Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Одной из ведущих тенденций совершенствования образования на современном этапе является усиление внимания не только к вопросам формирования у учащихся прочных





Одной из ведущих тенденций совершенствования образования на современном этапе является усиление внимания не только к вопросам формирования у учащихся прочных знаний, умений и навыков, но и к условиям становления и развития у них самобытного личностного опыта. Если содержание образования педагогики предыдущего периода определялось преимуществом общественного над индивидуальным, то сегодня происходит смещение внимания на внутренний мир и самобытные особенности человека, его духовную свободу. Поэтому развитие личностной свободы у младших школьников становится одним из направлений работы современного учителя начальных классов.

Становление новой системы образования требует внесения соответствующих изменений в содержание педагогической подготовки будущих учителей начальных классов. В связи с этим актуальность приобретает проблема формирования у будущих учителей профессионально-личностной готовности к развитию личностной свободы младших школьников.

Причины введения курса «Основы развития личностной свободы младших школьников» обусловлены необходимостью ознакомления студентов с различными технологиями личностно ориентированного образования, одной из которых является концепция построения образования в начальной школе на основе принципа свободы.

Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения данной дисциплины, необходимы для построения педагогического процесса в начальной школе, ориентированного на развитие личностной свободы учащихся и разработки оптимальных технологий его реализации.

Целью настоящего курса является освоение теоретико-методологических и технологических основ организации учебного процесса, направленного на развитие личностной свободы учащихся начальных классов. В ходе её достижения решаются следующие задачи:

- проанализировать различные философские трактовки свободы;

- раскрыть сущностные характеристики личностной свободы;

- рассмотреть наиболее известные педагогические системы свободного воспитания и дать оценку их концептуальных и инструментальных сторон с точки зрения возможностей развития сущностных характеристик личностной свободы;

- выделить психологические механизмы волевой регуляции поведения, способствующие становлению личностной свободы в период младшего школьного возраста;

- выявить критерии, уровни развития и ведущие противоречия в становлении личностной свободы учащихся начальных классов;

- раскрыть целевой, содержательный и процессуальный компоненты концепции построения начального образования на основе принципа свободы.

В структуре изучаемого курса выделяются следующие основные темы: «Личностная свобода как одна из приоритетных ценностей начального образования», «Психолого-педагогические основы развития личностной свободы младших школьников», «Концепция построения образования в начальной школе на основе принципа свободы», «Технология организации учебного процесса, направленного на развитие личностной свободы младших школьников», «Педагогическая деятельность учителя начальных классов, ориентированная на развитие личностной свободы».

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что при всей значимости проводимых исследований в области модернизации начального образования массовая школьная практика пока ещё слабо ориентирована на развитие личностного опыта младшего школьника, для которого свобода выступает атрибутивной формой проявления личностного бытия. Деятельность учителей начальных классов в значительной степени подчинена стереотипам традиционного знаниецентрированного обучения, которые проявляются в примате предметных знаний над личностным развитием учащихся, излишней регламентации учебного процесса, стремлении учителя быть ведущим на уроке, что неизбежно влечёт за собой пассивность учащихся, формирование некритичности, интеллектуальной несамостоятельности ребёнка.

Содержание курса ориентировано на подготовку студентов к использованию в педагогической деятельности более опосредованных и косвенных средств воздействия на младших школьников, стимулирующих развитие их личностной свободы.

Программой курса «Основы развития личностной свободы младших школьников» предусмотрено чтение лекций, которые раскрывают названные проблемы, а также проведение семинарских занятий с применением практических заданий различного характера, которые посвящены освоению теоретико-методологических основ свободного образования, а также освоению опыта организации учебного процесса в начальной школе на основе принципа свободы.

Для проведения как лекционных, так и практических занятий преподавателям рекомендуется использовать активные методы обучения: деловые и ролевые игры, дискуссию, конференцию «Мозговой штурм», микропреподавание, образовательный тренинг и др.

В результате изучения курса «Основы развития личностной свободы младших школьников» будущий учитель должен знать:

- различные подходы к философской трактовке свободы;

- структурные компоненты личностной свободы;

- идеи воспитания личностной свободы в западноевропейской педагогике ХVII – ХIХ вв.;

- особенности наиболее известных систем свободного воспитания (система М.Монтессори, концепция свободного образования Л.Н.Толстого, педагогическая интерпретация личностной свободы в работах С.И.Гессена);

- психологические механизмы, способствующие становлению личностной свободы младших школьников;

- признаки проявления личностной свободы у учащихся начальных классов;

- способы и приёмы организации учебного процесса, направленного на развитие личностной свободы младших школьников.

Будущий учитель должен уметь:

- соотносить понятие «личностная свобода» с традиционными близкими по содержанию понятиями, такими как «нравственность», «самостоятельность» и др.;

- выделять признаки проявления личностной свободы у младших школьников;

- совмещать традиционную классно-урочную систему с формой свободной самостоятельной деятельности учащихся;

- организовать в целом учебный процесс, направленный на развитие личностной свободы младшего школьника.

Курс «Основы развития личностной свободы младших школьников» для студентов III курса, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования», общим объёмом 24 часа, из них 8 часов – лекции, 16 часов – семинарские занятия, изучается в течение 6-го семестра. Изучение курса завершается зачётом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Наименование разделов и тем Всего часов в трудоемкости Часов аудиторных индивидуальная работа студентов
всего лекции семинары лабораторно-практические занятия
Тема 1. Личностная свобода как одна из приоритетных ценностей начального образования            
Тема 2. Психолого-педагогические основы развития личностной свободы младших школьников            
Тема 3. Концепция построения образования в начальной школе на основе принципа свободы            
Тема 4. Процесс развития личностной свободы у учащихся начальных классов            
Тема 5. Педагогическая деятельность учителя начальных классов, ориентированная на развитие личностной свободы            
Итого:            

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Date: 2015-11-14; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию