Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опросник мотивационных источников⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
Ниже перечислены различные мотивы деятельности. Внимательно проанализируйте предлагаемый перечень утверждений и занесите результат в приведенном ниже бланке, придерживаясь следующей шкалы оценки: —2 — крайне неверно; —7 — неверно; 0 — когда как; 1 — верно; 2 — очень верно. Теперь подсчитайте сумму чисел в каждом из пяти столбиков, учитывая знаки «+» или «—». Результат может оказаться как положительным, так и отрицательным. Результаты теста В каждой колонке собраны утверждения, характеризующие один из пяти возможных видов производственной мотиваций: I. Сумма 1. Внутренняя мотивация. Направленность на процесс. П. Сумма2. Внешняя мотивация. Материальное вознаграждение. III. Сумма 3. Внешняя мотивация. Одобрение другими. IV. Сумма 4. Внутренняя мотивация. Самосовершенствование, самореализация. V. Сумма 5. Интегративная мотивация. Согласованность целей работника с целями фирмы. Для дальнейшего анализа следует обращать внимание не столько на абсолютную величину полученных вами баллов, сколько на их соотношение. Какая мотивационная группа набрала у вас наибольший балл? Какая — наименьший? Проанализируем полученные результаты применительно к теме тайм-менеджмента. Внутренняя мотивация. Направленность на процесс Если эта группа набрала у вас высокий балл, это означает, что вы получаете определенное удовольствие от самого процесса выполняемой вами деятельности. Возможно, вам нравится общение с людьми; возможно — непосредственная «близость к шефу» и возможность быть в эпицентре событий. Не важно, от чего вы ловите ваш «производственный кайф», — главное, что вы получаете удовольствие от самого производственного процесса. Вашему руководителю очень просто вас мотивировать к деятельности — необходимо всего лишь создать вам условия для занятий вашим любимым делом, и... И потенциально вы можете записаться в «трудоголики», стремясь к получению нового и нового удовольствия от нравящегося вам процесса. Вы забываете, что рабочий день у большинства нормальных людей ограничивается 8 часами — вы готовы посвятить любимому делу все 16 часов. А вот нелюбимому.. Скорее всего, у вас возникают проблемы с выполнением тех дел, которые вам «ну очень не нравятся». Именно на них у вас «не хватает времени и сил». Возможно, попробуйте в самом неинтересном деле поискать что-то для вас привлекательное. Рабочая мотивация: материальное вознаграждение На первый взгляд подобная мотивация — самая распространенная. Если в данной колонке у вас получился высокий балл, вы действуете в соответствии с пословицей «Время — деньги». Наиболее распространенный способ выбора рабочих приоритетов при преобладании этой мотивации обусловлено ответом на вопрос: «А что мне за это будет?» Позитив — вы знаете цену и себе, и собственному рабочему времени. Негатив — далеко не все можно оценить в денежном эквиваленте. Не упустите в погоне за длинным рублем нечто более важное и ценное. Внешняя мотивация: одобрение другими Известно, что доброе слово и кошке приятно. Важно как можно больше слышать этих добрых слов по поводу своей работы и самому не скупиться на достойные похвалы окружающих. Но если по этой колонке вы набрали максимальное количество баллов, будьте осторожны: вы рискуете попасть в ловушку поиска одобрения вашей работы и сверхзависимости от чужого мнения. Поэтому постарайтесь понять, где действительно искренняя оценка хорошо выполненной работы, а где ритуальное «поглаживание» с манипулятив-ными целями — перебросить на вас часть своей работы, уговорить вас поработать сверхурочно и т. д. Внутренняя мотивация: самосовершенствование, самореализация Если эта колонка набрала у вас высокое количество баллов, вас можно поздравить: работа для вас в первую очередь является полигоном вашего личностного развития и профессионального роста. Таким людям интересно все новое и необычное; они с огромным удовольствием выполняют дела и поручения, которые позволяют раскрыть новые сто- роны их личности, приобрести новые навыки и умения. Если учесть, что полигоном для самосовершенствования может быть любая работа, подобная мотивация является очень эффективной для собственной самоорганизации и организации рабочего времени. Интегративная мотивация: согласованность личных целей и ценностей с корпоративной политикой фирмы Эта мотивация считается самой желательной для работника, ощущающего себя как часть организации. Высокие баллы по данной колонке свидетельствуют, что человек попал «на свой корабль», который плывет в нужном для него направлении. Другими словами, для такого человека очень важно быть частью команды единомышленников, с которыми он вместе выполняет значимое и интересное дело. И больше всего мотивировать его на подвиг своевременного выполнения той или иной работы будет, помимо увлеченности работой, ответственность перед коллегами, ощущение важности и значимости общего результата труда. Техника постановки целей (по Дж. Г. Скотт)5 Иметь цель, которая реалистична, определить шаги для ее достижения и, наконец, действовать с твердой решимостью — важный показатель зрелости человека. Дженни Грэхем Скотт предлагает следующий алгоритм работы над целеполаганием. Решите, чего вы хотите Многие люди не знают, к чему они стремятся, не могут отчетливо осознать собственных желаний, стремлений, влечений. Другие же имеют столь много желаний, что не могут ничего добиться, так как им не хватает нацеленности на конкретное дело. Некоторые люди, ставя перед собой нереальные, недостижимые цели (несбыточные мечты), которых им заведомо не добиться, мучительно страдают затем от «несовершенства мира», не отвечающего их ожиданиям. Бывает, что цели, имеющиеся у человека, настолько расплывчаты, неопределенны, что не служат реальными побудителями его активности. Поэтому техника постановки целей предполагает пошаговую конкретизацию (определение и последовательность достижения) желаемого: · составить ясную, четкую, точную картину того, что вы желаете, сейчас и на перспективу; · определить иерархию целей, степень важности каждой из них, выделить наиболее значимые для вас цели; · определить, реально ли достижение этих целей именно для вас, какие условия необходимы для их достижения, что конкретно нужно сделать для их воплощения в действительность; · вызвать у себя чувство уверенности в том, что вы действительно хотите достичь именно этой цели и, следовательно, хотите сделать все, что необходимо, для ее достижения. Поработайте над конкретизацией своих целей. Для этого ответьте на следующие вопросы: 1. Чего я хочу именно сейчас... 2. Я хочу, чтобы через 3 месяца я достиг следующей цели... 3. Через год... 4. Через 5 лет... 5. Какая наиболее важная для меня цель среди этих целей... 6. Почему эта цель важна для меня... 7. Какие еще вопросы важны для меня сейчас: 1..., 2..., 3... и т. д. Релаксация Завершив записывать то, что вы хотите, приведите себя в состояние мышечного расслабления, удерживая в сознании перечень наиболее важных целей и необходимых для этого усилий. Пошлите запрос своему внутреннему «Я»: каким оно хочет быть? Ведь нашему внутреннему «Я» не нужно ни славы, ни богатства, ни власти. Оно может хотеть стабилизации или динамизма, покоя или активизации, уверенности в себе и своей позиции в мире, самоуважения, счастья. Пошлите еще один запрос: «Мое внутреннее „Я", к каким достижениям стремишься ты? Какой жизнью ты было бы удовлетворено?» Предположим, что в ответ на свой запрос ваше сознание сформулировало следующее: «Хочу иметь много денег». Вступите с собой в диалог, скажите: «Но ведь деньги — это не цель, а средство. Для чего мне нужны деньги?» И т. д., пока не «узнаете» ту конечную цель, к которой сознательно стремитесь и считаете, что для ее достижения необходимы прежде всего финансовые возможности. Это может быть: уверенность в том, что не возникнет тупиковых жизненных проблем; независимость от случайностей и превратностей жизни; возможность быть «не хуже» или «лучше» других; возможность удовлетворять какие-то жизненно значимые потребности (например, в книгах, путешествиях); возможность жить в комфортных условиях и пр. Определив список наиболее важных для вас целей, перейдите к определению их реальности и реалистичности. Можно просто провести анализ на выполнимость намеченного. Но психологи предлагают ряд интересных процедур, с помощью которых можно получить из подсознания интегральный ответ, подключить резервы и тупики. Вот две подобные процедуры: А. Представьте себе, что перед вами экран телевизора. Вы задаете себе вопросы о реалистичности целей, отвечают ли они вашим интересам. Настройтесь на то, что ответ будет выведен на экран: «да» — экран ярко засветится, «нет» — останется темным, «может быть», «не уверен» — будет слабо светиться или мерцать. У некоторых ответ на запрос может быть просто услышан. Итак, задайте себе вопросы и получите ответ от вашей интуиции: Возможно ли осуществление моей цели? Реально ли ставить эту цель сейчас? Б. Еще один возможный вариант определения реальности целей. Выберите то, что вы считаете для себя на настоящий момент наиболее важной целью. Закройте глаза и вызовите образ, который символизирует эту цель. Скорее всего, этот образ сам возникнет («выплывет») в вашем сознании. Это может быть что угодно: животное, человек, облако, цветок, книга и пр. Не открывая глаз, представьте, что перед вами лежит прямой путь к вершине холма, в конце которого вы можете разглядеть ваш образ-символ. По сторонам же дороги вы видите, слышите, чувствуете присутствие разнообразных существ, которые пытаются увести вас с пути, помешать вам взойти на вершину холма. Они могут делать все что угодно, но не могут преградить вам путь, который по-прежнему остается прямым и ясным. Эти существа фактически представляют собой символы различных жизненных ситуаций, которые могут вступать в противоречие с главной целью: других людей, чьи желания не совпадают с вашими намерениями; ваши собственные состояния — апатию, утомление, снижение жизненного тонуса. Они будут логически доказывать вам, что ваша затея абсурдна; они попытаются расхолодить вас, вселять в вас чувство неуверенности в себе, вины и т. д. Сосредоточьтесь на восприятии себя как чистой, несгибаемой воли, продолжайте свой мысленный путь. И одновременно попытайтесь понять, в чем заключается стратегия каждого из этих существ, почувствуйте прилагаемые ими усилия. Вы можете даже ненадолго остановиться, побеседовать с некоторыми из них. Но после этого вновь продолжайте свой путь. Достигнув вершины, взгляните теперь вблизи на образ своей цели, побудьте некоторое время в его обществе, почувствуйте удовольствие от общения с ним. Осознайте, что эта цель для вас значит. Откройте глаза и запишите, что нового удалось вам узнать о вашей цели, а также о силах, которые пытаются препятствовать ее достижению. Определите приоритеты целей Иногда человек ничего не может сделать потому, что мечется между многими целями и в результате не успевает ничего сделать для их достижения. Поэтому важно сосредоточиться на наиболее важных из целей. Для выполнения этой работы удобно составить следующую таблицу: Таким образом, вам придется поработать не только над формулировкой целей и их иерархией, но и над ценой их достижения. Бывает, что даже крайне привлекательная цель на деле оборачивается такими личностными потерями, что при ближайшем рассмотрении от нее придется отказаться. Предлагается следующая процедура работы. Успокойтесь и расслабьтесь, используя технику релаксации. Затем как можно быстрее запишите все свои цели. Пока еще не пытайтесь оценивать их, делить на важные и второстепенные, просто записывайте. Не имеет значения, общие ли это цели или специфичные, близкие или рассчитанные на длительный срок. Продолжайте, пока не почувствуете, что процесс замедляется, и сосредоточьтесь еще на минуту, пока не почувствуете, что больше ничего добавить к списку не можете. Теперь быстро просмотрите список и оцените каждую цель с точки зрения того, насколько она важна для вас. Используйте шкалу от 1 (наименее важная) до 10 (наиболее важная). Запишите первое впечатление, пришедшее вам на ум, во второй колонке, против цели; не думайте о причинах, побудивших вас дать ту или иную оценку, просто дайте вашему внутреннему «Я» отвечать интуитивно. Затем попробуйте представить, как сложится ваша жизнь, если вы не достигнете этой цели. Можно сделать это также по 10-балльной шкале: 0 — ничего особого не произойдет; 10 — будет существенное ухудшение. Наконец, в последней колонке вы определите, ценой каких потерь произойдет достижение цели: 0 — придется отказаться от многого, важного для меня; 10 — ни от чего особого отказываться не придется. Далее выпишите ваши цели с наивысшими оценками (не менее трех) и классифицируете их, присвоив цифры от 1 (наиболее важная) до 3. Пытайтесь не думать во время классификации, просто реагируйте как можно быстрее, чтобы уловить ваши внутренние чувства. Не беспокойтесь об остальных целях из вашего списка, вас интересуют только наиболее важные для вас цели. Результатом работы должно стать определение цели, которая наиболее важна для вас, и вы сможете сосредоточиться на том, что вы должны сделать для ее достижения. Придание себе уверенности в достижении цели Если вы ясно осознаете, чего вы хотите, если вы знаете, что цель реальна, если вы уверены, что это ваша самая важная цель, то вам легче настроиться на то, чтобы сделать все необходимое для ее достижения с требуемой энергией. Тем не менее неплохо было бы поработать отдельно над формированием у себя чувства уверенности, убежденности в том, что вы добьетесь желаемого и найдете способы преодоления тех препятствий, которые могут возникнуть. Для выработки у себя такого чувства уверенности можно порекомендовать следующее упражнение. Расслабьтесь и закройте глаза. Сконцент- рируйте все ваше внимание на понимании этой цели. Представьте, что эта цель уже достигнута (например, что вы уже обладаете желанным объектом и наслаждаетесь им; или представляете себя в новой роли, на новом месте работы; или представляете себя в новой обстановке и пр.). Сделайте образ этой цели как можно более четким. Осознавайте все, что вы видите, — цвета, предметы, людей, обстановку, разговоры. Замечайте все, к чему прикасаетесь, ощущаете. Испытайте факт достижения цели как можно более ясно. Затем, достигнув наиболее яркой, полной картины, уверенно говорите себе: «Я достигну этой цели. Я сделаю все необходимое, чтобы ее достигнуть. Эта цель вполне реальна. Но мне нужно энергично и последовательно действовать, чтобы добиться желаемого. И действовать я начну именно сейчас». Результатом упражнения является чувство уверенности и убежденности в достижении желаемой цели, что поможет вам предпринять необходимые действия. Определение шагов к достижению цели Для достижения цели весь процесс продвижения к ней нужно разбить на определенные этапы или шаги, которые должны быть выполнены, а также выявить средства, которые могут понадобиться на этом пути. Этому может помочь следующее упражнение. Возьмите лист бумаги и вверху напишите цель, которой вы хотели бы достичь. Озаглавьте колонки: «Что мне нужно сделать», «Необходимые мне средства», «Порядок выполнения», «Важность действия». Проделав это, расслабьтесь и вновь сконцентрируйтесь на требуемой цели. Начните с обдумывания шагов, которые вам необходимо предпринять для достижения цели. Не пытайтесь оценивать, насколько важны эти действия. Просто запишите все, что приходит на ум, в первую колонку. Выдвигайте идеи, пока не почувствуете, что больше ничего добавить не сможете. Затем переходите к следующей колонке. Посмотрите на каждое действие, которое вам необходимо выполнить, и напротив него перечислите те средства, которые вам кажутся необходимыми. И снова не пытайтесь обсуждать или оценивать ваши мысли, просто запишите их. Продолжайте, пока не почувствуете, что закончили работать с каждым шагом, с каждым отдельным действием. Работая над последней колонкой, пронумеруйте выделенные в первой колонке действия в порядке выполнения. Начните с того действия, которое вы намерены выполнить первым, затем выделите второе, третье. Если вы не уверены в последовательности или думаете, что будете выполнять некоторые действия в одно и то же время, присвойте им одинаковые номера. Наконец, оцените эти действия по степени важности. Вновь просмотрите сформулированные вами действия и как можно быстрее оцените их по степени важности как «очень важное» (А), «важное» (В) и «выполнить, если возможно» (С). Немедленно приступайте к выполнению намеченного Теперь вы можете с уверенностью, решимостью и сосредоточенностью на одном деле взяться за работу по достижению желаемой цели, зная, что вы добьетесь ее, веря в возможность достижения, делая все от вас зависящее.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ВОСЬМАЯ. БУДЬТЕ ОПТИМИСТИЧНЫ И АКТИВНЫ
Наконец мы добрались до основного секрета дружбы со временем. Секрет самый важный — научитесь получать от выполнения своей работы удовольствие. Предыдущая методика вам помогла определить, что же прежде всего вам доставляет удовольствие в вашей деятельности. Следующая же методика подскажет, насколько вы активны и оптимистичны в принципе. Методика оценки оптимизма и активности личности6 Оптимизм — совокупность таких качеств человека, как бодрость, жизнерадостность, жизнелюбие, чувство юмора. Во многих видах деятельности оптимизм как позитивная оценка жизни рассматривается в качестве важнейшего фактора устойчивости личности к профессиональным и личностным стрессам. Выявлено, что оптимисты отличаются более высокой адаптивностью к новым ситуациям, интернальным локус-контролем и высокой коммуникативностью; они чаще используют в трудных жизненных ситуациях конструктивные, преобразующие модели поведения. Пессимисты хуже адаптируются к новым социальным и производственным условиям, более агрессивны и склонны обвинять в своих неудачах судьбу или других людей, в стрессовых ситуациях чаще используют деструктивные модели поведения. Инструкция. Перед вами список утверждений. Прочтите внимательно каждое из них и оцените степень вашего согласия с ним, используя следующие оценки: 4 —да, совершено согласен (всегда); 3 — обычно (часто); 2 — иногда это так; 1 — нет, совершенно не согласен. Я люблю слушать громкую музыку. Я думаю, будет трудно достичь моих целей. Мне нравятся ситуации с некоторой долей неопределенности, когда я не знаю, что будет со мной далее. 1. Я люблю бросать вызов судьбе. 2. Судьба более несправедлива ко мне, чем к другим. 3. У меня столько энергии, что я не могу даже два часа просидеть без дела. 4. Я менее счастлив, чем другие. 5. Меня раздражают осторожные люди. 6. В настоящее время невозможно верить во что-нибудь хорошее. 7. Мне нравится соревноваться. 8. Я легко и с удовольствием общаюсь с людьми противоположного пола. 9. Меня пугает мое будущее. 10. Я думаю, что в людях больше плохого, чем хорошего. 11. Мне нравится испытывать острые ощущения, быть в ситуациях, связанных с определенным риском. 12. У меня жизнерадостное, приподнятое настроение. Обработка результатов Методика содержит две субшкалы: оптимизма и активности. Оптимизм в данной методике понимается как предрасположенность человека верить в свои силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и других людей. «Оптимисты», как правило, экстравертированы, доброжелательны и открыты для общения. Противоположной категории людей, «пессимистам», свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других людей, ожидание неудач, стремление избегать широких контактов, замкнутость на своем внутреннем мире (интровертированность). Под активностью в данном контексте понимаются энергичность, жизнерадостность, беспечность, безмятежность и склонность к риску. Пассивность проявляется в тревожности, боязливости, неуверенности в себе и нежелании что-либо делать. «Ключ» Шкала активности — вопросы 2, 5, 7, 9, 12, 13. Шкала пассивности — вопросы 1, 3, 4, 6, 8, 10, 11, 14, 15. В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по данным субшкалам — для этого необходимо про суммировать проставленные вами баллы по каждой шкале. Пользуясь таблицей, определите ваш типаж и ознакомьтесь ниже с его характеристикой. «Реалисты» активно оценивают текущую ситуацию по своим силам (возможностям) и не пытаются прыгнуть выше головы, довольствуются тем, что имеют. Как правило, устойчивы к психологическому стрессу. «Активные оптимисты» верят в свои силы и успех, позитивно настроены на будущее, предпринимают активные действия для того, чтобы добиться желаемых целей. Они бодры, жизнерадостны, не подвержены унынию или плохому настроению, легко и стремительно отражают удары судьбы, как бы тяжелы они ни были. В трудных ситуациях используют проблемно-ориентированные стратегии для преодоления стресса. «Активные пессимисты», которым свойственна большая активность, но эта активность часто носит деструктивный характер. Такие люди вместо того, чтобы создать новое, предпочитают разрушить старое. В трудных ситуациях часто используют агрессивные стратегии преодолевающего поведения. «Пассивные пессимисты» — противоположная активным оптимистам категория людей, которые ни во что не верят и ничего не пред- принимают для того, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. Они характеризуются преобладанием мрачного и подавленного настроения, пассивностью, неверием в свои силы. В трудных ситуациях предпочитают стратегии ухода от решения проблем. «Пассивные оптимисты», девизом которых можно считать слова: «Все как-нибудь само образуется...» Такие люди уверены в том, что «все будет хорошо», хотя и не предпринимают для этого никаких усилий. Они добродушны, веселы и умеют даже в плохом находить что-то хорошее, однако их отличительной чертой является недостаток активности. Они больше надеются на случай, на удачу, чем на собственные силы. Склонны к пассивному ожиданию или откладыванию принятия решений. Завершить работу нашего заочного Консультативного бюро хочется напоминанием, что результаты любого теста — это не приговор, а всего лишь дополнительный повод к размышлению. Так что думайте, ищите и, конечно, находите! Успехов вам! [1] Хроно... (от греч. chronos — время) — часть сложных слов, указывающая на их отношение ко времени. [2] Крон (Кронос) — в греческой мифологии титан, сын Урана и Геи; оскопив отца, стал верховным богом. Низвергнут сыном Зевсом в тартар. Ему соответствует римский Сатурн.
[3] Для незапамятовавших анекдот напомним, что речь шла о внебрачной связи жены и реакции мужа на эту связь.
[4] В предложенном задании использована методика К. Замфир «Структура мотивации трудовой деятельности».
[5] Более подробно ознакомиться с этим методом управления можно, прочитав интервью с А. Литягиным «Целевое управление для организации» в журнале «Менеджер по персоналу», № 2/2005.
[6] Интерпретация дана с использованием материалов книги В. А. Семиченко. «Проблемы мотивации поведения и деятельности человека» (К.: Миллениум, 2004).
[7] Интерпретация психогеометрического теста взята из книги В. А. Семиченко «П-сихология деятельности» (К.: Издатель Эшке А. Н., 2002. 248 с).
[8] Методика взята из материалов книги В. А. Семиченко «Проблемы мотивации поведения и деятельности человека» (К.: Миллениум, 2004. 521с).
Date: 2015-11-14; view: 698; Нарушение авторских прав |