Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Родительный падеж
При словосочетаниях с родительным падежом первое слово будет в родительном падеже, а второе слово всегда приобретает окончание притяжательной формы 3-го лица: Сәрсен+нің аға+сы – старший брат Сарсена; Қарлығаш+тың жолдас+ы – товарищ Карлыгаш. 1) Так как окончания родительного падежа заканчиваются сонорной буквой ң (дың/дiң, тың/тiң, ның/нiң), то для красоты звучания после сонорных м н ң добавляются окончания тоже начинающиеся на сонорную, то есть окончания третьей строки (ның/нiң). Анардың бөлмесі – комната Анары, Жанылдың анасы – мама Жаныла, Банудың үйі – дом Бану Думаю, вы уже обратили внимание на то, что притяжательные окончания 1-го лица множественного лица (мыз/мiз/ымыз/iмiз) и 2-го лица уважительной формы (ңыз/ңiз/ыңыз/iңiз) заканчиваются на звонкую з, поэтому после них всегда следуют звонкие окончания падежей из первых строчек таблиц. үстелімiздің аяғы – ножка нашего стола, 2) Окончания второй строчки таблицы (тың/тiң) следуют после глухих согласных и б в г д: кітаптың беті – страница книги, жұмыстың сапасы – качество работы, 3) Окончания третьей строки таблицы (ның/нiң) после гласных, после сонорных м н ң и после притяжательной формы третьего лица. После гласных: Алманың қасығы – ложка Алмы, баланың ойыншығы – игрушка ребёнка, После сонорных м н ң: маусымның күндері – дни июня, адамның денесi – тело человека, После притяжательной формы 3-его лица: атасының денсаулығы – здоровье его дедушки, Различные примеры: Алматы қаласының көшелерінде – на улицах города Алматы ✔ Родительный падеж может опускаться: ауыл мұғалiмi – учитель аула, дәрiгерлер бөлмесi – комната врачей
Уж и пояснять тут нечего! тауды – гору, жұлдызды – звезду, орамалды – платок, қолшатырды – зонт 2) Окончания второй строчки таблицы (ты/тi) следуют после глухих согласных и б в г д: орындықты – стул, тамақты – еду, тасты – камень, ағашты – дерево 3) После гласных окончания третьей строчки таблицы (ны/нi): айнаны – зеркало, шанышқыны – вилку, жүлденi – приз, кеменi – корабль 4) Ну и надо запомнить, что после притяжательной формы третьего лица используется окончание из четвёртой строки таблицы, то есть это окончание н (когда всё остальное щёлкается как семечки, уж исключения запомнить можно): жұмысын – его работу, досын – его друга, кiтабын – её книгу, хатын – её письмо ✔ Винительный падеж можно опустить, если предмету не придаётся особого значения, не уточняется какой-то конкретный предмет: нан кес – хлеб порежь (какой-либо), мына нанды кес – этот хлеб порежь ✔ Часто встречается использование винительного падежа с глаголами: шахмат ойнауды ұнатамын – мне в шахматы играть нравится,
Date: 2015-11-14; view: 616; Нарушение авторских прав |