Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человеческое поведение





Глава 8. Ценность человеческой жизни

Глава 9. Человеческая свобода и опасность непонимания ее ценности

Глава 10. Природа нравственности и ее основания

Глава 11. Сравнительный анализ этических систем

Глава 12. Предназначение человека и его власть над природой

Глава 13. Как человек осуществляет свою власть

Глава 14. Что ждет человека в будущем


 




Глава 8. Ценность человеческой жизни

Не пытаясь начать с определения, что такое человечес­кая жизнь, — так как решение этой задачи может потребо­вать слишком много времени, если она вообще имеет реше­ние, — начнем с конкретного вопроса о том, какую ценность мы придаем и должны придавать жизни человека. В конце концов, все мы люди и все мы живем на этом свете, и, что еще более важно, имеем непосредственный личный опыт того, что значит жить. Поэтому нам нужно понять, какую ценность мы приписываем человеческой жизни; как нашей собственной, так и жизни других людей.

Давайте уточним, что кроется под выражением "придавать ценность человеческой жизни". Наверное, мы не говорим при этом о том, как хорошо было в прежние времена, или о том, приносит ли удовлетворение людям жизнь сегодня. Для нас важно, какую ценность мы придаем жизни самой по себе, не­зависимо от того, чем она наполнена. Действительно ли чело­веческая жизнь, будь то наша собственная или жизнь другого человека, представляет собой такую ценность, что было бы предосудительно обращаться с ней неподобающим образом или как-то умалять ее значимость, или даже разрушать ее? Понятно, что ответ на этот вопрос является решающим с точ­ки зрения нашего отношения к себе и к другим.

Для начала рассмотрим одну из животрепещущих про­блем жизни и смерти, которая поможет понять суть постав­ленных нами вопросов.

Проблема убийства новорожденных

Все мы когда-то появились на свет и, вероятно, благодар­ны судьбе, что не стали жертвой детоубийцы. Но есть ли что-нибудь предосудительное в детоубийстве? И если есть, то что это и почему?


В Древней Греции отец или оба родителя нежеланного ребенка имели право поместить его в открытый короб или сосуд и оставить в горах на съедение диким зверям. Так они пытались успокоить свою совесть, делая вид, что ребенка убили не они, а дикие звери. Специалисты по истории древ­него мира, профессора М. Кэри и Т. Дж. Хаархофф пишут, что после 200 г. до н. э. такой способ избавления от нежелан­ных детей стал, по-видимому, "довольно часто использовать­ся для поддержания постоянной численности населения Греции, а в некоторых городах даже вызвал ее резкое сниже­ние"1. Может быть, преднамеренно, а может быть, и нет, де­тоубийство служило, вероятно, как средством уменьшения семейных расходов, так и средством регулирования числен­ности населения.

В связи с этим возникает вопрос: правомерно ли такое детоубийство с точки зрения морали? Вопрос этот касается и нас, потому что это проблема не только древнего мира. Мы тоже когда-то были младенцами. А вдруг по какой-то при­чине наши родители не захотели бы нашего появления на свет? Позволительно ли было бы с позиций морали нас уничтожить? За последние двадцать или тридцать лет жизнь миллионов зародышей, мозг и нервная система которых уже сформировались, была прервана посредством аборта просто потому, что родители не захотели их появления на свет. Разве они не были тоже людьми? А если были (хотя многие упор­но отрицают это), мы могли бы задать вопрос, который мы обсуждали выше: правомерно ли их уничтожение с позиций морали?

Вернемся к новорожденным детям, так как никто не от­рицает, что они — человеческие существа. Является ли их жизнь абсолютной ценностью, так что убивать их нельзя, даже если родители не могут себе позволить их иметь, или по какой-то причине не хотели их появления на свет, или если государство решило сократить избыточный рост насе­ления?


 




В начале нашего века многие хозяева держали в доме кошек, чтобы дом не наводнили мыши. Так делают мно­гие и сегодня. Если же кошка принесла четырех котят, а хозяйка не желает их иметь и нет желающих их забрать, хозяйка обычно топит котят в ведре. Никому и в голову не приходит, что с позиций морали это нечто неподобаю­щее.

Сегодня многие убеждают нас поверить в то, что чело­веческие существа — это просто животные, которые в ре­зультате случайной мутации генов и последующего процес­са естественного отбора по воле случая эволюционирова­ли дальше, чем другие приматы. Если это так, то на каком основании мы можем говорить, что убийство маленького котенка не нужно считать нарушением морали, а убийство новорожденного человека — нужно? Каково же в таком слу­чае кардинальное отличие человеческого существа от жи­вотного?

Если, как считают многие, во Вселенной нет ничего, кро­ме материи, а у человеческих существ нет ни души, ни духа и они, подобно животным, являются высокоорганизован­ной формой материи, то тогда почему нельзя разделывать­ся с ними так же, как с детенышами животных? В чем раз­ница?

Кто-то может ответить на этот вопрос так: "Разница со­стоит в том, что люди более ценны, чем животные, и поэто­му аморально убивать человеческих младенцев, да и вообще человеческих существ любого возраста, на любом этапе их жизненного пути".

Понимание того, что человеческая жизнь почему-то пред­ставляет особую ценность — это хорошее начало. Но терми­ны "ценность", "ценный" обычно используются в несколь­ких различных смыслах. Поэтому нам нужно определить, в каком смысле можно сказать, что, во-первых, человеческие существа представляют собой ценность, а во-вторых, — большую ценность, чем животные.








Date: 2015-11-14; view: 328; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию