Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние семьи на раннее развитие ребенка 4 page






беспокоилась и суетилась из-за дочери и во многом ограничивала ее, в результате девочка не научилась навыкам самообслуживания. Когда Кэролайн бывала огорчена, мать тревожилась, и эти тревога передавалась Кэролайн, причем колебания отношения матери от тре­вожного избыточного внимания до раздражительного пренебрежения лишь увеличивали страхи ребенка. Соответственно беспокойство матери по поводу Кэро­лайн и провоцирующее поведение самой Кэролайн лишь усиливали болезненные синдромы у матери. В течение последнего года мать принимала антидепрессивные пре­параты, причем это давало определенный эффект, од­нако некоторые трудности сохранялись. Когда было понято существование связи между нарушениями у ма­тери и ребенка, Кэролайн была направлена на консуль­тацию. Психотерапевт регулярно посещал мать девочки и обсуждал с ней ее отношения с ребенком. Матери помогли найти пути преодоления страхов Кэролайн и ей посоветовали предоставить дочери большую само­стоятельность. Мать продолжала принимать антидеп­рессанты, в течение следующего года ее состояние по­степенно улучшилось. У Кэролайн исчезли страхи, и она стала хорошо учиться в школе, что также помогло ей быть более самостоятельной.

Асоциальное поведение родителей

Исследования детей-правонарушителей четко пока­пали, что для родителей таких детей, особенно для от­цов, характерно поведение, которое обычно называют аномальным или криминальным (194). Главное объяс­нение этого факта, вероятно, заключается в том, что в семьях, для которых характерно криминальное пове­дение родителей, отмечается резко повышенная час­тота ссор и разногласий, в результате неблагополуч­ная супружеская жизнь родителей и конфликты меж­ду ними приводят к формированию нарушений у де­тей. Мы уже отмечали, что родительские ссоры, дра­ки или же враждебность и отчужденность создают ат­мосферу, в которой с большей вероятностью возникают им рушения поведения у детей, особенно у мальчиков.

Наряду с этим могут существовать и другие меха­низмы. Психологи экспериментально показали, что имитация агрессивного поведения может приводить к


развитию агрессивного поведения у детей. Возможно, подобное происходит и в реальной жизни, а не только в исследовательской лаборатории. Дети, вероятно, могут усваивать социально неодобряемые формы поведения, повторяя поведение своих родителей. Кроме того, роди­тели с асоциальным поведением часто применяют не­последовательные и произвольные методы наказаний, а это еще один известный фактор, который приводит к возникновению нарушений поведения у детей.

Монотонность окружающей среды

Правильная организация внешней среды ребенка и обеспечение ему возможности взаимодействия с до­статочно разнообразными ситуациями представляют со­бой важные условия оптимального интеллектуального развития и развития речи. Это означает, что родители должны обеспечить ребенка достаточным количеством игрушек и научить его разным играм. Главное, однако, заключается в том, чтобы общение и занятия родителей с ребенком были ему понятны и приятны. В прошлом существовали детские учреждения, отличавшиеся от­сутствием стимулирующей развитие ребенка среды. Од­нако, как показали недавние исследования Барбары Тизар, в настоящее время детские ясли обеспечивают ребенку нормальную стимуляцию и дают ему жизнен­ный опыт, необходимый для нормального интеллек­туального развития. В других исследованиях было по­казано, что даже в обычных семьях может существовать серьезный дефицит необходимых для развития стиму­лов. Не следует думать, что это происходит только в том случае, когда родители не любят своих детей. Об­щение родителей с ребенком в значительной степени определяется социальными и культурными нормами. Например, было обнаружено, что в Англии родители, являющиеся выходцами из Вест-Индии, в среднем иг­рают и разговаривают со своими детьми меньше, чем родители-англичане, несмотря на наличие нормальных чувств теплоты и привязанности к детям.

Кроме того, недостаточное участие родителей в иг­рах и общение с детьми может быть следствием причин личного характера. Например, родители, находящиеся в состоянии депрессии, часто меньше зайимаются со своими детьми. Далее, некоторые люди с трудом ус-


ваивают роль родителей и поэтому неумышленно уде­ляют детям меньше внимания. Именно такая ситуация по всей видимости, сложилась в случае Жозефины.

Жозефина была направлена к консультанту-психологу в возрасте 3,5 года в связи с задерж­кой развития речи. Она стала произносить отдель­ные слова лишь в возрасте двух лет, а через не­сколько месяцев вдруг совсем замолчала. Речь снова появилась в возрасте трех лет, на протяжении по.-следующих 6 месяцев словарь Жозефины увеличил­ся, и к моменту консультации она уже произносила короткие предложения. В остальном ее развитие бы­ло нормальным, за исключением того, что после ро­ждения сестры (это произошло за несколько месяцев до консультации) она стала более капризной. Жо­зефина выглядела счастливым ребенком, нежным и привязанным (хотя эти качества были у нее менее развиты в младшем возрасте). Ее игры соответст­вовали возрасту, однако она не умела играть в иг­рушки вместе с другими детьми. Ее отец женился поздно, он был любящим и довольно скрытным че­ловеком. Мать была моложе отца; она происходила из довольно строгой и благополучной семьи, при­чем бабушка со стороны матери была очень холод­ной. Мать была способной женщиной и поддержива­ла своего мужа в финансовом отношении на протя­жении первых нескольких лет брака. Она отнюдь не получала удовольствия от «возни» со своим ребен­ком, поскольку это казалось ей унизительным. У нее бывали депрессии, и в этом состоянии ей станови­лось труднее общаться с людьми. Она вернулась на работу вскоре после рождения дочери, однако позже стала работать дома. За исключением перио­дов кормления и купания Жозефину оставляли в одиночестве. Мать не играла и не разговаривала с ней. Однако игрушек у девочки было много. Отец с удовольствием играл с Жозефиной, возвращаясь с работы по вечерам. Мать была очень предана ребен­ку, несмотря на отсутствие контакта. Незадолго до того, как Жозефине исполнилось 3 года, мать вдруг сильно обеспокоилась тем, что не уделяла ребенку достаточно внимания. Она ушла с работы и стала проводить много времени с Жозефиной, а после того, кпк родилась сестра, и с новым ребенком.



 

Было проведено исследование слуха Жозефины, он оказался нормальным, и при медицинском об­следовании отклонений в состоянии девочки обна­ружено не было. Психологическое тестирование по­казало, что интеллект у ребенка нормальный. Совершенно понятно, что основной причиной задер­жки развития речи у Жозефины была изоляция девоч­ки и отсутствие речевого общения с ней на протяжении большей части первых трех лет жизни. Отец и мать, вероятно, любили ребенка и выражали свою привязан­ность, ребенок выглядел ухоженным, а в доме было много игрушек. В результате задержка речи произошла на фоне нормального социального и интеллектуального развития. Причина недостаточного общения матери с Жозефиной отчасти заключалась в неспособности мате­ри понять, что игра и разговоры очень важны для маленьких детей, с другой стороны, это было обуслов­лено жесткостью и эгоизмом матери. Помимо того, свою роль сыграли собственные отрицательные детские впечатления самой матери, в результате которых она сама оказалась плохо подготовленной к материнству. К тому времени, когда ребенок был направлен на кон­сультацию, мать уже поняла, в чем нуждается дочь, и теперь их общение стало полноценным. Тем не менее матери требовалась помощь специалистов для того, что­бы ее контакты с дочерью не стали слишком интенсив­ными или слишком напряженными, и чтобы она смогла узнать, как еще можно заниматься с Жозефиной. Си­туация быстро улучшалась, и мать стала получать гораздо больше радости от ребенка, хотя материнство по-прежнему давалось ей нелегко. При проведенном через два года обследовании отклонений в развитии Жозефины обнаружено не было, и она хорошо училась в школе.


Особенности семьи

Место детей в семье

Исследователи отмечают, что у старшего ребенка вероятность появления эмоциональных нарушений не­сколько больше, чем у других детей в семье (162). Причины этого полностью неизвестны, однако наиболее важными являются, по всей видимости, два фактора. Во-первых, при рождении первого ребенка родители


еще недостаточно опытны и слишком тревожны, и по­этому они с меньшей уверенностью и умением ухажи­вают за первым ребенком, чем за следующими детьми. Во-вторых, у старшего ребенка возникают проблемы адаптации к появлению братьев или сестер, в то время как младший ребенок в семье таких переживаний не испытывает. Однако стоит отметить определенные пре­имущества положения старшего ребенка: обычно он лучше учится в школе и достигает более высоких ус­пехов в работе, чем его младшие братья и сестры.

