Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творительный падеж





Творительный падеж Көмектес септiк (кiммен?, немен?)
бен ж з
пен глух / б в г д
мен гласн / сонор / 3

 

Творительный падеж (также его называют совместным или инструментальным) отвечает на вопросы "с кем?, с чем?": с Алмой – Алмамен, с водой – сумен, а также на вопросы "кем? чем?". Например, делать что-либо ногой – аяқпен, рукой – қолмен, передвигаться поездом – пойызбен, самолётом – ұшақпен.
В окончаниях творительного падежа не меняется гласная буква в зависимости от твёрдости или мягкости слова – всегда е. Окончание первой строчки таблицы бен следует только после звонких ж з. Окончание второй строчки таблицы, как всегда, после глухих согласных, а в третью строчку переместилось всё: гласные и сонорные.

1) Окончание первой строки (бен) после звонких ж з:

қағазбен – бумагой, мұзбен – со льдом, сәбiзбен – с морковью, гаражбен – с гаражом
ата-анаңызбен – с Вашими родителями,
ағаларымызбен – с нашими старшими братьями
бастығыңызбен – с Вашим начальником, әрiптестерiмiзбен – с нашими коллегами

2) Окончание второй строки (пен) после глухих согласных и б в г д:

пышақпен – ножиком, жұмыспен – работой, сағатпен – с часами,
орындықпен – со стулом
жүрекпен – сердцем, кiлтпен – ключом, үтiкпен – утюгом, күрекпен – лопатой
Шайды сүтпен iш. – Чай с молоком пей.
Суреттi қарындашпен сал. – Картину карандашом рисуй.
Ботқаны қасықпен же. – Кашу ложкой кушай. Нанды пышақпен кес. – Хлеб ножом режь.

3) В остальных случаях (после гласных, всех сонорных и притяжательной формы третьего лица) окончание третьей строки (мен):

сабынмен – с мылом, таумен – горой, Сәулемен – с Сауле, маймен – с маслом
досыммен – с моим другом, әкеңмен – с твоим отцом, бөлмелерiмен – с его комнатами

✔ Иногда, особенно в поэтических произведениях, можно встретить другую форму окончаний творительного падежа: бенен, пенен, менен (досымменен – с моим другом, досымызбенен – с нашим другом).

Таблицы с примерами (с притяжательными окончаниями):

  Көмектес септiк
Менiң Біздiң досыммен досымызбен әкеммен әкемiзбен
Сенiң Сендердiң Сіздiң Сіздердiң досыңмен достарыңмен досыңызбен достарыңызбен әкеңмен әкелерiңмен әкеңiзбен әкелерiңiзбен
Оның Олардың досымен достарымен (досымен) әкеciмен әкелерiмен (әкеciмен)

 

Личные местоимения в творительном падеже:

Творительный падеж (Көмектес септiк)
менiмен – мной (со мной) сенiмен – тобой (с тобой) сізбен – Вами (с Вами) онымен – им, ею (с ним, с нею)   бізбен – нами (с нами) сендермен – вами (с вами) сіздермен – Вами (с Вами) олармен – ими (с ними)

 

 







Date: 2015-11-14; view: 485; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию