Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценностьчеловеческой жизни неможет зависеть от субъективного суждения людей 4 page
5. Как утрачивается свобода (Часть 4) Апостол Павел утверждает, что изначальное бегство человека от Бога привело его к извращенным формам религии. Вместо совершенного Бога люди стали поклоняться... изображениям несовершенного человека, или птиц, или четвероногих, или ползающих животных. В связи с этим атеист с чувством некоторого превосходства может сказать, что это, мол, вообще типично для религии, что она своими абсурдными, унизительными ритуалами принижает человека, лишает его настоящего достоинства; именно поэтому атеизм так непримирим по отношению к религии. Так, Ленин писал: "...Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с божень-
кой есть невыразимейшая мерзость.., Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физических гораздо легче раскрывается толпой и потому гораздо менее опасны, чем тонкая, духовная, приодетая в самые нарядные "идейные" костюмы идея боженьки'47. Другие атеисты выражаются мягче; но и они считают, что вера в Бога в лучшем случае — костыль для слабых и неприспособленных, в котором сами они не нуждаются. Но дело не всегда обстоит так просто. Светские гуманисты (слово гуманисты используется здесь в терминологическом, философском смысле), по определению, являются атеистами. Но в 1980 г. в Америке в предисловии к I и II Манифестам гуманистов было написано: "Гуманизм — это философская, религиозная и нравственная позиция"48. В 1934 г. известный гуманист Джон Дьюи, который отбрасывал все сверхъестественное, в том числе сверхъестественного Бога, написал книгу под заглавием "Общая вера"49, где утверждает следующее: "Здесь имеются все элементы религиозной веры, не подчиненной ограничениям секты, класса или расы. Остается ее явно сформулировать и сделать воинствующей"50. Во время столетнего юбилея публикации "Происхождения видов", который проводился в Чикагском Университете в 1959 г., Джулиан Хаксли в своей лекции сказал: "Наконец-то эволюционная точка зрения позволяет нам увидеть, хотя и не вполне четко, черты новой религии, которая, несомненно, возникнет, чтобы служить потребностям новой эры"51. Даже в марксизме (хотя это может шокировать марксистов) люди, не разделяющие этого учения, часто видели черты религии52. И действительно: основное положение марксизма надо принять на веру, оно не может быть доказано и состоит в том, что в мире нет ничего, кроме материи; у марксизма есть свое евангелие для спасения человечества: неумолимый закон диалектического материализма, действующий в истории, свой "спаситель": диктатура партии, своя "земля обетованная" — грядущее коммунистическое общество, при котором навсегда исчезнут угнетение, несогласие, отчуждение и государство как аппарат принуждения. У него есть убежденные миссионеры, распространяющие марксистское "евангелие" во всем мире. Марксизм похож на религию и тем, что жестоко преследовал своих "еретиков", так называемых "ревизионистов"53. Материя, центральная категория диалектического материализма, отмечает Н. А. Бердяев, спиритуализируется. "На материю переносятся свойства духа — свобода, активность, разум <...> Диалектический материализм принужден верить в Логос самой материи..."54. Как бы мы ни квалифицировали упомянутые выше учения, важно не то, стоит или не стоит прицеплять ярлык "религия" к некоторым формам атеизма; важно понять, почему подавление веры в Бога неизменно ведет к идолопоклонству. Человеку, в действительности, очень трудно не верить ни в какие высшие принципы. Это в свое время заметил еще Г. К. Честертон. Если человек отказывается обращать свою веру к Богу, то он неизбежно начинает поклоняться кому-нибудь или чему-нибудь другому. Иначе он рискует стать полным скептиком, который не видит никакого смысла в жизни. Согласно определению, данному в Библии, идол — это что-то или кто-то, отличный от Бога, в ком или в чем человек видит высший смысл и на что обращена его вера. Известное изречение Фейербаха "Для человека бог — ЧЕЛОВЕК" (выд. Л. Фейербахом) правильно резюмирует основной принцип его философии. Она является чистым идолопоклонством. Об опасности идолопоклонства древние авторы писали столетия назад. Например, в VII — VIII вв. до н. э. пророк Исайя яркими красками обрисовывал то, что происходило в умах его современников, когда они сооружали себе идолов. "Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом, и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо" (Ис. 40:18-20).
"Плотник, (выбрав дерево), протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом, и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме" (Ис. 44:13). А из остатков от того [то есть дерева] делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним, и молится ему, и говорит: "спаси меня; ибо ты бог мой"" (Ис. 44:17). Как все люди во все времена, эти древние люди чувствовали необходимость в "спасении" в самом широком понимании этого слова, когда им приходилось переживать трудности и кризисы в своей жизни. Им был необходим бог, который их спасет, и они мастерили себе этого бога сами. У них, конечно, было свое мнение о качествах, необходимых богу, чтобы он мог их спасти. Прежде всего они заботились о его долговечности, поэтому в качестве материала употребляли металл или прочное дерево. Нехорошо иметь бога, который может быстро сгнить... Второе качество, которое они хотели видеть в боге, — это устойчивость: если бог качается или легко переворачивается, от него мало пользы. Они прикрепляли своих богов цепями и гвоздями, чтобы те не падали. Третье требование к богу — это богатство и величественность. Поэтому они украшали богов золотом и серебром. Они делали богов в виде человека, а потом поклонялись им и просили их о спасении. Но чем на самом деле были эти боги? Конечно, это не был Живой Бог, Создатель неба и земли, в Которого верил Исайя. Их боги были просто воплощением представлений людей, материализацией их в форме человека53. Обратимся к основному положению философии Фейербаха (см. выше Раздел А настоящей главы). Он провозглашает необходимость сведения внечеловеческой, надмирной и сверхъестественной природы Бога к элементам человеческой природы. Он говорит, что началом, серединой и концом религии должен быть человек56. Что он имеет здесь в виду, очень хорошо объяснил М. Дж. Инвуд из Колледжа Святой Троицы в Оксфорде: "Бог, в действительности, является сущностью человека, абстрагированной от индивидуального, конкретного человека; ее материализуют и ей поклоняются как отдельной сущности. Мы должны залечить трещину между небом и землей, заменить веру в бога верой в человека, признать, что судьба человека зависит только от него самого, а не от чего-то сверхъестественного"57, так что, по Фейербаху, получается, что сказать "Бог есть любовь" — это не значит сказать, что имеется независимо существующий Бог, любящий человека; это просто означает, что человеческая любовь имеет характер абсолюта. А когда мы говорим, что Бог нас спасает, это, по Фейербаху, означает, что отдельный человек слаб и нуждается в спасении; но бог, который его спасает это не Бог, а человечество в целом. "Все божественные определения, все определения, делающие Бога Богом, суть определения рода, определения, ограниченные отдельным существом, индивидом и не ограниченные в сущности рода и даже в его существовании, поскольку это существование соответственно проявляется только во всех людях, взятых как нечто собирательное. Мое знание, моя воля — ограниченны; но моя ограниченность не есть ограниченность от другого, не говоря уже о человечестве; то, что трудно для меня, легко для другого; то что невозможно, непостижимо для одной эпохи, понятно и возможно для другой. Моя жизнь связана с ограниченным количеством времени, жизнь человечества неограниченна"58. Согласно данному принципу, сказать, что Бог всемогущ, значит сказать, что всемогуще человечество в целом. Конечно, это относится не к одному поколению людей; каждое поколение несовершенно, оно стареет, приходит в упадок, умирает. Но каким-то образом получается, что все поколения вместе взятые всемогущи. В связи с этим следует сделать два замечания. Во-первых, когда человек обращает свою веру к таким образом по-
нятому Человеку, то это, без сомнения, является актом религиозной веры. Во-вторых, человек, поставленный на место бога, будет, видимо, иметь те же недостатки, что и идолы старых времен: он будет разлагаться и падать. История показывает, что от человека, который решил спасти других, надо спасаться. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Это, конечно, некоторое преувеличение, так как до сих пор не везде соблюдаются четыре основные свободы: свобода слова и собраний, свобода от нужды, свобода от страха и свобода вероисповедания, которая заключается в свободе каждого человека поклоняться Богу, как он того желает, и проповедовать свою веру (или не поклоняться никакому богу вообще и проповедовать атеизм). 2. Baier К. Е. М. The Meaning of Life // Angeles P. (ed.) Critiques of God. Buffalo, 1976. P. 296. 3. An Interview with Isaac Azimov// Free Enquiry. 1982. Spring. Vol. 2, No 2. P. 9. 4. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 327. 5. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 127. 6. Сартр Ж.-П. Указ. соч. С. 344. 7. Сартр Ж.-П. Мухи // Стена. Избр. произв. М., 1992. С. 250. 8. Фейербах Л. Сущность христианства // Соч.: В 2 т. М„ 1995. Т. 2. С. 173. * Человек человеку — Бог (лат.). 9. Фейербах Л. Указ. соч. С. 244. 10. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура // Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 24. 11. Там же. С. 597. 12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 415. 13. Masterson P. Atheism and Alienation. Harmondsworth: Pelican Books, 1972. P. 143-144. 14. Kurtz P. Is Everyone a Humanist? // Kurtz P. (ed.) The Humanist Alternative. Buffalo, 1973. P. 177. 15. The Third Annual Humanist Convention // The Humanist. 1945, Spring. P. 53. 16. Religion as the Integration of Human Life // The Humanist. 1947, Spring. P. 161. 17. The Humanist. 1954. No 5. P. 226. 18. Religion Without Revelation. N.Y.: 1957. P. 32. 19 Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1958. Книга 1. 20. Слова "Ибо мы им живем и движемся и существуем" составляют четвертую строку четверостишия, сохранившегося от стихотворения, приписываемого Эпимениду Критянину (около 600 лет до н. э., но на самом деле гораздо позже). Слова "Мы Его и род" — часть пятой строки стихотворения "Феномена" киликийского поэта Арата (родился в 310 г. до н. э.). 21. Эта и дальнейшие ссылки в данном разделе относятся к Посланию к Римлянам. 22. Associated Press Dispatch, November 27, 1959, Address at Darwin Centennia! Convocation, Chicago University // Tax Sol (ed.). Issues in Evolution. University of Chicago Press, 1960. 23. Это то, что Букс (А. С. Bouquet) называет "аниматизмом", который он определяет как "веру в неопределенную, мощную, ужасную и непонятную силу" (Comparative Religion. Pelican, 1962. P. 42). 24. Термин "монотеизм" следует отличать от термина "монизм". Последний применяется для обозначения религиозно-философской идеи, согласно которой все подлинно существующее едино. "Существует только Единое — брахман, и нет ничего другого. Он пронизывает весь мир, как соленая вода. Атман — принцип жизни в человеке — то же самое, что брахман" (Eastwood С. Life and Thought in the Ancient World. Derby, Peter Smith, 1964. P. 62). 25. Рус. пер. M.: Политиздат, 1984. 26. Newing Е. G. Religions of Pre-literary Societies // Anderson N. (ed.). The World's Religions. 4-th edition. L., 1975. P. 14 -15. 27. Baker S. Account of the Discovery of the Second Great Lake of Nile, Albert Nyanga // Royal Geographical Society. 1867, XXXVI. 28. Evans-Pritchard E.Nticr Religion. 2-nd edition. L.: Oxford University Press, 1971. 29. James E. O. Christianity and Other Religions. L.: Hoddcr and Stoughton, 1968. P. 22.
30. Schmidt W. The Origin and Growth of Religion. Translated by H.J. Rose. L.: Mcthucn, 1931. P. 88, 191 ff et al. ' 31. Schmidt W. Op. cit. P. 251 ff; James E. O. Op. cit. P. 51 - 54,60 - 62. 32. Pearee E. K. V. Evidence for Truth: Science, Guilford, Eagle, 1998. P. 191. 33. Pospisil L. The Kapauka Papuans. Holt, Rinchart and Winston. 1963. P. 84. 34. Newing E. G. Religions of Pre-Literary Societies... P. 38 35. Brow B. Religion, Origins and Ideas. L.: Tyndale Press, 1966. P. 13. 36. Здесь мы имеем пример абдуктивного заключения по принципу наилучшего объяснения (см. Раздел 2, А. 7 настоящей книги) в области социальной антропологии. 37. "И сказал Змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт. 3: 4-5).
38. Данный стих приводится здесь по современному переводу Нового Завета под ред. Епископа Кассиана (Бсзобразова) (Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Российское Библейское Общество. 1994), поскольку Синодальный перевод передает смысл этого текста неточно. 39. Dawkins R. The Blind Watchmaker... P. 1. 40. Op. cit. P. 5. 42. Op. cit. P. 6. 43. Crick F. Lessons from Biology // Natural History. 1988. Vol. 97. P. 36. 44. The New York Review of Books. 1997. N 9, January. 45. Simpson G. G. The Meaning of Evolution... P. 344. 46. Provine W. Evolution and the Foundation of Ethics // MBL Science (a publication of the Marine Biological Laboratory at Woods Hole, Massachusetts). Vol. 3. N 1. P. 25 - 29. 47. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 48. С. 226 - 227. 48. Kurtz P. (ed.). Humanist Manifestos I & II. Buffalo: Prometeus, 1980. P.3. 49. Dewey J. A Common Faith. New Haven: Yale University Press, 1934. P. 87. 50. В последующие годы американские гуманисты по разным практическим и политическим причинам перестали в своих манифестах употреблять термины "религия" и "религиозный". 51. Цит. по: Tax Sol (ed.). Evolution after Darwin. 1960. Vol 3. 52. См. об этом: Бердяев H. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. С. 125 - 126, 130, 133, 135, 136 и др. 53. Ср. оценку, данную известным гуманистом и атеистом, Бертраном Расселом: "Называть их (коммунизм и нацизм) религиями — значит вызвать возражения как со стороны их друзей, так и со стороны врагов; но в действительности они обладают всеми чертами религий. У них есть священная история, Мессия и священство. Я не знаю, что еще надо потребовать от учения, чтобы можно было определить его как религию" (Understanding History. N. Y.: Philosophical Library, 1957. P. 95). 54. Бердяев H. А. Указ. соч. С. 122. 55. Можно предположить, что Исайя согласился бы с Фрейдом, который говорил, что религия создастся человеком; однако, он, конечно, счел бы необходимым отличать такую религию от веры в Живого Бога. 56. Фейербах Л. Сущность христианства // Соч.: В 2 т. М., 1995. Т. 2. С. 320. 57. Inwood М. J. Feuerbach, Ludwig Andreas // Honderich Т. (cd.). Oxford Companion to Philosophy. Oxford, N. Y., 1995. P. 276 b. 58. Фейербах Л. Сущность христианства... С. 146. Глава 10. Природа нравственности и ее основания А. Общие замечания Темой настоящей главы является человеческое поведение. Начнем с определения терминов. Под поведением человека мы имеем в виду не просто как люди себя ведут, а как они должны себя вести. Смысл данного заголовка, таким образом, заключается в том, что существует такой феномен, как подлинно человеческое поведение, в отличие от более низших форм, каковыми являются формы поведения животных, и что мы должны вести себя подлинно человеческим образом. Между поведением человека и поведением животного много общего. И животное, и человек, испытывая голод и жажду, стремятся их утолить. И животное, и человек находят себе пару и производят потомство. Это поведение продиктовано природой, или, если хотите, инстинктом. Но, проводя сравнение, мы очень скоро обнаруживаем, что человеческое