Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Строительные блоки жизни 3 page
сдастся человеку. Битва за этот бастион в конце концов будет выиграна. Но кто окажется в ней победителем? Власть человека делать над собой все, что ему нравится, означает... власть одних людей делать из других то, что нравится первым. И те, кого они таким образом сформируют, не обязательно будут людьми несчастными. Они вообще не будут людьми — они будут артефактами. Окончательная победа человека над природой окажется упразднением Человека"18 (перевод мой. — Т. Б.). Генетик Майкл Дентон говорит о глубоком влиянии теории эволюции на современную культуру: "Весь этос и философия современного западного человека в большой мере основываются на центральном утверждении дарвиновской теории, что человечество не было результатом творческих целей божества, а возникло путем неразумного процесса отбора среди произвольных молекулярных моделей по принципу проб и ошибок. Культурное значение теории эволюции, таким образом, неизмеримо велико. Она венчает собой естественно-научное исследование мира, являясь последним триумфом светского подхода, который после эпохи средневековья вытеснил наивную космологию библейской книги Бытие из западного сознания"19. Д. Деннетт говорит, что основная дарвиновская идея "на самом деле имеет далеко идущие последствия для нашего представления о том, в чем состоит смысл жизни или в чем он может состоять", и что эта идея заставила "каждого увидеть, пусть смутно, что многое поставлено па карту"20. И именно потому, что поставлено на карту наше понимание культуры, смысла жизни и нравственности, следует остановиться подробнее на имеющих отношение к этим аспектам нашей жизни сторонах теории эволюции. Об этом мы поговорим в Части 3 настоящей книги. Но прежде мы должны проанализировать лежащие в основании теории эволюции научные и философские посылки. Следует сразу же отметить, что в некоторых тонкостях теории эволюции мешает разобраться нагроможденная вок- руг нее путаница. В Главе 4 мы показали, что биология предоставляет красноречивые основания для вывода от замысла, который подкрепляет вывод от замысла из данных физики и космологии о том, что нам, на самом деле, предназначено жить на этой Земле. Но вопреки этим данным биологи-материалисты утверждают, что вывод от замысла ложен, ибо наличие сложной организации во Вселенной можно, якобы, объяснить с помощью эволюционных механизмов. Таким образом, получается, что эти ученые предлагают нам сделать однозначный выбор между Богом и эволюцией. Первый вопрос, на который мы хотим ответить, таков: действительно ли нам нужно делать этот выбор? 3. Является ли атеизм логическим следствием эволюционной теории? Рассуждение Хаксли, Докинза, Деннетта и других основывается на признании истинности двух утверждений: Утверждение 1. Биологическая эволюция несовместима с существованием Творца. Утверждение 2. Биологическая эволюция исчерпывающе объясняет сложную организацию живого мира. Многие материалисты считают, что здесь нет предмета для дискуссии: для них оба эти утверждения истинны, причем первое самоочевидно, а второе вытекает из научных исследований. Тем не менее два крайне важных факта говорят о том, что не все так просто. Во-первых, есть много ученых, в том числе и в науках биологического цикла, которые верят в Бога. И во-вторых, в рамках науки все чаще и чаще возникают вопросы относительно точного смысла Утверждения 2. Поэтому мы должны исследовать логику дедуктивных заключений, выводимых из эволюционной теории, а затем задаться вопросом, действительно ли механизмы, открытые Дарвином и его последователями, несут в себе тот вес, который им придается. Обратимся к Утверждению 1. Идея о том, что Бог и биологическая эволюция — это взаимоисключающие альтернативы, предполагает, что Бог и эволюция принадлежат к од-
ной категории объяснительных принципов. А это, очевидно, ложная посылка. Эволюция — это биологический механизм, а Бог — это Действующая сила, Которая что-то делает. Как мы убедились в Разделе 2, Б.1 (на данном этапе знакомства с нашей книгой мы настоятельно рекомендуем его перечитать), понимание механизма работы машины марки Форда не является аргументом в пользу того, что сам Форд не существует (не существовал). Выдающийся физик, кавалер ордена Британской империи II степени, член Британского Королевского общества21, председатель ряда правительственных и межправительственных комитетов по экологии и глобальным климатическим изменениям и бывший глава Британской метеорологической службы Джон Хоугтон пишет следующее: "Тот факт, что мы понимаем механизмы функционирования Вселенной или живых систем, не в большей мере мешает нам верить в Творца, чем понимание процессов сборки часов, каким бы автоматическим этот процесс ни казался, предполагает, что можно обойтись без часовых дел мастера"22. Именно на основании такого типа рассуждений мы видим, что всегда были и есть выдающиеся ученые, считающие эволюционные механизмы тем способом, которым Создатель сотворил все многообразие жизни. У самого Дарвина были сторонники, придерживавшиеся данной точки зрения. К примеру, известный гарвардский ботаник Аза Грэй. Он был христианином и первым человеком за пределами Англии, кому Дарвин изложил свою теорию и с кем он постоянно поддерживал связи. И сегодня такие выдающиеся ученые, академики, как Гилин Пранс, член Британского Королевского общества, директор известного во всем мире Ботанического сада Кью Гарденс (пригород Лондона); член Британского Королевского общества Боб Уайт, профессор геологии из Кембриджа; Сэм Берри, профессор генетики из Лондонского Университетского колледжа; Джон Брайант, профессор молекулярной биологии из Эксетерского университета и многие другие категорически не согласятся с выведением атеизма из биологии. В действительности, на логическом уровне аргумент о том, что существование некоторого механизма не исключает действия разумной силы, столь прост и столь убедителен, что естественно возникает вопрос, почему многие ученые все-таки продолжают утверждать, что следствием идеи эволюции является атеизм. Одной из основных причин здесь является, видимо, то, что хотя существование данного механизма логически не исключает существования автора его замысла, утверждается, что выявленный эволюционный механизм не нуждается в таком авторе. Например, Деннетт допускает, что "многие автоматические процессы являются блестящим результатом творчества... мы можем видеть, что те, кто придумал автоматическую передачу или автоматические двери, были отнюдь не дураками и что их изобретательность состояла в том, чтобы создать такие "умные" приспособления, которыми можно было бы оперировать, не прилагая при этом своего ума"23. Далее он говорит, что на этом основании у некоторых людей сложилось впечатление, что процесс творения как раз и состоял в создании Богом тех, кто может производить автоматические устройства. Но затем Деннетт утверждает, что Дарвин открыл, что существует процесс другого типа (естественный отбор), в результате которого "созидательный" труд был значительно растянут во времени и сохранил то, что было достигнуто на каждом этапе, то есть естественный отбор каким-то образом созидает (designs) и при этом сам не является результатом созидания и не преследует никакой цели. Деннетт описывает его как "не имеющую сознания и цели механистичность"24. Очень похожим на эту картину является описание эволюционного Слепого Часовщика у Ричарда Докинза, которое мы приводили выше: "Единственный часовщик в природе — это слепые силы физики... Естественный отбор, слепой, бессознательный, автоматический процесс, открытый Дарвином, служащий объяснением существования всех форм жизни, которые явно подчинены цели, сам никакой цели не преследует".
Однако если приглядеться к этим описаниям внимательнее, окажется, что они строятся не совсем последовательно. Разумеется, физические процессы типа естественного отбора сами но себе слепы и бессознательны, как большая часть физических процессов. Но Докинз утверждает, что естественный отбор служит "объяснением" всех форм жизни на всех уровнях, в том числе форм, заключающих в себе цель. В Разделе 2, Б.2 мы охарактеризовали такой методологический редукционизм как переходящий в онтологический редукционизм. В действительности, Докинзу не удается в данном пункте рассуждений внятно ответить на метафизический вопрос, стоит ли за этими процессами подчиняющий их какой-то цели разум. Аргумент Докинза выглядит столь же убедительно, сколь утверждение, что храповик и случайные движения руки служат объяснением существования и формы моих явно имеющих определенное предназначение самозаводящихся наручных часов. Ведь храповик и движения лишены сознания, сказал бы в этом случае он. А это абсурд. Использование понятия "единственный часовщик" у Докинза, очевидно, свидетельствует о том, что, с его точки зрения, никакая движущая сила не нужна. Но часовых дел мастер — это человек, личность, и потому, называя естественный отбор часовщиком, Докинз незаметно персонифицирует этот процесс. Конечный эффект этого типа аргументации рассчитан на то, чтобы читатель подумал, что Докинз в своем объяснении обходится без введения личностной действующей силы, хотя на самом деле ему этого не удается, поскольку его рассуждения являются просто выражением его мнения и веры, а не анализом поставленного вопроса. Рассмотрим еще один пример. Это часто цитируемое высказывание выдающегося биолога из Гарварда Джорджа Гейлорда Симпсона. "Человек, — пишет он, — это продукт лишенного цели естественного процесса, который не имел человека в виду. Появление человека [в этом мире] не планировалось"25. Обратите еще раз внимание на двусмысленность описания этого процесса. Лишенный цели процесс мог "иметь в виду" либо процесс, не имеющий цели, то есть не включающий целеполагающее сознание, либо он мог "иметь в виду" процесс, лишенный цели, в том смысле, что он не был организован и запланирован, то есть не был продуктом разумной действующей силы. О чем говорит здесь Симпсон? Фраза "Появление человека [в этом мире] не планировалось" служит ключом к пониманию смысла его утверждения. Но она является в то же время и признаком того, что Симпсон в данном случае вышел за пределы науки и оказался в области метафизики. Он, подобно Докинзу и Деннетту, просто высказывает здесь свое мнение. Вопрос о том, имеет ли оно основания, мы рассмотрим ниже. В данный же момент мы хотим подчеркнуть, что описания предполагаемого механизма эволюции обычно нагружены неоднозначно интерпретируемыми словами типа "слепой", "автоматический", "лишенный цели" и сопровождаются открытым отрицанием разумной действующей силы, что обнаруживает метафизичность позиции авторов. Обратимся еще раз к пашей аналогии с именинным пирогом (Раздел 2, Б.2) и напомним, что задачей научного анализа не может быть определение цели, для которой был испечен пирог. Наука в принципе не может делать заключений относительно цели. 4. Эволюция и метафизика Выше мы убедились в том, что атеистические выводы из биологии связаны с протаскиванием в определение эволюции метафизических понятий. Этот факт, наряду с приведенным выше высказыванием Стрикбергера о стремлении эволюционистов устранить Бога, ставит вопрос о том, каково отношение между биологией и метафизикой. Интересно в связи с этим отметить, что Майкл Рьюз, ведущий философ-эволюционист, в своем программном выступлении перед Американской Ассоциацией развития науки в 1993 г. сказал, что для многих его единомышленников эволюция сыграла роль светской религии. Дональд Мак Кэй, специалист в области исследования ассоциативных связей в головном мозге, описывает, как это
происходило: "К эволюции в биологии стали явно апеллировать, как к Богу. А если это проходит в биологии, то почему бы не воспроизвести подобное отношение и в других областях знания? Из специально-научной гипотезы... это представление быстро превратилось в атеистический метафизический принцип, апелляция к которому может освободить человека от теологического трепета перед лицом Вселенной. Написанный с заглавной буквы "Э" и возведенный в почетный сан научной теории эволюции... "Эволюционизм" стал названием для целой антирелигиозной философии, где "Эволюция" играла роль, можно сказать, наделенного личностью божества, "реальной силы во Вселенной""25. Хорошо понимал суть этого вопроса, а также других основных вопросов в споре вокруг эволюции К. С. Льюис. В своем блестящем эссе, озаглавленном "Похороны великого мифа", он объясняет, что "мы должны четко различать Эволюцию как биологическую теорему и популярный эволюционизм... который, безусловно, является мифом". Льюис основывает свое утверждение прежде всего на хронологии. "Если бы популярный эволюционизм был не мифом, а интеллектуально законным влиянием научной теоремы на общественное сознание (как он сам о себе думает), то он воз-ник бы после того, как теорема получила широкую известность". Но, указывает ученый, исторически философия эволюционизма появилась раньше биологии. Затем Льюис предлагает "внутренний" аргумент в пользу своей точки зрения: "Эволюционизм... отличается по своему содержанию от биологических представлений об эволюции. Для биолога эволюция — это гипотеза. Она охватывает больше фактов, чем любая другая популярная гипотеза, и будет принятой до тех пор, пока некоторое новое предположение не охватит больше фактов с помощью еще меньшего числа допущений. Я считаю, что так думает большинство биологов. Профессор Д. М. С. Уотсон вряд ли присоединится к такой оценке. С его точки зрения эволюция "принимается зоологами не потому, что ее можно наблюдать или доказать с помощью логически непротиворечивых данных, а потому, что единственная ее альтернатива, особое творение, является очевидно неправдоподобной". Это означает, что единственное основание для принятия [эволюционизма] имеет не эмпирический, а метафизический характер. [Эволюционизм] оказывается догмой метафизика-любителя, который считает идею создания мира неправдоподобной"27. Таким образом, Льюис находит странным, что ученый может опираться на метафизические доводы для принятия научной теории. Однако, как читатель мог убедиться из аргументации в Разделе 2, В.5, наука не является философски нейтральной и обычно развивается в рамках парадигмы. А парадигмы, в свою очередь, отнюдь не изолированы от влияния мировоззренческих установок. Некоторые ученые, по-видимому, считают, что только парадигмы, основанные на материалистических посылках, допустимы как научные. Ричард Докинз, например, говорит: "Наше объяснение не должно входить в противоречие с законами физики. А в действительности, оно должно использовать законы физики и ничто, кроме законов физики"28. Именно слова "ничто, кроме законов физики" говорят о том, что Докинз готов принять только редукционистские, материалистические объяснения. Его парадигма является явно материалистической. Уж если К. С. Льюис был удивлен утверждением Д. М. С. Уотсона, что бы он подумал по поводу следующего высказывания генетика с мировым именем Ричарда Левон-тина (Гарвардский университет): "Наша готовность принять научные утверждения, идущие вразрез со здравым смыслом, является ключом к пониманию реальной борьбы между наукой и сверхъестественным. Мы принимаем сторону науки, несмотря на очевидную абсурдность некоторых ее конструктов... несмотря на терпимость научного сообщества ко всякого рода неподтвержденным историям, поскольку мы изначально придерживаемся... материализма. И дело не в том, что методы и институты науки каким-то образом вынуждают нас принять материальное объяснение мира явлений.
: Совсем наоборот. Наша приверженность материальным причинам заставляет нас создавать аппарат исследования и разрабатывать систему понятий, которые приводят к материалистическим объяснениям, независимо от того, насколько противоречащими интуиции или таинственными они кажутся непосвященным. Более того, наш материализм абсолютен, поскольку мы не можем пустить Божественное даже на порог"29. Это откровение выдающегося члена научного сообщества существенно отличается от общепринятого понимания науки как беспристрастно следующей выводам из экспериментальных данных, куда бы они ни вели. Для Левонтина материализм — это самое важное. Это его кредо, на нем он основывает все другое. Оно не формируется на основании получаемых им научных данных, а является мировоззрением, влияющим на его подход к науке. Опасность такого подхода, как указывает специалист по логике доказательства Филипп Джонсон (Беркли, Калифорния), состоит в том, что "область действия методологической посылки, полезной для ограниченного круга задач, настолько расширяется, что она становится метафизическим абсолютом"30. Левонтин ясно дает понять, что в основании его философии лежит догматическое неприятие Творца, а не научные изыскания. Его материалистическая "сеть" не предназначена для того, чтобы "поймать" в нее Бога. Но это означает, что вопрос о существовании Бога остается совершенно открытым. И тем не менее материалистическая наука часто утверждает, что она доказала, что Бога не существует! Покажем смысл этой ситуации на следующем примере. Если мы специально сконструируем такое устройство, чтобы оно могло регистрировать только видимую часть спектра, будет глупо доказывать на основании экспериментов с использованием этого устройства, что не существует инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских и гамма-лучей. Вывод о том, что мы их не обнаружили, будет предрешен, ибо наше устройство было специально сделано так, чтобы мы не могли их выявить. Точно так же, если мы будем строить свой научный поиск с тем, чтобы априорно исключить существование Бога, то будет абсурдным доказывать, что к атеизму нас привели наши научные исследования. Следует отметить, что мы не утверждаем, что Левонтин и другие ученые, априорно принявшие материалистическую позицию, не могут получать качественных научных результатов. Это было бы бессмысленное утверждение. Прекрасных научных результатов достигают исследователи, исходящие как из материалистических посылок, так и из теистических. На самом деле, когда речь идет о научном исследовании устройства и функционирования окружающих нас предметов (а это и есть основная цель науки), в отличие от изучения их происхождения, мировоззренческие установки играют очень незначительную роль. Мы же утверждаем важность признания того, что исходные посылки исследований накладывают ограничения на выводы, которые из этих исследований делаются. Так, рассуждение Левонтина оставляет открытым вопрос о существовании других типов научных парадигм, которые, будучи не ограниченными жесткими материалистическими допущениями, могут помочь нам ответить на вопрос о том, обнаруживает ли Вселенная в целом и жизнь на Земле в частности, признаки созидательной деятельности Творца 5. Логические следствия материализма В связи с исходными предпосылками материализма возникает еще один чрезвычайно важный вопрос. Во-первых, очевидно, что выводу от замысла всегда оказывается самое жестокое сопротивление — но не со стороны науки, а со стороны философии и идеологии. Он просто объявляется вне закона "по определению", без привлечения каких-либо фактических данных. С другой стороны, если, как говорит Левонтин, наука — это своего рода "прикладной материализм", то тогда нужно признать в качестве аксиомы, что жизнь — это следствие сугубо материальных процессов. Таким образом, материя и энергия должны, в конечном итоге, обладать
способностью порождать жизнь. Просто потому, что не существует никакой альтернативы. Другими словами, если материалистическая посылка верна, то какой-то процесс эволюции протекал в силу сугубо логической необходимости, независимо от того, имеются ли фактические данные в его поддержку или нет. Это, конечно, не означает, что эволюционная теория ложна, но означает, что существует реальная опасность, что материалистическая парадигма будет оказывать такое сильное давление на развитие соответствующей теории (см. о концепции Т. Куна в Разделе 2, В. 5), что последняя утратит функцию критического анализа собственных результатов, столь характерную для науки как вида деятельности. Кун предостерегал ученых, указывая на то, что парадигмы, формирующие закрытую жесткую структуру знания, приводят к тому, что явления, не вписывающиеся в эту структуру, просто выводятся из поля зрения ученых. Если нечто принято считать за истину, то данные, которые расходятся с этой "истиной", либо просто не принимаются во внимание, либо легко отбрасываются. Чтобы избежать этой опасности, Ричард Фейнман, лауреат Нобелевской премии по физике, рекомендует очень тщательно регистрировать все фактические данные, противоречащие принятой тобой теории, ибо легче всего обмануть себя самого. К сожалению, предостережения Куна и Фейнмана часто остаются незамеченными, так что высказывание сомнений по поводу теории эволюции может оказаться рискованным делом. В глазах многих людей подвергнуть сомнению эволюцию означает поднять руку на фактические данные и тем самым, возможно, быть занесенным в список полоумных маргиналов. Так, Ричард Левонтин пишет: "Пришло время... откровенно сказать., что эволюция, на самом деле, — это не теория... Птицы возникли из "нептиц", а люди из "нелюдей". Человек, претендующий на то, что он понимает мир природы, не в большей мере может отрицать эти факты, чем он может отрицать, что Земля круглая, что она вращается вок- руг своей оси и вокруг солнца"31. Докинз и в этом вопросе остается непревзойденным. Он говорит: "Если вы встречаете кого-то, кто утверждает, что не верит в эволюцию, то вы можете совершенно спокойно сказать, что этот человек туп, невежествен или психически ненормален (или злонамерен, во что мне хочется верить меньше всего)"32. В глазах Левонтина и Докинза подвергнуть сомнению эволюцию означает навлечь на себя обвинение в научной наивности или в чем-нибудь похуже. Однако уже сама агрессивность этих обвинений может скорее вдохновить настоящего ученого на дальнейшие исследования, нежели остановить его. Говорят, что Аристотелю принадлежит мысль о том, что секретом успешного исследования является умение задавать правильные вопросы. А если мы задаем неправильные вопросы, мы должны разобраться, почему они неправильные. 6. Определение эволюции Возможно, что причиной агрессивности обвинений против тех, кто подвергает эволюцию сомнению, отчасти является само определение термина "эволюция". Выше мы пользовались этим термином, как будто бы по поводу этого термина существует всеобщее согласие. На самом же деле, дискуссии по поводу эволюции зачастую оказываются бесплодными именно потому, что их участники не задумываются о том, что этот термин может использоваться в нескольких разных значениях. Некоторые из этих значений настолько ясны и непротиворечивы, что их неприятие действительно является свидетельством невежества или тупости (но уж никак не злонамеренности!). Итак, что же такое эволюция? Приведем несколько значений этого понятия. 1. Изменение. Развитие. Изменчивость. В этом значении термин "эволюция" используется для описания изменения, не подразумевающего некоторого механизма (или отсутствия такового), который движет этим изменением. В этом смысле мы говорим об "эволюции автомобиля", для которой
необходимо участие разума; машина не может эволюционировать сама, это происходит только благодаря идеям и деятельности инженеров. Мы можем говорить об "эволюции береговой линии", при которой естественное воздействие моря и ветра, флоры и фауны формирует с течением времени очертания линии берега. Когда люди говорят об "эволюции жизни" в этом смысле, то единственное, что они имеют в виду, — это то, что жизнь каким-то образом возникла: или естественным путем, или в результате творения, или в результате действия обеих сил, или каким-то другим путем. 2. Микроэволюция: эволюция в рамках определенной сложной организации, количественное изменение уже существующих органов или структур. В данном случае обсуждается вопрос не происхождения, а изменения или перестройки чего-то, что уже ранее существовало. Такие микроэволюционные процессы можно легко наблюдать, как показывает исследование изменения длины клюва певчих птиц, проделанное Джонатаном Вайнером33. Этот аспект теории эволюции не вызывает возражений. Применительно ко многим подобным явлениям вряд ли вообще можно говорить об эволюции, раз речь идет об изменении в определенном направлении. Скорее это примеры варьирования в рамках, в сущности своей, стабильного вида. 3. Макроэволюция: появление новых органов и структур, качественно нового генетического материала, эволюция от одноклеточных структур к многоклеточным и т. п. 4. Наличие общего предшественника. Иногда это направление называется общей теорией эволюции или теорией общего происхождения, согласно которой все растения и животные связаны наличием общих предков. При этом не обязательно уточняется, каким образом это возможно. Обычно данное представление иллюстрируется филогенетическими деревьями, по которым можно проследить хронологию развития всего живого от общих предшественников. 5. Неодарвинистское представление об эволюции, или специальная теория эволюции. Предметом этой теории яв- ляются механизмы развития. Она утверждает, что естественный отбор и естественные мутации и некоторые случайные эффекты типа дрейфа генов являются машиной, которая движет как микро-, так и макроэволюцией. Этот неодарвинистский синтез иногда называют просто дарвинизмом, хотя сам Дарвин ничего не знал о генетических параметрах. 6. Искусственный отбор, используемый, к примеру в_pa стениеводстве и скотоводстве. Селекционеры получили огромное количество видов растений и животных на основании базовых генетических линий путем разнообразных тонких методов скрещивания. Этот процесс предполагает большую интеллектуальную работу, и хотя его часто приводят как пример макроэволюции в результате неуправляемых процессов (в том числе его использует сам Дарвин), он таковым не является. 7. Химическая эволюция. Хотя некоторые ученые доказывают, строго говоря, что эволюция предполагает существование самореплицирующегося генетического материала, тем не менее в литературе часто встречается упоминание об эволюции живой клетки из неживого материала. Великий биолог Ф. Г. Добржанский в связи с этим отмечал: "...Добиологический естественный отбор — это логическая несообразность"31. Теперь мы можем лучше попять критические замечания Левонтина и Докинза в адрес тех, кто скептически настроен по отношению к теории эволюции. Если сомнения, высказываемые по поводу эволюции, относятся к значениям этого термина 1, 2 или 7, обвинения скептиков вполне понятны. Никто всерьез не оспаривает микроэволюцию как пример действия естественного отбора35. Естественный отбор является, по-видимому, практически тавтологичным понятием, на что указывали многие специалисты. Так, член Британского Королевского общества Колин Пэттерсон (Лондонский Музей естественной истории) представляет естественный отбор в виде следующего дедуктивного вывода. Все организмы должны воспроизводиться.
• Все организмы обладают наследственной изменчивостью. • Наследственные изменения отличаются по своему воздействию на воспроизводство36. Следовательно, изменения, оказывающие благоприятное воздействие на воспроизводство, закрепляются, а оказывающие неблагоприятное воздействие, не закрепляются. Так происходит изменение организмов. Пэттерсон утверждает, что излагаемая таким образом идея естественного отбора является, строго говоря, не научной теорией, а трюизмом: если мы допускаем первые три положения, то четвертое вытекает из них логически. Он говорит, что "это показывает, что естественный отбор должен иметь место, но отсюда не следует, что естественный отбор является единственной причиной эволюции, а когда естественный отбор абсолютизируется как объяснение всех эволюционных изменений или каждого признака каждого организма, ему приписывается такая большая объяснительная сила, что он попадает в один ряд с такими концепциями, как фрейдистская психология и астрология". Это рассуждение Пэттерсона означает, что идея естественного отбора не подлежит фальсификации, подобно тому, как не поддается фальсификации тезис Фрейда о том, что поведение взрослого человека обусловлено травмой, пережитой им в детстве. Он предупреждает об опасности использования понятия "естественный отбор" как штампа, который создает иллюзию объяснения, на самом деле объяснением не являясь. На уровне микроэволюции мы находимся в области наблюдаемых явлений. Настоящие проблемы начинаются тогда, когда мы переходим от микроэволюции к макроэволюции. Некоторые биологи возражают против различения микро- и макроэволюции, поскольку рассматривают эволюционный процесс как целое. Но именно это и вызывает сомнения. Поскольку главный вопрос как раз и состоит в том, является ли эволюция неким целым. Если мы разведем микро- и макроэволюцию, то это поможет сосредоточиться на Date: 2015-11-14; view: 322; Нарушение авторских прав |