Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценностьчеловеческой жизни неможет зависеть от субъективного суждения людей 5 page
Чувство справедливости остается у человека и тогда, когда он взрослеет; хотя, постоянно сталкиваясь с несправедливостью мира, мы теряем восприимчивость ко злу и превращаемся в циников. Иногда нам кажется, что чувство справедливости не нужно, поскольку жизнь идет с ним вразрез. Встает вопрос: какое значение следует придавать чувству справедливости? Мы не изобрели его сами. Откуда оно взялось? Является ли оно надежным ориентиром в этом мире? В связи с этим имеет смысл рассмотреть другие свойственные человеку чувства. 2. Эстетическое чувство Это чувство мы тоже не придумываем сами. Мы с ним рождаемся. Оно для нас исключительно ценно, поскольку позволяет воспринимать красоту формы и цвета и наслаждаться ею. В то же время бывает, что наше эстетическое чувство ранится уродством и безобразием. Именно эстетическое чувство руководит нами, когда мы защищаем красоту и боремся, насколько позволяют силы, с безобразием. Как говорилось во Введении к этой книге, восприятие красоты розы является в высшей степени субъективным опытом, чем-то таким, что мы переживаем глубоко внутри себя. Но когда мы показываем розу другим людям, мы ожи- даем, что они тоже согласятся с тем, что она прекрасна, и у них не возникнет проблем с этой оценкой. Отсюда можно сделать два вывода. 1) Хотя оценка красоты является в высшей степени субъективным опытом, все же существуют объективные критерии, позволяющие решать, что красиво, а что - нет. 2) Каждый человек обладает врожденным чувством красоты. Если некоторые люди и не обладают им или даже отдают предпочтение безобразному, мы воспринимаем их как отклонение от нормы или как своего рода дальтоников, или как людей, страдающих нарушениями умственных способностей, не позволяющими им правильно воспринимать форму или цвет. 3. Врожденная языковая способность Другая важная врожденная способность - способность к усвоению и владению естественным языком. В свое время выдвигалась гипотеза, что человеческий язык является результатом эволюции звуков, издаваемых животными. В упрощенном виде это можно представить следующим образом. Вообразите себе, что обычная свинья, натолкнувшись на льва, издала крик ужаса. Предположим, что это событие повторилось несколько раз (с разными свиньями и разными львами) и другие свиньи, слышавшие этот крик ужаса, привыкли связывать его с сигналом "лев!". Так рождается специальный сигнал со значением "лев". На основе этих и других подобных ему примитивных сигналов, связанных с другими реакциями, постепенно, в течение многих миллионов лет, якобы формируется человеческий язык. Для подтверждения этой теории проводились длительные эксперименты с человекообразными обезьянами, направленные на то, чтобы доказать, что их можно обучить языку. Ни один из них до настоящего времени не удался. Сторонник эволюционной теории профессор Джордж Гэйлорд Симпсон высказался по этому поводу вполне определенно: "Человеческий язык кардинально отличается от любой коммуникативной системы животных. Это становится предельно ясным из сравнения его с сигналами животных, максимально напоминающи-
ми человеческую речь и обычно называемыми "языком животных". Звуки, издаваемые животными, представляют собой, на самом деле, междометия. Различие между междометием животного и языком человека — это различие между нашим "Ой!" и фразой "Огонь горячий"4. "Исследование Дарвина и многие более поздние исследования были направлены на то, чтобы проследить происхождение языка как эволюцию от источника, существовавшего на земле до появления человека. Они не оказались успешными. Как сказал один из современных специалистов в этой области: "Чем больше мы знаем об этом [то есть о коммуникации обезьян и приматов], тем меньше эти системы, видимо, помогают нам в понимании человеческого языка"5. "Более того, в настоящее время ни один из известных языков не является примитивным в смысле существенной близости к истокам языка. Даже люди, принадлежащие наименее сложным культурам, обладают в высшей мере сложными языками, со сложной грамматикой и богатой лексикой, которые предназначены для называния и обсуждения всего, что происходит в окружающем носителей языка мире...". "...