Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опросник мотивационных источников





 

Ниже перечислены различные мотивы деятельности. Вниматель­но проанализируйте предлагаемый перечень утверждений и зане­сите результат в приведенном ниже бланке, придерживаясь следу­ющей шкалы оценки:

—2 — крайне неверно; —7 — неверно; 0 — когда как; 1верно; 2 — очень верно.

Теперь подсчитайте сумму чисел в каждом из пяти столбиков, учитывая знаки «+» или «—». Результат может оказаться как поло­жительным, так и отрицательным.

Результаты теста

В каждой колонке собраны утверждения, характеризующие один из пяти возможных видов производственной мотиваций:

I. Сумма 1. Внутренняя мотивация. Направленность на процесс.

П. Сумма2. Внешняя мотивация. Материальное вознаграждение.

III. Сумма 3. Внешняя мотивация. Одобрение другими.

IV. Сумма 4. Внутренняя мотивация. Самосовершенствование, самореализация.

V. Сумма 5. Интегративная мотивация. Согласованность целей

работника с целями фирмы.

Для дальнейшего анализа следует обращать внимание не столько на абсолютную величину полученных вами баллов, сколько на их соотношение. Какая мотивационная группа набрала у вас наиболь­ший балл? Какая — наименьший? Проанализируем полученные ре­зультаты применительно к теме тайм-менеджмента. Внутренняя мотивация. Направленность на процесс Если эта группа набрала у вас высокий балл, это означает, что вы получаете определенное удовольствие от самого процесса выпол­няемой вами деятельности. Возможно, вам нравится общение с людьми; возможно — непосредственная «близость к шефу» и воз­можность быть в эпицентре событий. Не важно, от чего вы ловите ваш «производственный кайф», — главное, что вы получаете удо­вольствие от самого производственного процесса. Вашему руково­дителю очень просто вас мотивировать к деятельности — необхо­димо всего лишь создать вам условия для занятий вашим любимым делом, и... И потенциально вы можете записаться в «трудоголики», стремясь к получению нового и нового удовольствия от нравящего­ся вам процесса. Вы забываете, что рабочий день у большинства нормальных людей ограничивается 8 часами — вы готовы посвятить любимому делу все 16 часов. А вот нелюбимому.. Скорее всего, у вас возникают проблемы с выполнением тех дел, которые вам «ну очень не нравятся». Именно на них у вас «не хватает времени и сил». Воз­можно, попробуйте в самом неинтересном деле поискать что-то для вас привлекательное.

Рабочая мотивация: материальное вознаграждение На первый взгляд подобная мотивация — самая распространенная. Если в данной колонке у вас получился высокий балл, вы действуете в соответствии с пословицей «Время — деньги». Наиболее распростра­ненный способ выбора рабочих приоритетов при преобладании этой мотивации обусловлено ответом на вопрос: «А что мне за это будет?» Позитив — вы знаете цену и себе, и собственному рабочему времени. Негатив — далеко не все можно оценить в денежном эквиваленте. Не упустите в погоне за длинным рублем нечто более важное и ценное. Внешняя мотивация: одобрение другими

Известно, что доброе слово и кошке приятно. Важно как можно больше слышать этих добрых слов по поводу своей работы и самому не скупиться на достойные похвалы окружающих. Но если по этой колонке вы набрали максимальное количество баллов, будьте осто­рожны: вы рискуете попасть в ловушку поиска одобрения вашей работы и сверхзависимости от чужого мнения. Поэтому постарай­тесь понять, где действительно искренняя оценка хорошо выпол­ненной работы, а где ритуальное «поглаживание» с манипулятив-ными целями — перебросить на вас часть своей работы, уговорить вас поработать сверхурочно и т. д.

Внутренняя мотивация: самосовершенствование, самореализация Если эта колонка набрала у вас высокое количество баллов, вас мож­но поздравить: работа для вас в первую очередь является полигоном вашего личностного развития и профессионального роста. Таким лю­дям интересно все новое и необычное; они с огромным удовольствием выполняют дела и поручения, которые позволяют раскрыть новые сто-

роны их личности, приобрести новые навыки и умения. Если учесть, что полигоном для самосовершенствования может быть любая работа, подобная мотивация является очень эффективной для собственной самоорганизации и организации рабочего времени.

Интегративная мотивация: согласованность личных целей

и ценностей с корпоративной политикой фирмы

Эта мотивация считается самой желательной для работника, ощу­щающего себя как часть организации. Высокие баллы по данной ко­лонке свидетельствуют, что человек попал «на свой корабль», кото­рый плывет в нужном для него направлении. Другими словами, для такого человека очень важно быть частью команды единомышлен­ников, с которыми он вместе выполняет значимое и интересное дело. И больше всего мотивировать его на подвиг своевременного выпол­нения той или иной работы будет, помимо увлеченности работой, ответственность перед коллегами, ощущение важности и значимос­ти общего результата труда.


Техника постановки целей (по Дж. Г. Скотт)5

Иметь цель, которая реалистична, определить шаги для ее до­стижения и, наконец, действовать с твердой решимостью — важ­ный показатель зрелости человека. Дженни Грэхем Скотт предлага­ет следующий алгоритм работы над целеполаганием.

Решите, чего вы хотите

Многие люди не знают, к чему они стремятся, не могут отчетли­во осознать собственных желаний, стремлений, влечений. Другие же имеют столь много желаний, что не могут ничего добиться, так как им не хватает нацеленности на конкретное дело. Некоторые люди, ставя перед собой нереальные, недостижимые цели (несбы­точные мечты), которых им заведомо не добиться, мучительно стра­дают затем от «несовершенства мира», не отвечающего их ожида­ниям.

Бывает, что цели, имеющиеся у человека, настолько расплывча­ты, неопределенны, что не служат реальными побудителями его ак­тивности. Поэтому техника постановки целей предполагает поша­говую конкретизацию (определение и последовательность достиже­ния) желаемого:

· составить ясную, четкую, точную картину того, что вы желае­те, сейчас и на перспективу;

· определить иерархию целей, степень важности каждой из них, выделить наиболее значимые для вас цели;

· определить, реально ли достижение этих целей именно для вас, какие условия необходимы для их достижения, что конкретно нужно сделать для их воплощения в действительность;

· вызвать у себя чувство уверенности в том, что вы действитель­но хотите достичь именно этой цели и, следовательно, хотите сделать все, что необходимо, для ее достижения.

Поработайте над конкретизацией своих целей. Для этого ответь­те на следующие вопросы:

1. Чего я хочу именно сейчас...

2. Я хочу, чтобы через 3 месяца я достиг следующей цели...

3. Через год...

4. Через 5 лет...

5. Какая наиболее важная для меня цель среди этих целей...

6. Почему эта цель важна для меня...

7. Какие еще вопросы важны для меня сейчас: 1..., 2..., 3... и т. д. Релаксация

Завершив записывать то, что вы хотите, приведите себя в состо­яние мышечного расслабления, удерживая в сознании перечень наи­более важных целей и необходимых для этого усилий. Пошлите за­прос своему внутреннему «Я»: каким оно хочет быть? Ведь нашему внутреннему «Я» не нужно ни славы, ни богатства, ни власти. Оно может хотеть стабилизации или динамизма, покоя или активиза­ции, уверенности в себе и своей позиции в мире, самоуважения, счастья. Пошлите еще один запрос: «Мое внутреннее „Я", к каким достижениям стремишься ты? Какой жизнью ты было бы удовлет­ворено?»

Предположим, что в ответ на свой запрос ваше сознание сфор­мулировало следующее: «Хочу иметь много денег». Вступите с со­бой в диалог, скажите: «Но ведь деньги — это не цель, а средство. Для чего мне нужны деньги?» И т. д., пока не «узнаете» ту конечную цель, к которой сознательно стремитесь и считаете, что для ее до­стижения необходимы прежде всего финансовые возможности. Это может быть: уверенность в том, что не возникнет тупиковых жиз­ненных проблем; независимость от случайностей и превратностей жизни; возможность быть «не хуже» или «лучше» других; возмож­ность удовлетворять какие-то жизненно значимые потребности (например, в книгах, путешествиях); возможность жить в комфорт­ных условиях и пр.


Определив список наиболее важных для вас целей, перейдите к определению их реальности и реалистичности.

Можно просто провести анализ на выполнимость намеченного. Но психологи предлагают ряд интересных процедур, с помощью которых можно получить из подсознания интегральный ответ, под­ключить резервы и тупики. Вот две подобные процедуры:

А. Представьте себе, что перед вами экран телевизора. Вы задае­те себе вопросы о реалистичности целей, отвечают ли они вашим интересам. Настройтесь на то, что ответ будет выведен на экран: «да» — экран ярко засветится, «нет» — останется темным, «может быть», «не уверен» — будет слабо светиться или мерцать. У некото­рых ответ на запрос может быть просто услышан. Итак, задайте себе вопросы и получите ответ от вашей интуиции:

Возможно ли осуществление моей цели?

Реально ли ставить эту цель сейчас?

Б. Еще один возможный вариант определения реальности целей. Выберите то, что вы считаете для себя на настоящий момент наибо­лее важной целью. Закройте глаза и вызовите образ, который симво­лизирует эту цель. Скорее всего, этот образ сам возникнет («выплы­вет») в вашем сознании. Это может быть что угодно: животное, чело­век, облако, цветок, книга и пр. Не открывая глаз, представьте, что перед вами лежит прямой путь к вершине холма, в конце которого вы

можете разглядеть ваш образ-символ. По сторонам же дороги вы ви­дите, слышите, чувствуете присутствие разнообразных существ, ко­торые пытаются увести вас с пути, помешать вам взойти на вершину холма. Они могут делать все что угодно, но не могут преградить вам путь, который по-прежнему остается прямым и ясным.

Эти существа фактически представляют собой символы различ­ных жизненных ситуаций, которые могут вступать в противоречие с главной целью: других людей, чьи желания не совпадают с ваши­ми намерениями; ваши собственные состояния — апатию, утомле­ние, снижение жизненного тонуса. Они будут логически доказывать вам, что ваша затея абсурдна; они попытаются расхолодить вас, все­лять в вас чувство неуверенности в себе, вины и т. д. Сосредоточь­тесь на восприятии себя как чистой, несгибаемой воли, продолжайте свой мысленный путь. И одновременно попытайтесь понять, в чем заключается стратегия каждого из этих существ, почувствуйте при­лагаемые ими усилия. Вы можете даже ненадолго остановиться, по­беседовать с некоторыми из них. Но после этого вновь продолжай­те свой путь. Достигнув вершины, взгляните теперь вблизи на образ своей цели, побудьте некоторое время в его обществе, почувствуйте удовольствие от общения с ним. Осознайте, что эта цель для вас зна­чит. Откройте глаза и запишите, что нового удалось вам узнать о вашей цели, а также о силах, которые пытаются препятствовать ее достижению.


Определите приоритеты целей

Иногда человек ничего не может сделать потому, что мечется между многими целями и в результате не успевает ничего сделать для их достижения. Поэтому важно сосредоточиться на наиболее важных из целей. Для выполнения этой работы удобно составить следующую таблицу:

Таким образом, вам придется поработать не только над форму­лировкой целей и их иерархией, но и над ценой их достижения. Бывает, что даже крайне привлекательная цель на деле оборачива­ется такими личностными потерями, что при ближайшем рассмот­рении от нее придется отказаться.

Предлагается следующая процедура работы. Успокойтесь и рас­слабьтесь, используя технику релаксации. Затем как можно быст­рее запишите все свои цели. Пока еще не пытайтесь оценивать их, делить на важные и второстепенные, просто записывайте. Не имеет значения, общие ли это цели или специфичные, близкие или рас­считанные на длительный срок. Продолжайте, пока не почувствуе­те, что процесс замедляется, и сосредоточьтесь еще на минуту, пока не почувствуете, что больше ничего добавить к списку не можете.

Теперь быстро просмотрите список и оцените каждую цель с точ­ки зрения того, насколько она важна для вас. Используйте шкалу от 1 (наименее важная) до 10 (наиболее важная). Запишите первое впе­чатление, пришедшее вам на ум, во второй колонке, против цели; не думайте о причинах, побудивших вас дать ту или иную оценку, просто дайте вашему внутреннему «Я» отвечать интуитивно. Затем

попробуйте представить, как сложится ваша жизнь, если вы не до­стигнете этой цели. Можно сделать это также по 10-балльной шка­ле: 0 — ничего особого не произойдет; 10 — будет существенное ухуд­шение. Наконец, в последней колонке вы определите, ценой каких потерь произойдет достижение цели: 0 — придется отказаться от многого, важного для меня; 10 — ни от чего особого отказываться не придется.

Далее выпишите ваши цели с наивысшими оценками (не менее трех) и классифицируете их, присвоив цифры от 1 (наиболее важ­ная) до 3. Пытайтесь не думать во время классификации, просто реагируйте как можно быстрее, чтобы уловить ваши внутренние чувства. Не беспокойтесь об остальных целях из вашего списка, вас интересуют только наиболее важные для вас цели. Результатом ра­боты должно стать определение цели, которая наиболее важна для вас, и вы сможете сосредоточиться на том, что вы должны сделать для ее достижения.

Придание себе уверенности в достижении цели

Если вы ясно осознаете, чего вы хотите, если вы знаете, что цель реальна, если вы уверены, что это ваша самая важная цель, то вам легче настроиться на то, чтобы сделать все необходимое для ее дос­тижения с требуемой энергией. Тем не менее неплохо было бы по­работать отдельно над формированием у себя чувства уверенности, убежденности в том, что вы добьетесь желаемого и найдете способы преодоления тех препятствий, которые могут возникнуть. Для вы­работки у себя такого чувства уверенности можно порекомендовать следующее упражнение. Расслабьтесь и закройте глаза. Сконцент-

рируйте все ваше внимание на понимании этой цели. Представьте, что эта цель уже достигнута (например, что вы уже обладаете же­ланным объектом и наслаждаетесь им; или представляете себя в новой роли, на новом месте работы; или представляете себя в новой обстановке и пр.). Сделайте образ этой цели как можно более чет­ким. Осознавайте все, что вы видите, — цвета, предметы, людей, об­становку, разговоры. Замечайте все, к чему прикасаетесь, ощущае­те. Испытайте факт достижения цели как можно более ясно. Затем, достигнув наиболее яркой, полной картины, уверенно говорите себе: «Я достигну этой цели. Я сделаю все необходимое, чтобы ее достиг­нуть. Эта цель вполне реальна. Но мне нужно энергично и последо­вательно действовать, чтобы добиться желаемого. И действовать я начну именно сейчас». Результатом упражнения является чувство уверенности и убежденности в достижении желаемой цели, что по­может вам предпринять необходимые действия.

Определение шагов к достижению цели

Для достижения цели весь процесс продвижения к ней нужно разбить на определенные этапы или шаги, которые должны быть выполнены, а также выявить средства, которые могут понадобить­ся на этом пути. Этому может помочь следующее упражнение.

Возьмите лист бумаги и вверху напишите цель, которой вы хоте­ли бы достичь. Озаглавьте колонки: «Что мне нужно сделать», «Не­обходимые мне средства», «Порядок выполнения», «Важность дей­ствия». Проделав это, расслабьтесь и вновь сконцентрируйтесь на требуемой цели. Начните с обдумывания шагов, которые вам необ­ходимо предпринять для достижения цели. Не пытайтесь оценивать,

насколько важны эти действия. Просто запишите все, что приходит на ум, в первую колонку. Выдвигайте идеи, пока не почувствуете, что больше ничего добавить не сможете. Затем переходите к следу­ющей колонке. Посмотрите на каждое действие, которое вам необ­ходимо выполнить, и напротив него перечислите те средства, кото­рые вам кажутся необходимыми. И снова не пытайтесь обсуждать или оценивать ваши мысли, просто запишите их. Продолжайте, пока не почувствуете, что закончили работать с каждым шагом, с каж­дым отдельным действием.

Работая над последней колонкой, пронумеруйте выделенные в первой колонке действия в порядке выполнения. Начните с того действия, которое вы намерены выполнить первым, затем выдели­те второе, третье. Если вы не уверены в последовательности или ду­маете, что будете выполнять некоторые действия в одно и то же вре­мя, присвойте им одинаковые номера. Наконец, оцените эти дей­ствия по степени важности. Вновь просмотрите сформулированные вами действия и как можно быстрее оцените их по степени важнос­ти как «очень важное» (А), «важное» (В) и «выполнить, если воз­можно» (С).

Немедленно приступайте к выполнению намеченного Теперь вы можете с уверенностью, решимостью и сосредоточен­ностью на одном деле взяться за работу по достижению желаемой цели, зная, что вы добьетесь ее, веря в возможность достижения, делая все от вас зависящее.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВОСЬМАЯ. БУДЬТЕ ОПТИМИСТИЧНЫ И АКТИВНЫ

 

Наконец мы добрались до основного секрета дружбы со време­нем.

Секрет самый важный — научитесь получать от выполнения своей работы удовольствие.

Предыдущая методика вам помогла определить, что же прежде всего вам доставляет удовольствие в вашей деятельности. Следую­щая же методика подскажет, насколько вы активны и оптимистич­ны в принципе.

Методика оценки оптимизма и активности личности6

Оптимизм — совокупность таких качеств человека, как бодрость, жизнерадостность, жизнелюбие, чувство юмора. Во многих видах деятельности оптимизм как позитивная оценка жизни рассматри­вается в качестве важнейшего фактора устойчивости личности к профессиональным и личностным стрессам. Выявлено, что опти­мисты отличаются более высокой адаптивностью к новым ситуациям, интернальным локус-контролем и высокой коммуникативнос­тью; они чаще используют в трудных жизненных ситуациях конст­руктивные, преобразующие модели поведения. Пессимисты хуже адаптируются к новым социальным и производственным услови­ям, более агрессивны и склонны обвинять в своих неудачах судьбу или других людей, в стрессовых ситуациях чаще используют де­структивные модели поведения.

Инструкция. Перед вами список утверждений. Прочтите внима­тельно каждое из них и оцените степень вашего согласия с ним, ис­пользуя следующие оценки: 4 —да, совершено согласен (всегда); 3 — обычно (часто); 2 — иногда это так; 1 — нет, совершенно не согласен.

Я люблю слушать громкую музыку.

Я думаю, будет трудно достичь моих целей.

Мне нравятся ситуации с некоторой долей неопределеннос­ти, когда я не знаю, что будет со мной далее.

1. Я люблю бросать вызов судьбе.

2. Судьба более несправедлива ко мне, чем к другим.

3. У меня столько энергии, что я не могу даже два часа просидеть без дела.

4. Я менее счастлив, чем другие.

5. Меня раздражают осторожные люди.

6. В настоящее время невозможно верить во что-нибудь хоро­шее.

7. Мне нравится соревноваться.

8. Я легко и с удовольствием общаюсь с людьми противополож­ного пола.

9. Меня пугает мое будущее.

10. Я думаю, что в людях больше плохого, чем хорошего.

11. Мне нравится испытывать острые ощущения, быть в ситуа­циях, связанных с определенным риском.

12. У меня жизнерадостное, приподнятое настроение. Обработка результатов

Методика содержит две субшкалы: оптимизма и активности.

Оптимизм в данной методике понимается как предрасположен­ность человека верить в свои силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и других людей. «Оптимисты», как правило, экстравертированы, доброжелательны и открыты для общения. Противоположной категории людей, «пессимистам», свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других людей, ожидание неудач, стремление избегать широких контактов, замкнутость на своем внутреннем мире (интровертированность).

Под активностью в данном контексте понимаются энергичность, жизнерадостность, беспечность, безмятежность и склонность к рис­ку. Пассивность проявляется в тревожности, боязливости, неуверен­ности в себе и нежелании что-либо делать.

«Ключ»

Шкала активности — вопросы 2, 5, 7, 9, 12, 13.

Шкала пассивности — вопросы 1, 3, 4, 6, 8, 10, 11, 14, 15.

В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по данным субшкалам — для этого необходимо про суммировать про­ставленные вами баллы по каждой шкале. Пользуясь таблицей, определите ваш типаж и ознакомьтесь ниже с его характеристикой.

«Реалисты» активно оценивают текущую ситуацию по своим си­лам (возможностям) и не пытаются прыгнуть выше головы, доволь­ствуются тем, что имеют. Как правило, устойчивы к психологиче­скому стрессу.

«Активные оптимисты» верят в свои силы и успех, позитивно настроены на будущее, предпринимают активные действия для того, чтобы добиться желаемых целей. Они бодры, жизнерадостны, не подвержены унынию или плохому настроению, легко и стремитель­но отражают удары судьбы, как бы тяжелы они ни были. В трудных ситуациях используют проблемно-ориентированные стратегии для преодоления стресса.

«Активные пессимисты», которым свойственна большая актив­ность, но эта активность часто носит деструктивный характер. Та­кие люди вместо того, чтобы создать новое, предпочитают разру­шить старое. В трудных ситуациях часто используют агрессивные стратегии преодолевающего поведения.

«Пассивные пессимисты» — противоположная активным оптими­стам категория людей, которые ни во что не верят и ничего не пред-

принимают для того, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторо­ну. Они характеризуются преобладанием мрачного и подавленного настроения, пассивностью, неверием в свои силы. В трудных ситу­ациях предпочитают стратегии ухода от решения проблем.

«Пассивные оптимисты», девизом которых можно считать слова: «Все как-нибудь само образуется...» Такие люди уверены в том, что «все будет хорошо», хотя и не предпринимают для этого никаких усилий. Они добродушны, веселы и умеют даже в плохом находить что-то хорошее, однако их отличительной чертой является недоста­ток активности. Они больше надеются на случай, на удачу, чем на собственные силы. Склонны к пассивному ожиданию или откла­дыванию принятия решений.

Завершить работу нашего заочного Консультативного бюро хо­чется напоминанием, что результаты любого теста — это не приго­вор, а всего лишь дополнительный повод к размышлению. Так что думайте, ищите и, конечно, находите! Успехов вам!


[1] Хроно... (от греч. chronos — время) — часть сложных слов, указывающая на их отно­шение ко времени.

[2] Крон (Кронос) — в греческой мифологии титан, сын Урана и Геи; оскопив отца, стал верховным богом. Низвергнут сыном Зевсом в тартар. Ему соответствует римский Сатурн.

 

[3] Для незапамятовавших анекдот напомним, что речь шла о внебрачной связи жены и реакции мужа на эту связь.

 

[4] В предложенном задании использована методика К. Замфир «Структура мотива­ции трудовой деятельности».

 

[5] Более подробно ознакомиться с этим методом управления можно, прочитав ин­тервью с А. Литягиным «Целевое управление для организации» в журнале «Менеджер по персоналу», № 2/2005.

 

[6] Интерпретация дана с использованием материалов книги В. А. Семиченко. «Про­блемы мотивации поведения и деятельности человека» (К.: Миллениум, 2004).

 

[7] Интерпретация психогеометрического теста взята из книги В. А. Семиченко «П-сихология деятельности» (К.: Издатель Эшке А. Н., 2002. 248 с).

 

[8] Методика взята из материалов книги В. А. Семиченко «Проблемы мотивации по­ведения и деятельности человека» (К.: Миллениум, 2004. 521с).

 







Date: 2015-11-14; view: 698; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию