Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Для того, что считает важным
Смоделируем небольшую рабочую ситуацию «из жизни». Обычный рабочий день, обычная загрузка по звонкам, посетителям, входящим-исходящим документам и т. д. — никакого аврала и свистопляски. Вот только на полке лежит увесистая папка с заданием руководства — не очень срочным, но достаточно кропотливым. Да необходимо сделать серию звонков, в том числе некоторые звонки обещают быть малоприятными. Если вы, окинув внутренним взором объем работы на предстоящие день-два, четко отвели себе время для работы с содержимым папки, а обзванивать абонентов начали в первый же интервал рабочего затишья — скорее всего, у вас не возникает сложностей с мотивированием себя самого к выполнению той или иной работы. Вы настолько организованны внутренне, что с внешней самоорганизацией, в том числе и организацией собственного рабочего времени, проблем у вас, как правило, не возникает. Если же вы берете папку, листаете ее содержимое, вздыхаете и откладываете «до лучших времен» (которые, кстати, в будущем могут оказаться абсолютно не лучшими для выполнения именно этого задания); а добравшись до телефонного аппарата, на полуавтомате набираете номера людей, с которыми вам просто приятно перекинуться парой-тройкой фраз, причем эти люди не имеют отношения к «списку для обзвона» — возможно, вы несколько «заблудились» в «психологических дебрях» мотивов и стимулов собственной активности. И прежде чем наводить порядок в организации рабочего времени, необходимо навести некоторый порядок в собственной голове. Предлагаю заняться этим прямо сейчас. Понятие мотивация в психологии используется в нескольких значениях: 1. как наличие определенной системы факторов, побуждающих человека к конкретной активности; совокупность причин его действия или бездействия в конкретной ситуации; 2. как осознанное использование этой системы побудителей, что позволяет человеку управлять собственной активностью; 3. как процесс развертывания действия различных мотивов (то есть побудителей активности) в контексте конкретной деятельности. Задание для самоанализа [4] Прежде чем мы более подробно разберемся с основными понятиями рабочей мотивации и взаимосвязью тех или иных мотивов с эффективностью деятельности, будет полезным выполнить небольшое задание. Ниже предложен список семи возможных мотивов вашей рабочей активности. Оцените значимость для вас лично каждого из них по пятибалльной шкале: 1 балл — очень небольшое значение; 2 балла — небольшое значение; 3 балла — среднее значение; 4 балла — достаточно большое значение; 5 баллов — очень большое значение.
1. Денежный заработок: балл. 2. Стремление к продвижению на работе: балл__. 3. Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег: балл__. 4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей: балл__. 5. Ориентация на престиж и уважение со стороны других: балл__. 6. Удовлетворение от хорошо выполненной работы: балл__. 7. Общественная полезность труда: балл__. Теперь обработаем результаты самоанализа и попытаемся проинтерпретировать ваши личные мотивы деятельности. 1. Сложите проставленные баллы в строчках 6 и 7, разделите полученную сумму на 2. Полученное число — показатель вашей внутренней мотивации деятельности. ВМ = (Б(6) + Б(7)): 2. 2. Сумму баллов в строчках 1, 2 и 5 разделите на 3 — это будет показатель внешней позитивной мотивации. ВПМ = (Б(1) + Б(2) + Б(5)):3. 3. Сумму баллов за ответы в строчках 3 и 4 разделите на 2 — вы получили показатель внешней отрицательной мотивации. BOM = (Б(3) + Б(4)): 2. Сравните выраженность отдельных видов мотивации. Какой вид мотивации набрал самый большой балл? Оптимальным считается соотношение ВМ>ВПМ>ВОМ. Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение человека к выполняемой деятельности, тем слабее система его персональных мотивов вдохновляет его на рабочие подвиги. И значит, тем сложнее этот человек включается в работу, больше отвлекается, чаще затягивает сроки выполнения рабочих заданий. Другими словами, хуже всего мотивирует к работе отрицательная внешняя мотивация — боязнь критики, моральных укоров, финансовых штрафных санкций. Если вы пытаетесь заставить себя работать именно таким образом, вам действительно очень сложно рационально использовать ваше рабочее время. Время идет, а «воз и нынче там». Если вы очень надеетесь на то, что ваша работа будет оценена другими — позитивная внешняя мотивация плел вам несколько больший стимул к работе. Но, как показывает практика, подобные ожидания так и остаются всего лишь ожиданиями. А нереализованные ожидания, как известно, способствуют возникновению чувства обиды. Если вам не хочется приобщиться к тем, на «ком воду возят» — не торопитесь сбрасывать ответственность за собственные обиды исключительно на невнимательное руководство и бездушных сотрудников. Возможно, пришло время освоить премудрости внутренней мотивации.
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Абсолютно все, что человек делает, имеет либо внутреннюю, либо внешнюю мотивацию. Если он занимается какой-либо деятельностью, потому что она нравится — значит, им скорее движет внутренняя мотивация. В этом случае процесс деятельности приносит удовлетворение сам по себе. Например, кому-то нравится знакомиться с новыми людьми. Тогда любая деятельность, связанная с необходимостью расширением контактов — встречи с новыми клиентами или деловыми партнерами, беседы с новыми людьми по телефону, — будет человеку не в тягость, а радость. Для тех, кто любит учиться, такой радостью будет любое задание, несущее в себе эффект новизны и возможность профессионального роста. Внешняя мотивация предполагает наличие тех или иных стимулов деятельности, идущих извне. Если говорить о работе, то такими стимулами могут быть материальное или моральное вознаграждение, достижение каких-либо конкретных результатов и связанных с этим позитивных выгод и т. д. К примеру, за выполнение конкретного задания обещана премия. Или при выполнении работы сотруднику больше всего греет душу перспектива карьерного роста. А для кого-то очень важно услышать от своего руководителя: «Ах, какая ты умничка!» Между внутренней и внешней мотивацией имеются определенные связи: 1. Внешняя мотивация в целом усиливает количественные показатели совершаемых действий, выполняемой работы, полученных результатов; а внутренняя мотивация улучшает их качество. 2. На внутреннюю мотивацию влияют определенные условия или ситуации. При усилении различных внешних мотивационных стимулов внутренняя мотивация может ослабевать. Так, увеличение количества «наград» за выполнение человеком привлекательного для него действия ведет к снижению субъективной привлекательности этой работы. 3. Увеличивается внутренняя мотивация с увеличением уверенности в себе. Другими словами, чем лучше человек осознает, кем он является, чем больше уверен в себе и в собственных силах, тем с большим удовольствием он делает то, что ему нравится, что он считает нужным делать.
КАК ЧАЩЕ ВСЕГО ПОВЫШАЮТ МОТИВАЦИЮ ТРУДА
Удовлетворенность человека своей работой зависит как от внутренней, так и внешней мотивации. Если работа доставляет человеку удовольствие и приносит удовлетворение, то он счастлив и доволен. Работая над поставленными перед ним задачами, человек растет как личность и испытывает чувство удовлетворения. У него возникает внутренняя мотивация трудиться. Отношение администрации предприятия, зарплата, дополнительные льготы, условия труда — все это составные внешней мотивации деятельности. Но работа может не нравиться человеку даже при высокой зарплате и прекрасных условиях труда. Люди, которые поступают на работу исключительно из-за денег или какого-либо другого внешнего вознаграждения, могут стать глубоко несчастными. Внешние мотивы приносят в лучшем случае лишь временное удовлетворение. Поэтому психологи уделяют главное внимание факторам развития и другим видам внутренней мотивации. Они исследуют способы повышения дисциплины труда и удовлетворения, получаемого работниками, путем увеличения содержательности труда. Увеличение содержательности труда означает увеличение личной ответственности и самостоятельности работника и внесение в работу разнообразия. Давайте разберемся, какие способы повышения трудовой мотивации используются чаще всего и можно ли что-то из имеющегося опыта использовать для работы. 1. Один из способов увеличения содержательности труда, который приобретает все большую популярность, называется гибким графиком работы. Всем работникам разрешается трудиться тогда, когда это удобнее всего с точки зрения стоящих перед ними задач, а также их прочих потребностей. Сотрудники сами составляют расписание своей работы. Работники могут сами решать, когда они предпочитают выполнять свою работу, и трудиться в то время, когда у них самая сильная мотивация. 2. Другой способ увеличить содержательность труда состоит в расширении диапазона деятельности сотрудника. Этот способ был испробован несколько лет назад на автомобильном заводе компании «Вольво». На всех работников завода были возложены дополнительные обязанности. Их труд стал разнообразным, и у них чаще стала появляться возможность принимать самостоятельные решения. Исследователи обнаружили, что при таком подходе не только повысилась дисциплина труда, но и возросла его производительность. В настоящее время такая форма увеличения включенности работников в производственный процесс задействована на пяти заводах компании «Вольво». 3. Самой известной системой увеличения содержательности труда является управление рабочим процессом через постановку целей. Это система управления, при которой руководство фирмы ставит цели, а каждый сотрудник сам разрабатывает стратегию своей деятельности и определяет промежуточные задачи на пути к цели. Сотрудники в определенном смысле сами планируют свою работу и несут индивидуальную ответственность за выполнение своих задач[5]. Попробуем найти рациональное зерно во всех трех вышеперечисленных способах повышения рабочей мотивации и попробуем их адаптировать к деятельности в офисе. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Изучите индивидуальный ритм активности и постройте свою работу с учетом этого ритма. Конечно, должность не предполагает абсолютно свободный график нахождения на рабочем месте. В данном случае офисный работник чаще всего находится в строгих временных ограничениях «от и до». Но степень активности в этом интервале у каждого человека имеет свои «пики» и «провалы». У людей, которых можно отнести к типу «жаворонков», скорее всего, наиболее продуктивной будет первая половина дня. «Совы» же «просыпаются» где-то после обеда. Есть еще много нюансов повышения-понижения активности, связанных со временем приема пищи, с реагированием на погодные условия, со временем года и фазой луны. Биологические ритмы человека — отдельное направление, интересующее медиков, биологов, психологов. Попробуйте стать самоисследователем — знание самого себя пригодится при выполнении любой деятельности. Оставьте на «сонные периоды» наиболее рутинные задания — не все ли равно, над чем спать. Хоть производительность в этом случае будет минимальной. Особо важные задания лучше выполнять в пик рабочего тонуса. А если вам удастся определить ваше»«время вдохновения» — оставьте «на закуску» наиболее творческие задачи. Стоит заметить, что у многих людей «творческий период» приходится на ночные часы. 2. Настаивайте на расширении круга ваших задач в соответствии с вашими личными интересами, увлечениями, хобби. Работа менеджера/секретаря не относится к узконаправленной профессии. Офисная работа сопряжена с необходимостью владения многими знаниями, умениями, навыками. Используйте эту возможность как замечательную площадку для личностного и профессионального роста. Тогда выполнение любого задания приобретет абсолютно иной смысл: вы не просто выполняете нудное задание надоедливого руководства, вы стажируете собственные навыки компьютерного набора, ведения переговоров, выполнения специализированных и переводов и т. д. А как интересно постигать премудрости мотивации сотрудников, тонкости управления организационной культурой, техники планирования деятельности предприятия. Не стесняйтесь всовывать нос в разнообразные сферы работы организации: реклама, маркетинг, система управления. Тогда любая производственная задача воспринимается не малопонятным рутинным действием, а частью увлекательной игры. Главное — не заиграться, иначе вас подстерегает опасность попадания в ловушку незаменимого работника. Помните: кто везет, на том и едут. 3. Постарайтесь увязать свою каждодневную деятельность с особо значимыми жизненными целями. Поскольку нахождение интересных для вас целей внутри вашей каждодневной деятельности может быть проблематичным, пойдите по несколько иному пути. Пропишите, сформулируйте для самого себя несколько значимых для вас целей, которые не обязательно привязаны к нынешнему месту работы. Эти цели могут касаться образования, карьеры, даже семейной жизни. Когда вы четко определите, к чему вы стремитесь в настоящее время, вам проще будет понять, как нынешняя работа связана с вашими дальнейшими планами (если связана). Наличие «внутреннего плана» позволит производить оценку любой активности по шкале вашей персональной значимости. Даже если подобная процедура подведет вас к необходимости отказаться от того или иного вида деятельности, потому что он для вас абсолютно не интересен, лучше сделать это сейчас и освободить время и место для новых возможностей. Ведь продолжая тянуть волынку, в первую очередь вы обманываете только себя самого. И различного рода внутренний саботаж по отношению к работе может быть первым сигналом наличия такой проблемы. Важное замечание! Если предстоящая работа, задание несет в себе творческий компонент, затягивание со сроками не обязательно связано с отсутствием должной мотивации. Дело в том, что нахождение неординарных, творческих решений — это прерогатива работы правого полушария (мы об этом говорили на одном из первых занятий). Специфика работы правого полушария такова, что между «загрузкой задачи» и «получением результата» есть определенный промежуток времени, который образно можно назвать «черным ящиком». В этот временной промежуток процесс решения задачи находится абсолютно вне нашего сознательного контроля — мы не знаем, что происходит в глубинах нашей психики, как происходит и происходит ли вообще. Более того, любые попытки «подсмотреть» только усложняют и затягивают процесс. Точно так же мешают попытки каким-то образом форсировать этот процесс — творчество не терпит насилия. Поэтому при вызревании творческих проектов и креативных решений все, что можно посоветовать, — это временно переключиться на выполнение более рутинных задач, доверяя собственному «творческому полушарию». Если вспомнить первоначально смоделированную ситуацию «из жизни», то откладывание работы «до лучших времен» не обязательно может быть сигналом путаницы в мотивационной сфере человека. Если в пухлой папке от руководителя содержится задание, требующее подключения креативного мышления, папку придется перелистывать до тех пор, пока искомый креатив не вызреет. Если обзвон абонентов предполагает некую спонтанную диалог-импровизацию, предварительные мини-беседы с коллегами и сотрудниками способствуют «настройке» на необходимую волну спонтанности. Учитывайте эти «правополушарные особенности» и старайтесь не заниматься «беспричинным самоедством».
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ: ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ
Поскольку необходимость сформулировать собственные жизненные цели нередко вызывает определенные затруднения, предлагаем сделать «сбор целей» при помощи следующих вопросов. Если эти вопросы задавать другому человеку можно лучше понять его личные цели. В заключение хочется отметить, что человек, знающий, чего он хочет, скорее найдет время, энергию и возможности для реализации персональных «хочу». Увязывание рабочих заданий с личной жизненной ситуацией в этом случае — дело техники и небольшой тренировки. А самомотивированные люди более эффективно используют не только ресурсы времени, но и все остальные доступные им ресурсы. Поэтому торопитесь обрести себя самого! По логике наших занятий мы продолжаем осваивать пространство «рабочего кабинета». Специфика деятельности, навыки распределения времени, возможные проблемные моменты и способы их разрешения настолько разнообразны в каждой конкретной рабочей ситуации, что очень сложно вывести единую «формулу успеха», выдать рекомендации на все случаи жизни. А если попросить самих офисных работников поделиться и сложностями в организации рабочего времени, и персональными находками по их разрешению? Семинарские занятия тем и хороши, что дают возможность участникам обменяться мнениями, опытом; найти в многообразии подходов и решений что-то для себя. Наш первый заочный семинар по теме «Как сэкономить время» состоялся в Форум-пространстве корпоративного сайта www.secretar. com.ua При всем разнообразии предложенных ситуаций и способов их решений есть общий нюанс, характерный для всех участников нашего виртуального семинара. Судя по отзывам, очень важной предпосылкой формирования дружбы со временем является оптимистически позитивный настрой. СЕКРЕТ САМЫЙ ВАЖНЫЙ - Date: 2015-11-14; view: 323; Нарушение авторских прав |