Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В целях экономии времени, растрачиваемого впустую, овладевайте навыками «супер-решателя» проблемных вопросов и задач
Конечно, подобный призыв выглядит вызывающе и несколько претенциозно. В связи с этим вспоминается притча о разнице между умным человеком и мудрым. Умный человек всегда может найти выход из проблемной ситуации. Мудрец же в такую ситуацию просто не попадает. Возможно, к кому-то из нас с годами и придет подобная мудрость. Пока же в наших силах ознакомиться с умными техниками от умных людей. Мы постараемся не только рассмотреть одну из техник решения проблемных ситуаций, а и практически проработаем последовательность ее шагов с целью нахождения временных резервов.
ПОЧЕМУ ТАК ЧАСТО КАТАСТРОФИЧЕСКИ НЕ ХВАТАЕТ ВРЕМЕНИ?
В предыдущих разделах уже шла речь о всевозможных «поглотителях» рабочего времени: текущих неотложных делах, изматываю- щих телефонных звонках, требующих внимания посетителях. Мы разобрались и с секретами «офисной прихожей», и с хитростями «офисной кухни», и с тайнами «хозяйки гостиной». Но помимо всей этой информационной текучки есть еще огромный пласт работы — ваша непосредственная деятельность как помощника руководителя. Так что мы перебираемся в пространство «рабочего кабинета». И разбираемся с задачей № 1 — необходимость четкого и быстрого выполнения непосредственных распоряжений руководителя. Как правило, если эти распоряжения повторяются изо дня в день, сложностей с их выполнением не возникает. Определенное же замешательство может возникнуть тогда, когда вопрос или задача, требующая вашего вмешательства, находится вне круга привычных задач. Давайте смоделируем возможную последовательность действий в этом случае. Как видите, весь этот процесс занимает массу времени, энергии, нервов. Вспомните то время, когда вы только начинали осваивать азы компьютерной грамотности. Сколько усилий вы затрачивали на то, чтобы найти простое решение, действуя методом «тыка»? Хотя, конечно, для некоторых в этом способе есть место для азарта, как в русской рулетке: «повезет или не повезет». Если у вас достаточно времени для поручения, вы можете позволить себе поиграть в эту игру. А если у вас цейтнот, и руководитель стоит над душой? Конечно, в лучшем случае ситуация в конце концов будет решена. В худшем же — помимо потери времени вам грозит потеря расположения вашего шефа, потеря репутации специалиста-профессионала и просто испорченное настроение. Не слишком ли высокая плата за приверженность к дилетантскому способу решения проблемных вопросов? Ведь современная наука, исследующая закономерности мышления и способы повышения эффективности его работы, предлагает множество иных, более изящных и, самое главное, эффективных способов решения проблемных ситуаций. С некоторыми из таких способов мы уже знакомились ранее: метод творческой визуализации проблемной ситуации (см. упражнение «Цветик-семицветик») и метод составления смысловых рисунков. Теперь мы познакомимся еще с одним эффективным методом — методом рассматривания ситуации под различными углами зрения.
ИЗУЧЕНИЕ СИТУАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ РАКУРСАХ РАСШИРЯЮТ ДИАПАЗОН ЕЕ ВОЗМОЖНЫХ РЕШЕНИЙ
— Вас, Морозовых, не поймешь: ты говоришь, что нехорошо, а твоя жена утверждает, что хорошо... Эти слова из известного анекдота[3] свидетельствуют о разнице в восприятии одной и той же ситуации, если смотреть на нее с различных точек зрения. Конечно, следуя такой логике, можно придерживаться такой последовательности действий: получив от руководителя какое-либо проблемное задание, поинтересоваться, как он представляет себе желаемый результат и что этот результат значит для него. Если это задание касается других работников организации — подобным же образом стоит выяснить и их мнение. Возможно, в некоторых случаях, когда для выполнения поставленной задачи требуется согласованное взаимодействие многих людей — такая процедура нахождения решения окажется оптимальной. Но если вы по каждому поводу будете выяснять мнения шефа и других сотрудников, это вряд ли воспримется окружением с энтузиазмом. Во-первых, вас могут обвинить в дотошности. А во-вторых, начнут подозревать в боязни ответственности и отсутствии самостоятельности. Поэтому рекомендуем научиться самостоятельно моделировать различные ракурсы восприятия проблемной ситуации. Это сделать несложно, если придерживаться определенной последовательности шагов предлагаемой ниже методики решения проблемных ситуаций.
Методика разностороннего рассмотрения проблемного вопроса
Для выполнения этой методики вам необходимо заготовить один лист бумаги, лучше формата А-3, и 10 стикеров размером приблизительно 10 х 10 см. Каждый листочек необходимо пронумеровать и озаглавить следующим образом. 1. Что я чувствую в связи с возникшей проблемой? 2. Почему я это чувствую? В чем суть проблемы? 3. Почему решение этой проблемы является значимымдля меня? 4. В чем позитив ситуации? 5. В чем ее негатив? 6. Как это может выглядеть в идеале (метафора)? 7. Переформулирование проблемы. 8. Укрупнение масштаба. 9. Дробление, разделение. 10. Перефразирование поставленной задачи. Пусть вас не пугает загадочность фраз и формулировок. Содержание каждой из них мы рассмотрим практически. Для этого необходимо обозначить какую-либо сложную рабочую задачу или проблемную ситуацию, требующую вашего вмешательства, вашего решения. Вы можете сформулировать собственную проблему, а можете использовать предложенную ниже сложную рабочую ситуацию секретаря. Суть вопроса — как быть секретарю, который находится в подчинении нескольких руководителей. Поскольку их распоряжения не всегда согласованы друг с другом, секретарь очень часто оказывается в абсолютно разрывной ситуации. Сформулируем эту проблему следующим образом: «Их много, а я одна». Компактно сформулированную проблему необходимо записать в центре большого листа. Вокруг по часовой стрелке нужно разместить подписанные ранее самоклеящиеся листочки. У вас получится нечто подобное (см. схему на с. 81). Для большей наглядности можно соединить «центральную проблему» с каждым из десяти возможных ракурсов ее рассмотрения стрелкой. Дальнейшие записи можно делать как на самом большом листе, так и на отдельных стикерах, если позволяет место. Главное -постарайтесь не нарушать общую круговую структуру композиции. Именно такое наглядное представление активизирует работу вашего правого полушария. О его творческом потенциале мы уже говорили. Теперь последовательно проработаем каждый пункт методики. 1. Начнем с первой позиции: какие чувства у вас вызывает данная ситуация? Постарайтесь прислушаться к себе и зафиксируйте собственные ощущения как можно подробнее. Смоделированная в учебных целях ситуация может вызывать следующие чувства у виртуальной девушки-секретаря: · Раздражение из-за противоречивых указаний руководства. · Постоянное напряжение, потому что честно стараюсь все выполнить. · Злость, потому что все равно не успеваю. · Обида: ну неужели они не понимают, что я не многорукое и многоликое божество. Сделать все и немедленно — не в моих силах. 2. Почему эти чувства возникают? В чем суть проблемы? · Распоряжений столь много и они настолько несогласованны между собой, что один и тот же человек выполнить их просто не в состоянии. · Я стараюсь быть ответственной и исполнительной, но при таком положении дел эта задача становится практически невыполнимой. 3. Почему решение этой проблемы значимо для меня? · Хочется проявить себя с лучшей стороны. · Хочется все-таки овладеть этим «офисным хаосом». · Хочется доказать себе самой, что я что-то да значу. · Хочется, в конце концов, двигаться по карьерной лестнице и зарабатывать деньги. 4. Какой позитив можно найти в сложившейся ситуации? · Богатейшая площадка для приобретения разнообразного опыта, который обязательно пригодится и в работе, в жизни. · Масса информации, масса людей, масса непредсказуемых ситуаций — интересно. · Разнообразие контактов и связей — неизвестно, что и когда «выстрелит» в дальнейшем карьерном росте. · Мощный рост личного профессионализма. 5. Какие негативные моменты сложившейся ситуации? · Стресс из-за постоянного напряжения. · Не хватает времени даже на основную работу, не говоря о каком-то творчестве или проявлении личной инициативы. · Из-за постоянного перенапряжения срываюсь на людях, теряю ощущение рабочей ситуации. · Начинаю огрызаться даже руководству. 6. Каким образом эту ситуацию можно представить в виде метафорического образа и как она должна выглядеть в идеале? Суть этого пункта методики необходимо разъяснить несколько подробнее. Чтобы еще сильнее активизировать работу правого полушария (а именно оно является «суперрешателем» всех проблем), необходимо представить ситуацию не в виде словесного описания, а в виде образа, картинки. Это может быть любая метафора: сказочные персонажи, рисунок из комиксов, сцена из «мультяшки». Причем лучше сразу представлять себе образ желаемой ситуации. В крайнем случае представьте в виде картинки имеющуюся проблемную ситуацию, но после обязательно ее трансформируйте в образ решенной проблемы. Причем последний постарайтесь сделать более ярким и привлекательным. Дело в том, что наши внутренние картинки и образы обладают эффектом самореализации. Зачем же вам усиливать дополнительно засилье проблемной ситуации? В нынешней ситуации я ощущаю себя футбольным мячом, который команды противников вырывают другу друга и гоняют по всему футбольному полю. Лучше б они в пляжный волейбол играли, что ли... А еще лучше — пусть наметят мне «фронт задач» и не мешают. А я буду вроде сказочного Колобка — качусь туда, куда считаю нужным. И никому не позволяю себя съесть!
Date: 2015-11-14; view: 470; Нарушение авторских прав |