Самый старый из доступных для реконструкции языков уже является современным, сложным и развитым с эволюционной точки зрения"6. Более того, как указывает в своих новаторских исследованиях языка Ноам Хомский, американский лингвист и философ,7 сущность человеческого языка состоит не столько в использовании произвольных звуков (и слов), чтобы представлять вещи и идеи, сколько в способности понимать, а затем выражать с помощью синтаксиса логические отношения между идеями. Поразительно то, что эта способность проявляется у человека в очень раннем возрасте. И дело здесь совсем не в том, какой язык ребенок начинает усваивать первым — русский, японский или якутский. Любой естественный язык усваивается с одинаковой легкостью. Какой бы язык ребенок ни начал слышать и усваивать, он уже с самого раннего детства способен понимать внутренние логические отношения между его фразами и предложениями, передаваемыми с помощью синтаксических связей данного языка. Так, ребенок может, например, понять такую сложную логическую связь, как гипотетическое условие. Когда мать говорит своему четырехлетнему ребенку: "Если ты сегодня будешь хорошо себя вести, то я куплю тебе мороженое", ребенок может понять логическое отношение между главным и придаточным предложениями и прекрасно осознает, что удовольствие от обещанного мороженого он получит только в случае примерного поведения. Ни собаки, ни человекообразные обезьяны не способны на это, сколько бы слов, звуков, цветов, жестов они ни научились распознавать. Логика сложнейшего синтаксиса разговорного языка остается за пределами их интеллектуальных возможностей: они не обладают врожденной языковой способностью, сравнимой с языковой способностью людей. Врожденная языковая способность человека определяет его возможность выучить любой язык, какой он захочет, и затем выражать свои мысли на этом языке8. 4. Еще раз о чувстве справедливости Эстетическое чувство может быть усилено путем обучения и практики, но это возможно только потому, что для него есть исходная основа. То же самое можно сказать и о языковой способности ребенка. Она может быть развита и усилена опытом, обучением и анализом, но только потому, что у человека, в отличие от животных, она основывается на врожденных свойствах. Вернемся к чувству справедливости, в частности к тезису, с которого мы начали данный раздел. У взрослых людей оно развивается и подвергается испытанию жизненным опытом. Но, как мы уже убедились, у детей оно есть уже в самом раннем возрасте. Складывается впечатление, что чувство справедливости, как и эстетическое чувство и языковая способность, является врожденным. Это составная часть нашей человеческой природы.
5. Врожденная способность различать добродетели и пороки Итак, мы видим, что человек обладает не только врожденным чувством справедливости и несправедливости, но и врожденной способностью понимать, что одни действия и представления являются нравственными, а другие — безнравственными. Отсюда проистекает сознание того, что человек должен поступать правильно. Рассмотрим, к примеру, ложь. Обратите внимание, как люди реагируют на ложь, причем не просто когда они рассуждают о лжи на философском уровне, а когда сталкиваются с ней в жизни. Рассмотрим простую ситуацию. Человек А, ведущий деловые переговоры с человеком В, вдруг обнаруживает, что В его обманывает. Полный негодования А предъявляет В неоспоримые доказательства обмана и бросает ему в лицо обвинение: "Вы мне лгали!". Отсюда становятся ясными сразу же несколько вещей. Во-первых, А ожидает, что В признает силу обвинения и почувствует себя виноватым в гнусном нарушении морального закона. При этом A не развивает подробной философской аргументации, направленной на то, чтобы показать В, что лгать плохо. С точки зрения А и В, как и всякого другого человека, ложь - это зло. Разумеется, А прекрасно осознает, что лгут многие люди — как по пустякам, так и в серьезных ситуациях. Но в то же время А понимает, что те, кто лгут, включая В, понимают в глубине души, что лгать нехорошо. Об их понимании свидетельствует то, что, будучи уличенными во лжи, они чувствуют неловкость и стыд9. Итак, А обвиняет В в том, что В лжет, и ожидает, что В, как и любой свидетель их разговора, согласится с общепринятой нормой, на основании которой строится обвинение Л. Какой же реакции мы ожидаем от В в ответ на обвинение? Сначала он может попытаться доказать, что он на самом деле не лжет. Если ему это не удается, он может пожать плечами и уйти. Более вероятно, что он попытается найти себе оправдание, описав положение, в которое он попал, и страх, который и заставил его солгать. Но уже сам факт, что он пытается найти себе оправдание, показывает, что он действительно понимает, что лгать нехорошо. Он допускает существование и справедливость всеобщего морального закона и затем пытается найти себе оправдание в своем проступке. Но мог ли он пренебречь всеобщим моральным законом? Мог ли он сказать: "Конечно, я тебе все время лгал, но я не вижу в этом ничего особенного. Я всегда говорю неправду"? Ложь паразитирует на правде. Лгун вводит своих слушателей в заблуждение потому, что они исходят из предпосылки, что люди должны говорить правду. Если бы все лгали, то никто бы не верил тому, что говорится. Все отношения были бы разрушены, и семейная, и деловая жизнь стали бы невозможными. Социальная нестабильность превратилась бы в хроническую. Ложь не соответствует тому, что есть на самом деле, и потому подрывает социальную безопасность. Лжец не просто передает ненадежную информацию. Он дискредитирует себя как ненадежного человека. Он пользуется доверием другого, чтобы предать его и нанести ему ущерб. Он подобен несущей конструкции здания, которая внешне выглядит надежной, а на самом деле проржавела. Считая ее надежной, строители могут использовать эту конструкцию по назначению и соорудить дом, который может в любой момент обрушиться и похоронить под обломками своих создателей. Точно так же и лжец рискует похоронить себя под обломками своей лжи и усиливает предательскую ненадежность этого мира. Принятое в обществе отношение к лгунам — их осуждение — и поведение самих лгунов (попытки найти себе оправдание) свидетельствуют о том, что моральный закон, направленный против лгунов, так сказать, написан в сердце каждого человека. И это относится не только к закону против лжи, но и к другим фундаментальным моральным законам. Они являются врожденными.
6. Всеобщее осознание естественного закона Тот факт, что некоторые моральные законы написаны в человеческом сердце, не означает, что все люди на земле на протяжении всего существования человечества придерживались этих законов или даже просто стремились их соблюдать. Когда человек привыкает нарушать моральные законы, его совесть успокаивается и смиряется с моральным злом. Обманщик может решить, что его поведение - признак ума и зрелости, приемлемый путь достижения успеха в учебе или спорте. Нечестный бизнесмен может подумать, что ложь и обман необходимы при ведении бизнеса, а недобросовестный политик — что это необходимая составляющая политики. Несмотря на все это, история свидетельствует о том, что основные моральные законы являются общепризнанными и всеобщими. В своей книге "Человек отменяется"10 К. С. Льюис приводит список принципов морали, общих для всех мировых цивилизаций. Он называет их "примерами естественного закона" и объединяет в 8 групп. 1. Закон общего благоденствия. Сюда он относит следующие правила: не убивай, не разоряй; не будь рвачом, угнетателем, не клевещи; не очерняй, не лжесвидетельствуй, не делай другому то, что ты бы не хотел, чтобы делали тебе, а также соответствующие позитивные правила. 2. Закон благоденствия в конкретных областях жизни. стране. 3. Обязанности перед родителями, старшими и предками. 4. Обязанности перед детьми и потомками. 5. Закон справедливости. Здесь речь идет о справедливости в отношениях между полами, честности и справедливом суде. 6. Закон доброй веры и правдивости. 7. Закон о милости. 8. Закон о великодушии. Сюда входит смелость, готовность пострадать во имя защиты других; предпочтение смерти перед жизнью в стыде и бесчестье; стремление избегать похотливых и непристойных мыслей и дел. Но, наверное, каждого из нас одолевает искушение счесть те моральные законы, которых придерживалось человечество на протяжении многих веков, устаревшими. Давайте проведем "мысленный эксперимент". Сначала обратимся к представлению древнего египтянина о важных для него моральных законах, а потом попробуем сопоставить то, что было важно для него, с тем, что говорит наша собственная совесть. Список, который мы приводим ниже, содержится в египетской "Книге мертвых". "Книга мертвых" была своеобразным документом, который прилагался к телу умершего человека при подготовке его к погребению. Идея этого документа в том, что человек после смерти должен предстать перед Последним Судом, решающим, допускать ли умершего к вечной жизни или нет. В этом документе содержалась своего рода "декларация", в которой сообщалось, что человек не совершал дурных поступков и не нарушал законов нравственности. Приведем некоторые пункты этой "декларации". Я не чинил зла людям. Я не совершил греха в месте Истины. Я не творил дурного. Я не кощунствовал. Я не поднимал руку на слабого. Я не делал мерзкого пред богами. Я не был причиною недуга. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я никому не причинял страданий. Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее. Я не обманывал и на пол-аруры.
Я не крал. Я не завидовал. Я не совершал прелюбодеяния11. Цель нашего "мысленного эксперимента" заключается не в том, чтобы определить, действительно ли умерший египтянин жил в соответствии с тем, что говорилось в его "декларации", а в том, чтобы ответить на три вопроса. 1. Каковы с точки зрения древнего египтянина важнейшие моральные законы, предписанные человечеству? 2. Можете ли вы сказать, что какие-то из этих моральных законов совсем не были законами и что не имеет значения, если кто-то в нашем мире их нарушает? 3. Можете ли вы заключить, что существуют некоторые врожденные законы, существовавшие во все времена и у всех народов? Но если существуют моральные законы, которые не придуманы человеком, а, так сказать, написаны в его сердце, мы должны задаться вопросом, как они там появились, кто их там написал. Но прежде чем обсуждать эти вопросы, мы остановимся еще на двух врожденных чувствах. 7. Стыд и совесть Каждый знает из своего личного опыта, что нам дано два внутренних механизма для удерживания нас от нарушения моральных законов или в случае их нарушения служить внутренним голосом, говорящим о неправильности нашего поведения. Один из них — это совесть, а другой — чувство стыда. Совершенно очевидно, что мы не придумали их сами, поскольку оба они приносят достаточно много хлопот и беспокойства, настолько докучая некоторым людям, что последние пытаются их игнорировать или подавлять. Совесть выступает судьей над поступками, которые мы собираемся совершить, и либо санкционирует их как достойные, либо протестует против них и наполняет нас беспокойством по поводу самой мысли о том, что мы можем пойти на них. И если вопреки своей совести мы все-таки совершаем какой-то поступок, противоречащий моральному закону, совесть поднимает свой голос и изводит нас своими постоянными обвинениями или наполняет нас чувством вины. Другой механизм — это чувство стыда, который так же, как и совесть, предупреждает нас о позоре, который нам грозит в случае поступка, идущего вразрез с моральными принципами. И если мы все же решаемся на плохой поступок и он становится известным, то мы реагируем не только эмоционально, но и физически — краснея перед свидетелями. Более того, даже если "тайное не становится явным", это внутреннее чувство заставляет нас стыдиться самих себя. Оба эти механизма стоят на страже всеобщего морального закона. Если они часто подвергаются грубому насилию, то могут перестать действовать. Один древний писатель сокрушался о людях, "сожженных в совести своей" (1 Тим. 4: 2), а другой обрушивался на своих в высшей степени развращенных современников — как на обычных людей, вроде торговцев, так и на священнослужителей: "Стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют" (Иер. 6: 15). Date: 2015-11-14; view: 306; Нарушение авторских прав |