревняя, добуддийская скульптура Японии — ханива — связана с курганными погребениями и представляет собой миниатюрные глиняные фигурки воинов, слуг, музыкантов, домашних и диких животных, а также модели домов. С введением буддизма мелкая пластика становится видом искусства, проповедующим догмы новой религии. Одним из ранних и уникальных примеров является горельефная пространственная композиция «Нирвана Будды» ил. 225, выполненная в 711 году из обожженной глины и помещенная в основание пагоды Годзюното монастыря Хорюдзи в Нара. Изображения учеников Будды наделены острым реализмом. Разные типы людей и различные степени проявления горя изображает художник в экспрессивных позах изможденных аскетов, содрогающихся от рыданий, причитающих с закрытыми глазами или, запрокинув голову, издающих вопли отчаяния. К рубежу VI —VII веков в буддийских храмах вырабатываются основы храмовой алтарной композиции, приобретшей к IX—X векам более национальный характер и большую усложненность. Скульпторы олицетворяли защитников и противников буддизма (в широком смысле противоборство сил мироздания). Значение божеств в пантеоне определялось их размером, местонахождением по отношению к Будде, а также цветом. Размещение фигур на алтарном возвышении выражало одновременно и структуру мира: оси вселенной, страны света, планеты. В период Камакура религиозные концепции дзэн — стремление к простоте и одновременно отрицание старых канонов — вызвали к жизни буддийскую портретную скульптуру XIII века. Статуи, изображающие главным образом почитаемых священников, были предназначены для обозрения широкими массами приверженцев, и преобладающим их качеством была убеждающая достоверность. Таковы Тёпи-аскет с бескровным волевым ртом и твердым взглядом глубоко запавших глаз и Эйсон (обе — середина XIII в., Нара, монастырь Тодайдзи), поражающий конкретностью образа, в котором угадывается опытный полемист, не забывающий при этом о земных радостях. Монументальная скульптура. Помимо храмовых изображений, связанных с архитектурой, монументальная скульптура представлена гигантскими, бронзовыми или деревянными статуями Будды, из которых наиболее почитаем Дайбуцу ил. 221 (Великий Будда) в Камакуре, близ Иокогамы, воздвигнутый в 1252 году. Монумент, спаянный из бронзы, имеет в высоту 11,4 метра при длине лица в 4 метра. Первоначально камакурский Будда (изображение Амиды) не был предназначен для открытого пространства. Храм, вмещавший его, разрушен тайфуном. Величественная фигура выражает главную идею буддизма — душевный покой, бесстрастие и самосозерцание. Полузакрытые глаза и загадочная улыбка, чуть склоненная под тяжестью дум голова оставляют впечатление внутренней силы и значительности. Мелкая пластика — нэцке. К XVII веку большое распространение получила миниатюрная скульптура — нэцке — костяные или деревянные фигурки ремесленников, актеров, мифологических героев и животных. Они имели утилитарное значение и служили своеобразным брелоком в ансамбле национальной японской одежды, лишенной карманов. Через две просверленные в нэцке дырочки продевался шнурок от кисета, трубки, веера или коробочки для лекарств, который прихватывался поясом, а сама фигурка вывешивалась поверх. Функциональность брелока обусловливала его компактную, «обтекаемую» декоративную форму, связь с национальной, преимущественно городской одеждой диктовала тематику, в которой нашли отражение интересы, времяпрепровождение и поверья горожан. С юмором, гротескной остротой изображают, например, резчики округлую, закутанную с головой, фигурку легендарного основателя секты дзэн — Дарумы, который, согласно легенде, девять лет просидел в неподвижности, скрестив ноги и погрузившись в созерцание; старый бродячий фокусник с обезьянкой, обряженной в маску, созывает публику; женщина чистит рыбу; дети разбивают вазу, пытаясь вызволить свалившегося шалуна. Конкретность сюжета предполагает одновременно и условность, иносказательность: жанровый мотив разбитой вазы, в соответствии с традиционным художественным мышлением японцев, мог иметь многозначные и отвлеченные ассоциации.
|