Связь между поколениями

При рассмотрении ряда историй болезней становит­ся очевидным, что причина плохого ухода родителей за ребенком может быть связана с факторами, дейст­вовавшими в детстве самих родителей. Иногда дело заключается в том, что у родителей не было опыта нормальной семейной жизни и соответственно отсут­ствовал пример того, как воспитывать детей. Это, ве­роятно, относится к родной матери Кэролл, которая воспитывалась в детском учреждении старого типа. Иногда дело заключается в том, что один из родителей находится в довольно холодных взаимоотношениях со своими матерью и отцом, в результате он не способен па быстрое и легкое формирование отношений эмоцио­нальной привязанности. Такова была ситуация с ма­терью Жозефины, которая ощущала тепло и любовь к своему ребенку, однако не умела выразить эти чувства и не знала, как нужно общаться с маленьким ребенком. Пывает, что поведение родителей является реакцией на собственное несчастливое детство. Гиперопека и все­дозволенность в отношении родителей к ребенку иногда возникают именно потому, что сами родители в дет­стве страдали от жестокой дисциплины. Так обстояло дело с отцом Питера.

Существуют ограниченные научные данные, которые подтверждают клиническое впечатление о том, что опыт детских переживаний может оказывать влияние на выполнение родительской роли в будущем. Напри­мер, Инсли и Томпсон продемонстрировали, что среди женщин, в раннем детстве которых родители разош-лись, особенно выражена тенденция заводить внебрач­ен)



Глава

ных детей. Фроммер и О'Ши (60) обнаружили, что женщины, которые переживали травмировавшее их расставание с родителями до 11 лет, легче переводили своего ребенка на искусственное кормление, были более раздражительными и ощущали большее недомогание на протяжении первого года жизни ребенка, вскоре бере­менели вновь и испытывали сексуальные проблемы в браке. Другие исследования показали, что лица, вы­росшие в семьях, разбитых в результате развода или разъезда родителей, более подвержены нестабильности в собственном браке (60, 79).


Согласно ряду исследований, родители, применяю­щие физические методы наказания своих детей, часто происходят из неблагополучных семей и в детстве стра­дали от жестокости своих родителей (274). Иногда фи­зическое наказание детей может практиковаться в семье на протяжении нескольких поколений (122).

Несомненно, генетические факторы играют роль в простирающихся на несколько поколений циклах пло­хого выполнения родительских функций, однако представляется вероятным, что отрицательные пере­живания детей сами по себе предрасполагают к тому, чтобы из них выросли плохие родители.

К сожалению, мы слишком мало знаем о том, как возникают эти дефекты, воздействующие на несколько поколений. Для того чтобы понять, как можно прекра­тить функционирование подобных циклов, должны быть проведены исследования, направленные на выявление входящих в них процессов.

В то же самое время мы должны уже сейчас уметь помочь родителям тех детей, которых мы консульти­руем. Иногда полезно обсудить с родителями вопрос о влиянии их собственного воспитания на выполнение ими своих родительских обязанностей. В других слу­чаях более ценно фокусировать внимание на происхо­дящем, помогая родителям лучше справляться с теми непосредственными проблемами, которые перед ними стоят. И в том, и в другом случаях важно понять процессы, которые имели место в жизни разных поко­лений, и именно поэтому при медикопсихологическом консультировании родителей обычно расспрашивают о их собственном детстве и ранних периодах жизни в семье.


 


В предыдущей главе обсуждался вопрос о влиянии семьи на появление психических нарушений у детей. В настоящей главе мы представим более широкую пер­спективу, анализируя влияние на ребенка обществен­ной среды, школы и сверстников. Семья является лишь частью более широкой социальной сети и подвержена воздействию различных сил со стороны среды, в кото­рой она живет, и со стороны людей, с которыми ей приходится иметь дело. Если мы хотим правильно по­нять, почему семьи ведут себя так, а не иначе, мы должны оценить подобные воздействия. Также с мо­мента обучения в школе дети все больше подвергаются разным социальным давлениям, поощрениям и стрес­сам, обусловленным действием факторов, существую­щих за пределами семьи; эти факторы главным об­разом связаны со школой и с группами друзей.

Региональные различия

Хорошо известно, что в больших городах сущест­вуют районы с необычно высоким уровнем преступно­сти. В Англии это впервые было показано сэром Сайре-лом Бертом полвека тому назад, и многочисленные исследователи обнаружили, что это же явление суще­ствует и в других странах. Интересно, что для опреде­ленных Областей постоянно характерен высокий уро­вень преступности. Это показала работа Воллис и Ма-лифан, повторивших исследования Берта в Лондоне 40 лет спустя (191). Как правило, области, характе­ризуемые высокой преступностью, — это «трущобные» части городов. Однако такие же области обнаруживают­ся и в новых жилых кварталах.

Региональные различия в отношении частоты право­нарушений и психических нарушений хорошо изве­стны, однако причины, лежащие в основе этих раз­личий, остаются малопонятными. Для выяснения этих причин Раттер, Джуль, Бержер и соавторы недавно предприняли сравнительное исследование десятилетних


детей, живущих на острове Уайт, и детей, живущих в одном из городских районов Лондона (158). Как и следовало ожидать, они показали, что в столице и пре­ступность, и частота психических нарушений среди детей встречались вдвое чаще, чем на острове Уайт. Более детальное изучение большого числа отдельных семей позволило определить факторы, связанные с пси­хическими нарушениями у детей. Эти факторы присут­ствовали в обеих сравниваемых выборках и составили четыре основные группы: а) разногласия между роди­телями и отсутствие четких дисциплинарных требова­ний в семье; б) психические нарушения и криминаль­ное поведение родителей; в) низкий социальный статус семьи и плохие жилищные условия; г) неблагоприятные особенности школьной среды. Полученные данные хо­рошо согласуются с результатами предшествовавших исследований, однако наиболее интересно, что в семьях детей из Лондона эти факторы встречались значитель­но чаще. Таким образом, высокая распространенность психических нарушений среди десятилетних детей в Лондоне оказалась частично обусловленой относитель­но высоким процентом неблагополучных, распавшихся и многодетных семей, наличием стесненных жилищных условий, а также нестабильным составом учеников и преподавателей в школах.

Полученные результаты указывают на необходи­мость учета различных аспектов семейной жизни, со­циальных условий.и особенностей. школьной среды для предупреждения нарушения психического разви­тия у детей.

В социологической литературе было опубликовано немало дискуссий по поводу роли той социальной среды, и которой живут люди (132). Наши знания факторов, которые способствуют общению людей в том или ином рпйоне и их участию в общественной деятельности, очонь ограниченны. Создается впечатление, что со­циальная активность людей больше тогда, когда они работают в том же районе, в котором проживают по крийней мере несколько лет, и когда население района социально неоднородно.

Еще один важный момент связан с социальным статусом района. Речь идет не об абсолютных стан-диртах уровня жизни в районе, а об относительном статусе данного района в сравнении с другими. Отчасти


 


 

 


этот статус определяется социальной однородностью соседних районов, одни из которых могут быть про­цветающими, а другие запущенными, а отчасти отно­шением людей к своему району. Для детей из районов с низким социальным статусом характерны высокий уровень правонарушений, психических отклонений и затруднений в овладении школьными знаниями. В ос­нове этого явления лежит целый комплекс причин. Одна из них заключена в том, что в районах с низким социальным статусом сосредотачиваются «трудные семьи», поскольку это единственные районы, в которых они могут найти жилье.

Другая причина может быть связана с явлением «заражения», которое состоит в том, что люди копируют поведение и принимают стандарты и установки, харак­терные для данной микросреды. Еще одной причиной может быть отвержение и деморализация семей. Это происходит из-за того, что на семьи навешиваются ярлыки неблагополучных, поскольку они переехали из «неблагополучных» районов.

Действие механизма «заражения», вероятно, силь­нее всего сказывается на иммигрантах. Районы, для которых характерен высокий процент недавно имми­грировавших лиц, часто характеризуются и высокой преступностью. Однако интересно отметить, что уровень преступности среди самих иммигрантов ниже среднего. Именно такая ситуация была обнаружена Ламбертом в Бирмингаме (98). Однако среди детей иммигрантов отмечается тенденция к повышению уровня преступно­сти, и этот индекс доходит до высоких значений, кото­рые характерны для местной популяции. От навешива­ния ярлыков могут страдать семьи, живущие в ночлеж­ках или в других заведениях для бездомных. Создается впечатление, что плохая репутация таких заведений затрудняет получение работы для родителей, поскольку работодатели не хотят брать на работу людей с по­добными адресами.

Изложенные выше соображения со всей очевидно­стью показывают, что, хотя региональные различия в частоте психических нарушений у детей достаточно велики, наше знание наиболее важных типов влияний общественной среды являются весьма ограниченными. В обычной клинической практике при лечении детей и работе с их семьями трудно учесть силу этих влияний.








Date: 2015-11-13; view: 297; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию