Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценностьчеловеческой жизни неможет зависеть от субъективного суждения людей 2 page
Достоевский как-то писал, что "если бога нет, то все дозволено". Это — исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего у него нет оправданий"4. 5. Есть и такие атеисты, которые не любят сам термин
6. Встречаются и такие атеисты, которые вряд ли заслуживают быть названными таковыми по той простой причине, что они никогда всерьез не задумывались о том, существует Бог или нет. Они совершенно бездумно и некритично восприняли абсолютно светское мышление и отношение к жизни. Психологические причины следования догматическому атеизму Приведенная выше классификация типов атеистического мировоззрения показывает, что неверно смешивать всех атеистов в одну кучу и связывать их взгляды с одними и теми же психологическими причинами или считать, что все они придерживаются атеистических убеждений с равной последовательностью и убежденностью. С другой стороны, когда мы рассматриваем концепции ведущих философов-атеистов XIX — первой половины XX века, мы обнаруживаем, что в их основании лежат поразительно ясные и похожие психологические причины. И эти причины не имеют ничего общего с наукой. Не наука сделала для них невозможной веру в Бога, не она привела их к необходимости разрабатывать абсолютно светские философские концепции. Они встали на этот путь в силу абсолютизации свободы и независимости человека. С их точки зрения, признать Бога и любое представление о Боге как о Творце и высшем моральном авторитете — означает принизить человека, допустить компромиссное отношение к его свободе и уничтожить присущее ему от природы чувство собственного достоинства. Поэтому любое понятие о Боге должно быть отвергнуто, и сторонники этой позиции ищут аргументы в ее поддержку в науке. Так, Ж.-П. Сартр предельно честен и откровенен в формулировании этой мысли. Его позиция — последовательный атеизм. Но основа и ядро его атеизма не в доказательствах того, что Бога не существует. Как мы уже отметили, он допускает, что по некоторым причинам "отсутствие Бога" приносит ему и философам экзистенциального направления в целом некоторое беспокойство. Но он совершенно ясно говорит о том, что "даже если бы Бог существовал" и явился его Творцом, тем не менее во имя своей свободы и стремления к одной только свободе на каждом этапе своей жизни человек, будучи совершенно независимым, решительно выступает против Бога"6. Одержимый именно такой независимостью от Бога герой одной из пьес Сартра говорит Юпитеру: "Что у нас общего? Мы разойдемся, не коснувшись друг друга, как в море корабли. Ты — бог, а я — свободен..."7. Другими словами, для Сартра нет никакой разницы: доказывает ли наука, что Бог существует или, напротив, — что не существует. Движущая сила его философии — это решимость быть абсолютно свободным, то есть абсолютно независимым от Бога. Но не все атеисты были или являются экзистенциалистами, как Сартр. Обратимся к некоторым характерным высказываниям и позициям других философов-атеистов — из Германии, Франции и Соединенных Штатов Америки. Приведенные ниже утверждения принадлежат: одному из предшественников марксизма; самому Марксу; представителям гуманизма, а также философу, близкому к экзистенциализму. 1. Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804 — 1872), • "Мы свели внемировую, сверхъестественную и сверхчеловеческую сущность Бога к составным частям существа человеческого как к его основным элементам. В конце мы снова вернулись к началу. Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии"8. • "Если человеческая сущность есть высшая сущность человека, то и практическая любовь к человеку должна быть высшим и первым законом человека. Homo homini Deus est*"9. 2. Карл Маркс (1818 - 1883). • В предисловии к своей докторской диссертации Маркс пи
Признание Прометея: "По правде, всех богов я ненавижу", есть ее собственное признание, ее собственное изречение, направленное против всех небесных и земных богов, которые не признают человеческое самосознание высшим божеством"10. • "Человек, живущий милостью другого, считает себя зависимым существом. Но я живу целиком милостью другого, если я обязан ему не только поддержанием моей жизни, но, сверх того, еще и тем, что он мою жизнь создал, что он — источник моей жизни; а моя жизнь непременно имеет такую причину вне себя, если она не есть мое собственное творение. Вот почему творение является таким представлением, которое весьма трудно вытеснить из народного сознания"11. • "Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого"12. Таким образом, Маркс не был готов признать Бога Творцом и силой, которая поддерживает человека, поскольку признать такую Сущность, стоящую над самим человеком, означало бы, с его точки зрения, подвергнуть сомнению абсолютную независимость человека. 3. Французский философ Морис Мерло-Понти (1907 — 1961). Профессор Патрик Мастерсон говорит по поводу философии Мерло-Понти следующее: "Очевидно, что данная метафизическая позиция мешает утверждению божественного абсолюта. Так, Мерло-Понти говорит, что она мешает [ему] поверить в христианского Бога-Отца как Творца неба и земли. Такая вера, утверждает он, подрывает представление о человеке как о конечном источнике подлинно исторического значения и ценности и чревата стоицистским отношением пустого квиетизма, поскольку верующий человек видит в Боге абсолютную сущность, в которой все знание, красота и благость присутствуют извечно. Человеческие усилия и устремления тем самым лишаются смысла, а на статус-кво налагается печать божьего одобрения. Никакие предпринимаемые нами усилия не могут ничего добавить к со- вершенству мира, потому что он уже является бесконечным совершенством. Мы скованы и бессильны перед взором Всевышнего, и наше положение аналогично положению видимых предметов. Все наши внутренние ресурсы отчуждены бесконечной мудростью, которая уже определила каждой вещи свое место"13. Христианину подобное описание воздействия веры в Бога не может не показаться странным. Верующий человек в ответ на подобное рассуждение скажет, что он никогда не испытывал ничего подобного. Но в этом контексте нас интересует не реакция верующих на данную оценку, а постоянный мотив философии Мерло-Понти: отрицание веры в Бога на том основании, что она ограничивает и, фактически, сводит на "нет" свободу и потенциальные возможности человека. 4. Взгляды наиболее известных современных светских гуманистов. Прежде всего необходимо отметить значение определения "светский" применительно к гуманизму. Гуманизм как концепция человеческого бытия и основанного па ней мировоззрения является одной из уважаемых традиций человеческой мысли. Она восходит к эпохе Возрождения и представлена такими именами, как Эразм Роттердамский и Леонардо да Винчи. В некоторых странах понятие гуманизма использовалось и до сих пор используется как общее наименование для гуманитарных дисциплин, таких как литературоведение, философия, искусствоведение, классическая филология и философская антропология. У этого понятия есть и еще более общее значение, которое характеризует деятельность, направленную на заботу о других людях. Данная книга, обсуждающая поиски человеком своего места в мире и смысла жизни, тоже может быть отнесена к гуманистической традиции. Однако в настоящее время в некоторых странах, и в особенности в Великобритании и Соединенных Штатах Америки, гуманистами называют себя люди, работающие в са-
мых разных областях и иногда занимающие очень влиятельное положение в научных, образовательных, юридических и политических кругах, которые считают, что человечество может достичь вершин своего развития, только если придет к отрицанию Бога (или богов), отвергнув религию и веру в сверхъестественное и создав исключительно антропоцентристское общество. Придерживаясь именно последней интерпретации понятия "гуманизм", профессор Пол Курц сказал, что "Гуманистом ни в каком объективном понимании этого слова не может быть назван тот, кто все еще верит в Бога как в Источник и Творца Вселенной"14. Во избежание путаницы, следует отметить, что авторы настоящей книги используют термины "гуманизм" и "гуманист" для обозначения данного — светского, атеистического — гуманизма. Приведем некоторые характерные высказывания светских гуманистов. • Артур Э. Бриггс: "Гуманист — это тот, кто считает человека центром Вселенной"15. • Дж. А. К. Ф. Ауэр (Гарвардский университет): "Человеку следовало бы поклоняться Богу, если бы он считал, что может восхищаться Богом. Но если это не так, если Бог упал ниже уровня нравственного совершенства, который он, человек, для себя установил, то он [человек] должен отказаться поклоняться Богу. Это и есть Гуманизм, то есть признание человека мерой всех вещей, включая религию"16. • Бланш Сэндерс. "Гуманист сбросил с себя древнее ярмо • Джулиан Хаксли: "Что касается меня, то отрицание идеи Таким образом, становится ясным, какие психологические причины лежат в основании этих домарксистских, марксистских, экзистенциалистских и гуманистических разновиднос- тей атеизма. Все эти направления ставят во главу угла человеческую свободу: человека, абсолютно независимого от Бога и совершенно самостоятельного; человека как высший авторитет в любой области; человека как меру всех вещей и центр Вселенной. Именно эта мотивация движет теми, кто отрицает существование Бога и упраздняет любое понятие сверхъестественного Создателя, поскольку для них допустить существование Бога означает подорвать человеческую свободу. Таково с точки зрения атеистов необходимое условие реализации свободы человека. Что же говорят по этому поводу теисты? Они, конечно, относятся к приведенным выше тезисам и аргументам атеистов вполне серьезно. Ниже мы дадим подробный анализ этого "бегства от Бога", как он видится теистам. Однако прежде чем предложить читателю подробный анализ, мы сделаем несколько замечаний с теистических позиций по поводу рассуждений атеистов с целью предупреждения возможных ошибок в понимании нашей аргументации. Замечание первое: о призывах к свободе. Теисты, как и атеисты, признают, одобряют и ценят стремление человека к свободе. Это стремление само по себе совершенно естественно и. как сказали бы теисты, дано Богом. Более того, для теистов оно является принципиально важным с точки зрения их отношений с Богом и понимания веры. Так, для религиозных евреев именно освобождение из египетского рабства во II тысячелетии до н. э., которое, по их мнению, свершилось благодаря Богу, послужило исходным моментом формирования и дальнейшего существования их нации. Обращение божьего пророка Моисея к фараону "Отпусти народ мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне", по их мнению, отозвалось во всех последующих поколениях евреев, которые ежегодно празднуют свое освобождение во время Пасхи (Пейсаха). Обретение свободы внушило евреям веру в Бога как Промыслителя и Освободителя и
поддерживало их надежду и упование во времена репрессий со стороны тоталитарных антисемитских режимов. Христиане, в свою очередь, добавят сюда, что освобождение и свобода являются главным в Благой вести Иисуса Христа. Они приведут высказывание Христа, в котором Он формулирует главную цель Своей миссии: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное" (Лк. 4: 18-19). Для христиан также чрезвычайно важно обетование Христа, данное Им Своим ученикам: "...если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. <...>...Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха... Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8: 31-36). На это атеисты могли бы возразить, что Христос говорит здесь о моральной и духовной свободе, тогда как их волнует действительная свобода, то есть социальная и политическая. Но это возражение не имеет смысла, так как если вы вернетесь к приведенным выше высказываниям философов-атеистов, то вы убедитесь, что когда они призывают к независимости от Бога, то говорят именно о нравственной и духовной свободе. Маркс не хочет признавать Бога своим творцом и утверждает, что является сам себе господином. Джулиан Хаксли выражает чувство духовного облегчения, связанное с отрицанием Бога как сверхъестественной сущности, а не чувство облегчения от того, что он может перейти в другую политическую партию. Христиане же, находясь в постоянном общении с Богом, присоединяются к словам апостола Павла, который сказал: "...вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу..." (Рим. 8: 15-17). Следовательно, христиане в ответ на атеистические высказывания, подобные высказыванию Бланш Сэндерс о человеке, сбрасывающем с себя "древнее ярмо культа сверхъестественного, с его грузом рабства и страха", с полным основанием могут задать вопрос, о каких культах сверхъестественного здесь идет речь. Из дискуссии между атеизмом и теизмом вытекает очень важный вопрос. Сторонники этих обеих мировоззренческих позиций говорят о свободе. Но что каждая из сторон имеет в виду под "свободой"? И какова вероятность того, что следование за приверженцами той или иной позиции принесет желанную свободу? Замечание второе: об атеистической критике религии. В основании стремления атеистов отбросить представление о Боге-Творце обычно лежит критика религии (вероятно, рожденная личным жизненным опытом), порабощающей человеческий дух и отчуждающей человека от его подлинного "я". Христиане согласны с этой критикой, во всяком случае в той мере, в какой религия как институт, в отличие от веры человека в Живого Бога, вырождается в форму порабощения. В связи с этим особенно важно отметить, что в самой Библии указывается на опасность вырождения религии в форму подавления личности. Когда в Послании к Галатам апостол Павел говорит своим собратьям: "...стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства", то под игом рабства он имеет в виду формализованную, законническую религию (Гал. 5: 1). Несколькими стихами выше в том же Послании он описывает ее следующим образом: "Но тогда, не знавши Бога, вы служили богам , которые в существе не боги. Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы [то есть соблюдаете разные праздники и даты — прим. перев.]. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас" (Гал. 4: 8-11). С точки зрения христианина, ошибка атеистов может заключаться в том, что, стремясь избежать законнической религии, которая дурманит сознание и наполняет его предрассудками, они отрицают Бога, который также осуждает подобную религию. Замечание третье: о грехах и злодеяниях в христианском мире, которые привели многих людей к отрицанию любой религии в пользу атеизма. Христиане признают эти грехи без всяких оговорок. Это были непростительные проступки. Христианский мир использовал меч, чтобы "защищать" и распространять христианство, сжигал и мучил иудеев и так называемых еретиков. Якобы во имя Христа поощрялись крестоносцы, их разграбление Константинополя, уничтожение турков. История знает случаи, когда при попустительстве христианского мира угнетались и подавлялись бедняки. Оправданием этих преступлений христианского мира не может служить ссылка на то, что в тех же прегрешениях повинны и светские власти. Христианский мир заслуживает даже большего осуждения, поскольку его порочные действия производились как прямое неповиновение учению Христа. Ведь Христос категорически запрещал Своим ученикам использовать меч и для защиты, и для расширения Своего Царства (Ин. 18: 10-11, 33-37; 2 Кор. 10: 4-5). В то же время было бы несправедливо обвинять Бога, или Христа, или Его апостолов в грехах и неповиновении христианского мира, как было бы несправедливо возлагать ответственность за сталинские чистки на Маркса и его учение. Что же касается сопереживания трудящимся людям и защиты их интересов, то подлинное христианство достаточно красноречиво за них выступает, осуждая угнетателей: "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих (на вас). Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на после- дние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как-бы на день заклания. Вы осудили, убили праведника; он не противился вам" (Иак. 5:1-6). Заметим, между прочим, что именно усилиями христианина по фамилии Уилберфорс было упразднено рабство на территории Британской Империи. Замечание четвертое: об утверждениях атеистов, что путь к свободе лежит через отрицание всех сотворенных самим человеком богов. Давайте вернемся к высказыванию Бланш Сэндерс, приведенному выше: "Гуманист сбросил с себя древнее ярмо культа сверхъестественного, с его грузом рабства и страха, и шагает по земле как свободное дитя природы, а не множества придуманных им же самим богов". Иудаисты, христиане и мусульмане дружно бы порадовались, если бы люди смогли избавиться от всех придуманных человечеством богов. Поклонение и служение таким богам принижает человека и всегда приводит к его порабощению. Но смешение Истинного, Живого, Вечного Бога, Творца неба и земли, с вымышленными божествами является грубейшей ошибкой. Иудаисты, христиане и мусульмане также указали бы, что именно отвержение Единого Истинного Бога, которое на протяжении всей истории человечества закономерно и неизбежно приводило к поклонению вымышленным богам — будь то физические, метафизические, философские или политические боги, — в конечном итоге лишало человеческие существа как личного достоинства, так и свободы. Б. Свобода и опасность непонимания ее ценности i. Введение В предыдущих разделах книги мы приводили высказывания некоторых атеистов, объясняющих, как они пришли к своему мировоззрению. Ими двигало глубокое и чрезвычайно сильное стремление к свободе; они полагали, что атеизм позволяет человеку стать независимым от какой-либо высшей силы и потому — совершенно свободным. Чтобы обрести такую свободу и наслаждаться ею, по их мнению, необходимо изгнать всякую веру в Бога. Теперь предоставим слово теисту и посмотрим, как он анализирует духовную ситуацию человечества. Согласно теисту, отказ от Бога не только не увеличивает человеческую свободу, а уменьшает ее. Он ведет к антропоцентрической псевдорелигиозной идеологии, к тому, что каждый отдельный человек становится пленником иррациональных сил, которые в конце концов уничтожают людей, совершенно игнорируя их рациональность. В своем изложении мы воспользуемся опытом анализа, предпринятого христианским апостолом Павлом в письме, написанном им для христианской общины Рима около 75 г. н. э. Павел был евреем, но унаследовал римское гражданство. Он свободно владел как арамейским, так и греческим языком, изучал богословие в Тарсе и в Иерусалиме и много путешествовал по всей Римской империи. Благодаря этому он прекрасно ориентировался в разнообразных распространенных в то время религиях. Он также вел дискуссии с философами — со стоиками и с эпикурейцами (см. об этом в Деяниях святых Апостолов). Стоики полагали, что в основе мироздания лежит творческий направляющий Разум, пронизывающий собой любое явление в мире. Однако согласно их учению, этот Разум безличен и просто составляет часть мира. Таким образом, стоики были, как теперь говорят, пантеистами; их учение имеет для нас значение потому, что оно явилось одной из ранних попыток объяснения мира как системы, а также потому, что они пытались построить всеобъемлющую этическую концепцию без привлечения потусторонних сущностей. Эпикурейцы же были материалистами. Они полагали, что в мире нет ничего, кроме материи и пространства. Тело человека, его мозг, разум и душа состоят исключительно из атомов. После смерти человек распадается на составные части. Жизни за гробом не существует и, следовательно, нет и Страшного Суда (этому чрезвычайно радовался римский эпикуреец Лукреций19). Те боги, которые существуют (а эпикурейцы ни в коей мере не отрицали существования богов), совершенно не связаны с человеком, с его миром и поведением. Человек свободен и независим. Высшее благо (summum bonum) для него — удовольствие. Из этого мы можем заключить, что философский материализм, принимавшийся большинством атеистов в последние столетия, на самом деле, идея отнюдь не новая. Его проповедовали некоторые философы задолго до рождения апостола Павла. Апостол Павел был хорошо знаком с современными ему философскими концепциями и религиями, и он был далек от мысли, что все люди придерживаются одинаковых верований и что ими движут одинаковые причины. Он считал, что бегство человечества от Бога восходит к самому началу рода человеческого. Он даже полагал (и это может удивить нас, когда мы первый раз с этим сталкиваемся), что многое в религии из того, что касается веры в богов и сверхъестественное, имеет свои глубокие корни именно в этом бегстве. Более того, он понимал, что некоторые философы обращались к материализму, чувствуя интеллектуальное и нравственное отвращение к абсурдности и аморальности политеистического идолопоклонства в современном им мире. С другой стороны, он признавал, что несмотря на этот мировоззренческий хаос в современном ему мире находились люди, которые стремились понять истину о Боге: существует Он или нет, и каков Он, если Он существует. Это он отмечал в своей дискуссии с философами — стоиками и эпикурейцами в афинском ареопаге, с одобрением приводя цитаты из двух греческих поэтов: Эпименида Критянина и Арата (Деян. 17: 28)20. Анализ духовной ситуации своего времени апостол Павел начинает с описания изначального бегства человечества
от Бога и от продолжающегося и все усиливающегося влияния, которое это бегство оказывает на последующие поколения, на формирование их способа мышления. Он призывал своих современников к тому, чтобы они посмотрели на себя и поняли, продолжают ли они бегство от Бога, свойственное их предкам, и делают ли они это по тем же самым мотивам. Этот вызов обращен и к нам, современным его читателям. Его анализ духовной ситуации составляет первую часть большого письма, с которым апостол обратился к христианской общине Рима примерно в 57 г. н. э. Не претендуя на исследование письма во всех подробностях, мы остановимся только на тех положениях, которые относятся к теме нашей книги. Для удобства приведем весь интересующий нас текст. "...Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так-что они безответны. Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось нссмыслснное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так-что они сквернили сами свои тела; они заменили истину Божию ложию и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так-что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют" (Рим. 1: 18-32). 2. Как утрачивается свобода (Часть 1) Итак, рассмотрим последовательность тезисов Павла. • Изначально человек знал Бога и признавал, что истина о мире и о самом человеке заключена в том, что и мир, и человек обязаны своим существованием Богу-Творцу (1:18-21)21. • Но люди намеренно сдерживали и подавляли это знание Бога (1: 18); они не желали иметь или сохранять знание о Боге; они не считали, что это знание им подходит и отказывались признать Бога (1: 25). • Следующий шаг в этом бегстве от Истинного и Живого Бога состоял в обожествлении человека, животных и сил природы (1: 23, 25), в результате чего возник политеизм, а человек подвергся как духовному, так и моральному обесцениванию. Нам сразу же возразят: утверждение о том, что изначально человек знал Единого Истинного Бога и только потом опустился до политеизма и анимизма, полностью опрокидывает принятые представления об историческом развитии религии. Поэтому, прежде чем продолжить наше толкование текста, обратимся к теории эволюции религии. Теория эволюции религии Эта теория была широко принята со времени Дарвина и до середины настоящего столетия и кое-где пользуется признанием и сейчас. Вначале она казалась очень правдоподобной. Если человек возник в результате эволюции от низших приматов, как это утверждал Дарвин, то логически отсюда должно было следовать, что религия проходила аналогичную эволюцию. Как замечает Джулиан Хаксли: "В изучении
эволюции мысли теперь нет места сверхъестественному и нет необходимости в нем. Земля не была создана, она эволюционировала. То же самое можно сказать и о ее животном и растительном мире, включая нас, людей; нашего разума и души, нашего мозга и тела. Религия тоже эволюционировала"22. Согласно этой теории, на самых ранних этапах своего развития человечество не имело никакой религии, кроме изначального страха перед всем необычным и угрожающим. Считается, что такой страх испытывают и животные23. Затем религия постепенно развивалась от магии и анимизма (идеи, что существуют духи, или во всем существует духовная сила, мана, которой следует поклоняться) к политеизму, к генотеизму, то есть к убеждению, что существует свой бог для каждой семьи, племени или нации, и далее — к монотеизму24. Date: 2015-11-14; view: 329; Нарушение авторских прав |