Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критическая статья





Критическая статья (critique) представляет собой отчет, отзыв А1 о произведении художественной литературы, спектакле, фильме, картине, концерте и т. п. Цель критической статьи заключается в том, чтобы ознакомить адресата с той или иной книгой, театральной постановкой и дать ей свою оценку.Критическая статья рассказывает адресату о том, что действительно заслуживает его внимания, а что его внимания недостойно.

Основная задача А1 в такой статье – выявить в произведении специфические черты, может быть, незаметные адресату, но представляющие собой главные опорные элементы в суждениях А1. Последний должен пояснить адресату, чем, например, объясняется столь эмоциональная игра актеров в спектакле, или почему автор книги выбрал тот или иной стиль. Для осуществления такой задачи А1 должен обладать специальными знаниями в определенной области, например, в искусстве или литературе [Тертычный 2000].

Критическая статья – это не просто пересказ сюжета произведения, описание номеров концерта, это глубокий анализ происходящего: мастерства автора, работы режиссера и т. д. В такой статье А1 не просто дает волю своим эмоциям, выражая свою неприязнь или симпатию к чему-либо, он аргументирует свое мнение серьезными доводами.

Критическая статья должна быть ясной по содержанию и форме, доступной адресату разной категории. Чаще всего она небольшая по объему, состоит из коротких высказываний. Как и передовая, критическая статья не должна быть написана беспристрастно. В ее тексте содержится большое число риторических вопросов. Иногда с помощью разных видов чужой речи цитируются различные эксперты в этой области.

Композиция критической статьи состоит из заголовка, зачина, основной части и концовки.

В заголовок критической статьи А1 может вынести название анализируемого им произведения, фильма или театральной постановки:

(39) Je n’ai pas tué Lincoln. (Libération, 05.08.04.)

Заголовок может быть представлен одним словом или словосочетанием, которое характеризует статью в целом. Отметим, что в этом композиционном компоненте мы не находим чужой речи.

В зачине А1 представляет адресату то, о чем пойдет речь далее. Иногда, ссылаясь на А2, он передает его слова в виде прямой (40) или, значительно реже, в виде косвенной речи (41):

Пример (40) посвящен анализу мюзикла Эли Шураки и Максима Лефорестье «Спартак – гладиатор» и содержит прямую речь:

(40) C’est un sujet vieux comme l’Antiquité qui a connu ses heures de gloire avec les films péplums – ou mieux ceux de Stanley Kubrick et Ridley Scott, avant de devenir aujourd’hui très tendance: les gladiateurs, ces guerriers de la libérté et de l’égalité. «Tous les hommes naissent libres et égaux», annonce en boucle la sono en lever de rideau du nouveau spectacle musical d’Elie Chouraqui et Maxime Leforestier. (Le Figaro, 08.10.04.)

В примере (41) рассказывается о праздновании 80-летия Жоржа Претра, дирижера национального Оркестра Франции. С помощью косвенной речи цитируется сам юбиляр, а также некоторая группа лиц, имена которых не называются:

(41) Georges Prêtre aime déclarer qu’il ne croit pas à l’adage.Certains considèrent que cela revient à nier l’évidence, mais l’ampleur et la chaleur de la fête que vient de lui offrir l’Orchestre national de France au Théâtre des Champs-Elysées, face à une salle debout et en délire, donnent raison à notre récent octogénaire. (Le Figaro, 29.11.04.)

Основная часть содержит анализ фильма, спектакля и т. п., мнение А1, подкрепляемое чужой речью. В этой части А1 активно использует разные виды чужой речи: чаще всего это прямая (42) и/или несобственно-прямая речь (43), а иногда и косвенная речь (44).

(42) взят из основной части критической статьи, посвященной мелодраме Шона Ауербаха «Дорогой Фрэнки». С помощью прямой речи приводится высказывание матери главного героя:

(42) Il y a Marie, la souriante épicière, et de nouveaux camarades d’école. Il y a surtout cette correspondance qu’il entretient avec son père, un marin, lui a dit sa mère, embarqué sur un navire baptisé Accra. En fait, Lizzie cache à son fils un secret dramatique, et c’est elle qui envoie à Frankie les prétendus lettres de son père. (Le Figaro. 16.03.05.)

Пример (43) – это несобственно-прямая речь в критической статье, посвященной пьесе «Эдда Габлер» Г. Ибсена в постановке Эрика Лакаскада. В нем передается речь Элизабет Юппер, исполнительницы главной роли в спектакле:


(43) Elle bute sur un mot. Une phrase anodine ne veut pas rentrer. Elle rit, gamine. La concentration profonde n’a jamais interdit la vigilance! merveilleux mystère de l’incarnation et de l’illusion. (Le Figaro. 16.03.05.)

Пример (44) представляет собой текстовый блок основной части критической статьи, в которой анализируется фильм Мишеля Гондри. Пересказывая содержание кинокартины, А1 вводит косвенную речь, цитируя доктора Мерзьяка:

(44) Pour avoir le mot de l’énigme, il se rend chez le docteur Merzyak, dans une officine qui tient autant d’un bureau de détective privé que d’un cabinet médical. Le praticien lui explique comment il trace une carte des émotions liées à la personne qu’on veut oublier, qui ont chacune leur lieu dans le cerveau. (Le Figaro, 06.10.04.)

Ввиду небольшого объема критической статьи основная часть плавно переходит в концовку, где также часто встречается чужая речь. А1 использует здесь прямую (45) или несобственно-прямую речь (46), но не косвенную речь. При подведении итога А1 рекомендует адресату уделять внимание или нет какому-либо произведению, например, литературы или искусства.

В примере (45) речь идет о документальном фильме, посвященном французским журналистам, похищенным в Ираке в октябре 2004 года. А1 воспроизводит здесь слова комментатора фильма:

(45) C’était la dernière image à s’éteindre. Voilà le noir. Nous ne sommes plus nulle part. «Georges Malbrunot, Christian Chesnot et leur chauffeur Mohammed al-Joundi travaillaient en Irak pour nous. Ils sont otages. Ne les oublions pas», nous dit le commentaire. (Libération, 05.08.04.)

В (46), анализируя пьесу «Другой» Флориана Зеллера, А1 использует несобственно-прямую речь. С ее помощью он передает слова, мысли и ощущения главных действующих лиц:

(46) C’est un jeu. Des cartes que l’on battrait. Les personnages surgissent, venus d’on ne sait quelles ténèbres. On est ému. Pourquoi? Mais on est amoureux, paraît-il! (Le Figaro. 28.09.04.)

Таким образом, согласно нашим данным, в критической статье чужая речь представлена, главным образом, прямой речью в зачине (из 105 проанализированных нами, ≈ 39%), основной части (≈ 60%) и концовке (≈ 32%). Она совсем не используется в заголовках. Меньшее применение в критической статье находят несобственно-прямая и косвенная речь. Причем несобственно-прямую речь можно чаще встретить в основной части (≈ 35%), но иногда и в концовке (≈ 13%). Что касается косвенной речи, то она чаще появляется в основной части (≈ 42%) и значительно реже в зачине критической статьи (≈ 8%).

В схеме № 11 представлены виды чужой речи в различных композиционных компонентах критической статьи.


Схема № 11. Чужая речь в критической статье.

Критическая статья
Заголовок
Основная часть  
Концовка  
–  
ПР/КР/ НПР
ПР/НПР
Зачин  
ПР, КР







Date: 2015-11-14; view: 3135; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию