Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Портрет видного общественного деятеля





Портрет видного общественного деятеля (portrait) – это тип статьи, в задачу которой входит представление адресату личности какого-либо деятеля в области политики, науки, культуры и т. п. А1 составляет портрет такого деятеля на основе сведений о нем, собранных им самим или со слов других людей, близко знакомых с ним. Портрет − один из наиболее популярных и читаемых типов статей французской прессы. Хорошо написанная статья оставляет у адресата впечатление, что он многое узнал об уже известном ему человеке или же открыл для себя чью-то новую, но очень интересную личность. Портрет – это не просто биография человека, это динамичный и яркий рассказ о нем.

Довольно часто портрет по своим чертам сближается, во-первых, с интервью (что проявляется в беседах с самим деятелем, о котором идет речь в статье, или с его окружением), во-вторых, с репортажем (в нем также изобилуют детали, забавные истории из жизни описываемого человека, иногда подробное описание места, в котором произошла встреча с ним А1) и, в-третьих, с журналистским расследованием (когда основным источником информации для А1 служат свидетельства, рассказы друзей, близких, знакомых этого человека или просто посторонних наблюдателей).

Успех портрета зависит от умения А1 находить стержневую деталь всей публикации, вокруг которой ведется все дальнейшее описание. Такой деталью могут быть речь человека, его внешние данные, его поведение, его привычки, его мысли, планы, амбиции, то место, где он живет. Это могут быть такие мельчайшие детали, которые, казалось бы, не играют важной роли в жизни человека, но в то же время могут многое о нем рассказать: манера говорить, жестикуляция, речевой акцент, по которым можно судить о настроении человека, его душевном состоянии, его темпераменте [Mouriquand 1999].

Практически всегда портрет написан в настоящем времени, что, как и в репортаже, создает эффект реальности: у адресата возникает впечатление, что он видит описываемую личность перед собой. Если и встречается простое прошедшее время (passé simple), то чаще всего для повествования о жизненных этапах того или иного деятеля.

С точки зрения композиции, в портрете выделяются заголовок, зачин, основная часть и концовка.

Заголовок портрета может представлять собой вопросительное или повествовательное предложение и содержать какую-либо информацию об А2. Он может также представлять собой прямую речь, как в (14):

(14) La mort de «l’homme sans visage» (Le Figaro, 10.11.06.)

Портрет посвящен легендарному разведчику Восточной Германии Маркусу Вольфу, работавшему во времена холодной войны. В заголовке цитируется немецкая газета Шпигель, сообщившая о его смерти.

Часто зачин в этом жанре бывает двух видов:

1. Фактуальный (безоценочный), сообщающий адресату некоторые биографические данные о человеке, прослеживающий этапы его жизни, и предлагающий определенную информацию об описываемой в портрете личности.

2. Характеризующий (оценочный) зачин, который дает чисто оценочную информацию об этом деятеле, объясняет причины его популярности, если он широко известен. Зачин такого рода дает адресату определенную установку на восприятие дальнейшей информации.

Зачин портрета может начинаться как с речи А1, так и с речи А2, представленной в виде прямой и/или несобственно-прямой речи, и реже косвенной речи. При этом в безоценочном зачине чаще встречается прямая или косвенная речь, а в оценочном зачине преобладает несобственно-прямая речь (иногда в сочетании с прямой речью).

В первом случае в зачин выносится наиболее важная реплика А2, которая характеризует его с той или иной стороны: она может говорить о характере, внешности, привязанностях человека, его душевном состоянии, в ней он может выражать свою точку зрения (15), (16).

В примере (15), взятом из зачина портрета, А1 характеризует внешний вид 18-тилетнего Ральфа Лапуэнта, используя при этом его прямую речь:

(15) Description téléphonique avant le rendez-vous entre le KFC et le McDo, métro République: «Ben, j’suis “large”». Et quand on arrive à sa hauteur, «Ben, j’suis là». Ralph n’est pas bavard. Mais tout ce qu’il dit est vrai. (Libération, 16.08.05.)

Пример (16) представляет собой косвенную речь. Портрет посвящен Андре Бюшманн, получившей место в новом региональном Совете в результате прошедших выборов:

(16) Quand elle s’est retrouvée parmi les élus régionaux, Andrée Buchmann reconnaît qu’elle a été vraiment émue. (Le Monde, 11-12.04.04.)

Начиная портрет с несобственно-прямой речи, А1 создает своего рода интригу: кто говорит и о чем пойдет речь дальше?

(17) Il n’a pas dormi. Il s’est tourné et retourné. A cherché le sommeil dans les draps emmêlés, mais le sommeil l’a fui. Pourtant, il avait été applaudi. [...] Il ne voulait pas se laisser aller à la musique des mots mais «retrouver la nécessité de les dire». (Le Figaro, 29.11.04.)

Пример (17) представляет собой текстовое единство портрета, в котором речь идет об актере Андре Дюссолье. А1 начинает свою статью с несобственно-прямой речи, причем имя А2 он называет лишь в основной части портрета, чем привлекает и интригует адресата; и лишь затем использует прямую речь.

В основной части портрета представляется главная информация о человеке, вычленяются основные детали. Нередко А1 использует здесь вопросы, обращаясь к адресату, спрашивая его мнение, и сразу же отвечает на поставленный им же вопрос. Причем ответ заключается часто в цитате А2, представленной в виде прямой, косвенной и несобственно-прямой речи. Однако, А1 фиксирует в цитатах только те высказывания, которые наиболее ярко характеризуют личность.

Прямая и косвенная речь позволяют А1 вызвать у адресата впечатление, что он воочию видит того человека, о котором пишет, что он лично с ним знаком. Между тем, в портретах очень трудно описывать человека беспристрастно, поэтому в них постоянно присутствуют элементы субъективной оценки А1, и это присутствие создается несобственно-прямой речью. Так, в портрете Жаклин Панель (18), взятом из основной части, А1 сочетает разные виды чужой речи: несобственно-прямую, прямую и косвенную речь:

(18) Elle souffre. Elle déteste se raconter. Pourquoi a-t-elle accepté cet entretien? Elle vit, paisible dans son hôtel à Paris.Seule.«La solitude, dit-elle, est un luxe.» Son genre n’est pas de jouer les «glorieuses», la veuve abusive, omniprésente. Quelle horreur! Quel mauvais goût! Elle ne supporte pas l’exhibitionnisme. Elle zappe toujours quand elle tombe sur des émissions de télévision impudiques. Les gens qui se racontent n’ont-ils donc aucun respect d’eux-mêmes? C’est important? Quoi? Le respect de soi. Ses yeux s’étonnent. «C’est essentiel.» [...] Jacqueline dit qu’elle a toujours eu de la chance. (Le Figaro, 04.10.04.)

Концовка портрета представлена в форме репортерского текста, помещенного после основной части и может быть выделена графически. В ней А1 обобщает все сказанное выше о человеке и дает свою оценку (в этом случае концовка имеет оценочный характер) или же оставляет право суждения адресату (то есть безоценочная концовка). В концовке А1 широко использует речь А2, которую он передает в виде прямой и/или косвенной (19) или несобственно-прямой речи (иногда в сочетании с прямой речью) (20). При этом прямая и косвенная речь встречаются чаще в безоценочной концовке, тогда как несобственно-прямая речь – в оценочной.

Пример (19) представляет собой концовку портрета, посвященного спасателю Фредерику Буе. Подводя итог, А1 цитирует А2 в форме косвенной и прямой речи:

(19) Une ambulance évacue le gamin “stade 2”. Un coup d’œil sur le tumulte de l’Atlantique et le chef de poste de Lacanau-Nord a préféré conserver l’hélico à disposition. Frédéric Boué sent que sa journée va une fois encore s’étirer jusqu’au crépuscule. Il ne rentrera chez lui à Bordeaux qu’à la nuit tombée. Manger sur le pouce et dormir son saoul pour ne pas risquer demain la défaillance. «Un jour, ma femme m’a dit: «Je ne te demandrais jamais de choisir entre moi et le sauvetage, j’aurais trop peur de la réponse.»» Il marque la pause puis lentement comme on récite sa leçon: «Ce serait la famille d’abord. Mais...» (Libération, 05.08.05.)

В портрете (20) в виде несобственно-прямой речи передается речь одного из авторов реалистических работ в искусстве 60-70 годов ХХ века:

(20) Expliquer, il ne saurait. Il essaie de comprendre ce qui se passe. De comprendre comment opère sa mémoire. Mais c’est à peu près impossible...ça lui échappe, il n’y arrive pas. La cartographie d’une mémoire oubliée, voilà ce qu’il dеssine. (Le Monde, 16.12.04.)

Таким образом, проанализировав 231 статью, мы пришли к выводу: портрет – это один из немногих типов статей информационно-аналитического жанра французской прессы, в которых такие виды чужой речи, как прямая, косвенная и несобственно-прямая речь, используются на протяжении всего текста: в заголовке, зачине, основной части и концовке.

При этом прямая речь чаще встречается в основной части (≈ 98%) и в концовке (≈ 88%). Реже она используется в зачине – ≈ 73%. Наименьшее применение прямая речь находит в заголовке – ≈ 32%.

Косвенная речь используется главным образом в основной части – ≈ 81%. Примерно одинаковая степень частотности косвенной речи в зачине (≈ 41%) и в концовке портрета (≈ 46%).

Что касается несобственно-прямой речи, то в этом жанре она одинаково часто встречается как в зачине (≈ 87%), так и в основной части (≈ 87%) и в концовке (≈ 86%).

В целом, применение чужой речи в разных композиционных компонентах портрета наглядно представлено в схеме № 6.

Схема № 6. Чужая речь в портрете.

Портрет
Заголовок
Зачин  
Основная часть  
ПР  
ПР, НПР/ КР
ПР, КР, НПР  
Концовка  
ПР, КР (ПР, НПР)  

Date: 2015-11-14; view: 683; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию