Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценностьчеловеческой жизни неможет зависеть от субъективного суждения людей 1 page





Некоторые вещи не имеют ценности сами по себе. Они приобретают ценность только в глазах людей. Возьмем, к примеру, сигареты. Одним они нравятся, и для них пачка сигарет представляет ценность. Другим — не нравятся, и они даже думают, что сигареты вообще не имеют никакой цен­ности и их нужно просто сжечь.

Можно ли, следуя этой линии рассуждения, сделать вы­вод, что жизнь человека является ценной, если кому-то дан­ный человек кажется ценным и считается, что его не следует уничтожать? Или аналогичный вывод: если каким-то людям данный человек не нравится и он не является ценным для них, то они могут его уничтожить?

Звучит страшно, и это действительно страшно; но имен­но так иногда ведут себя некоторые народы. В древние вре­мена один из египетских фараонов, желая подчинить себе своих рабов, проводил государственную политику, соглас­но которой дочерей, родившихся в семьях рабов, оставляли живыми, а сыновей сразу после рождения повивальные баб­ки топили в реке. Приведем пример из современной жизни. Многие люди в Китае по разным причинам явно предпочи­тают сыновей дочерям. Китайское правительство, встрево­женное колоссальным ростом рождаемости, недавно приня­ло закон, запрещающий родителям иметь более одного ре­бенка. Этот закон провоцирует поведение людей, которое кажется совершенно невероятным: имеются веские доказа­тельства того, что в отдаленных районах Китая первенца-девочку родители могут спокойно убить в надежде, что сле­дующий ребенок окажется мальчиком.

Таким образом, когда мы говорим о ценности человечес­кой жизни, мы должны придерживаться более жесткого принципа, который несовместим с рассуждением, что желан­ного и любимого ребенка родители не должны уничтожать, а родители, для которых новорожденный не желанен и не любим, должны быть свободны в своем выборе: убить или


 




оставить его в живых. Нельзя сводить ценность человечес­кой жизни к проблеме чисто произвольного личного выбо­ра и вкуса. Но если человеческая жизнь имеет ценность в принципе, то следует полагать, что она должна всегда и вез­де быть одинаково ценной, независимо от того, нравится ли носитель этой жизни другим людям или нет.

Возможно, кто-то возразит: "Новорожденные дети и взрослые люди имеют разную ценность. Взрослый развитой человек, несомненно, имеет большую ценность, чем ново­рожденный неразвитой младенец; а взрослый, наделенный даром, скажем, художника, ученого или инженера, имеет большую ценность, чем взрослый, который не обладает ни одним из этих талантов и который может быть даже полным тупицей. Разве широкие массы не ценят знаменитого фут­болиста или кинозвезду больше, чем они ценят заводского рабочего или ребенка-калеку?"

Конечно, мы ценим и должны ценить уровень развития ребенка и огорчаться, если мы сталкиваемся с какими-то сбоями; конечно, мы ценим и должны ценить мастерство хорошего повара или опытного врача, талант педагога, ро­маниста или музыканта. Но когда мы признаем, что восхи­щаемся и ценим одаренных людей за их таланты, то что кон­кретно мы имеем в виду? Наверное, мы все-таки не имеем в виду, что для соответствия требованиям, предъявляемым к классу "человек", данный индивид должен быть исключи­тельно одаренной личностью или что простая пожилая жен­щина в меньшей степени является человеком, чем, скажем, молодая кинозвезда. Попробуйте представить себе челове­ка, начисто лишенного каких-то способностей. Разве у него не человеческая жизнь? И разве не следует эту жизнь ценить и рассматривать как священную и неприкосновенную про­сто потому, что это жизнь человека?

Или, может быть, кто-то скажет, что существуют люди разных сортов, или категорий, и жизнь человека более вы­сокой категории следует хранить и лелеять, а жизни людей


низших категорий вряд ли стоит сохранять, ими можно по праву пренебречь или даже уничтожить? Ценность человеческой жизни нельзя ставить в зависи­мость от природных качеств и одаренности человека

Это не просто академический вопрос, поскольку распро­странение точки зрения, согласно которой ценность челове­ческой жизни зависит от степени развития человека, пользо­валась в нашем веке колоссальной популярностью и имела далеко идущие последствия. Приведем несколько примеров. 1. Антисемитизм Гитлера

Профессор 3. Стернхилл2 показывает, какие ценностные суждения лежат в основании политики Гитлера, приведшей к уничтожению шести миллионов евреев. Основываясь на извращенных экстремистских представлениях о социал-дар­винизме (которые, между прочим, современные дарвинис­ты сурово осуждают), люди типа Ж. Вашера де Лапужа во Франции3 и Отто Аммона в Германии4 "не только утверж­дали абсолютное физическое, нравственное и социальное превосходство арийцев, которое они основывали на измере­ниях черепа и других социальных, антропологических и эко­номических критериях), но и выдвинули новое понятие че­ловеческой природы и сформулировали новое представле­ние об отношениях между людьми. Социал-дарвинизм, свя­занный с расизмом, имел прямое влияние на десакрализацию сущности человека и приравнивание социального су­ществования к физическому. Человеческий вид считался подчиненным тому же самому закону, что и другие виды, а человеческая жизнь рассматривалась как непрестанная борь­ба за существование. Представители этого учения полагали, что мир принадлежит сильнейшему, который благодаря сво­ей силе является лучшим, и потому нужно следовать новой этической системе, которую Вашер де Лапуж назвал "селекционистской" и которая заменила ему традиционную хрис­тианскую этическую систему. На рубеже веков идея этни­ческого неравенства стала очень влиятельной". Германия и


 




Франция были наводнены публикациями, где это представ ление сочеталось с арийским антисемитизмом. Неудивитель­но, что политическое мышление Гитлера сформировалось под воздействием литературы подобного содержания. И мы все знаем слишком хорошо, к чему это привело.

2. Массовые убийства в Камбодже

Пол Пот тоже был сторонником точки зрения, согласно которой некоторые люди представляют собой большую цен­ность по сравнению с другими. Он относил к людям более низкой категории интеллектуалов и поэтому уничтожил около двух миллионов тех, кто принадлежал к этой социаль­ной группе.

3. Дети-бродяги в некоторых латиноамериканских странах

Это либо дети-сироты, либо дети, оставленные своими родителями в раннем детстве. Они живут на улицах, вырас­тают дикарями, живут случайными заработками или вору­ют, будучи неизменным источником общественных беспо­рядков. Они, конечно, тоже человеческие существа. Но они никому не нужны и никто не считает их ценностью. Время от времени полиция делает рейды по улицам и отстреливает их как бездомных животных или преступников. С ними об­ращаются как с низкосортными, а потому ненужными чело­веческими существами.

Но нам не следует ограничиваться рассмотрением таких крайних случаев. Если ценность человеческой жизни ставит­ся в зависимость от дарований и способностей ее обладате­ля, или от его полезности для человеческого общества, а не от того простого факта, что это человеческая жизнь и что она неприкосновенна, то как, например, относиться к жизни ста­риков? Когда-то они приносили пользу обществу. Но теперь все их способности ушли в прошлое, они ослабли и не толь­ко не приносят никакой пользы, но зачастую являются обу­зой для семьи. В некоторых странах сегодня есть сильные и громкоголосые сторонники принятия законодательства, со­гласно которому родственники имели бы право "помогать"


старикам отправляться на тот свет. Это называется "само­убийство с чужой помощью". Будет ли оно нравственным?

А как же тогда быть с детьми, имеющими физические или психические отклонения, умственно отсталыми? Не долж­ны ли мы сами или государство заботиться о них, насколько позволяют возможности, в силу того что они, будучи в ка­ком-то отношении ущербными, являются все же человечес­кими существами? Или мы имеем право оставить их пребы­вать в грязи, как животных?

До сих пор мы поставили больше вопросов, чем дали от­ветов. Но уже на этом этапе рассуждения ясно следующее.

1. Ценность человеческой жизни нельзя ставить в зави­симость от субъективного отношения к ней данного челове­ка или нации. Ее нельзя делать предметом чьего-то произ­вольного личного вкуса или предпочтения.

2. Крайне опасно ценность человеческой жизни ставить в зависимость от степени развития данного человека и его "полезности" для общества.

Исходя из этих тезисов, рассмотрим следующую возмож­ность.

Ценность человеческой жизни заключена в самой жизни. Она объективна

Если однажды вечером вы увидите на западном небоск­лоне необыкновенный закат, то вы почти невольно восклик­нете: "Как красиво!". Более того, от всякого, кто увидит это зрелище, вы будете ожидать подобной реакции. А если кто-то останется равнодушным, вы решите, что этот человек, види­мо, не совсем нормален, или что он страдает дальтонизмом или совершенно неспособен воспринимать прекрасное. Мы решаем так потому, что действительно считаем, что закат пре­красен сам по себе. Наверное, каждый скажет, что закат пре­красен независимо от того, смотрим мы на него или нет.

Далее. Мы приходим к этому выводу не на основании сложного логического анализа. Закат вызвал паше восхище­ние в силу красоты, свойственной ему независимо от нашей



оценки. Для этого не потребовалось мнения других людей и вывода на основе консенсуса.

В природе можно наблюдать множество подобных явле­ний. Ученые говорят, что, сталкиваясь с устройством физи­ческого мира, с его сложностью и вместе с тем с простотой его фундаментальных законов, они не могут не испытывать чувства благоговения. В результате неустанного эксперимен­тирования и теоретического анализа ученым удалось выя­вить эти прекрасные своей простотой и элегантностью зако­ны. Но возникли эти удивительные законы не в результате неустанного труда исследователей. Их красота объективна. Она является их сущностной природой. И именно эта сущ­ностная природа возбуждает благоговение того, кто с ней соприкасается.

То же самое можно сказать и о человеческой жизни: имен­но ее объективная сущность и природа приводят нас к при­знанию ее ценности.

Ниже мы рассмотрим редукционистские концепции че­ловеческой жизни, не признающие ее фундаментальной цен­ности.

Редукционистские объяснения

Если вы расскажете о прекрасном закате редукционис­ту, то он, наверное, ответит вам, что его величественная кра­сота - это всего-навсего ваша субъективная реакция на яв­ления материального мира. Он скажет вам, что наука может дать исчерпывающее объяснение природы этих явлений с помощью понятий солнечного излучения, фотонов, нервных импульсов и проч., не прибегая при этом к идеям значения, ценности, величия и красоты. А поскольку последние не могут быть измерены научными методами, то они не обла­дают объективной реальностью. Это просто иллюзии, воз­никающие в нашем воображении и помогающие нам смяг­чать воздействие голых безличных фактов, вскрываемых путем научного исследования.

Редукционисты говорят то же самое и о человеческой жизни. Человеческая жизнь для них — не что иное, как оду-


шевленная материя. Благодаря присущим ей качествам ма­терия стихийно дала начало белкам, клеткам, генам, хромо­сомам, которые в какой-то момент случайно сложились в определенную структуру. Эта структура, в свою очередь, вне связи с какой-либо целью послужила источником низшей формы жизни, претерпевшей постепенную эволюцию, завер­шившуюся развитием человека.

Таким образом, материя и сопутствующие ей факторы действовали вне какой-либо сознательной цели или пони­мания ценности. Вещество, образующее гены, не заключает в себе никакой цели. Гены не обладают сознанием. Материя, из которой они состоят, при некотором случайном стечении обстоятельств слепо идет по пути максимально возможного самовоспроизведения (репликации) в последующих поко­лениях5.

Если считается, что человеческая жизнь возникает та­ким образом, то как она может иметь непреходящую цен­ность? Но даже если человек все-таки убеждается в неотъемлемой ценности жизни, то редукционист сообщит ему, что его психологическая оценка и осознание этой цен­ности управляется нейронами головного мозга. Чего же стоят ощущения ценности, если они являются продуктами не обладающих сознанием, безликих электрохимических процессов?

Как мы убедились выше (см. Раздел 2. Б), не все ученые разделяют крайний редукционизм. И когда мы обращаем­ся к наиболее сложным и загадочным сторонам природы человека, таким как функционирование головного мозга, устройство памяти, а также к сложнейшему вопросу о со­отношении сознания и мозга, мы не можем не испытывать благодарности за труд ученых (включая редукционистов!), работавших над раскрытием тайн человеческого организ­ма.

С другой стороны, когда дело доходит до понимания при­роды и ценности человеческой жизни, мы не зависим исклю­чительно от науки и ее эмпирических методов: мы распола-


 




гаем другим, более прямым путем познания. Мы можем при­слушаться к голосу интуиции.

Каждодневный опыт и понимание ценности жизни

Говорят, что грамм опыта стоит тонны теорий, и это осо­бенно верно, когда речь идет о том, что такое жизнь. Мы, люди, знаем из собственного опыта, что значит быть живым. Нам не нужно спрашивать об этом ученого. У нас есть не­посредственный опыт жизни, и на этом уровне нам гораздо полезнее философская рефлексия, чем эмпирическая наука.

Благодаря опыту каждый из нас твердо знает, по край­ней мере, две вещи и каждый может сказать:

(1) "Я жив(а)", "Я существую" и

(2) "Я осознаю, что я жив".

То же самое верно и относительно мышления. Я могу снабжать свой мозг информацией, заставлять его работать над какой-то задачей, и даже когда я сплю, он будет продолжать обрабатывать поступившую информацию благодаря моему "нейронному компьютеру". Но процесс мышления — это мое дело. Я не могу "поручить" его электрохимическим нейрон­ным процессам своего головного мозга. Сведение мышления к нейронным процессам в конечном итоге подрывает само себя, поскольку уничтожает рациональность, как указывает профессор Джон Полкингхорн (см. Раздел 2. Б). Приведем его соображения по этому поводу в более полном виде: "Мышление заменяется электрохимическими нейронными явлениями. Два таких явления оказываются несопоставимы­ми в рамках одного рационального рассуждения. Они не могут быть ни истинными, ни ложными. Они просто имеют место. Если наша психическая жизнь не что иное, как ин­тенсивная деятельность исключительно сложного "мозга-компьютера", то кто должен сказать, верна или неверна про­грамма, заложенная в этот "компьютер"? Ясно, что эта про­грамма передается из поколения в поколение, будучи зако­дированной в ДНК, но вместе с ней может передаваться и ошибка. Если мы попались в редукционистскую ловушку, то у нас нет способа оценивать истинность суждений. Ут-


верждения самого редукциониста — не что иное, как всплес­ки в нейронной сети его головного мозга. Мир рациональ­ного рассуждения растворяется в абсурдной "болтовне" си­напсов. Честно сказать, подобная картинка не может быть верной и никто не считает ее верной"6.

Далее. Если электрохимические нейронные процессы по самой своей природе не могут быть частью рационального рассуждения, тогда как "я", или субъект, может рассуждать и рассуждает, то в силу этого "я" не может быть просто сово­купностью электрохимических явлений или материальным веществом в какой-либо форме. "Я" всегда было и остается душой или духом, как указывал много веков тому назад Аристотель и как говорится в Библии. Человеческая жизнь и "я" — субъект этой жизни — не сводимы к материи. И имен­но это "я" в каждом из нас вопрошает: какова ценность жиз­ни? чего стою я сам?

Есть и еще одно качество, которое характеризует челове­ческое существо в отличие от остального мира. Философы называют его трансцендентностью, и каждый из нас может сам проверить, действительно ли это качество присуще че­ловеку. Трансцендентность человеческой жизни

Достаточно минутного размышления, чтобы убедиться в том, что мы можем мысленно выйти за пределы нашего непосредственного жизненного опыта, что, собственно, и означает термин "трансцендентность". Мы можем, например, абстрагировавшись от самих себя, размышлять о далеких галактиках, изучать их, не приписывая им своих собствен­ных человеческих качеств, а воспринимать их характерис­тики, качества, функции и законы как характеристики неза­висимых от нас объектов.

Наша любовь к другим в самом глубоком смысле этого слова (наше уважение и нравственное отношение к ним) так­же зависит от нашей способности к трансцендированию, к выходу за пределы нашего "я", за пределы наших чувств и


 




интересов. И этим мы отличаемся от животных. Собака мо­жет встретить вас радостным лаем и прыжками, которые можно принять за признаки привязанности и любви. И это будет ее реакцией на хороший уход. Но человеческие суще­ства могут восхищаться кем-то, с кем они лично не соприка­саются. Иногда им достаточно для этого увидеть человека по телевизору или услышать о его качествах от кого-то дру­гого. Точно также, когда мы восхищаемся неодушевленны­ми вещами, типа заката, мы делаем это безотносительно к нам самим.

Как человеческие существа, мы можем выходить за пре­делы материального субстрата Вселенной и думать в мате­матических терминах о законах ее функционирования.

Мы можем мысленно выйти за пределы нашего тепе­решнего существования и обратиться к тем временам, ког­да нас еще не было на свете, или заглянуть в будущее, ког­да наша земная жизнь уже закончится. Когда мы рассуж­даем подобным образом, то встает вопрос: откуда мы при­шли? Поскольку наша трансцендентность несет в себе не­избежный отказ от того, чтобы довольствоваться существо­ванием здесь и сейчас, как нас самих, так и материальных и нематериальных вещей вокруг нас, мы рано или поздно начинаем задаваться вопросами, связанными с нашим су­ществованием, его конечной целью, значением и ценнос­тью.

Человеческие существа не являются просто материей. Каждый из нас еще и личность, а не совокупность нейронов или электрохимических явлений. Человек — это и материя, и дух. И поскольку человек — дух, он осознает, что он выше материи. Любой из нас, в действительности, обладает боль­шей значимостью и ценностью, чем весь материальный мир Вселенной.

Именно способность к трансцендированию вместе с твер­дым осознанием того, что мы не сами себя сотворили, при­водит людей, во всяком случае, некоторых из них, к поискам источника своего существования в Боге-Творце, Который,


как говорит Библия, есть Дух и Который сотворил человека по образу Своему и подобию как существо, способное, по крайней мере отчасти понять Его природу и любить Его и поклоняться Ему в ответ на Его совершенную благость.

Если такова сущность дела, то легко понять, как иудеи, христиане и мусульмане ответят на вопрос: что именно при­дает высшую ценность жизни человека? Это то, что человек сотворен Богом, по образу и подобию Бога и для Бога. Имен­но поэтому жизнь человека неприкосновенна (Быт. 1: 26-29; 9: 6; Кол. 1: 16-17) и является бесконечно ценной и значи­мой (Мф. 22:31-32).

Христиане, помимо этого, добавят, что ценность челове­ка как создания Божьего неизмеримо возросла в связи с тем, что Иисус Христос ценой своей собственной жизни и крови открыл путь, идя по которому люди смогут преодолеть свое отчуждение от Бога, вызванное проступками и греховнос­тью человечества (1 Петр. 1: 18-19; Откр. 5: 9-10).

И все же многие люди не хотят верить, что человеческая жизнь обладает столь высокой ценностью. В частности, ате­исты очень резко выступают против такого понимания цен­ности человека и его жизни. Они считают, что введение пред­ставления о Боге-Творце унижает человека и лишает его сво­боды и достоинства. Именно к этой теме мы и обратимся в следующей главе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Сагу М.. Haarhoff T. J. Life and Thought in the Greek and Roman World. 5th cd. L., 1951. P. 143.

2. Miller D. ct al. (eds.) The Blackwell Encyclopaedia of Political Thought. Oxford: Basil Blackwell, 1991. P. 414 - 416.

3. Pouge Vacher de. Les Selections sociales. Paris: Fontemoing, 1899.

4. Ammon O. Die Gesellschafftsordnung und ihre naturlichen Grundlagen. Jena: Fisher, 1895. См. также: Biddiss M. D. Father of Racist Ideology: the Social and Political Thought of Count Gobineau. N.Y.: Weybright and Talley, 1970.

5. Приписывание генам эгоизма, которое делает Ричард Докинз в сво­ей знаменитой книге "Эгоистичный ген", является совершенно некоррек­тным. Поскольку термин "эгоистичный" обычно подразумевает личность,


 


 




 

наделенную самосознанием и стремящуюся к самоутверждению. Тем не менее именно этого свойства лишена, по мнению Докинза, материя, из которой гены состоят.

6. Polkinghone J. One World... P. 92 - 93.


Глава 9. Человеческая свобода и опасность непонимания ее ценности

А. Свобода: право каждого человека по рождению

Для каждого человека, каким бы ни было его мировоз­зрение, свобода относится к числу высших идеалов. Соглас­но мироощущению любого из нас, свобода — это наше право по рождению: никто не имеет права отнять его у человека против его воли (разумеется, за исключением того случая, когда он совершил преступление). Даже попытка отнять чью-то свободу является преступлением против высокого звания Человека.

Но в жизни каждый из нас поступается свой личной сво­бодой ради общего блага. Это происходит и в мелких делах, и в делах более важных. Возьмем, к примеру, простой случай — игру в футбол. На игровом поле десять игроков соглашаются подчиняться указаниям капитана, а вся команда из одиннад­цати человек соглашается играть по правилам игры и подчи­няться решениям судьи. Ни один из игроков не претендует на свободу играть по своим собственным правилам: никакая игра не была бы возможной, не прими они таких условий.

Мы добровольно поступаемся какими-то элементами нашей личной свободы и в более важных ситуациях. Как граждане цивилизованного государства мы (по крайней мере, теоретически) отказываемся от каких-то элементов нашей личной свободы и подчиняемся законам страны во имя общего блага, которое заключается в мирной и цивили­зованной жизни.

Но когда речь идет о праве каждого человеческого суще­ства на свободу как о принципе, все мы, независимо от ха­рактера нашего мировоззрения, соглашаемся в том, что это


право не должно нарушаться1. Поэтому мы испытываем справедливое негодование, когда встречаемся с порабоще­нием человека, с отношением к нему как к винтику от маши­ны, средству достижения целей, будь то удовольствие или благо другого человека. Каждое человеческое существо, жи­вущее в любой части света, — человек любой национально­сти, любого возраста и пола, цвета кожи и вероисповеда­ния — имеет право на то, чтобы к нему относились не как к статисту и средству производства, а как к самодостаточной сущности, как к Человеку, обладающему собственным име­нем и своими индивидуальными особенностями, рожденно­му, чтобы быть свободным.

Разногласия по поводу основного условия свободы

человека

Когда встает вопрос о том, что является принципиаль­ным условием реализации полной свободы человека, оказы­вается, что теистическое и атеистическое мировоззрения — основные типы жизненных позиций — кардинально расхо­дятся в своих ответах на него. Вопрос этот, в сущности, фор­мулируется следующим образом: является ли человечество высшей и единственной разумной силой в нашем мире или во Вселенной в целом? Этот вопрос, в свою очередь, влечет за собой другие. Является ли человечество совершенно сво­бодным решать, как себя вести: что правильно, а что непра­вильно? Каковы высшие ценности человечества? Какова конечная цель его существования, его summum bonum, если таковая вообще имеется? Какой она вообще должна быть? И должен ли человек быть ответственным перед кем-нибудь, кроме себя самого?

Или, может быть, существует Бог, который, создав Все­ленную и человечество, живущее в этой Вселенной, имеет право устанавливать законы, причем не только физические законы природы, являющиеся условиями существования человечества, но также и нравственные и духовные законы, предназначенные для управления поведением людей? И правда ли, что Богом предопределено, что человечество в


целом и каждый индивид в отдельности ответственны за то, как они себя ведут, и что в конце концов они предстанут пе­ред Ним отвечать за свои поступки?

Хорошо известно, что атеисты и теисты существенно рас­ходятся в ответах на эти вопросы. Но не имеет особого смыс­ла просто констатировать этот факт или отмечать, что раз­ногласия между ними в прошлые времена выливались в до­статочно резкую нетерпимость. Как писал в газете "Комсо­мольская правда" в 1988 г. (октябрь) А. Чудаков, времена "бульдозерного и динамитного" атеизма прошли. Было бы более разумно как для теистов, так и для атеистов попытаться понять друг друга, причем понять не только позицию оппо­нента, но и глубоко спрятанные чувства, лежащие в ее осно­вании. Понимание противоположной точки зрения, которое может быть в конечном итоге достигнуто, а также причин устойчивости этих противопоставленных позиций должно, по крайней мере, способствовать смягчению взаимной не­терпимости и привести к большему взаимоуважению сторон. В следующем разделе данной книги мы как раз и предпри­мем такую попытку.

Типы атеизма

Во-первых, необходимо понять, что существует несколь­ко разных типов атеизма. Так, атеизм не обязательно связан с какой-то определенной политической философией. Атеи­стические концепции могут быть теснейшим образом связа­ны с коммунизмом, или с социализмом, с некоторыми фор­мами демократии, с левыми или правыми политическими концепциями. Ниже мы будем анализировать собственно атеистические взгляды, не вдаваясь в политические симпа­тии и антипатии приверженцев этого мировоззрения.

Во-вторых, следует понять, что атеистическая позиция может быть выражена в разной степени.

1. Иногда атеизм — это несколько более жесткая форма агностицизма, сторонники которой просто не уверены в том, есть Бог или нет. Они утверждают, что данные для доказа­тельства существования какого-то сверхъестественного на-


 




чала либо отсутствуют, либо их недостаточно; и поэтому они считают себя атеистами. Некоторые из них идут дальше и допускают, что если им приведется узнать убедительные с их точки зрения сведения, говорящие в пользу существования Бога, то они примут их в качестве доказательства бытия Бога и расстанутся со своим атеистическим мировоззрением.

2. Некоторые люди утверждают, что являются атеиста­
ми в силу своего научного мировоззрения. И это при том,
что атеистическая интерпретация научных данных лишает
Вселенную и человеческий опыт яркости и смысла... Суть
этой позиции хорошо выражена Куртом Е. М. Байером: "На­учный подход предполагает, что мы всему и вся ищем есте­ственное объяснение. Научный подход и научное объясне­
ние мира привели к значительно более глубокому понима­нию Вселенной и контролю над ней, чем какие-либо другие
подходы. А когда человек смотрит на мир с научной точки
зрения, то у него складывается впечатление, что личностно­му отношению между человеческими существами и надпри-
родным существом, управляющим и руководящим людьми,
нет места. Поэтому многие ученые и просто образованные
люди пришли к выводу, что христианское отношение к миру
и человеческому существованию совершенно неуместно.
Они решили, что Вселенная и существование человека в ней
не подчинены никакой цели и потому лишены смысла"-.

3. Другая группа атеистов утверждает, что наука не мо­
жет доказать, что Бога не существует. Но они признаются,
что атеизм для них обладает известной психологической
привлекательностью. Так, Айзек Азимов, занимавший пост
директора Американской ассоциации гуманистов в 1989 —
1992 гг., сказал в одном из интервью: "Я атеист до мозга кос­
тей. Мне потребовалось много времени, чтобы прийти к это­
му заключению. Я был атеистом в течение многих-многих
лет, но мне почему-то казалось, что утверждение о том, что
ты атеист, звучит интеллектуально нереспектабельно, по­скольку оно предполагает знание, которого у человека нет.
Почему-то мне казалось, что лучше сказать, что ты гуманист


или агностик. В конце концов я решил, что я человек равно наделенный как чувствами, так и разумом. Эмоционально я атеист. Я не обладаю сведениями, которые бы доказывали, что Бога не существует. Но поскольку я сильно подозреваю, что Он таки не существует, я даже не хочу тратить время на поиск таких сведений"3.

4. Есть атеисты, которых их атеизм смущает. Так, извест­ный французский философ-экзистенциалист Ж. -П. Сартр
писал: "Экзистенциалисты... обеспокоены отсутствием бога,
так как вместе с богом исчезает всякая возможность найти
какие-либо ценности в умопостигаемом мире. Не может быть
больше блага a priori, так как нет бесконечного и совершен­
ного разума, который бы его мыслил. И нигде не записано,
что благо существует, что нужно быть честным, что нельзя
лгать; и это именно потому, что мы находимся на равнине, и
на этой равнине живут одни только люди.

Date: 2015-11-14; view: 564; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию