Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хроника





Хроника (chronique) газетная статья, в которой сообщаются новости в разных сферах общественной жизни: спорте, политике, театральном искусстве и т. д. [Dictionnaire français 1995].

Хронику пишет только известный, опытный журналист, освещая любую область общественной жизни, будь то спортивное соревнование или важное политическое событие. Темой для хроники может послужить даже случайно услышанный разговор, телепередача, научное открытие и т. д. В такой статье А1 развивает свою мысль, выражает свои настроения и эмоции.

Хроника характеризуется следующими особенностями:

– свободный выбор сюжета: литература, религия, политика, происшествия, досуг, мода и др.;

– свобода выражения: А1 сам решает под каким углом он будет освещать ту или иную тему;

– персонализация: А1 выбирает от какого лица будет вестись повествование, в том числе от 1-го лица (je) [Voirol 2001].

Композиция хроники не отличается от композиции других типов статей. Причем хроника состоит чаще всего из рассуждений А1, в которые может вклиниваться чужая речь, присутствуя, в большей или меньшей степени, во всех композиционных компонентах.

Заголовок хроники состоит из нескольких слов, при этом надзаголовок и подзаголовок отсутствуют. Заголовок хроники может представлять собой прямую речь А2. Обычно в заголовок выносится наиболее важное высказывание А2, которое затем анализируется в статье, как в (47):

(47) L’austère face au «tohu-bohu» (Le Monde, 23.09.06.)

Пример (47) – содержит прямую речь Лионеля Жоспена. Его высказывание анализируется в основной части статьи. Речь в статье идет о нестабильной ситуации, сложившейся в социалистической партии.

Часто зачин хроники очень эмоционален. В нем присутствуют риторические вопросы, восклицательные предложения, междометия и пр. Кроме того, в этом композиционном компоненте часто используется прямая (48), а иногда косвенная речь (49).

В примере (48), посвященном постановке экранизации одной из пьес Саши Гитри, в форме прямой речи цитируется актер Франсис Устер, который выражает свое мнение о произведениях автора:

(48) Il y a tellement de lyrisme dans l’enthousiasme que provoque Sacha Guitry chez Francis Huster qu’on est tout ébranlé, pour peu qu’on ne place pas Guitry à l’égale de Molière, de Labiche ou de Beaumarchais! Et si d’aventure on passait à côté de la vérité? Il est vrai que Huster n’a pas tort lorsqu’il voit dans Guitry «un génie comique tout droit issu de profondes déchirures humaines», définition applicable aux plus grands auteurs du répertoire. (Le Figaro, 09.04.05)

Пример (49) представляет собой текстовый блок зачина хроники. В статье идет речь о предвыборных дебатах Сеголен Руаяль, Доминика Страуса-Кана и Лорана Фабиуса. Слова одного из политических обозревателей воспроизводятся с помощью косвенной речи:

(49) Alain disait que les électeurs de gauche votaient pour des idées et les électeurs de droite pour des hommes. (Le Figaro, 28-29.10.06.)

В основной части А1 раскрывает базовые положения своей позиции, широко освещая выбранную им для своей статьи проблему. Этот композиционный компонент также насыщен элементами присутствия авторского «я»: авторскими отступлениями, ремарками, средствами экспрессивного синтаксиса.

В качестве подтверждения своих мыслей или же, наоборот, в противовес им, А1 часто вводит чужую речь: прямую или косвенную речь (50). С одной стороны, А1 вводит цитаты, чтобы подтвердить свои мысли, а, с другой стороны, он приводит высказывания известных людей с тем, чтобы опровергнуть справедливость этих высказываний, подвергнуть их критике.

Пример (50) взят из основной части хроники, в которой обсуждается отзыв одного из читателей на статью из газеты «Монд» об Израиле. С помощью прямой и косвенной речи цитируется Мишель Кайман, ответственный редактор страницы Дебаты:

(50) Le responsable de la page Débats, Michel Kajman, rappelle que la publiсation d’un point de vue, même en première page, ne signifie pas que le Monde approuve les thèses de son auteur. On choisit des textes en fonction de leur intérêt, leur nouveauté et la manière dont ils reflètent des tendances ou des mouvements de fond.

Qualifiés par un lecteur de «tir groupé» contre Israël, les trois points de vue n’étaient pas similaires, ajoute Michel Kajman. Il a semblé plus cohérent de les associer. S’ils avaient été publiés à quelques jours d’intervalle, n’aurait-on pas accusé le journal de distillier subtilement une thèse. (Le Monde, 16.04.04.)

Иногда в хронике присутствуют элементы несобственно-прямой речи, с помощью которой А1 ненавязчиво обозначает ход своих мыслей.

Так, пример (51) представляет собой текстовый блок хроники, тема которой – публикации о Сталине в газете «Юманите». С помощью несобственно-прямой речи вводятся слова одного из журналистов:

(51) Staline, mon Dieu, le nom fut évoqué. Staline, ce n’était pas bien, dit-on! Oui...mais Staline ne résume pas tout (?!) On le sent... on sent la sincérité, les yeux ouverts sur l’évidence. Une oasis, un geyser, l’Eden véritable. (Le Figaro, 13.04.04.)

Концовка хроники представляет собой выводы, заключения А1. Часто хроника заканчивается прямой речью. Так, в (52) обсуждается статья Тони Анатрелла, священника и психоаналитика, об однополых браках. В хронике высказываются различные точки зрения по этому вопросу, приводятся комментарии и отзывы читателей:

(52) La hauteur donne le vertige? Trop de brouillard? Pas assez d’horizon? «Attendons, commente notre lectrice. Méditons. (...) Ne sentez-vous pas ici l’air plus frais? L’air pur des mots? Les points de vue élèvent le regard à la hauteur d’autrui. Notre géographie intérieure s’est dotée d’un nouveau sommet. (...) Nous voici riches d’un point de vue étranger. C’est déjà beaucoup.» (Le Monde, 10-11.10.04.)

Таким образом, в ходе анализа 116 хроник, было выявлено, что ведущим видом чужой речи в этом типе статей, как и в критической статье, является прямая речь. А1 использует ее на протяжении всей композиции хроники: от заголовка до концовки. При этом самую высокую степень частотности прямая речь получает в основной части (≈ 71%). Примерно одинаковое использование прямая речь находит в зачине и в концовке, с той лишь разницей, что в зачине она встречается в ≈ 50%, а в концовке – ≈ 42%. В заголовке прямая речь используется в ≈ 22%.

В целом, косвенная речь применяется здесь реже, редко встречаются и элементы несобственно-прямой речи. Причем, если косвенную речь мы находим в зачине (15 статей, ≈ 13%) и в основной части (36 статей, ≈ 31%), то несобственно-прямая речь свойственна лишь основной части хроники (18 статей, ≈ 15%).

Схема № 12 представляет зависимость присутствия чужой речи от композиционных компонентов хроники.


Схема № 12. Чужая речь в хронике.

Хроника
Заголовок
Основная часть
Концовка
ПР
ПР, КР НПР
ПР
Зачин  
ПР, КР

Обобщая сказанное выше, приведем таблицу № 3, в которой показана зависимость различных видов чужой речи от композиционных компонентов аналитического жанра французской прессы.

Таблица № 3. Чужая речь в статьях аналитического жанра.

Аналитический жанр Композиционные компоненты  
Заголовок Зачин Основная часть Концовка
Комментарий ПР ≈ 61% ПР ≈ 64% КР ≈ 40% ПР ≈ 50%
Передовая статья ПР ≈ 65% КР ≈ 58% ПР ≈ 85% КР ≈ 85% ПР ≈ 69% КР ≈ 62%
Аналитическая статья ПР ≈ 30% КР ≈ 2% ПР ≈ 70% КР ≈ 30% ПР ≈ 23% КР ≈ 2%
Критическая статья ПР ≈ 39% КР ≈ 8% ПР ≈ 60% КР ≈ 42% НПР ≈ 35% ПР ≈ 32% НПР ≈ 13%
Хроника ПР ≈ 22% ПР ≈ 50% КР ≈ 13% ПР ≈ 71% КР ≈ 31% НПР ≈ 15% ПР ≈ 42%

 

Эта таблица позволяет сделать следующий вывод: частота использования А1 чужой речи находится в прямой зависимости от композиции различных типов статей аналитического жанра. Так, прямая речь используется во всех описанных выше типах статей и применяется главным образом в зачине, основной части и концовке. Причем в комментарии прямая речь – единственный используемый в зачине вид чужой речи. Что касается заголовков, то в них прямая речь встречается только в хронике. В заголовках остальных типов статей аналитического жанра чужую речь мы не находим.

Косвенная речь, так же как и прямая, характерна для всех описанных типов статей этого жанра. Главная сфера ее использования – это основная часть. Немного реже она используется в зачине (во всех статьях, кроме комментария) и совсем редко в концовках (только в передовой и аналитической статьях).

Что касается несобственно-прямой речи, то ее можно встретить в критической статье и хронике. При этом несобственно-прямая речь характерна, главным образом, для основной части, реже для концовки и вообще не встречается в зачине исследуемых типов статей.

 

Date: 2015-11-14; view: 587; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию