Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Притяжательные окончания





(тәуелдiк жалғау)

 

С добавлениями притяжательных окончаний нет проблем (если привыкнуть:)))

1 лицо, ед.число Менiң (мой, моя, моё) 1 лицо, мн.число Біздiң (наш, наша, наше) м мыз / мiз
2 лицо, ед. число Сенiң (твой, твоя, твоё) 2 лицо, мн. число Сендердiң (ваш, ваша, ваше) 2 лицо, (ув) ед. число Сіздiң (Ваш, Ваша, Ваше) 2 лицо, (ув) мн. число Сіздердiң (Ваш, Ваша, Ваше) ң ңыз / ңiз
3 лицо, ед. число Оның (его, её) 3 лицо, мн. число Олардың (их) сы / сi, ы / i
ы/i ы/i ы/i ы/i


С местоимениями "сендердiң, сіздердiң" существительные употребляются во множественном числе!

1) Когда говоришь моё (менiң) – добавляется буква м. Ну просто же?
Местоимение менiң может опускаться, так как окончание м показывает принадлежность.

әжем – моя бабушка, балам – мой ребёнок, айнам – моё зеркало
сөрем – моя полка, бөлмем – моя комната, қалам – мой город

Но если слово заканчивается на согласную, то перед буквой м ещё добавляются гласные ы или і в зависимости от твёрдости или мягкости слова:

досым – мой друг, қағазым – моя бумага, сағатым – мои часы
үстелім – мой стол, сөздiгiм – мой словарь, пәтерiм – моя квартира

✔ После сонорных й, у тоже следуют дополнительные гласные ы или і:

шайым – мой чай, тауым – моя гора, үйiм – мой дом

Если говоришь наше (бiздiң), то добавляется – мыз или міз в зависимости от того, твёрдое слово или мягкое.

қаламыз – наш город, баламыз – наш ребёнок, айнамыз – наше зеркало
сөреміз – наша полка, бөлмеміз – наша комната, әжеміз – наша бабушка

И, конечно, если слово заканчивается на согласную, то ещё добавляем буквы ы или і в зависимости от твёрдости или мягкости слова:

досымыз – наш друг, қағазымыз – наша бумага, сағатымыз – наши часы
үстеліміз – наш стол, сөздiгiмiз – наш словарь, пәтерiмiз – наша квартира

Ещё примеры:

ата – дедушка атам – мой дедушка атамыз – наш дедушка
үй – дом үйiм – мой дом үйiмiз – наш дом
сурет – картина суретім – моя картина суретіміз – наша картина
қыз – девочка (дочь) қызым – моя дочь қызымыз – наша дочь
әке – отец әкем – мой отец әкеміз – наш отец

 

Не забывайте, что при добавлении притяжательных окончаний буквы к, қ, п в конце слова становятся звонкими г, ғ, б.

кiтап – книга кiтабым – моя книга кiтабымыз – наша книга
көйлек – платье көйлегiм – моё платье көйлегiмiз – наше платье
жастық – подушка жастығым – моя подушка жастығымыз – наша подушка

 

2) Если нужно сказать твоё (сенiң) (обращение к друзьям или младшим) и слово заканчивается на гласную, то добавляется всего одна буква ң. Пример:

әжең – твоя бабушка, балаң – твой ребёнок, айнаң – твоё зеркало
сөрең – твоя полка, бөлмең – твоя комната, қалаң – твой город

И, конечно, используются дополнительные ы или і, если слово заканчивается на согласную букву.

досың – твой друг, қағазың – твоя бумага, сағатың – твои часы
үстелің – твой стол, сөздiгiң – твой словарь, пәтерiң – твоя квартира

При уважительном обращении Ваше (сiздiң) окончания ңыз или ңіз:

қалаңыз – Ваш город, балаңыз – Ваш ребёнок, айнаңыз – Ваше зеркало
сөреңіз – Ваша полка, бөлмеңіз – Ваша комната, әжеңіз – Ваша бабушка

И если слово заканчивается на согласную, то ещё добавляем буквы ы или і в зависимости от твёрдости или мягкости слова:

досыңыз – Ваш друг, қағазыңыз – Ваша бумага, сағатыңыз – Ваши часы
үстеліңіз – Ваш стол, сөздiгiңiз – Ваш словарь, пәтерiңiз – Ваша квартира

✔ С местоимениями множественного числа "сендердiң" и "сiздердiң" к существительным сначала добавляются окончания множественного числа, затем притяжательные окончания: сендердiң достарың – ваш друг (ваши друзья), сiздердiң достарыңыз – Ваш друг (Ваши друзья).

Те же примеры, что уже были приведены в таблицах, только с притяжательными окончаниями 2-го лица:


ата – дедушка атаң – твой дедушка атаңыз – Ваш дедушка
үй – дом үйiң – твой дом үйiңiз – Ваш дом
сурет – картина суретің – твоя картина суретіңіз – Ваша картина
қыз – девочка (дочь) қызың – твоя дочь қызыңыз – Ваша дочь
әке – отец әкең – твой отец әкеңіз – Ваш отец

 

кiтап – книга кiтабың – твоя книга кiтабыңыз – Ваша книга
көйлек – платье көйлегiң – твоё платье көйлегiңiз – Ваше платье
жастық – подушка жастығың – твоя подушка жастығыңыз – Ваша подушка

 

Для того, чтобы легче запомнить притяжательные окончания 1-го и 2-го лица, предлагаю вам следующую таблицу:

менiң м сенiң ң
бiздiң мiз сiздiң ңiз

 

Это, конечно, сокращённая таблица. Здесь приведены окончания для мягких слов, заканчивающихся на гласную букву.
В левом столбике таблицы менің (моё) и бiздiң (наше). Букву м в окончании можно ассоциировать с местоимением м енің, которое содержит в себе м. Бiздiң (наше) говорит о том, что предмет также является и моим, поэтому окончание м із тоже с буквой м.
В правом столбике сенiң (твоё) и сiздiң (Ваше), окончания с буквой ң.
Запоминайте:
моё – твоё: мң
наше – Ваше: мізңіз
Примеры приведу тоже в таблице:

менiң жүлдем – мой приз сенiң жүлдең – твой приз
бiздiң жүлдемiз – наш приз сiздiң жүлдеңiз – Ваш приз

 

Запомните эту таблицу, а дальше рассуждайте сами: какое окончание добавляется, если слова твёрдые, и если слова заканчиваются на согласные. Примеры:

менiң шанам – мои санки сенiң шанаң – твои санки
бiздiң шанамыз – наши санки сiздiң шанаңыз – Ваши санки

 

менiң дәптерiм – моя тетрадь сенiң дәптерiң – твоя тетрадь
бiздiң дәптерiмiз – наша тетрадь сiздiң дәптерiңiз – Ваша тетрадь

 

менiң хатым – моё письмо сенiң хатың – твоё письмо
бiздiң хатымыз – наше письмо сiздiң хатыңыз – Ваше письмо

 

✔ И в разговорной речи и на письме в 1-ом лице множественного числа если присутствует местоимение бiздiң, то притяжательные окончания иногда опускаются:

бiздiң көше – наша улица, бiздiң қала – наш город

3) И остались притяжательные окончания третьего лица (очень часто встречаемые), если нужно сказать его или её (оның), а также их (олардың), то после гласных добавляются окончания сы или сі:

қаласы – его город, баласы – её ребёнок, айнасы – его зеркало
сөресі – её полка, бөлмесі – его комната, әжесі – их бабушка

Но если слово заканчивается на согласную, то добавляются только гласные буквы ы или і:

досы – его друг, қағазы – её бумага, сағаты – их часы
үстелі – их стол, сөздiгi – его словарь, пәтерi – её квартира


Ещё примеры вместе с местоимением оның (его/её):

оның үйi – его дом, оның шаңғысы – её лыжи, оның қолшатыры – его зонт
оның жастығы – её подушка, оның мектебi – его школа, оның тауы – его гора

✔ К словам отбасы, үй-iшi, аты-жөнi окончания 3-го лица уже добавлены.

✔ Имена собственные употребляются со словами в притяжательной форме третьего лица:

Алматы қаласы – город Алматы, Абай көшесі – улица Абая, Арал теңiзі – Аральское море
Арарат тауы – гора Арарат, Балқаш көлi – озеро Балхаш, Медеу мұзайдыны – каток Медеу

Исключения При присоединении притяжательных окончаний в некоторых словах выпадают гласные ы и i в последнем слоге. Например, орын - место, орным - моё место. А буквы к, қ, п в конце слова в этом случае не переходят в звонкие: көрiк – красота, көркi – её красота; ерiк – воля, еркiм – моя воля; әрiп – буква, әрпi – его буква

 

✔ Не забывайте, что к словам, заканчивающимся на сонорную у, присоединяются притяжательные окончания с дополнительными ы или i:

сөйлесуiмiз – наш разговор, оқуым – мои занятия
таңдауы – его выбор, кездесуiңiз – ваша встреча

 

И ещё одна таблица с примерами:

Менiң Біздiң балам баламыз бөлмем бөлмемiз қызым қызымыз суретiм суретiмiз
Сенiң Сіздiң балаң балаңыз бөлмең бөлмеңiз қызың қызыңыз суретiң суретiңiз
Оның баласы бөлмесi қызы суретi

 

✔ С местоимениями множественного числа сендердiң, сіздердiң (часто и с олардың) к существительным сначала добавляются окончания множественного числа, затем притяжательные окончания, причём независимо от того, речь идёт о единственном или множественном числе (Сендердiң ата+лар+ың – ваш дедушка. Один дедушка или несколько – определяется по контексту). Правила присоединения окончаний множественного числа объясняется далее в разделе "Множественное число, отрицание, вопрос".

Сендердiң Сіздердiң балаларың балаларыңыз бөлмелерiң бөлмелерiңiз қыздарың қыздарыңыз суреттерiң суреттерiңiз
Олардың балалары (баласы) бөлмелерi (бөлмесi) қыздары (қызы) суреттерi (суретi)

 

Притяжательные окончания 2-ая форма (дiкi/тiкi/нiкi) рассматриваются в конце подраздела "Родительный и винительный падежи".

 

Общая таблица


 

Теперь, когда основные правила добавления окончаний изучены, можно обратиться к Общей таблице и без особых проблем выучить её!

В первом столбике всех таблиц – окончания, а во втором столбике – после каких букв они добавляются.
Знак / читайте как или. Например, окончания дан или ден присоединяются, если слова заканчиваются на гласные буквы, или на сонорные л р у й, или на звонкие ж з. Цифры 1, 2, 3 – лица имен существительных.

1.
Исходный падеж Шығыс септiк (кiмнен?, неден?, қайдан?)
дан / ден гласн / л р у й / ж з
тан / тен глух / б в г д
нан / нен м н ң / 3
Местный падеж Жатыс септiк (кiмде?, неде?, қайда?, қашан?)
да / де гласн / сонор / ж з
та / те глух / б в г д
нда / нде  
Дат-направит. падеж Барыс септiк (кiмге?, неге?, қайда?)
ға / ге гласн / сонор / ж з
қа / ке глух / б в г д
на / не  
а / е 1 / 2
2.
Родительный падеж Iлiк септiк (кiмнiң?, ненiң?)
дың / дiң л р у й / ж з
тың / тiң глух / б в г д
ның / нiң гласн / м н ң / 3
Винительный падеж Табыс септiк (кiмдi?, ненi?)
ды / дi сонор / ж з
ты / тi глух / б в г д
ны / нi гласн
н  
Притяжат. окончания 2-ая форма (кiмдiкi?, ненiкi?)
дiкi сонор / ж з
тiкi глух / б в г д
нiкi гласн
3.
Множественное число
дар / дер л м н ң / ж з
тар / тер глух / б в г д
лар / лер гласн / р у й
Отрицание, вопрос
ба / бе м н ң / ж з
па / пе глух / б в г д
ма / ме гласн / л р у й
4.
Творительный падеж Көмектес септiк (кiммен?, немен?)
бен ж з
пен глух / б в г д
мен гласн / сонор / 3

 

К сонорным относятся: м н ң и л р у й. Буква у в конце слова является сонорной!
Сонорные м н ң в таблицах всегда вместе, их называют "носовыми сонорными".

Все таблицы окончаний существительных разделены на четыре группы:

1. Первая группа объединяет пространственные падежи. Эти три падежа (исходный, местный и дательно-направительный) показывают расположение предмета в пространстве;
2. Вторая группа объединяет тоже очень похожие падежи – родительный и винительный. (В эту же группу я добавила притяжательные окончания 2-ой формы, чтобы легче было запомнить правила присоединения этих окончаний);
3. Третья группа – это самые важные окончания – окончания множественного числа и отрицание/вопрос;
4. Четвёртая группа – творительный падеж (одна таблица).

Все таблицы построены по следующему принципу распределения окончаний:

Звонкие
Глухие
Сонорные

 

(четвертая строка добавляется, когда есть исключения)

1) В первой строке каждой таблицы звонкие окончания, то есть окончания, которые начинаются на звонкую согласную и чаще это звонкая согласная д (дар/дер, да/де и т.д), лишь в дательно-направительном падеже ғ/г и в остальных случаях звонкая б. Звонкие окончания первых строк таблиц всегда следуют после звонких согласных ж з. То есть если вы встречаете слово, которое заканчивается на ж или з, вы знаете, что какой бы ни был падеж (из любой таблицы), вы всегда берёте окончание первой строки! (қағаз+да – на бумаге, қағаз+ды – бумагу, қағаз+бен – бумагой)

2) Во вторых строчках каждой таблицы находятся глухие окончания, то есть окончания, начинающиеся на глухую согласную. Чаще это т, в дательно-направительном падеже глухие қ/к и в остальных случаях глухая согласная п. Также глухое окончание добавляется после букв б в г д (эти четыре согласные редко встречаются в конце слова, в основном, если слова заимствованы из русского, Иванов+та=Ивановта – у Иванова; клуб+та=клубта – в клубе). Всегда, когда слово заканчивается на глухую согласную, добавляется глухое окончание из второй строчки таблицы (сағат+та – на часах, сағат+ты – часы, сағат+пен – с часами).

3) В третьих строках всех таблиц сонорные окончания, то есть окончания, которые начинаются на сонорные буквы: чаще н, но также есть м и л, в каких случаях они добавляются будет пояснение позже, так как в каждой таблице по-своему.

Два случая мы уже изучили: 1) после звонких ж з всегда следует звонкое окончание из первых строчек таблиц, 2) после глухих согласных всегда следует глухое окончание из вторых строчек таблиц.
Сложнее всего запомнить какие окончания нужно писать после слов, оканчивающихся на гласные и сонорные. Будут использоваться окончания из разных строк таблиц – либо из первой, либо из третьей. Но я расположила таблицы так, чтобы как раз это и было просто запомнить!

 

Окончания существительных будут подробно рассмотрены в следующих подразделах, а вот для того, чтобы запомнить общую таблицу целиком, и, главное, чтобы запомнить после каких букв добавляются звонкие, глухие или сонорные окончания, я предлагаю вам четыре рисунка.
Все окончания на рисунках серого цвета, так как их цвет в данном случае неважен. Зато обведены яркими цветами буквы, после которых добавляются окончания (для лучшего визуального восприятия).
Итак, Рисунок 1. На нём отображено то, что во всех таблицах одинаково: окончания первой строки следуют после звонких ж, з (обведены зелёным цветом) и окончания второй строки – после глухих и б, в, г, д (обведены коричневым цветом):


Рисунок 2. Добавляем в таблицы цифры (только где падежи), которые показывают лица имён существительных. После окончаний 3-его лица (сы/сi, ы/i) следуют сонорные окончания падежей. Только в винительном падеже для существительных в 3-ем лице отдельное окончание в четвёртой строке. И в дательно-направительном падеже дополнительная четвёртая строка окончаний для существительных в 1-ом и 2-ом лице (т.е. после притяжательных окончаний ым/iм/м и ың/iң/ң, примеры будут приведены в следующих подразделах):


Рисунок 3. Теперь добавляем гласные. В пространственных падежах они в первых строках, то есть после гласных следуют звонкие окончания. В остальных случаях гласные в третьей строке, и после них следуют сонорные окончания. Гласные обведены красным цветом:


Рисунок 4. Осталось разместить сонорные буквы. С ними немного сложнее, но это последнее, что нужно сделать. Синим цветом я выделила носовые сонорные "м, н, ң", голубым – остальные сонорные. Там, где все сонорные вместе, идёт обобщающее слово "сонор":

Буквы, после которых следуют окончания, далее не будут выделяться цветом, чтобы не было путаницы.


 







Date: 2015-11-14; view: 1437; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию