Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Притяжательные окончания
(тәуелдiк жалғау)
С добавлениями притяжательных окончаний нет проблем (если привыкнуть:)))
1) Когда говоришь моё (менiң) – добавляется буква м. Ну просто же? әжем – моя бабушка, балам – мой ребёнок, айнам – моё зеркало Но если слово заканчивается на согласную, то перед буквой м ещё добавляются гласные ы или і в зависимости от твёрдости или мягкости слова: досым – мой друг, қағазым – моя бумага, сағатым – мои часы ✔ После сонорных й, у тоже следуют дополнительные гласные ы или і: шайым – мой чай, тауым – моя гора, үйiм – мой дом Если говоришь наше (бiздiң), то добавляется – мыз или міз в зависимости от того, твёрдое слово или мягкое. қаламыз – наш город, баламыз – наш ребёнок, айнамыз – наше зеркало И, конечно, если слово заканчивается на согласную, то ещё добавляем буквы ы или і в зависимости от твёрдости или мягкости слова: досымыз – наш друг, қағазымыз – наша бумага, сағатымыз – наши часы Ещё примеры:
Не забывайте, что при добавлении притяжательных окончаний буквы к, қ, п в конце слова становятся звонкими г, ғ, б.
2) Если нужно сказать твоё (сенiң) (обращение к друзьям или младшим) и слово заканчивается на гласную, то добавляется всего одна буква ң. Пример: әжең – твоя бабушка, балаң – твой ребёнок, айнаң – твоё зеркало И, конечно, используются дополнительные ы или і, если слово заканчивается на согласную букву. досың – твой друг, қағазың – твоя бумага, сағатың – твои часы При уважительном обращении Ваше (сiздiң) окончания ңыз или ңіз: қалаңыз – Ваш город, балаңыз – Ваш ребёнок, айнаңыз – Ваше зеркало И если слово заканчивается на согласную, то ещё добавляем буквы ы или і в зависимости от твёрдости или мягкости слова: досыңыз – Ваш друг, қағазыңыз – Ваша бумага, сағатыңыз – Ваши часы ✔ С местоимениями множественного числа "сендердiң" и "сiздердiң" к существительным сначала добавляются окончания множественного числа, затем притяжательные окончания: сендердiң достарың – ваш друг (ваши друзья), сiздердiң достарыңыз – Ваш друг (Ваши друзья). Те же примеры, что уже были приведены в таблицах, только с притяжательными окончаниями 2-го лица:
Для того, чтобы легче запомнить притяжательные окончания 1-го и 2-го лица, предлагаю вам следующую таблицу:
Это, конечно, сокращённая таблица. Здесь приведены окончания для мягких слов, заканчивающихся на гласную букву.
Запомните эту таблицу, а дальше рассуждайте сами: какое окончание добавляется, если слова твёрдые, и если слова заканчиваются на согласные. Примеры:
✔ И в разговорной речи и на письме в 1-ом лице множественного числа если присутствует местоимение бiздiң, то притяжательные окончания иногда опускаются: бiздiң көше – наша улица, бiздiң қала – наш город 3) И остались притяжательные окончания третьего лица (очень часто встречаемые), если нужно сказать его или её (оның), а также их (олардың), то после гласных добавляются окончания сы или сі: қаласы – его город, баласы – её ребёнок, айнасы – его зеркало Но если слово заканчивается на согласную, то добавляются только гласные буквы ы или і: досы – его друг, қағазы – её бумага, сағаты – их часы Ещё примеры вместе с местоимением оның (его/её): оның үйi – его дом, оның шаңғысы – её лыжи, оның қолшатыры – его зонт ✔ К словам отбасы, үй-iшi, аты-жөнi окончания 3-го лица уже добавлены. ✔ Имена собственные употребляются со словами в притяжательной форме третьего лица: Алматы қаласы – город Алматы, Абай көшесі – улица Абая, Арал теңiзі – Аральское море
✔ Не забывайте, что к словам, заканчивающимся на сонорную у, присоединяются притяжательные окончания с дополнительными ы или i: сөйлесуiмiз – наш разговор, оқуым – мои занятия
И ещё одна таблица с примерами:
✔ С местоимениями множественного числа сендердiң, сіздердiң (часто и с олардың) к существительным сначала добавляются окончания множественного числа, затем притяжательные окончания, причём независимо от того, речь идёт о единственном или множественном числе (Сендердiң ата+лар+ың – ваш дедушка. Один дедушка или несколько – определяется по контексту). Правила присоединения окончаний множественного числа объясняется далее в разделе "Множественное число, отрицание, вопрос".
Притяжательные окончания 2-ая форма (дiкi/тiкi/нiкi) рассматриваются в конце подраздела "Родительный и винительный падежи".
Общая таблица
Теперь, когда основные правила добавления окончаний изучены, можно обратиться к Общей таблице и без особых проблем выучить её! В первом столбике всех таблиц – окончания, а во втором столбике – после каких букв они добавляются.
К сонорным относятся: м н ң и л р у й. Буква у в конце слова является сонорной! Все таблицы окончаний существительных разделены на четыре группы: 1. Первая группа объединяет пространственные падежи. Эти три падежа (исходный, местный и дательно-направительный) показывают расположение предмета в пространстве; Все таблицы построены по следующему принципу распределения окончаний:
(четвертая строка добавляется, когда есть исключения) 1) В первой строке каждой таблицы звонкие окончания, то есть окончания, которые начинаются на звонкую согласную и чаще это звонкая согласная д (дар/дер, да/де и т.д), лишь в дательно-направительном падеже ғ/г и в остальных случаях звонкая б. Звонкие окончания первых строк таблиц всегда следуют после звонких согласных ж з. То есть если вы встречаете слово, которое заканчивается на ж или з, вы знаете, что какой бы ни был падеж (из любой таблицы), вы всегда берёте окончание первой строки! (қағаз+да – на бумаге, қағаз+ды – бумагу, қағаз+бен – бумагой) 2) Во вторых строчках каждой таблицы находятся глухие окончания, то есть окончания, начинающиеся на глухую согласную. Чаще это т, в дательно-направительном падеже глухие қ/к и в остальных случаях глухая согласная п. Также глухое окончание добавляется после букв б в г д (эти четыре согласные редко встречаются в конце слова, в основном, если слова заимствованы из русского, Иванов+та=Ивановта – у Иванова; клуб+та=клубта – в клубе). Всегда, когда слово заканчивается на глухую согласную, добавляется глухое окончание из второй строчки таблицы (сағат+та – на часах, сағат+ты – часы, сағат+пен – с часами). 3) В третьих строках всех таблиц сонорные окончания, то есть окончания, которые начинаются на сонорные буквы: чаще н, но также есть м и л, в каких случаях они добавляются будет пояснение позже, так как в каждой таблице по-своему. Два случая мы уже изучили: 1) после звонких ж з всегда следует звонкое окончание из первых строчек таблиц, 2) после глухих согласных всегда следует глухое окончание из вторых строчек таблиц.
Окончания существительных будут подробно рассмотрены в следующих подразделах, а вот для того, чтобы запомнить общую таблицу целиком, и, главное, чтобы запомнить после каких букв добавляются звонкие, глухие или сонорные окончания, я предлагаю вам четыре рисунка.
Буквы, после которых следуют окончания, далее не будут выделяться цветом, чтобы не было путаницы.
Date: 2015-11-14; view: 1437; Нарушение авторских прав |