поведение отличается от поведения животного одним существенным параметром. Мы обладаем моральным чувством, тогда как у животных, насколько мы знаем, его нет. Вы можете приучать свою собаку не входить в дом к соседу и не таскать у него со стола мясо. Чтобы она этого не делала, вы можете наказывать се каждый раз, как она это делает. Поскольку вторжение в дом соседа у нее будет ассоциироваться с болью, она постарается этого не делать. Но, обучая ее не воровать, вы никогда не сможете объяснить ей, почему это безнравственно. Не имеет смысла приводить ей какие-то доводы. Однако именно доводы в пользу нравственности вызывают у людей больше всего вопросов. Скажите подростку:
"Ты должен слушаться своих родителей", и вы скорее всего получите в ответ: "А зачем?" Скажите кому-нибудь: "Тебе не следует лгать", и ваш собеседник ответит: "А почему не следует, если мне это удобно?" А если вы будете настаивать: "Лгать нельзя, потому что это безнравственно", в ответ вы, наверное, услышите: "А кто ты такой, чтобы навязывать мне свои нравственные нормы?" Итак, мы видим, что людей интересует, почему наш долг как человеческих существ состоит в том, чтобы вести себя нравственно. Этика и мораль Тема настоящего раздела — человеческое поведение. Основные термины, которые обычно используются в связи с обсуждением этих вопросов, — "этика" и "мораль" (или "философия морали"). Прежде чем мы приступим к подробному обсуждению нашей темы, объясним, как мы будем использовать эти термины. Слово "этика" имеет не единственное значение. Прежде всего оно служит названием особой дисциплины (сравните с другими аналогичными названиями, типа "физика" и "математика"), предметом которой является философия морали. Так, например, философии морали посвящен трактат Аристотеля "Никомахова этика"1. В таком смысле "этика" и "моральная философия" - взаимозаменимые термины. Однако эти значения совпадают не всегда. Они расходятся, например, когда мы говорим об этике медицины. Под "этикой медицины" мы подразумеваем кодекс поведения терапевтов, хирургов, психиатров и др., основанный на общих принципах морали, но содержащий в то же время и указания, как эти моральные принципы должны применяться в конкретных ситуациях, когда врачам приходится принимать конкретные решения в своей каждодневной практике. "Этично ли, — спрашиваем мы, — удалить почки у умирающей женщины и пересадить их другому больному пациенту, не спросив разрешения у самой женщины или ее родственни- ков?" Или: "Этично ли тайком продать эти почки состоятельному пациенту, а деньги оставить себе?" В данном примере под этикой мы понимаем реальное правильное поведение, тогда как мораль — это фундаментальные принципы, которые регулируют и контролируют наше поведение, то есть в последнем случае мы имеем дело с теорией нравственности, тогда как в первом — с применением теории на практике. Почему так важно и полезно проводить различие между двумя этими понятиями? Рассмотрим несколько обыденных ситуаций. 1. Иногда применение основных моральных принципов Возьмем, например, принцип, согласно которому мы должны любить своих ближних, как самих себя, и потому не наносить им никакого вреда. В мире найдется десять тысяч способов применения этого принципа, в том числе ему подчинены и правила дорожного движения. Мы должны делать все от нас зависящее, чтобы избегать аварий. Для этого существуют правила, предписывающие, по какой стороне дороге следует ездить. В одних странах принято правостороннее движение, в других — противоположное, левостороннее. Неважно, по какой стороне следует ездить, важно, чтобы все придерживались одного правила. Безотносительно к правилу движение по левой или правой стороне морально нейтрально. Оба правила равно соответствуют моральному предписанию избегать происшествий, в результате которых вашему ближнему может быть причинен вред. Рассмотрим более сложную ситуацию. 2. Достойная с моральной точки зрения цель может быть Рассмотрим фундаментальный принцип, согласно которому муж должен любить свою жену и детей. На практике это может означать, что он должен работать и содержать их. Предположим, что глава семьи не сумел найти себе ра-
боту и ему подвернулась возможность заработать на незаконном распространении наркотиков. Этот заработок, разумеется, решит проблему поддержания семьи. Но следует ли главе семьи браться за такую работу? Цель, которую он преследует, нравственна. Но средства, которые оказались в его распоряжении для достижения этой цели, безнравственны. Эта ситуация служит примером значения этического правила: цель не оправдывает средства. Неприемлемо с моральной точки зрения использовать порочные средства под предлогом, что они служат достижению благой цели. Средства должны быть сами по себе нравственными и независимыми от целей, которым они служат. 3. Иногда необходимо нарушать букву морального закона, чтобы соблюсти его дух. Приведем пример, к которому часто прибегали древние философы. Моральный принцип гласит, что безнравственно нарушать клятвы. Предположим, что человек на время взял у своего друга острый нож, поклявшись, что вернет его по первому требованию. И вот наступил момент, когда друг пришел за своим ножом. Однако всем ясно, что он сошел с ума и требует нож, чтобы убить свою жену. Что должен в этом случае сделать человек, позаимствовавший нож? Должен ли он сдержать свое обещание и отдать нож хозяину? Если он его сдержит, то будет способствовать убийству жены его владельца. А это, разумеется, не будет означать выполнения морального закона, который запрещает наносить ущерб своему ближнему. Это значит, что ему не следует возвращать нож хозяину в данный конкретный момент. И хотя внешне он тем самым нарушит моральный закон, но внутренне останется верен его духу, так как смысл закона, предписывающего держать слово, направлен на то, чтобы предупреждать зло, обычно связанное с нарушением слова. Но при данных обстоятельствах, отклоняющихся от нормы, сдержанное слово принесет зло, а отнюдь не предотвратит его. 4. В тех случаях, когда возможно следовать двум моральным предписаниям одновременно, предпочтение должно быть отдано более высокому из двух законов. Например, говоря, что ложь является нравственным злом, мы не осуждаем людей, которые во время Второй мировой войны обманывали гестапо и не выдавали места, где скрывались евреи. Если бы эти люди сообщали правду, а в некоторых случаях просто молчали, то это бы вело к смерти скрывавшихся от гестапо евреев. Укрывавшие их люди стояли перед моральным долгом делать благо и проявлять милость к евреям и перед моральным долгом говорить правду. Но в данной ситуации они не могли соблюсти оба этих моральных долга. Следовало выбирать. И они справедливо делали выбор в пользу более высокого морального закона. Обманывая гестапо, они делали благо и для гестапо, мешая ему совершать грязные преступления. Предварительные выводы Из приведенных примеров мы можем видеть, что основные моральные принципы могут быть ясными, тогда как правильный путь к их соблюдению может быть достаточно сложным. Но из этих примеров мы также видим, что следование моральным принципам может быть сопряжено с принятием сложных решений. Это вместе с тем не означает, что обессмысливаются сами принципы. Отметим между прочим, что можно найти параллели этой ситуации в науке и технике. Например, фундаментальным принципом полета летательных аппаратов является аэродинамический профиль, то есть определенная форма крыла, которая обеспечивает летательному аппарату подъем. Этот принцип сам по себе исключительно прост, но применение его на практике в моделировании летательных аппаратов чрезвычайно сложно. В то же время ни одна из этих сложностей не подрывает правильности самого принципа.
Разумеется, теоретические моральные принципы недостаточны сами по себе. Они должны применяться в соответствующей этической практике. Кто не слышал о знаменитом римском философе-стоике и плутократе Сенеке (I в. н. э.)? Он писал трактаты по философии морали, рассказывая людям, как им следует себя вести. Однако когда император Нерон убил свою собственную мать Агриппину, Сенека помог ему написать письмо в римский сенат, где давалось другое объяснение смерти Агриппины, которое тем самым покрывало преступление Нерона2. В то же время, если мы хотим вести себя добродетельно, одной практики недостаточно. Наша практика должна опираться на осознанную теорию морали, в терминологии античных философов — "рассудительность". Как говорит об этом Аристотель: "...невозможно ни быть собственно добродетельным без рассудительности, ни быть рассудительным без нравственной добродетели... потому что как без рассудительности, так и без добродетели сознательный выбор не будет правильным, ибо вторая создает цель, а первая позволяет совершать поступки, ведущие к цели"3. Еще одно требование До сих пор мы говорили о теории морали и практике морального поведения (то есть об этике) и о том, почему и то, и другое необходимо. Если мы хотим быть нравственными людьми, мы должны не только понимать законы морали умом, но и правильно относиться к ценностям, которые стоят за этими законами, и подчинять им свои чувства. Речь идет, конечно, не о слезливости или сентиментальности, а о соответствующей этим моральным ценностям эмоциональной реакции. Наше понимание ценностей непосредственно определяет наше поведение. Если человек увидел, что у него горит дом, он не бросится в огонь спасать пачку сигарет. Если у него в доме был спрятан слиток золота, он может осмелиться проникнуть в дом, чтобы достать его. Но если в детской остались его двое маленьких детишек, то он может и рискнуть своей жизнью, чтобы вытащить их из огня. В минуты опасности, перед лицом гибели или искушения, сугубо рационального понимания основных принципов и законов морали обычно недостаточно, чтобы уберечь человека от нравственного компромисса. Во времена правления деспотичных и жестоких римских императоров, типа Нерона или Домициана, многие члены Сената пресмыкались перед ними. И не потому, что не понимали моральных принципов разумом, а потому, что не усвоили эти принципы на уровне чувств и эмоций. Жизнь была для них дороже нравственной чистоты. Итак, от предварительных наблюдений и объяснений мы переходим к основному вопросу, касающемуся морали, которому и будет посвящена остальная часть данной главы. Мы не будем обсуждать детали этической практики, хотя они и чрезвычайно важны. Мы обратимся к вопросу, который лежит в сердце всех систем морали, а именно: каковы источник и природа морального закона и моральных ценностей? Б. Источник и природа морального закона Вопрос о природе и источниках морального закона является предметом острой дискуссии, и по нему существует большой разброс мнений. Каких бы взглядов вы сами ни придерживались, с точки зрения образования важно знать и другие позиции и понимать, почему разные люди занимают разные позиции. Разговор на эту тему лучше всего начать с попытки осмыслить свой собственный опыт и опыт других людей. 1. Врожденное чувство справедливости Все мы обладаем внутренним чувством справедливости. Оно есть даже у маленьких детей. Рассмотрим простую ситуацию. Два брата играли во дворе, как вдруг старший выхватил у младшего игрушку. Младший начал протестовать, выражая свой протест плачем и криком. На крик выбежала мама и увидела, как младший ударил старшего по лицу. Она не видела, как началась ссора и что ее зачинщиком был стар-
ший, ее любимец. Не разобравшись в чем дело, она нашлепала младшего, призвала обоих к миру, забрала игрушку и ушла. Естественно, младший начал плакать и возмущаться: "Это нечестно! Я не виноват! Не я первый начал...". Мы можем задаться вопросом: откуда у этого раздосадованного малыша взялась идея, что мир должен быть устроен по справедливости, и все, что произошло, было абсолютно несправедливо? Как он смог прийти к этой мысли, не прилагая особых к тому усилий? Понятно, что реакция мамы была для него и физическим, и эмоциональным шоком. Но если вспомнить наше собственное детство и опыт взрослой жизни, то можно предположить, что самым болезненным для мальчика в этой ситуации была не физическая боль, а травма, нанесенная его чувству справедливости. Date: 2015-11-14; view: 328; Нарушение авторских прав |