Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспертные исследования следов транспортных средств





Этот ви­д трасологической экспертизы подразумевает исследования следов, оставляемых транспортными средствами. При этом решается весьма широкий круг экспертных задач, к которым относятся диагностические, идентификационные, класси­фикационные, а в некоторых случаях реконструкционные. К категории диагностических задач относится установление места столкновения (наезда), определение взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения, направления их движения при столкновении, перемещения транспортных средств после столкновения, взаимного положения транспортного средства и пешехода в момент наезда (переезда) и т.п.

В настоящем разделе рассматривается пример решения идентификационной задачи - отождествление следообразующих элементов транспортных средств по оставленным ими следам. К таким элементам в первую очередь относятся следообразующие поверхности рельефного рисунка колесных шин, другие выступающие элементы ходовой части.

В то же время вопросы, представляемые на разрешение эксперта, могут быть как диагностического, так и идентификационного характера.

Наиболее часто встречающиеся вопросы диагностического характера могут иметь следующую редакцию:

1. В каком направлении двигалось транспортное средство?

2. Каким видом автотранспорта (грузовым, пассажирским) могли быть оставлены следы, обнаруженные на месте происшествия?

3. Какой моделью шины был оставлен представленный на исследование след протектора?

4. На какие модели транспортных средств могут устанавливаться шины данной модификации?

5. Возможно ли по следам разворота транспортного средства, обнаруженным на месте происшествия, определить его базу?

Идентификационные вопросы имеют весьма разнообразные формулировки и касаются установления тождества транспортного средства или его отдельной части по следам. Например:

1. Не оставлен ли след, представленный на исследование, правым передним колесом автомобиля ВАЗ 2106?

2. Не оставлен ли след, обнаруженный на одежде потерпевшего, бампером автомобиля ГАЗ - 2410?

Оформление результатов идентификационного исследования выполняется в соответствии с общепринятыми требованиями. Иллюстративный материал представляется в виде фототаблицы, в которой на фото 1 показывается общий вид объектов, поступивших на исследование, на фото 2 выносится изображение исследуемого следа или его копии, изъятой с места происшествия. Сравнительная стадия иллюстрируется фото 3 и 4, на которых производится сопоставление или совмещение совпадающих и различающихся признаков. При сопоставлении обязательно приводятся контрольные фотоснимки.

Образец 12. Экспертиза следов транспортных средств

 

На экспертизу представлены:

1. Лист бумаги со следом, изъятый с места происшествия.

2. Шина правого переднего колеса автомобиля ВАЗ-2106.

Перед экспертом поставлены вопросы:

1. Пригоден ли след, изъятый с места происшествия, для иден­тификации?

2. Если да, то не оставлен ли след протектором шины представленной на исследование?

ИССЛЕДОВАНИЕ

Лист бумаги со следом поступил на исследование упакованным в конверт из бумаги светло-коричневого цвета с размерами сторон... х... мм. Клапан конверта заклеен и опечатан оттиском круглой печати "Для пакетов......... РОВД города............". Целостность упа­ковки и печати не нарушена. Шина правого переднего ко­леса автомобиля ВАЗ-2106 поступила на исследование без упаковки. К шине на шпагате прик­реплена бирка, на которой красителем синего цвета выполнен рукописный текст, указывающий, где была изъята шина, а также имеются подписи понятых, следователя, специалиста и оттиск круглой печати "Для пакетов......... РОВД города............." Количество, состояние и внешний вид объектов соответствует описанию в постановлении следователя о назначении экспертизы.

Поступивший на исследование лист бумаги белого цвета прямоуголь­ной формы с размерами сторон... х... мм (фото 1) имеет с одной сторо­ны след наслоения вещества черного цвета, по форме близкий к прямоугольной с размерами: наибольшая длина... мм, наибольшая ширина... мм. В следе отобразился рельефный рисунок, состоя­щий из окрашенных и пробельных участков. Центральная часть следа представляет собой три окрашенные ломаные линии шириной от... мм до... мм, участки которых расположены параллельно друг другу, длина сторон ломаной линии от... до... мм. Углы при вершинах ло­маной линии составляют... градусов. Данные ломаные линии разделе­ны пробельными ломаными линиями шириной от... мм до... мм. Общая ширина центральной части следа составляет... мм. Слева и справа от центральной части следа имеются окрашенные участки в виде шестиугольников с размером сторон от... мм до... мм, соеди­ненные между собой пробельными ломаными линиями шириной от... мм до... мм. На всех окрашенных элементах следа имеются упорядочен­ные пробельные ломаные линии размерами длиной от... мм до... мм и шириной от... мм до... мм.


Судя по форме, размерам и рисунку, отобразившихся в следе, можно сделать вывод, что след, поступивший на исследование, остав­лен участком протектора беговой дорожки шины и пригоден для груп­повой идентификации.

При сравнении следа со справочными данными (указать источники) установлено, что след оставлен шиной модели..., предназначенной для эксплуатации на следующих модификациях автомобилей...,...,....

При визуальном исследовании следа, а также с помощью увели­чительных приборов установлено, что в нем отобразились пробель­ные и окрашенные участки, различные по форме и размерам, располо­жению и взаиморасположению, которые могут быть объяснены как на­личием признаков, индивидуализирующих протектор беговой дорожки шины, оставившей след, так и процессом следообразования.

Шина, поступившая на исследование, изготовлена из материала черного цвета и имеет следующие размеры: наружный диаметр... мм, внутренний (посадочный) диаметр... мм, ширина поперечного сечения (профиля)... мм, высота поперечного сечения (профиля)... мм. На боковой поверхности шин имеются маркировочные обозначения:... (фото 2).

Рисунок протектора беговой дорожки шины состоит из выступаю­щих элементов, которые в центральной части представляют собой ломаные линии шириной от... мм до... мм, распо­ложенные параллельно друг другу вдоль осевой линии беговой дорож­ки, длина сторон ломаной линии от... мм до... мм, углы при верши­не ломаных линий составляют... градусов. Данные ломаные линии разделены углублениями в виде ломаных линий шириной от... мм до... мм. Слева и справа от центральной части беговой дорожки имеются выступающие элементы (грунтозацепы) в виде шестиугольников с размером сторон от... мм до... мм, соединенных между со­бой у основания. Данные шестиугольники разделены между собой уг­лублениями в виде ломаных линий шириной от... мм до... мм. На всех выступающих элементах беговой дорожки имеются упорядоченные уг­лубления в виде ломаных линий с наибольшей шириной... мм, длиной от... мм до... мм. При сравнении рисунка протектора бе­говой дорожки шины со справочными данными (указать источники), установлено, что шина модификации... предназначена для эксплуатации на автомобилях следующих моделей:...,...,....

При исследовании протектора беговой дорожки шины установле­но, что на ней имеются потертости, отсутствие отдельных элементов рисунка протектора, вырывы, порезы различной формы и размеров. Это свидетельствует о том, что шина находилась в эксплуатации.

Для проверки устойчивости отображения признаков и получения образцов для сравнительного исследования проводился экспертный эксперимент, в ходе которого шина монтировалась на диск и устанавливалась на переднюю ось автомобиля ВАЗ 2106. На протектор беговой дорожки шины тонким слоем наносилась типографская краска. Давление внутри шины соответствовало рекомендуемому техническими условиями эксплуатации. После чего в процессе движения автомобиля колесо про­катывалсь по поверхности белой бумаги размерами... х... мм, уложенной на ровной асфальтированной дороге. В результате были получены по­верхностные оттиски, в которых полно и четко отобразился рисунок протектора беговой дорожки шины и его особенности.


При сравнении следа, изъятого с места происшествия, с полученными экспери­ментальными оттисками протектора беговой дорожки методом сопос­тавления установлено их совпадение по следующим общим признакам: форме и размерам элементов рисунка беговой дорожки шин, а также частным признакам (фото 3, 4):

- пробелу, по форме близкому к прямоугольной, с размерами: наибольшая длина... мм, наибольшая ширина... мм, расположенному в... мм от правого края листа бумаги и в...мм от верхнего края листа бумаги (отм. 1);

- пробелу треугольной формы с размерами сторон... мм, рас­положенному в... мм от правого края листа бумаги и в... мм от верхнего края листа бумаги (отм. 2);

- пробелу, по форме близкому к прямоугольной, с размерами: на­ибольшая длина... мм, наибольшая ширина... мм, расположенному в... мм от левого края листа бумаги и в... мм от нижнего края листа бумаги (отм. 3);

- пробелу линейной формы с размерами: длина... мм, ширина... мм, расположенному в... мм от нижнего края листа бумаги (отм. 4).

Выявленные совпадающие признаки устойчивы, в своей сово­купности существенны, индивидуальны и достаточны для категорического положительного вывода о том, что след протектора беговой дорожки шины изъятый с места происшествия, оставлен участком протектора беговой дорожки шины представленной на исследование.

В процессе исследования применялись: линейка измерительная, штангенциркуль, транспортир; использовались: валик дактилоскопический, типографская краска, листы бумаги, фотоустановка "Ула­рус", фотоаппарат "Зенит-122", фотопленка ФН-64, фотоувеличитель "УПА-5М", фотобумага.

 

ВЫВОДЫ:

1. След протектора беговой дорожки шины, изъятый с места происшествия, пригоден для идентификации.

2. След протектора беговой дорожки шины, изъятый с места про­исшествия, оставлен участком протектора беговой дорожки шины, представленной на исследование.

К настоящему заключению прилагается фототаблица на двух лис­тах со следующими фотоснимками: фото 1. Общий вид листа бумаги с поверхностным следом, изъятым с места происшествия; фото 2. Общий вид шины, правого переднего колеса авто­мобиля ВАЗ - 2106, представленной на исследование; фото 3. Изображение поверхностного следа протектора шины, изъятого с места происшествия; фото 4. Изображение экспериментального поверхностного следа беговой до­рожки шины правого переднего колеса автомобиля ВАЗ - 2106, представленной на исследование; фото 5 и 6 Контрольные фотоснимки.

Примечание: на фото 4 и 5 красителем красного цвета указаны совпадающие признаки.

 







Date: 2015-11-13; view: 6596; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию