Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Множественное число
Окончания множественного числа хоть и являются окончаниями, которые первые присоединяются к слову, но я их расположила в третьей группе специально, чтобы легче было запомнить после каких букв какие добавляются окончания. 1) С первой строчки таблицы на третью теперь переходят не только гласные, но и сонорные р у й. Это надо выучить. Так что окончания первой строки (дар/дер) следуют после сонорных л м н ң и звонких ж з. Пример: қағаздар – бумаги, қыздар – девочки, адамдар – люди, аңдар – звери 2) После глухих согласных и б в г д, как всегда, окончания, начинающиеся на глухую согласную (тар/тер): жолдастар – товарищи, сұрақтар – вопросы, хаттар – письма, кiтаптар – книги 3) Окончания третий строки (лар/лер) следуют после гласных и сонорных р у й: таулар – горы, балалар – дети, айлар – месяца, айналар – зеркала Ещё примеры: бiздiң қалаларымыз – наши города, сендердiң балаларың – ваши дети, Привожу ту же "Таблицу с примерами", что вы видели в разделе "Притяжательные окончания", но теперь существительные во множественном числе:
Примеров присоединения падежных окончаний после притяжательных окончаний приведено уже много. А вот без притяжательных окончаний к существительным множественного числа добавлять падежные окончания особенно приятно! Потому что легко:))) Ведь существительные во множественном числе всегда заканчиваются на сонорную р.
Ну и различные примеры, когда присутствуют все виды окончаний – множественное число, притяжательные и падежные: достарымызда – у наших друзей, жұмыстарында – на их работах ✔ Окончания множественного числа не добавляются: 1. Если существительному предшествует числительное (екi кiтап – две книги, он төрт күн – четырнадцать дней); 2. Если используются слова: көп – много, аз – мало, бiраз, бiршама – немного, бiрталай – большое количество, бiрнеше – несколько и т.д. (аз қалам – мало ручек, көп адам – много человек); 3. Если предметы неисчисляемые (май – масло, нан – хлеб, бақыт – счастье); 4. Если в данный момент речь идёт только как о виде:
Таблицу "Отрицание/вопрос" я разместила здесь для того, чтобы легче было запомнить после каких букв какие добавляются суффиксы (или частицы). Отрицательные суффиксы добавляются к глаголам, а вопросительные частицы ставятся в конце предложения. 1) После звонких ж з и сонорных м н ң суффиксы первой строки таблицы (ба/бе): жазба – не пиши, тоңба – не мёрзни, ұсынба – не предлагай, жуынба – не умывайся 2) После глухих согласных суффиксы второй строки (па/пе): жатпа – не ложись, тоспа – не жди, ашпа – не открывай, таныспа – не знакомся 3) После гласных и сонорных р у й л суффиксы третьей строки таблицы (ма/ме): бастама – не начинай, жылама – не плачь, отырма – не садись, алма – не бери И примеры с вопросительными частицами: Мынау қалам ба? – Это ручка? Анау кiлем бе? – Там ковёр?
Date: 2015-11-14; view: 457; Нарушение авторских прав |