Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Последовательные картинки
Цель исследования: Выявить умение устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения; давать оценки воспринимаемым ситуациям; уровень развития связной речи; уровень развития логического мышления; развитие воображения. Материалы: Наборы последовательных картинок: - С явным смыслом сюжета - Со скрытым смыслом сюжета - С незавершенным концом действия Можно использовать и другие наборы. Важно, чтобы они были четко прорисованы, а их содержание было понятно дошкольнику. Картинки из каждого набора предъявляются ребенку в случайном, неправильном порядке. Процедура проведения: Необходимо начинать с набора, состоящего их двух картинок, постепенно усложняя задания и предъявляя большее число картинок. Далее, если ребенок не справляется с заданием, никакие дополнительные объяснения не приводятся. Порядок предъявления наборов приведен по схеме.
Обычно достаточно проведения 3 – 4 проб (предъявления трех – четырех наборов последовательных картинок). Ребенку предлагают рассмотреть таблицы с изображением событий и положить их в необходимой смысловой последовательности. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. После этого обследующий предлагает ребенку составить по ним рассказ. Психолог записывает в протоколе, как ребенок разложил картинки (3, 1, 2). Затем просят рассказать по порядку о том, что случилось. Рассказ записывается. Оказание помощи: 1 уровень помощи – наводящие вопросы (в протоколе записывается с помощью каких действий ребенок исправлял допущенные ошибки). 2 уровень помощи – психолог показывает первую картинку сам и предлагает ребенку снова разложить картинки. 3 уровень помощи - если ребенок затрудняется, необходимо привести ему пример составления небольшого рассказа по этим картинкам, затем ребенку предлагают новую серию, состоящую из такого же числа картинок с целью выяснения возможен ли перенос усвоенного способа действия.
Инструкция: У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ. Первая картинка должна обозначать начало рассказа, а вторая его окончание. Ты уже готов? Покажи, где начало твоего рассказа. (Это очень важная фраза, т.к. некоторые дошкольники могут разложить картинки справа налево, или сверху вниз, или снизу вверх.) Расскажи, какой рассказ ты придумал. Анализ результатов: Для определения уровня развития связной речи – см. логопедическую практику. Для определения уровня развития логического мышления необходимо соблюдение следующих условий: 1. Задание считается выполненным, если все картинки набора связаны в единый рассказ, т.е. в цепь определенных событий. Задание не выполнено, если ребенок описывает содержание каждой картинки самостоятельно, без связи между ними. Если связь между картинками одного набора в рассказе ребенка не явна, следует задать уточняющие вопросы. 2. Задание выполнено, если последовательные картинки объединены логически, причинно – следственными связями. Чтобы уточнить, устанавливает ли ребенок такие логические связи, необходимо задавать ему уточняющие вопросы: - Почему произошло именно так? - Как ты догадался, что это так? И если при ответе на вопрос ребенок обращается к соседним картинкам (предыдущей или последующей), значит, он способен выявить причинно – следственные связи). Особое внимание уделяется если ребенок разложил в своей последовательности картинки, но составил и логически объяснил рассказ. 3. При определение уровня развития логического мышления не оценивается красота рассказа, т.е. богатство речи, подробность описания, наличие прямой речи и т.д. так как это имеет отношение к развитию связной речи, но не к логическому мышлению. После составления нескольких рассказов (согласно схеме) оценивается лучший из них следующим образом: - 1 балл – рассказ составлен на основе двух картинок, логическая связь присутствует. - 2 балла – рассказ составлен по трем картинкам правильно, но на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает. - 3 балла – рассказ составлен по трем картинкам, отвечает на уточняющие вопросы, четко выявляются логические связи. - 4 балла – рассказ составлен по четырем картинкам правильно, но на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает. - 5 баллов – рассказ составлен по четырем картинкам, отвечает на уточняющие вопросы, четко выявляются логические связи. Для того, чтобы определить уровень развития логического мышления в зависимости от возраста, воспользуйтесь таблицей.
Date: 2015-11-14; view: 956; Нарушение авторских прав |