Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Строительные блоки жизни 2 page
Какой же вывод мы должны сделать из поразительного количества информации, содержащейся в простейшей живой системе? Она говорит нам о замысле гораздо более убедительно, чем даже аргумент о гармонии Вселенной, который убеждает физиков, что, нам, человеческим существам, предназначено жить в этом мире. 6. Информация как фундаментальное понятие Именно при обсуждении этого вопроса голос теологии громко взывает к тому, чтобы к нему прислушались, поскольку теологии есть что сказать по этому поводу, и ее соображения чрезвычайно существенны и интересны. В первой главе Библии описания первых действий Бога по созданию мира начинаются с утверждения: "И сказал Бог...". Например: "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет" (Быт. 1:3). Эта идея о том, что Бог "говорит", была воспринята на более философ- ском уровне христианским апостолом Иоанном в его описании творения: "Вначале было Слово... Все чрез Него начало быть" (Ин. 1:1-3). Как мы показываем в Разделе 11.3, в греческом языке лексема "слово" (Логос) использовалась для обозначения рационального принципа, стоящего за устройством мира. Иоанн утверждает, что за Вселенной стоит не просто абстрактный рациональный принцип, а личностный Бог. Более того, он говорит, что Бог является источником Слова, Слова, лежащего в сердце творения. В этом контексте понятие "Слово" передает идеи повеления, значения, сообщения — короче, информации, а также, разумеется, творческой энергии, которая несет в себе эту информацию. Таким образом, в самом ядре библейского представления об акте творения заключено то самое понятие, которое считается центральным в науке, — понятие информации. Фраза "И сказал Бог..." очень проста и доступна всем людям всех времен. И в то же время ее содержание и следствия из нее имеют очень глубокое содержание. И именно эта идея Бога, являющегося источником информации и энергии, подчеркивается почти во всех библейских высказываниях по поводу творения. Автор Послания к Евреям развивает эту идею так: "Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так-что из невидимого произошло видимое" (Евр. 11: 3). Один из пунктов, подчеркиваемых в теории информации, заключается в том, что информация невидима. Ее носители вполне могут быть видимыми, как, скажем, видимы бумага и текст на ней, дым, экран телевизора или гены. Но сама информация невидима и нематериальна. Мы пишем эту книгу. Вы ее читаете. Ваша зрительная система, воспринимая отраженные от книги фотоны, преобразует их в электрические сигналы, которые затем передаются в головной мозг. Предположим, что вы передаете информацию из этой книги своему другу с помощью слов. Звуковые волны несут в себе информацию от ваших голосовых связок в уши вашего друга, где они преобразуются в электрические сигналы и передаются в ваш
головной мозг. Теперь ваш друг владеет информацией, которая возникла в головном мозгу авторов книги. Но от нас к вашему другу не было передано ничего материального. Для передачи этой информации было использовано много материальных вещей, но сама информация не является материальной. В свете современной физики кажется совершенно поразительным, что, согласно Библии, Слово (информация) является даже более фундаментальным понятием, чем материя и энергия (или масс-энергия, как сейчас предпочитают говорить многие физики). Материя и энергия творятся Словом: "Все чрез Него начало быть" (Ин. 1: 1-3). Таким образом, в этом смысле информация предшествует материи и энергии. Именно эта мысль была высказана в колонке редактора журнала "Новости науки" ("New Scientist") (от 30 января 1999 г., с. 3). Рассуждая об информационной революции, оказавшей колоссальное влияние как на изобретение механизмов для сверхбыстрой обработки информации, так и на открытие невероятной способности переработки информации биологическими системами, физик Пол Дэвис пишет: "Все большее применение понятия информации к природе привело к любопытному предположению. Принято считать, что мир состоит из простых, материальных частиц, подобных маленьким комочкам, а информация является вторичным феноменом, связанным со специальными, организованными состояниями материи. Но, вероятно, все обстоит наоборот: Вселенная, возможно, является игрой первичной информации, а материальные объекты — ее сложным вторичным проявлением". Дэвис говорит, что эта идея была выдвинута известным физиком Джоном Арчибальдом Уиллером в 1989 г. Но, как мы показали в данном разделе, она циркулирует уже в течение нескольких тысяч лет! Мысль о том, что информацию нужно рассматривать как фундаментальную сущность, имеет глубокие следствия для нашего понимания мира и нас самих. Она придает вес тому, что мы сказали, поскольку превращает вывод о разумном начале, стоящем за Вселенной, сделанный на основании признаков замысла, в идеальный образец вывода, обеспечивающего наилучшее объяснение. Кроме того, из этой мысли следует, что основная редукционистская посылка философов-материалистов ложна, поскольку оказывается, что материя и энергия не обладают способностью развивать все информационно насыщенные структуры, необходимые для жизни, без поступления соответствующей информации. 7. Замысел — аргумент "от невежества"? Против развиваемой нами концепции иногда высказывается одно возражение. Это возражение состоит в том, что вывод на основании замысла — это просто аргумент, к которому прибегают за отсутствием необходимого знания, иначе говоря, постулирование замысла (и, следовательно, — Автора замысла) связано с пробелами в современной науке. Но это совершенно неверно. Сторонники программы SETI не сочтут убедительной идею о том, что постулирование другого разума как источника сообщения, насыщенного информацией, которое когда-нибудь будет получено, направлено на то, чтобы закрыть пробелы в имеющихся знаниях. А если математический и теоретико-информационный анализ тождественны, то не будет ли непротиворечивым постулирование разумного источника насыщенных информацией сообщений, содержащихся в ДНК? Кроме того, как мы показали в Разделе 2, Б. 2, мы не видим никакой проблемы, предполагая наличие разумного автора данного текста, и не пытаемся давать редукционистское объяснение этого текста в терминах физического строения или химического состава бумаги и чернил. Вывод от замысла мы делаем не потому, что у нас нет соответствующих научных данных, а как раз потому, что они у нас есть. Знание природы биологической информации, с одной стороны, и знание того, что разумные источники информации являются единственными ее возможными источника-
ми — с другой, дополненное тем фактом, что случай и необходимость не могут порождать сложную заданную информацию, с которой мы имеем дело в биологии, делают замысел прекрасным образцом вывода, способствующего наилучшему объяснению. Именно знание ограничений физико-химических объяснений бумаги и чернил наряду с представлением о способности к разумной деятельности позволяет отказаться от натуралистических объяснений процесса письма и объяснять его, исходя из идеи автора. Нежелание со стороны некоторых ученых сделать вывод от замысла на основании знания об информационно насыщенных биомолекулах, очевидно, имеет мало отношения к науке, а обусловлено в значительной мере следствиями такого вывода относительно характера Автора Замысла. Таким образом, это вопрос мировоззренческий, а не научный. Поскольку люди готовы делать выводы от замысла, когда речь идет о результатах деятельности человека или внеземного разума, то проблема заключается не в выводе от замысла как таковом. Однако, несмотря на то, что вывод от замысла на основании имеющегося знания о природе биологической информации кажется вполне убедительным, многие, не задумываясь, отвергают его. Поэтому стоит задаться вопросом, почему они это делают вопреки столь очевидным данным. Это и составит предмет следующей главы. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Dawkins R. The Blind Watchmaker... P. 1. 2. Denton M. Evolution — a Theory in Crisis. Bethesda, Maryland: Adlcr & Adlcr, 1986. P. 249 - 250. 3. Ibid. P. 250. 4. Alberts B. The Cell as a Collection of Protein Machines // Cell 92. 1993. P. 291. 5. Behe M. Darwin's Black Box. N. Y.: Simon and Schuster, 1996. 6. Ibid. P. 39. 7. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора//Соч. М. - Л., 1939. Т. 3. С. 405. 8. Behe М. Op. cit. Р. 186. Здесь автор обыгрывает известную поговорку из англоязычного научного фольклора: "Publish or perish" — "Публикуйся или погибнешь" (прим. перев.). 9. Ibid. Р. 193. 10. См. об этом напр.: Опарин А. И. Происхождение жизни // Бсрнал Дж. Возникновение жизни. М., 1969. С. 250 - 287. 11. Полный список аминокислот, которые могут быть получены путем такого эксперимента, и подробный анализ вопроса о происхождении жизни можно найти в книге: Thaxton Ch. В., Bradley W. L. and Olscn R. L. The Mystery of Life's Origin. Dallas: Lewis and Stanley, 1992. P. 38. 12. "Ibid. P. 73 - 94. 13. Davies P. The Fifth Miracle. L.: Allen Lane, Penguin Press, 1998. P. 60.
14. Dose K. The Origin of Life: More Questions than Answers // Interdisciplinary Science Reviews. 1988. 13. P. 348. 15. Cornwell J. (cd.) Nature's Imagination. Oxford:. Oxford University Press, 1995. P. 27 - 44. 16. Иногда последовательность может казаться случайной, хотя, в действительности, она таковой не является. Так, бинарная последовательность 111100110110011010011001110111100110001 кажется случайной и не имеющей в своем основании модели, хотя в действительности она представляет собой цифровое представление числа тс и потому может быть продолжена с помощью простого алгоритма. Таким образом, она имеет скрытый порядок. 17. Cairns-Smith A. G. The Life Puzzle. Edinburgh: Oliver and Boyd, 1971. P. 95. 18. Davies P. Op. cit. P. 61. 19. Известно, что некоторые места в цепи аминокислот белка могут быть заняты несколькими аминокислотами, что должно приниматься во внимание при вычислении вероятности. Биохимики Райдар-Ольсон и Сауер провели эти вычисления и пришли к выводу, что вероятность может возрасти до величины 1 к 1065, которая, по их мнению, все равно "крайне мала" (Proteins: Structure, Function and Genetics. 1990,7. P. 306 -316). Конечно, если мы примем во внимание и L-формы, и пептидные связи, то вероятность упадет до 1 к 10125. 20. Цицерон. Философские трактаты. М: Наука, 1985. С. 131. 21. Smith J. М., Szathmary Е. The Major Transitions in Evolution. Oxford and N. Y.: Freeman, 1995. P. 81. 22. Gates B. The Road Ahead. Boulder: Blue Penguin, 1996. P. 228. 23. Davies P. Op. cit. P. 81. 24. Ibid. P. 88.
25. Polyani M. Life's Irreducible Structure // Science, 1968. N 160. P. 1309. 26. Meyer St. The Return of the God Hypothesis. Seattle, Discovery Institute Center for the Renewal of Science and Culture. 1998. P. 23. 27. Yoekcy H. A Calculation of the Probability of Spontaneous Biogenesis by Information Theory //Journal of Thcor. Biology. 1977, 67. P. 377 - 398.
28. Dembski W. Intelligent Design as a Theory of Information // 29. Meyer St. Op. cit. P. 37. 30. Journal of Theor. Biology. 1981. N 91. P. 13 - 31. 31. Dembski W. The Design "inference. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
•
Глава 5. Споры вокруг эволюции i. Слепой часовщик Как было показано в предыдущей главе, принципиальное допущение, лежащее в основании доказательства, построенного на идее замысла, заключается в следующем: уровень сложности, присущий механизмам и биологическим организмам, может восходить только к разумному началу. Именно это допущение было поставлено под сомнение в теории эволюции. Последствия эволюционистской критики этого допущения столь важны, что необходимо остановиться на этой критике несколько подробнее. Однако прежде всего следует указать, что не ставится под сомнение. И это впечатление о том, что природа заключает в себе некий замысел. Оно столь сильно, что его не могут отбросить даже самые последовательные материалисты. Так, Фрэнсис Крик, получивший вместе с Джеймсом Уотсоном Нобелевскую премию за открытие структуры ДНК, писал: "Биологи должны постоянно иметь в виду, что то, что они наблюдают, не было создано согласно некоему замыслу, а является результатом развития"1. Ричард Докинз, выступая в 1991 г. с лекцией по радио (Royal Institution Christmas Lectures), сказал практически то же самое, что и Крик: "Живые существа... поразительно похожи на объекты, созданные согласно замыслу". Он, как мы уже говорили выше, идет еще дальше и описывает биологию как изучение "сложных предметов, которые производят впечатление созданных (designed) с некоторой целью"2. Почему же в таком случае учёные не решаются сделать очевидный вывод и сказать, что живые существа выглядят как созданные согласно замыслу именно потому, что они действительно были созданы согласно замыслу? Они отрицают вывод о наличии замысла столь категорично, что можно предположить, что они руководствуются мотивами, со-
измеримыми по своей серьезности, по крайней мере, для тех, кто этот вывод отрицает. Поэтому ниже мы рассмотрим природу этого отрицания и его побудительные мотивы. Докинз ясно говорит о том, что впечатление о замысле является чистой иллюзией. Вместе с Криком и другими исследователями он утверждает, что эволюционные процессы могут породить все те сложнейшие механизмы природы, о которых мы говорили выше, и при этом без всякого воздействия внешнего разума. Как говорит Дэниел Дсннетт в своей книге "Опасная идея Дарвина": "Дарвин предложил скептически настроенному миру... схему создания порядка из хаоса, в котором не участвует Разум"3. Деннетт считает идею Дарвина своего рода кислотой, грозящей коррозией всем додарвиновским взглядам на мир, сознание предстает в его концепции продуктом материи, результатом лишенных разумного начала и цели процессов. Этот сценарий хорошо согласуется с материалистической философией и является прямой противоположностью тех идей, которые мы развивали в конце Главы 4, а именно: информация первична, а материя — вторична. Какова же, спросим мы, эта невероятная эволюционная машина, обладающая творческой силой, способной произвести жизнь и сознание из материи, породить удивительные природные формы и создать механизмы переработки информации? Это не божественный Разум, говорит Докинз, а сугубо материальный механизм. Как бы ни было соблазнительно считать, что природа была создана ради какой-то цели, пишет он, никакого божественного Часовщика не существует: "Единственный часовщик в природе — это слепые силы физики, хотя и организованные особым образом. Настоящий часовых дел мастер знает заранее, что он хочет сделать: он изготавливает винтики и пружинки и конструирует связующие звенья между ними, имея в виду определенную цель. Естественный отбор, слепой, бессознательный, автоматический процесс, открытый Дарвином и служащий объяснением существования всех форм жизни, которые явно подчине- ны цели, сам никакой цели не преследует. У него нет разума, он не наделен зрением, он не планирует будущего. Он не видит ни настоящего, ни грядущего. Ничего. Если и можно сказать, что он играет в природе роль часовщика, то это слепой часовщик"1. Сделаем небольшое отступление, чтобы отметить, что образ часовщика имеет долгую историю в связи с аргументом от замысла. Цицерон (106 — 43 до н. э.) экстраполирует свои представления о созданных человеческим разумом механизмах на упорядоченное движение планет и звезд: "Когда мы видим, как движутся части какого-то механизма... мы ведь не сомневаемся, что это сделано при участии разума. Так можем ли мы, видя как движется небо... сомневаться, что все это совершается благодаря разуму, и притом разуму необыкновенному, божественному?"5 Цицерон здесь предугадывает на много веков вперед классический аргумент от замысла, высказанный в XVIII в. теологом и натуралистом Уильямом Пэйли. "Предположим, что, пересекая пустырь, я споткнулся о камень. Меня спросили, откуда там взялся камень. Я мог бы ответить, что, насколько мне известно, он лежал там всегда: будет, вероятно, не слишком просто показать абсурдность этого ответа. Но предположим, что я нашел на земле часы. Меня, конечно, спросят, откуда они взялись в этом месте. Вряд ли я отвечу на этот вопрос так же, как я ответил на предыдущий, то есть скажу, что, насколько мне известно, они там были всегда... Когда речь идет о часах, мы должны предположить существование часового мастера: должен был существовать... ремесленник... который их собрал, преследуя цель, которой они, с нашей точки зрения, соответствуют; он понимал их устройство и придумал, как они будут использоваться... Любой признак плана, любое проявление замысла, которое можно найти в часах, видно в работе природы. Единственное, чем отличается здесь природа, — это больший масштаб этих проявлений, который в определенном смысле не поддается никакому вычислению"6. Суммируем сказанное выше. Если часы предполагают существование часового мастера, насколько же убедитель-
нее более сложные биологические механизмы типа человеческого глаза говорят в пользу существования разумного Божественного Часовщика. И на протяжении всей человеческой истории многие люди, включая ученых, находили этот "аргумент" очень мощным. Но Пэйли подвергся критике. Некоторые оппоненты критиковали его справедливо, ибо причудливая форма, в которую он облекал свои доказательства, делала его смешным в глазах публики и потому основной смысл его аргументов зачастую ускользал. Однако ни одно из критических замечаний не задевало вопроса о правильности центрального тезиса Пэйли, гласившего, что когда мы видим сложную структуру, подобную часам, никто не решится отрицать, что она была создана в соответствии с неким замыслом. Философ Давид Юм, современник Пэйли, возражал против его аргумента на том основании, что его аналогия некорректна. Юм утверждал, что часы и биологические организмы, на самом деле, существенно отличаются друг от друга; поэтому в высшей степени абсурдно предполагать, что живые организмы были созданы подобно тому, как были созданы часы. Однако философ Элиот Соубер (наряду со многими другими) возразил на это следующее: "Хотя критическое замечание Юма очень серьезно, если доказательство от замысла является доказательством по аналогии, я не вижу оснований, почему доказательство от замысла должно строиться именно таким образом. Аргумент Пэйли относительно живых организмов вполне самостоятелен, независимо от того, являются ли часы и организмы подобными явлениями. Цель упоминания часов в этом контексте состоит в том, чтобы показать, что аргумент об организмах является неотразимым"7. Разумеется, аргумент Пэйли о живых организмах совершенно самостоятелен, но Соубер не прав относительно некорректности аналогии, поскольку развитие науки со времен Пэйли показало, что отказ от аналогии был совершенно преждевременным. Юм и Пэйли понятия не имели о том, какие открытия в области биохимии будут сделаны от- носительно молекулярных механизмов живых систем (см. 4.2). Среди этих механизмов можно найти молекулярные часы эволюции, гораздо более сложные, чем часы Пэйли. Юм также утверждал, что для того, чтобы сделать вывод о том, что живые организмы были задуманы в нашем мире, следует понаблюдать за организмами, задуманными в других мирах. Он был бы поражен, если бы узнал, что в лабораториях нашего мира можно будет создавать биохимические системы и даже получать белки. Но вернемся к нашей теме. Докинз категорически отрицает аргумент о часовщике. Человеческий глаз, хотя и вызывает у него удивление, с его точки зрения не свидетельствует больше ни о чем, кроме как о тонкости слепого и лишенного цели процесса. Бог становится ненужной гипотезой, и потому дарвинизм для Докинза составляет научное основание атеистической позиции. Хотя логически атеизм мог быть состоятельным и до Дарвина, говорит он. Но именно Дарвин, по его мнению, создал предпосылку быть интеллектуально уверенным в себе атеистом8. Представление о том, что дарвинизм устраняет необходимость в Творце, весьма распространено. Палеонтолог Стефан Джэй Гоулд утверждает, что после Дарвина мы знаем, что "никакой дух-промыслитель не наблюдает с любовью за происходящим в природе (хотя ньютонов Бог, заводящий часы, наверное, все-таки запустил механизм). И никакие жизненные силы не движут эволюционными изменениями. И что бы мы ни думали о Боге, его существование никак не проявляется в природе"9. Докинз и Гоулд вторят Джулиану Хаксли, который в 1959 году во время юбилейных чтений, посвященных столетию Дарвина, подытожил следствия эволюционной теории: "Согласно эволюционным представлениям, нет ни места, ни необходимости в сверхъестественном. Земля не была создана, она возникла в результате эволюции. То же самое можно сказать и о животных, и о растениях, которые ее населяют, включая нас, людей, наше сознание и душу, а также наш мозг и наше тело. Эволюционировала и религия..."10. Таким образом, с позиции Хаксли, теория эволюции вытесняет Бога, давая сугубо естественно историческое объяснение происхождения не только биологических форм, но и таких высших форм, как сознание и мышление. Такой же позиции придерживается наш современник, академик Гинзбург. Он говорит в связи с обсуждением эволюционной теории, что научные представления и вера в Бога совершенно несовместимы11. Точку зрения о том, что атеизм является логическим следствием эволюционной теории, можно найти не только в научно-популярных книжках, но и в университетских учебниках. Обратимся, например, к известному учебнику по теории эволюции для университетов, написанному сотрудником Музея зоологии позвоночных (Беркли, Калифорния) Монро Стрикбергером. Там говорится следующее: "Опасение, что дарвинизм — это попытка вытеснить Бога из сферы творения, является... обоснованным. На вопрос: "Существует ли божественная цель в создании человека?" — теория эволюции отвечает: "Нет, не существует". Согласно этой теории, адаптация вида и адаптация отдельного человека восходит к естественному отбору, а не к акту творения"12. Поэтому вряд ли стоит удивляться, что столь распространено представление о том, что теория эволюции устранила Бога как нечто ненужное или вносящее путаницу в сознание современного человека. Позиция известного философа Роджера Скрутона тому пример. "У меня научное мировоззрение, — говорит он. — Я просто не могу не принимать во внимание идеи дарвинизма. Они кажутся мне очевидными"13. Таким образом, мы имеем очень странную ситуацию. С одной стороны, естественным выводом из существования и сложного характера биологической информации является существование разумного Творца, который создал как эту информацию, так и нас самих. С другой стороны, распространено мнение, что такой разумный Творец совершенно не нужен и что окружающий нас мир могли породить не обладающие сознанием эволюционные процессы. 2. Следствия теории эволюции для понимания места человека в мире Не будет преувеличением сказать, что теория эволюции повлияла на понимание человеком своего места и значения в мире, подобно землетрясению. И это влияние коснулось всех сфер человеческой жизни. Является ли жизнь результатом сугубо естественно-исторических процессов? и как же тогда возникла мораль? Эволюционировала ли она наряду с другими явлениями? И если это так, то каково значение наших представлений о том, что такое хорошо, а что такое плохо, что такое справедливость и истина? Дэниел Деннетт называет эволюцию "опасной идеей Дарвина", потому что она "гораздо глубже подрывает наши самые фундаментальные представления, чем это допускали самые преданные ее апологеты..."11. Ричард Докинз с ним соглашается. Он не сомневается в том, что дарвиновская теория явилась своего рода водоразделом в истории мысли: "Нам теперь нет нужды обращаться к суевериям, когда мы сталкиваемся с извечными проблемами: существует ли смысл жизни? для чего мы живем? что есть человек? Задав последний из этих вопросов, знаменитый зоолог Дж. Симпсон... заявил следующее: "Я хочу здесь подчеркнуть, что все попытки ответить на этот вопрос, предпринимавшиеся до 1859 г., ничего не стоят и что нам лучше совсем не принимать их во внимание""15. Итак, что же гласят новые ответы на эти вопросы? Лауреат Нобелевской премии Жак Моно не сомневается, что теперь человеческие существа могут избавиться от чувства конечной цели или морального обязательства: "Чистый случай, абсолютно свободный, но слепой, лежит в самом основании колоссального здания эволюции, так что человек в конце концов узнал, что он один в этой бесчувственной беспредельности Вселенной... Ни его судьба, ни его долг не были в ней заложены"16. Подобные идеи постоянно находят отражение в средствах массовой информации. Аласдэр Палмер, освещающий новости науки для одной из крупнейших газет мира, пишет: "Со-
гласно самому лучшему объяснению происхождения человека как вида, единственная бессмертная часть человека — это молекула ДНК. Но это объяснение противоречит не только религиозной интерпретации мира. Оно противоречит еще и нашим этическим ценностям, поскольку большинство из них сформировалось под воздействием нашего религиозного наследия. В научном объяснении мира нет больше места свободной воле или аналогичной способности каждого индивида быть добрым или справедливым. Нет места и душе"17. Таким образом, согласно данной точке зрения, человеческие существа благополучно освобождаются от вложенного в них чувства собственного достоинства, осознания нравственных ценностей, свободы и бессмертия — и все это во имя науки. Уходит и понятие "естественного закона", представление о том, что человеческие существа наделены некоторыми врожденными правами, которые даются им не просвещенным демократическим правительством, а Самим Творцом. И если наука разделалась с трансцендентным Творцом, когда-то определившим такие нормы и ценности, то как и кем они должны определяться теперь? Этот вопрос в особенности важен в свете быстро набирающих темпы разработок в области генной инженерии. С одной стороны, налицо позитивные результаты генной терапии в борьбе с некоторыми нарушениями на генном уровне, типа фиброза мочевого пузыря. С другой стороны, развивается генная инженерия применительно к клеткам зародышевого пути (germline engineering), способность искусственно изменять гены таким образом, что это воздействует на следующие поколения организмов. Так, в журнале "New Scientist" ("Новости науки" от 3 октября 1998 г.) сообщалось, что подобный уровень воздействия вот-вот будет достигнут. Под броским названием "Эволюция мертва" в заглавной статье номера говорилось, что хотим мы того или нет, но в ближайшие несколько лет человеческие существа смогут контролировать свою собственную эволюцию. В статье далее сообщалось, что хотя в настоящее время, в соответствии с со- глашением Совета Европы (подписанным 23 странами), генная инженерия применительно к клеткам зародышевого пути запрещена, большинство специалистов утверждает, что они будут удивлены, если через 20 лет вокруг не будут прыгать детишки, появившиеся на свет в результате экспериментов генных инженеров. А наше отношение к подобным вещам будет изменяться от "никогда и ни за что" до "наверное, может быть". Люди становятся объектами сознательного биологического регулирования со стороны других людей. Ученые, подобные Джону Кэмбеллу, молекулярному биологу из Калифорнийского университета (Лос-Андже- лес), часто высказываются о том, что в результате генной инженерии, вероятно, появятся люди, с большей продолжительностью жизни, невосприимчивые к СПИДу или некоторым видам рака. Но генная инженерия открывает и другие возможности, не имеющие никакого отношения к спасению жизни людей или предупреждению болезней. Это возможности воздействия на личность, поведение и даже интеллект. Согласно каким нормам будет осуществляться это воздействие? Какими правилами будет контролироваться процесс формирования сверхчеловека? По мнению Либе Кавальери, молекулярного биолога из Университета штата Нью-Йорк, потенциальный эффект генной инженерии превышает масштабы воздействия, связанные с расщеплением атома. И опасности, которые она за собой влечет, могут быть столь же значительными. В связи с этим приходят на ум пророческие слова К. С. Льюиса, пытавшегося еще в 1945 г. предугадать результаты победы человека над природой. Стараясь выдержать нейтральный тон, он рисует ее так: "Последний этап победы над природой, быть может, довольно близкий, настанет тогда, когда в результате применения методов евгеники, пред-натального воздействия, образования и пропаганды, основанной на отработанных методиках прикладной психологии, человек достигнет полного контроля над самим собой. Человеческая природа будет последним бастионом, который Date: 2015-11-14; view: 303; Нарушение авторских прав |