Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что из всего вышесказанного следует?
Что же мы можем, в конце концов, сказать обо всех этих врожденных чувствах и механизмах: чувстве справедливости, эстетическом чувстве, языковой способности, понимании и осознании фундаментальных моральных законов, совести и чувстве стыда? Будь мы неодушевленными, пусть и сложными механизмами, типа самолетов, мы бы сразу же ответили на этот вопрос. Кабина современного самолета оборудована разнообразными приборами: световыми и звуковыми индикаторами, радарами, которые помогают пилоту управлять самолетом. Они показывают высоту, направление и скорость движения, количество топлива и предупреждают пилота об опасности. И хотя он должен принимать решение сам, эти приборы были специально созданы, чтобы он мог руководствоваться их показаниями и помогать ему в принятии решений.
Таким образом, напрашивается естественный вывод: врожденные чувства и способности человека также были специально задуманы и даны ему, чтобы помогать в принятии решений. Вот что мы читаем о них в Библии: "...когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую..." (Рим. 2: 14-15). В этом отрывке говорится, что Бог использовал два пути, чтобы люди познали Его моральный закон. Первый путь заключался в постепенном раскрытии требований Его закона через десять заповедей, данных Моисею и истолкованных ветхозаветными пророками, а затем — через проповеди Иисуса Христа (такие как Нагорная проповедь) и нравственные наставления Его апостолов. Но тот факт, что это учение о нравственности к тому времени не распространилось среди язычников повсеместно (о чем свидетельствует фраза "язычники, не имеющие закона" (стих 14), то есть закона Моисея), отнюдь не означал, что Бог оставил языческие народы в полном незнании Своего морального закона. Когда Творец создал человека по Своему образу и подобию, то Он написал основные принципы и требования Своего морального закона у него в сердце. Отсюда — универсальность этого закона. Но отсюда же проистекают власть и авторитет морального закона. Если, скажем, пилот самолета не принял во внимание показания приборов и в результате этого самолет потерпел аварию, а сам пилот выжил, то ему придется давать объяснение, почему он проигнорировал сигналы опасности, которые можно было увидеть по приборам. Более того, свое объяснение ему придется давать не индикаторным устройствам, и не самому себе, а своему руководителю, который отвечает за порядок на авиапредприятии, а также владельцам этого предприятия, по приказу которых индикаторные устройства, позволяющие судить о критичности ситуации, были помещены в кабину пилота. Если же именно Бог-Творец написал основные принципы и требования Своего морального закона в наших сердцах, то именно перед ним мы должны будем отвечать за свои поступки, противоречащие моральным принципам. Моральные принципы в наших сердцах были написаны Богом не так, как, скажем, программируется компьютер, который впоследствии автоматически работает по данной программе, а скорее так, как в кабину пилота встраивают радары и индикаторные устройства, со всеми их экранами, щитками и прочими приспособлениями, позволяющими пилоту принимать правильные решения и вести самолет по курсу. Человеческие существа обладают свободной волей: они могут принять решение выполнять требования Божьего морального закона — что, на самом деле, они обычно и делают. Но они свободны и пренебречь моральным законом, отвергнуть его или исказить, то есть сделать то, что мы все-таки делаем достаточно часто. Таким образом, если моральные законы действительно написаны у нас в сердцах Богом, отсюда вытекает чрезвычайно серьезное следствие, к которому мы обратимся ниже (см. с. 325 и след.; 332 и след.). А пока ограничимся следующим кратким замечанием: каждый из нас как моральный субъект связан не просто с неодушевленным кодексом, а с Личностью. И если это отношение построено на взаимном уважении, тогда соблюдение моральных законов является не просто вопросом следования некой норме, а подлинно личностным отношением. Но как всем нам хорошо известно, это объяснение источника и авторитета моральных законов для ряда людей является неприемлемым. Во-первых, они не верят в Бога, а во-вторых, они считают, что отношение к Богу как к силе, стоящей за моральным законом, было причиной бесконечных страданий и несчастий рода человеческого. Поэтому в следующем разделе мы рассмотрим данное понимание нравственности и вытекающие из него следствия.
В. Субъективна или объективна мораль? В Разделе Б мы рассмотрели точку зрения, согласно которой всеобщий характер и авторитет моральных законов исходит от Творца человечества, Бога. В данном разделе мы приступим к рассмотрению противоположной, атеистической, концепции морали и ее источников. Здесь есть определенные трудности, в частности, связанные с вынужденной краткостью, обусловленной жанром учебного пособия. Одна из таких трудностей обусловлена тем, что не существует единой атеистической концепции морали. Их много: гуманистическая, марксистская, экзистенциалистская и др., и они существенно отличаются между собой. Мы не будем останавливаться и на деталях этической практики, то есть на различиях этих подходов к тому, как конкретно могут применяться различные общие моральные принципы в конкретных ситуациях. Мы будем анализировать только различия в понимании фундаментальных принципов морали самих по себе и источников этих принципов. В данном коротком обзоре не представляется возможным в равной мере осветить все разнообразные атеистические подходы к морали. Поэтому мы настоятельно рекомендуем читателю обратиться к обширному кругу первоисточников, а также к интерпретациям этических концепций в литературе по истории философии и в философских энциклопедиях. Итак, существует два важнейших вопроса, которые теист задает стороннику атеистической концепции нравственности. 1. Обеспечивает ли атеистическое понимание морали некую абсолютную норму (или нормы), с помощью которой можно было бы оценивать истинность данных моральных принципов? Этот вопрос важен потому, что атеисты обычно возражают против теистического подхода, согласно которому источником морального закона во всей его полноте является Бог. Суть их возражения состоит в том, что согласно данной позиции моральный закон наделяется божественным абсолютным авторитетом, а такая власть, полагают они, наносит ущерб человеческому достоинству и нравственной независимости и в конце концов низводит его до положения морального раба. Таким образом, вопрос, который задает теист своему оппоненту, формулируется так: предполагает ли атеистический подход к нравственности абсолютную, авторитетную норму? И если предполагает, то какого она рода? И если он предполагает ее, то почему эта норма лучше соотносится с человеческой свободой, чем норма, установленная Богом? И если атеист не придерживается абсолютной объективной нормы в рамках своей системы, то не является ли эта система совершенно субъективной и потому произвольной? 2. Другой фундаментальный вопрос несущественно отличается от первого, но его отличие, на самом деле, очень важно, по крайней мере, для объяснения некоторых специальных терминов. Итак, второй вопрос: существуют ли объективные нравственные ценности, или все нравственные ценности являются субъективными? Значение терминов "объективный" и "субъективный" Наша первая задача в данном разделе состоит в том, чтобы понять значение терминов "объективный" и "субъективный" в данном контексте, а затем разобраться, почему так важно решить, являются ли нравственные ценности объективными или субъективными. Если мы говорим, что существуют объективные моральные ценности, это означает, что есть такие моральные установки, которые всегда правильны, независимо от чьих-то личных чувств и оценок, симпатий и антипатий. Таким образом, каждому человеку, когда бы и где бы он ни жил, следует поступать в соответствии с ними. Это также означает, что есть такие установки, которые всегда неправильны, независимо от того, что по этому поводу думают отдельные люди, группы людей или целые государства, и это также означает, что никто не должен этим установкам следовать.
В то же время если мы говорим, что нравственные ценности субъективны, это означает, что они зависят от симпатий и антипатий, пристрастий и предубеждений отдельных людей. Один человек одобряет какие-то нравственные ценности, потому что они ему нравятся, другой может их отвергать, потому что они ему не нравятся. И не существует высшей абсолютной нормы, в соответствии с которой можно оценивать, какие нравственные ценности и установки являются правильными, а какие неправильными. Рассмотрим этот вопрос с другой стороны. Если говорится, что моральные законы объективны, это значит, что они похожи на законы арифметики. Мы, люди, их не придумали сами: мы их открыли. На протяжении истории разные народы изобретали разные системы чисел (например, древние вавилоняне использовали шестеричную систему, тогда как современные люди пользуются десятеричной системой). Но все эти придуманные людьми системы чисел передают одни и те же законы арифметики: никто эти законы не изобрел. Предположим, ученик, решая задачу, получил ответ, что корень из 9 = 4. Учитель говорит ему, что это неправильный ответ, а правильный ответ будет корень из 9 = 3. Но это не значит, что учитель навязывает школьнику свои взгляды. Законы арифметики обладают для него точно такой же силой, как и для школьника. Правильность этих законов не зависит от взглядов на них учителя. Единственное различие между учителем и учеником в данном случае заключается в том, что у учителя было больше времени понять, что, согласно законам арифметики, объективно правильно, а что объективно неправильно, и он, обладая этим знанием, учит своего питомца подчинить свое мышление объективным арифметическим законам. С другой стороны, те, кто отрицает объективность нравственных ценностей и тем самым — существование какой бы то ни было абсолютной нормы, в соответствии с которой мы определяем, какие нравственные ценности верны и служат предписаниями для всех и каждого, а какие — неверны и не являются обязательными, считают, что моральные законы изобретены разными людьми и группами людей в разные времена, чтобы соответствовать разным историческим ситуациям. Таким образом, они никогда не были и никогда не должны считаться универсально применимыми и подлежат постоянному пересмотру в зависимости от времени, места и обстоятельств. При таком подходе нравственные ценности оказываются подобными стилю одежды, который зависит от национальной традиции, климатической зоны, возраста человека и др. Следствия субъективизма в понимании морали 1. Субъективизм в понимании морали в конечном итоге сводит нравственные ценности к вопросу вкуса. Мы уже касались этого вопроса в Главе 8, а сейчас остановимся на нем несколько подробнее. В вопросах вкуса никто не может считаться правым или виноватым. Вкус — это дело субъективных предпочтений. Если Наташа говорит: "Я обожаю шпинат", а Алексей говорит: "А я его терпеть не могу", то мы имеем суждения о двух диаметрально противоположных предпочтениях. Но мы не можем сказать, что какое-то одно из них неверно. Если Наташа не лицемерка, ее высказывание "Я обожаю шпинат" истинно: она действительно его любит, и никто не может этого отрицать. То же самое относится и к высказыванию Алексея. Более того, Алексею не имеет никакого смысла утверждать, что Наташе не следует любить шпинат, а следует любить свеклу, так же, как и он. "Следует" здесь ни при чем. Никто не обязан любить свеклу или не любить шпинат. Это вопрос субъективного вкуса. Наташа, конечно, может сказать: "Тебе следует любить шпинат, потому что он тебе полезнее, чем свекла". Однако в таком случае Алексей имеет право ответить: "На каком основании ты судишь, что шпинат для меня полезнее, чем свекла?" И тогда Наташе будет недостаточно сказать: "Это гово-
рит доктор N", так как Алексей может в свою очередь ответить: "А доктор М. говорит, что шпинат не полезен, полезна свекла". А когда мнения двух специалистов различаются (как это часто бывает буквально по всем вопросам), единственный путь решить, кто из них прав, — это доказать то, что один из них прав, а другие не правы: а чтобы сделать это, нужно иметь некую норму, на основании которой можно оценить обе точки зрения и дать им сравнительную объективную оценку. Здесь мы подошли к такому этапу, на котором уже нельзя следовать субъективным суждениям. Отсюда можно сделать вывод, что если бы моральные законы и ценности были вопросом субъективного вкуса и предпочтений, тогда мы никогда не смогли бы сказать, что предпочтение одного человека с точки зрения морали является верным, а предпочтение другого — неверным; или что мы можем предпочесть одну точку зрения и отвергнуть другую. Но посмотрите, к чему такая позиция ведет. Мы, например, никогда не смогли бы обвинить Гитлера в геноциде. Гитлеру достаточно было бы сказать: "Вам не нравится убивать евреев? Ну, и не убивайте. А мне нравится убивать евреев. Это просто вопрос вкуса. Кто вы такие, чтобы навязывать мне свой вкус?" Далее. Если один человек просто скажет: "Я считаю, что геноцид отвратителен", а другой возразит: "Я думаю, что геноцид приемлем", ни один из говорящих на самом деле ничего не говорит о геноциде. Оба просто сообщают что-то о самих себе, а именно, что один одобряет геноцид, а другой не одобряет. Если же другой человек ответит: "Я думаю, что геноцид приемлем. Это не преступление. Он избавляет человечество от раковой опухоли", то это высказывание, конечно, относится непосредственно к геноциду и дает ему моральную оценку. Но какое из этих высказываний является правильным с моральной точки зрения? Вы не можете этого определить, стоя на субъективных позициях. Для этого нужна некая объективная моральная норма. Но если не существует никаких абсолютных объективных моральных норм, каким образом тогда решать этот вопрос? 2. Можем ли мы считать моральные законы подобными правилам игры? Возьмем, к примеру, футбол. Правила игры не являются вопросом индивидуального вкуса или предпочтения. Все игроки с обеих сторон должны соглашаться играть по правилам. Кроме игроков, есть еще независимый судья. Он определяет, кто и когда нарушает правила, и в случае спора между командами разрешает его. Более того, в международных соревнованиях правила устанавливаются группой международных экспертов и все команды со всего мира соглашаются придерживаться этих правил. Таким образом, это не вопрос просто личного субъективного вкуса или национально-культурной традиции. Речь идет об объективных правилах и нормах. Однако эти правила явились результатом общего обсуждения и согласия, а не произвольного внешнего установления. Но в таком случае, продолжают далее сторонники обсуждаемой интерпретации природы морального закона, хотя футбольные правила являются в этом смысле объективными, это не означает, что правила остаются всегда одними и теми же и никогда не меняются. Они могут меняться и время от времени меняются, так что правило, установленное пятьдесят лет тому назад, не допускается сейчас, и наоборот. Это происходит потому, что правила полагаются не божественным авторитетом, а путем достижения согласия всех футбольных авторитетов мира, и если все они соглашаются изменить правила, чтобы сделать игру более интересной и увлекательной, то можно их изменять; и тогда то, что считалось недопустимым ранее, становится допустимым сейчас. И это правильно. Почему же, в таком случае, мы не можем иметь объективные нравственные ценности, организованные по тому же принципу: принятые на основе согласия всего человечества,
но открытые изменению и адаптации по мере того, как меняются жизненные условия человечества? Это рассуждение кажется на первый взгляд вполне привлекательным. Но аналогия, на которой оно построено, неправомерна. И тому есть несколько причин. 1. Правила игры в футбол являются главным образом простейшими предписаниями. Так, во время игры запрещено брать мяч руками, и это правило не оказывает никакого влияния на нравственность игроков. 2. Футбольные правила не могут диктовать игроку говорить правду, любить своих детей, почитать родителей и т. д. 3. Следующий дефект обсуждаемой аналогии, предполагающей, что моральные законы могут быть установлены на основе общего обсуждения и согласия (как в футболе), заключается в том, что сторонники этой концепции забывают, что футбол — не единственная игра, в которую играют люди. Есть и другие игры, и каждая из них имеет разные системы правил, и то, что допускается, скажем, в гандболе, запрещено в футболе. Футболист не может сказать, что правила гандбола плохие, потому что они отличаются от футбольных. Никто не может сказать и то, что следует играть, скажем, в крикет, а не в хоккей. Каждый человек волен играть в те игры, которые ему нравятся, и, следовательно, руководствоваться теми правилами, которые приняты в данной игре. Но можно ли считать это применимым к моральным законам? Если "да", то на каких основаниях мы могли бы осуждать каннибализм? Каннибал бы просто сказал: "Я играю в другую игру, а ты кто такой, чтобы говорить, что моя игра хуже твоей?" 4. Но, может быть, мы несправедливы по отношению к рас ботки правила являются абсолютными и вполне объективными. И потому если человечество смогло перейти к абсолютным правилам в футболе, почему мы не можем надеяться, что в один прекрасный день человечество созреет настолько, что все люди мира признают единый нравственный авторитет, который сделает в области нравственности то, что было сделано в футболе, то есть установит объективный, всеобщий, абсолютный моральный закон? Интересная идея. Давайте допустим — хотя это будет очень смелое допущение — что это на самом деле произошло и что этот единый для всего мира авторитет установил абсолютный закон, согласно которому насилие является абсолютно безнравственным. Эволюционист Майкл Рьюз пишет, что если бы разумные существа с галактики Андромеда (если они там вообще есть) прилетели на Землю, то мы бы обнаружили, что они не считают насилие безнравственным, поскольку, согласно Рьюзу, их эволюционная история может быть совершенно отлична от нашей12. В этом случае, видимо, было бы необходимо назначить (разумеется, на основе всеобщего согласия) галактический нравственный авторитет для утверждения всеобщей межгалактической нравственной системы, обязательной для всех жителей всего мира, которые могут существовать во Вселенной. В связи с этим мы со всей серьезностью утверждаем, что, в действительности, такой галактический авторитет существует и он называется Богом. Однако все дело в том, что атеисты, видимо, не стали бы возражать против всеобщего нравственного авторитета, который бы утвердил всеобщий закон, если бы этот авторитет, был установлен путем всеобщего согласия людей, а не Богом. Но основанные на эволюционном подходе рассуждения Майкла Рьюза по поводу нравственности гипотетических жителей Андромеды увели нас в область фантазии, тогда как нам нужна мораль, отвечающая нашим земным нуждам. Мы не можем ждать, пока возникнет некая всеобщая система морали, которая до сих пор существует как гипотети-
ческая конструкция. Нам нужна объективная мораль сейчас, в этом реальном мире, с его каждодневными нуждами и проблемами. Все мы, разумеется, приветствуем искренние усилия Организации Объединенных Наций, направленные на достижение всеобщего согласия в вопросе о необходимости покончить с агрессией и насилием, ограничить политические амбиции, добиться повсеместного соблюдения прав человека, покончить с эксплуатацией третьего мира, побороть нищету, запретить распространение вооружений, способствовать справедливому распределению материальных благ и т. д. Ни один человек доброй воли не пожелает уступить уже достигнутых позиций в решении этих вопросов. Но совершенно очевидно, что для Организации Объединенных Наций как выборного международного органа чрезвычайно сложно добиться всеобщего согласия даже в теории (не говоря уже о политической, социальной и экономической практике), не беря на себя ответственность в обсуждении и укреплении всеобщей объективной моральной системы. В любом случае крайне сомнительно, что политизированный всеобщий мировой авторитет может быть разумным решением проблемы высшего авторитета и сподвижника в вопросах морали. История тоталитарных режимов, которые утверждали свои моральные убеждения в качестве всеобщих не только в своих странах, но и стремились насадить их во всем мире, полна жестокости, угнетения, отрицания свободы совести. В то же время прямо противоположные по своему характеру политические системы, основанные на волеизъявлении демократического большинства, вряд ли служат разрешению вопросов морали. Всегда ли большинство (или меньшинство) приходит к справедливому решению? И каким образом вы бы могли судить о том, кто прав — большинство или меньшинство, — если бы не существовало высшего морального авторитета над ними? Но теперь пришло время атеистам сказать, как они справляются с этой проблемой. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Никомах - имя сына Аристотеля. Книга назвала так либо потому, что Аристотель посвятил ее своему сыну, либо потому, что Никомах был каким-то образом причастен к се созданию, например, к редактированию. 2. Тацит. Анналы. XIV. 11. См. также: Ошеров С. От Рима к миру / Сенека Луций Алией. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. С. 340. 3. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. М.. 1984. Т. 4. Книга VI.13 (1144БЗЗ - 1145а5). 4. Simpson G. G. The Biological Nature of Man // Science. 1966. Vol. 152. April 22. P. 476. 5. Ibid. P. 477. 6. Ibid. 7. Хомский H. Аспекты теории синтаксиса. M.: Изд-во МГУ, 1972; Chomsky N. Rev. of: В. F. Skinner. Verbal Behaviour // Language. 1959.35: 26 - 58; Knowledge of Language: Its Nature, Origin and Use. N.Y., 1986. 8. Co времени Дж. Дж. Симпсона и первых работ Н. Хомского ученые, разумеется, далеко продвинулись в изучении вопроса об обучении животных естественному языку. Единого мнения по этому вопросу до сих пор нет. Но естественный язык продолжает оставаться камнем преткновения для эволюционной теории. Более подробно см. выше Гл. 6, написанную Норманом Фрэзером. 9. Теория, которая лежит в основе детекторов лжи, заключается в том, что сообщение ложной информации сопровождается поддающимися из-мерению сигналами, которые показывают изменения физического состояния человека.
10. Lewis С. S. The Abolition of Man. Collins, Fount Paperbacks, 1978. P. 49-59. 11. Поэзия и проза Древнего Востока / Под ред. И. Брагинского. М.: Худ. лит. 1973. С. 71-72. 12. Ruse М. Is Rape Wrong on Andromeda? // Regis E. Jr. (ed.) Extraterrestrials. Cambridge, 1985. P. 60 - 67.
Глава 11. Сравнительный анализ этических систем - Первым предметом нашего анализа в данной главе будут этические системы, основанные на эволюционном подходе к происхождению и развитию человека. Рассмотрим сначала наиболее распространенные концепции. Date: 2015-11-14; view: 424; Нарушение авторских прав |