Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родительный падеж





При словосочетаниях с родительным падежом первое слово будет в родительном падеже, а второе слово всегда приобретает окончание притяжательной формы 3-го лица: Сәрсен+нің аға+сы – старший брат Сарсена; Қарлығаш+тың жолдас+ы – товарищ Карлыгаш.

1) Так как окончания родительного падежа заканчиваются сонорной буквой ң (дың/дiң, тың/тiң, ның/нiң), то для красоты звучания после сонорных м н ң добавляются окончания тоже начинающиеся на сонорную, то есть окончания третьей строки (ның/нiң).
Таким образом, окончания первой строки таблицы (дың/дiң) будут следовать только после сонорных л р у й и, как обычно, после звонких ж з:

Анардың бөлмесі – комната Анары, Жанылдың анасы – мама Жаныла, Банудың үйі – дом Бану
қыздың шашы – волосы девочки, Ораздың дәптері – тетрадь Ораза, Алтынайдың шешесі – мама Алтынай
үстелдің аяғы – ножка стола, үйдің терезесi – окно дома, пәтердің еденi – пол квартиры

Думаю, вы уже обратили внимание на то, что притяжательные окончания 1-го лица множественного лица (мыз/мiз/ымыз/iмiз) и 2-го лица уважительной формы (ңыз/ңiз/ыңыз/iңiз) заканчиваются на звонкую з, поэтому после них всегда следуют звонкие окончания падежей из первых строчек таблиц.

үстелімiздің аяғы – ножка нашего стола,
мектебімiздің асханасы – столовая нашей школы
үйіңiздің терезесi – окно Вашего дома,
атаңыздың денсаулығы – здоровье Вашего дедушки

2) Окончания второй строчки таблицы (тың/тiң) следуют после глухих согласных и б в г д:

кітаптың беті – страница книги, жұмыстың сапасы – качество работы,
тамақтың дәмi – вкус еды
мектептің асханасы – столовая школы, көйлектің бағасы – цена платья,
әрiптестің телефоны – телефон коллеги

3) Окончания третьей строки таблицы (ның/нiң) после гласных, после сонорных м н ң и после притяжательной формы третьего лица.

После гласных:

Алманың қасығы – ложка Алмы, баланың ойыншығы – игрушка ребёнка,
оқушының кiтабы – книга ученика
бөлменің терезесi – окно комнаты, Сәуленің дәптері – тетрадь Сауле,
көршiнің үйі – дом соседа

После сонорных м н ң:

маусымның күндері – дни июня, адамның денесi – тело человека,
Кәрiмнiң әжесi – бабушка Карим
әкеңнің туған күнi – день рождения твоего отца,
қызымның құрбысы – подруга моей дочери

После притяжательной формы 3-его лица:

атасының денсаулығы – здоровье его дедушки,
жұмысының жоспары – план его работы
досының көмегi – помощь его друга, пәтерiнiң нөмiрi – номер её квартиры
әкесiнiң мамандығы – профессия его отца, үйiнiң төбесi – потолок его дома

Различные примеры:

Алматы қаласының көшелерінде – на улицах города Алматы
Қазақстан Республикасының астанасы – столица Республики Казахстан
Шешемнің туған күні мамырдың екісінде. – День рождения моей мамы 2-го мая.
Талғаттың досының денсаулығы қандай? – Как здоровье друга Талгата?
Жанның атасының мамандығы мұғалiм бе? – Профессия дедушки Жана - учитель?
Отанның жуасы да тәттi. – И лук на Родине сладок (каз. пословица).
Халықтың күшi - бiрлiкте. – Сила народа в единстве (каз. пословица).

✔ Родительный падеж может опускаться:

ауыл мұғалiмi – учитель аула, дәрiгерлер бөлмесi – комната врачей


Винительный падеж

Уж и пояснять тут нечего!
1) После всех сонорных и звонких ж з окончания первой строки таблицы (ды/дi):

тауды – гору, жұлдызды – звезду, орамалды – платок, қолшатырды – зонт
үйдi – дом, кiлемдi – ковёр, үстелдi – стол, жердi – землю
қаламды әкел – ручку принеси, теледидарды көр – телевизор смотри
қағазды толтыр – бумагу заполни, сағызды шайна – жевачку жуй
жұмысымды – мою работу, хатыңды – твоё письмо, алмаңызды – Ваше яблоко
суретiмдi – мою картину, шелектерiмiздi – наши вёдра, әкеңдi – твоего отца
тапсырмаларыңды тексер – твои задания проверь,
менiң кiтабымды алма – мою книгу не бери

2) Окончания второй строчки таблицы (ты/тi) следуют после глухих согласных и б в г д:

орындықты – стул, тамақты – еду, тасты – камень, ағашты – дерево
шелектi – ведро, үтiктi – утюг, көйлектi – платье, мектептi – школу
суретті ал – картину возьми, кітапты бер – книгу дай

3) После гласных окончания третьей строчки таблицы (ны/нi):

айнаны – зеркало, шанышқыны – вилку, жүлденi – приз, кеменi – корабль
ботқаны пісір – кашу приготовь, терезені жу – окно вымой
алманы бер – яблоко дай, тәрелкені апар – тарелку унеси

4) Ну и надо запомнить, что после притяжательной формы третьего лица используется окончание из четвёртой строки таблицы, то есть это окончание н (когда всё остальное щёлкается как семечки, уж исключения запомнить можно):

жұмысын – его работу, досын – его друга, кiтабын – её книгу, хатын – её письмо
үстелiн – их стол, шелегiн – их ведро, үтiгiн – её утюг, мектебiн – их школу
ағасын шақыр – его старшего брата пригласи, қаламын ал – его ручку возьми
суреттерін әкел – его картины принеси, әкесін шақыр – его отца пригласи

✔ Винительный падеж можно опустить, если предмету не придаётся особого значения, не уточняется какой-то конкретный предмет:

нан кес – хлеб порежь (какой-либо), мына нанды кес – этот хлеб порежь

✔ Часто встречается использование винительного падежа с глаголами:

шахмат ойнауды ұнатамын – мне в шахматы играть нравится,
сүрет салуды ұнатамын – мне рисовать нравится


Таблицы с примерами (с притяжательными окончаниями):

  Iлiк септiк Табыс септiк
Менiң Біздiң досымның досымыздың досымды досымызды
Сенiң Сендердiң Сіздiң Сіздердiң досыңның достарыңның досыңыздың достарыңыздың досыңды достарыңды досыңызды достарыңызды
Оның Олардың досының достарының (досының) досын достарын (досын)

 

  Iлiк септiк Табыс септiк
Менiң Біздiң әкемнiң әкемiздiң әкемдi әкемiздi
Сенiң Сендердiң Сіздiң Сіздердiң әкеңнiң әкелерiңнiң әкеңiздiң әкелерiңiздiң әкеңдi әкелерiңдi әкеңiздi әкелерiңiздi
Оның Олардың әкесiнiң әкелерiнiң (әкесiнiң) әкесiн әкелерiн (әкесiн)


Личные местоимения в родительном падеже вам хорошо знакомы (из темы Притяжательные окончания). По-другому эти местоимения ещё называют "личные местоимения в притяжательной форме". Остаётся выучить личные местоимения в винительном падеже:

 

Родительный падеж (Iлiк септiк)
менiң – мой, моя, моё сенiң – твой, твоя, твоё сіздiң – Ваш, Ваша, Ваше оның – его, её   біздiң – наш, наша, наше сендердiң – ваш, ваша, ваше сіздердiң – Ваш, Ваша, Ваше олардың – их  
Винительный падеж (Табыс септiк)
менi – меня сенi – тебя сіздi – Вас оны – его, её   біздi – нас сендердi – вас сіздердi – Вас оларды – их  

 

Date: 2015-11-14; view: 510; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию