Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Четвертый лишний
Цель исследования: Исследование категориального мышления; выявление уровня обобщения, выявить способность выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, уровень развития категориального мышления, способность речевого обобщения выделенных признаков. Материал: Набор карточек, на каждой из которых изображено по четыре предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу: - каждый раз изменяется позиция “лишней картинки” - используются провокации по цвету, форме, величине, стилю изображения. Инструкция: На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета. Ход выполнения задания: Ребенку последовательно предъявляются карточки, на которых он показывает “Лишний предмет”, а затем обосновывает принцип выделения. Анализ результатов: Дети пяти лет справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя “лишний” предмет способом противопоставления (это обувь, а это не обувь). Дети с 6 лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к семи годам. Дети 6 – 7 лет после выполнения первого задания справляются с последующими. Причем им уже не нужно повторять все содержание инструкции. Достаточно ограничиться предъявлением таблицы и задать вопрос “А здесь что не подходит?” Дети способны сделать речевое обобщение выделенных признаков. Детям с ЗПР нужна организующая помощь, особенно на этапе речевого обобщения выделенных признаков. В случаях неадекватной классификации помощь оказывается эффективной. УО дети нуждаются в подобных инструкциях при предъявлении каждой таблицы. Самостоятельно выполнить задание могут только те из них, кто познакомился с названием соответствующей группы предметов в детском саду или в семье. УО дети чаще объединяют предметы в одну группу не на основе выделения их существенных признаков, а руководствуясь внешними или ситуационными признаками. Такой характер объединения может быть установлен, если попросить ребенка обосновать причину выполненного им объединения. Бывают случаи, когда за внешне правильным исключение предмета стоит неверное обоснование (делать акцент на объяснения ребенка).
Рекомендации к составлению протоколов:
Матрицы Равена (упрощенный вариант). Цель исследования: Выявить уровень зрительного восприятия, наглядно – образного мышления, внимания. Процедура проведения: Ребенку поочередно показывают таблицы с изображениями, содержащими пробелы. Ребенок должен найти среди внешне похожих вставок ту, которой стоит заполнить пробел. Трудность заданий постепенно нарастает, а принцип выполнения остается тот же. Чтобы придать работе игровой характер и с целью оказания помощи, можно вырезать пробел и вставки. Это позволит проследить за характером выполнения задания (ищет соответствующую вставку или пробует втолкнуть в пробел все вставки наугад). Анализ результатов: Дети в возрасте 6 лет понимают инструкцию и выполняют задание. Как правило, они действуют осознанно, находя подходящую вставку на основе зрительного сопоставления, при этом проявляют живой интерес к работе и испытывают радость при ее удачном выполнении. Дети с ЗПР при оказании помощи выполняют таблицы 16 – 20. При выполнении таблиц 21 – 25 нужна значительная помощь. УО дети 8 –9 летнего возраста нуждаются в разъяснении инструкции. Они пытаются заполнить пробел наугад взятыми вставками, при оказании помощи справляются с наиболее легкими заданиями (16 – 20). Более сложные задания оказываются для них непосильными и при таком условии. Дети не усваивают принципа выполнения задания. У уо детей нет стойкого интереса к работе. При нарастании сложности таблиц интерес угасает. Уровни выполнения задания: Выше среднего –9, 10 таблиц упрощенного варианта матриц Равена Средний – 5 первых таблиц и 1 - 3 таблицы с более сложными вариантами. Низкий – 5 первых таблиц упрощенного варианта и 0 таблиц более сложных вариантов. Очень низкий – менее 5 первых таблиц.
Date: 2015-11-14; view: 833; Нарушение авторских прав |