Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выводы по главе 2
Анализ современных исследований проблемы подготовки студентов, ситуация образования в современном вузе, а также учёт специфики нашего исследования – ориентация на принцип свободы – позволили выявить следующие условия эффективной организации процесса подготовки студентов к развитию личностной свободы: создание благоприятного психологического климата обучения; использование в педагогическом взаимодействии личностных установок педагога на «подлинность», «принятие», «эмпатическое понимание»; ориентация учебного процесса на становление субъектности будущего учителя начальных классов; осознанность обучения; проявление в учебном процессе духовно-иррационального начала; включение в учебный процесс ситуаций свободного выбора студентами наиболее оптимального варианта поведения; стимулирование творческой, а не репродуктивной деятельности студентов, осознанного и ответственного поведения; обеспечение направленности педагогических средств на имитацию педагогической деятельности по развитию личностной свободы; направленность педагогического процесса на осознание студентами «себя в глазах других» как учителя. Ведущим средством подготовки является система ситуаций профессионально-личностного развития студентов. Отправной точкой для построения типологии ситуаций послужили компоненты готовности к развитию личностной свободы младших школьников. Ведущими средствами развития мотивационно-личностного компонента выступали мотивационно-познавательные ситуации, ситуации ценностно-смыслового выбора, ситуации критического диалога. Для становления когнитивного компонента использовались ситуации преобразующего диалога, ситуации диалога-самоопределения, ситуации критического анализа информации, ситуации поиска. Средства развития операционно-деятельностного компонента следующие: конструктивные ситуации, ситуации имитационно-игровой деятельности, ситуации реализации творческих проектов, ситуации самопрезентации, ситуации рефлексии, ситуации оценки. Модель процесса подготовки будущих учителей начальных классов к развитию личностной свободы младших школьников состоит из трёх стадий. Каждая стадия в предлагаемой модели обладает определёнными процессуальными характеристиками, соотносится со структурой готовности будущего учителя к указанному виду деятельности. Целью первой стадии является формирование положительного отношения и интереса к проблемам свободного образования и потребности в продуктивной организации учебной деятельности по развитию личностной свободы. Данную стадию мы условно разделили на три этапа. Задачей первого этапа было становление мотивации в овладении педагогической деятельностью по развитию личностной свободы младших школьников. На втором – актуализировался личностный смысл означенной педагогической деятельности. Задача третьего этапа состояла в обеспечении принятия студентами субъект-субъектных отношений между учителем и учениками. Цель второй стадии: формирование осознанных и системных профессионально-педагогических знаний по развитию личностной свободы младших школьников. Вторая стадия также была разделена на три последовательных этапа. Задача первого этапа – способствовать осознанию профессионально-педагогических знаний, необходимых для развития личностной свободы учащихся начальных классов. Задача второго этапа состояла в активизации потребности в полных психолого-педагогических и специальных знаниях по развитию личностной свободы младших школьников. На третьем этапе происходило формирование системных профессионально-педагогических знаний, необходимых для развития личностной свободы. Цель третьей стадии: становление практической готовности к организации учебного процесса по развитию личностной свободы младших школьников и формирование оценочного отношения к педагогической деятельности по развитию данного личностного образования. Вторая стадия состоит из трёх этапов. Задача первого этапа – способствовать осознанию профессионально-педагогических знаний, необходимых для развития личностной свободы учащихся начальных классов. Задача второго этапа состояла в активизации потребности в полных психолого-педагогических и специальных знаниях по развитию личностной свободы младших школьников. На третьем этапе происходило формирование системных профессионально-педагогических знаний, необходимых для развития личностной свободы. Технологическое обеспечение практической реализации данной модели в педагогическом вузе включает систему ситуаций профессионально-личностного развития студентов, направленных на становление готовности к развитию личностной свободы младших школьников. В соответствии с поставленными целями на каждой стадии и этапе проектируются соответствующие типы указанных ситуаций. На первом этапе первой стадии средствами подготовки выступают мотивационно-познавательные ситуации, направленные на повышение мотивационных установок на педагогическую деятельность, ориентированную на развитие личностной свободы младших школьников. Формы их организации: упражнение на фантазирование о третьем классе, мотивационный диалог, педагогическая студия. На втором этапе – ситуации ценностно-смыслового выбора, направленные на осознание студентами личностного смысла педагогической деятельности по развитию личностной свободы. Формы их организации: постановка студентов в ситуацию выбора (варианты: решение с доказательством правомерности собственного выбора; выбор как интеграция всех предложенных альтернатив; выбор как самостоятельное формулирование новой позиции, поскольку предложенные варианты не принимаются личностью); игровое упражнение «Звёздный час»; рефлексивный диалог с самим собой «В чём я вижу смысл педагогической деятельности по развитию личностной свободы?». На третьем этапе создаются ситуации критического диалога, побуждающие к выработке ценностных ориентаций на субъект-субъектные отношения между учителем и учениками. Формы организации: обсуждение моделей педагогического поведения, рассмотрение педагогических стереотипов в области субъектности учителя и объектности учащихся с различных точек зрения, введение студентов в групповые формы работы по заданию «Эффективность педагогического взаимодействия», организация анализа взаимодействия учителя и учащихся, основанного на опыте обучения студентов. Ведущие средства подготовки первого этапа второй стадии – ситуации преобразующего диалога, способствующие выявлению сущностных характеристик традиционного образования и образования на основе принципа свободы. Технологическое обеспечение организации данных ситуаций – «провоцирующие» и уточняющие вопросы, обеспечивающие смыслопоисковую деятельность студентов. Ситуации диалога самоопределения, обеспечивающие осмысление профессионально-педагогических знаний по развитию личностной свободы, являются ведущими средствами обучения на втором этапе. Формы организации: метод бинарных сопоставлений, обоснование выбора подхода к изучаемой проблеме как личностно значимого и т.д. На третьем этапе конструируются ситуации поиска и критического анализа информации. Ситуации первого типа актуализируют поисковую активность в познании идей развития свободной личности, а второго – стимулируют формирование открытого системного знания об организации учебного процесса по развитию личностной свободы младших школьников. Формы их организации: учебно-ролевая игра «Философское понимание свободы», конференция «Проблема развития личностной свободы в современной педагогической науке», составление структурной модели процесса развития личностной свободы, совместная деятельность студентов по составлению «банка» приёмов и способов организации освоения младшими школьниками опыта свободной деятельности. Ведущие средства первого этапа третьей стадии следующие: конструктивные ситуации, направленные на создание проектов ситуаций по развитию личностной свободы младших школьников; ситуации имитационно-игровой деятельности, актуализирующие у студентов потребность в самосовершенствовании педагогических умений по организации ситуаций, направленных на развитие личностной свободы учащихся начальных классов; ситуации самопрезентации, стимулирующие самовыражение в ходе подготовки к педагогической деятельности, направленной на развитие личностной свободы; ситуации реализации творческих проектов, направленные на освоение опыта организации учебного процесса по развитию личностной свободы в реальной педагогической деятельности. Формы их организации: использование приёма «Колонки», микропреподавание (обыгрывание фрагментов ситуаций по развитию личностной свободы на занятии), проектирование учебного процесса по развитию личностной свободы в реальной педагогической деятельности. На втором и третьем этапах третьей стадии ведущие средства обучения – ситуации рефлексии, направленные на анализ собственных педагогических действий по развитию личностной свободы младших школьников; ситуации оценки, направленные на самопознание, саморегуляцию своих эмоциональных проявлений в педагогической деятельности по развитию личностной свободы. Формы их организации: самостоятельная работа студентов с картой самодиагностики испытываемых затруднений в ходе организации учебного процесса на основе принципа свободы; использование метода «Письмо самому себе»; организация взаимонаблюдения студентов за поведением во взаимодействии с младшими школьниками; составление коллективного прогноза на младшего школьника; практикум «Реализация идей развития личностной работы на моём уроке». Результаты опытно-экспериментального исследования подтвердили эффективность разработанной модели процесса подготовки студентов к развитию личностной свободы учащихся начальных классов. Date: 2015-11-14; view: 330; Нарушение авторских прав |