Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние семьи на раннее развитие ребенка 3 page
Натан перенес легкую мозговую травму, которая не оставила серьезных последствий. Вероятно, в результате этого он стал более ранимым, однако это был какой-то косвенный эффект. Состояние депрессии, постоянные мысли о погибшем друге и эпизодические ощущения, что он слышит голос погибшего, — все это очень типичные черты горя после потери близкого. Семья Натана до конца не осознала всего значения этой потери для сына, и ему было трудно справиться с горем, потому что в доме избегали разговаривать о несчастном случае. Приятель-заводила, с которым он сблизился в школе (эта дружба сыграла свою роль в потере интереса Натана к учебе), представлял собой третью вершину треугольника вдобавок к самому Натану и погибшему мальчику. Натан завязал эту дружбу в состоянии отчаяния, хотя перед несчастным случаем этот мальчик не был ему особенно близок. Обсуждение с психотерапевтом этого печального события помогло преодолеть Натану свое горе, а определенная поддержка — восстановить чувство уверенности в себе и догнать своих одноклассников. Работающие матери Хотя иногда высказывалось мнение, что дети работающих матерей имеют особо повышенную склонность к антиобщественному поведению и психологическим нарушениям, существует масса данных, говорящих о том, что это не так (152, 205). В ряде обстоятельств дети работающих матерей находятся даже в лучшем положении: то, что матери работают, означает, что они имеют расширенную сферу интересов, являются более удовлетворенными жизнью и могут больше дать своей семье. Нет никакого вреда в том, что несколько людей могут ухаживать за ребенком, если с каждым из них у ребенка отмечаются стабильные отношения или если они обеспечивают хороший уход. Это важный момент, который в равной мере относится к неработающим матерям. «Разбитые семьи» и ссоры в семье Обширная литература связывает антиобщественное поведение детей с «разбитыми семьями», что, безусловно, справедливо (156). Интересно, что такого рода корреляции не отмечаются в отношении неврозов и эмоциональных нарушений, по крайней мере у детей более старшего возраста. Однако, если мы хотим использовать корреляцию между распадом семьи и асоциальным по-иедением для того, чтобы помочь таким детям, нам необходимо знать, что лежит в ее основе. Почему существует такая связь и какой психологический механизм опосредует этот эффект? Приносит ли вред сам разрыв как таковой или же те обстоятельства, которые нодут к разрыву или являются его следствием? Ответ заключается в наблюдении, сделанном в рамки х трех различных исследований. Это наблюдение состоит в том, что риск асоциального поведения резко по-нышается, если родители расходятся или разводятся, однако этот риск увеличивается лишь незначительно, ВОЛИ один из родителей умирает (152). Это позволяет
предположить, что именно разлады и дисгармония в семье, а не ее распад как таковой ведут к асоциальному поведению ребенка. Для того чтобы проверить эту гипотезу, нужно было прямо сказать, что разлады родителей связаны с асоциальным поведением у детей, даже если семья остается целой. В ряде исследований были получены надежные данные, подтверждающие, что это действительно так. По существу, создается впечатление, что антиобщественное поведение может встречаться чаще среди детей из плохих, но нераспав-шихся семей по сравнению с распавшимися. В целом можно заключить, что источником вреда является процесс нарушения внутрисемейных отношений, а не собственно распад семьи. Для того чтобы получить правильное представление о работающих в этой ситуации механизмах, необходимо рассмотреть ее более детально. Первый вопрос заключается в том, какого рода семейные раздоры приводят к правонарушениям и антиобщественному поведению ребенка. Сначала считалось, что центральной фигурой является ребенок, которым пренебрегают его родители. Пренебрежение может проявляться в форме тенденции осуждающе или обидно разговаривать с ребенком, обвинять его в различных грехах и распространять буквально на все его действия критические замечания, так что он становится своеобразным семейным козлом отпущения. Вдобавок может присутствовать элемент физического пренебрежения или жестокости, однако могут также наблюдаться компенсаторная гиперопека и повышенная заботливость. Часто пренебрежение отмечается на фоне напряженности, ссор и раздоров, однако это явление может также иметь место в устойчивых семьях, в которых взаимоотношения родителей характеризуются гармоничностью. Чувства пренебрежения часто являются смешанными с чувствами любви и доброго отношения к ребенку, поэтому важно попытаться понять, как возникли отрицательные чувства. Элизабет была направлена на консультацию в возрасте трех лет в связи с нарушениями сна, приступами задержки дыхания, криками, повышенной вспыльчивостью и капризным поведением. Приступы начались в возрасте шести месяцев, а избыточная плаксивость, раздражительность и приступы злости развились примерно к годовалому возрасту. Элизабет была необычно привязана к отцу и была гораздо более нежна с ним, чем с матерью. Отец обвинял мать в том, что у Элизабет выработалось чувство зависимости, и между родителями отмечались заметные трения в отношении того, как вести себя с дочерью. Отец часто отлучался из дому, а матери это не нравилось. Бабушка со стороны отца была против брака сына и вела себя враждебно по отношению к его жене, осуждала то, как она обращается с Элизабет. Мать никогда не чувствовала близости с Элизабет и откровенно говорила, что временами она ненавидит ее. Первый год ее замужества был очень напряженным, и в результате она впала в депрессию. Депрессия продолжалась и во время ее беременности, так как у нее не было уверенности в том, что она справится с ребенком после его рождения. Кроме того, скоропостижно скончалась ее мать. После рождения Элизабет мать попросила помощи у свекрови, та согласилась приехать и помочь, однако потом переменила свое решение и стала помогать ухаживать за маленьким племянником. Все "это способствовало возникновению крайнего напряжения у матери, и первый год жизни Элизабет был очень трудным. Через два года родился второй ребенок. К этому времени депрессия у матери стала менее выраженной. Второй ребенок был любвеобильным и привязанным к матери, и ей было с ним легко. В случае Элизабет мать открыто не выражала свое пренебрежение к ребенку, однако у нее проявлялась масса отрицательных эмоций, и, если бы ситуация не улучшилась, могла бы развиться откровенная враждебность, так что ребенок стал бы для нее «козлом отпущения». Мать была тревожным и неуверенным человеком, но в то же время теплым и отзывчивым. Отрицательная реакция у матери на Элизабет четко могла быть связана с депрессией во время рождения ребенка и с дополнительными ударами судьбы в форме смерти собственной матери и разрыва со свекровью. Элизабет была первым ребенком, и поэтому мать еще не знала, как
ухаживать за ней. Отец часто бывал в отъездах, а свекровь постоянно вмешивалась в жизнь семьи. Элизабет стала как бы воплощением неудовлетворенности в семье, и ее мать в результате всего этого не получала радости от общения с ней. После рождения второго ребенка ситуация значительно улучшилась, мать теперь была уже более опытной в уходе за детьми, а ребенок оказался ласковым и отзывчивым по натуре. В этих более благоприятных обстоятельствах развились совсем иные отношения между матерью и ребенком. Психотерапевтическую помощь оказывал в данном случае работник социальной службы. Как обычно, различные методики, включая разъяснения, интерпретации, консультации, советы и т. д., использовались как средства обучения. Прежде всего консультант обсудил с матерью результаты его диагностического обследования. Раньше мать считала, что приступы задержки дыхания у дочери являются симптомами какого-то заболевания. Ей объяснили, что, по мнению специалистов, особенности поведения Элизабет — это эмоциональные по своей природе нарушения, которые в значительной степени возникли на почве неправильного материнского отношения. Консультант подчеркнул хорошие взаимоотношения матери со вторым ребенком и объяснил трудности», связанные с Элизабет, теми обстоятельствами, которые были связаны с ее рождением. Для того чтобы помочь матери преодолеть враждебные чувства к дочери, которые были для нее очень неприятными, нужно было, чтобы она поняла причины возникновения ее проблем. Для этого ее попросили рассказать о более раннем периоде своей жизни, а также о воспитании Элизабет. Мать рассказала о своем несчастливом детстве, своих надеждах на то, что рождение ребенка каким-то образом исправит ее жизнь, и о своем разочаровании. Она рассказала о том, что рождение Элизабет оказалось связанным в ее мыслях со смертью матери, о конфликте со свекровью и о своей депрессии после рождения Элизабет. Психотерапевт помог женщине понять, каким образом эти прошлые чувства и события способствовали возникновению ее проблем. При этом она поняла, что ее легкие положительные взаимоотношения со вторым ребенком показывают существование у нее необходимого «инстинкта материнства» и что трудности, которые она переживает с Элизабет, можно исправить. Мать была рассержена вмешательствами свекрови, а также непоследовательным поведением и отсутствием поддержки со стороны отца, однако дома она могла реагировать на это только обиженным уходом в себя или ссорами. Психолог-консультант предложил матери проработать эти чувства с помощью психотерапии. Таким образом матери помогли овладеть ситуацией и решить, какие ее аспекты она сможет изменить, а какие ей придется принять. Вдобавок она поняла, что вполне можно выражать свое неудовольствие, не теряя контроля над собой. Подобное разъяснение ситуации дало бы только ограниченный результат, если бы этой женщине не помогли также научиться преодолевать конкретные ежедневно возникающие проблемы. Для этого ее учили: избегать ситуаций, которые могут огорчать Элизабет, решать конкретные проблемы, касающиеся воспитания, и развивать более положительные отношения с ребенком. Первый из этих моментов, например, включал необходимость в присутствии Элизабет избегать ссор со свекровью по поводу воспитания девочки, не ссориться с мужем и не обсуждать с ним свекровь. Отца попросили принимать большее участие в семейной жизни и быть более последовательным в своем отношении к ребенку, так чтобы Элизабет могла бы рассчитывать на его поддержку и не предъявлять неограниченных требований (ранее поведение отца варьировало от избыточного участия в жизни дочери до полного отсутствия внимания к ней). Конкретные меры были приняты для восстановления нарушенного сна ребенка. Родителям порекомендовали возвращать Элизабет в ее собственную постель и укладывать ее там, если она будет приходить к ним ночью. Для того чтобы помочь Элизабет наладить более правильный ритм сна, в качестве временной меры были использованы лекарства. Помимо сеансов, проводимых с матерью или с отцом, психотерапевт провел несколько совместных сеансов о матерью и Элизабет для того, чтобы наладить их общение. Поведение матери в отношении Элизабет было неопределенным, нерешительным и неуверенным, и модель общения, созданная психотерапевтом в игре с Элизабет, помогла ей освоить более приемлемые способы контакта. Благодаря этим сеансам мать поверила, что она вполне сможет быть ласковой и понимающей, но в то же самое время твердой и реалистичной. Конечно, существуют специфические моменты, связанные с наличием только одного из родителей в семье. Во-первых, это особое положение остающегося родителя, которому будет недоставать моральной, социальной и материальной поддержки, обычно предоставляемой супругом. Когда дела идут плохо, родитель-одиночка вынужден искать совета и помощи вне семьи. Общество в свою очередь оказывает давление на незамужнюю мать и на ушедшего из семьи родителя. Во-вторых, сам ребенок подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца или матери. В-третьих, ребенок оказывается лишенным возможности наблюдать близкие и гармоничные отношения между двумя взрослыми людьми. Это может сказаться в более позднем периоде его жизни на его собственных брачных отношениях. В-четвертых, если в семье остается родитель противоположного пола, у ребенка будет отсутствовать возможность половой идентификации. На основании всех этих причин обычно предполагалось, что мальчики, выросшие в доме без отца, будут обнаруживать тенденцию к большей женственности и что у них будут отсутствовать некоторые мужские черты. Считалось, что обратная ситуация относится к девочкам, выросшим в отсутствии матери. На самом же деле, хотя данные по этому вопросу не являются строгими и удовлетворительными, создается впечатление, что это не так (75). Большинство мальчиков, воспитанных без отца, является столь же мужественными, как и любые другие мальчики. Конечно, это не значит, что роль отцов не является важной. Например, существуют факты, согласно которым отцы оказывают заметное влияние на развитие своих детей. Также очевидно, что существуют многочисленные преимущества, связанные с воспитанием двумя родителями. Вместе с тем имеющиеся данные позволяют предположить, что родители не являются единственными источниками для половой идентификации ребенка и что отсутствие отца вовсе не обязательно нарушает процесс становления мальчика. Итак, хотя воспитание в неполной семье и таит в себе определенные опасности, результаты такого воспитания менее однозначны и менее тяжелы, чем это принято считать. Вообще говоря, факт наличия одного или обоих родителей в доме, вероятно, менее важен для развития ребенка, чем характер взаимоотношений между родителем и ребенком или чем стиль родительского поведения. Далее стоит отметить, что семейная жизнь определяется не только индивидуальными характеристиками тех или иных членов семьи, но также и социальными обстоятельствами и той средой, в которой живет семья. Отсутствие привязанности В начале настоящей главы мы отмечали важность развития у ребенка эмоциональных привязанностей. Теперь нам нужно рассмотреть те обстоятельства, в которых такие привязанности не развиваются, и то, к чему это приводит. Несмотря на большой и давний интерес исследователей к этому вопросу, надежных данных здесь очень мало. Однако имеющиеся сведения указывают на то, что образование привязанностей не происходит в монотонной среде с низкой интенсивностью межличностных взаимодействий, в среде, где контроль за ребенком осуществляет много разных людей, причем ни один из них не взаимодействует с ним регулярно в течение сроков, превышающих несколько месяцев (156). Такая ситуация может встречаться и в обычной семье, однако ее вероятность является наибольшей в детском учреждении старого типа или же когда за ребенком в раннем детстве осуществляют уход разные родственники, когда родители расстаются друг с другом и когда в роли воспитателей вместо родителей выступают посторонние люди. Очень ограниченные данные позволяют предположить, что такие обстоятельства и раннем и среднем периоде детства могут привести к формированию распущенности, целью которой явля-(!тся привлечение внимания, и к возникновению неразборчивости в выборе друзей. Позже следствием этого может стать развитие личности, никогда не испытывающей чувства вины, неспособной соблюдать правила и устанавливать стабильные отношения с людьми. Такого рода последовательность событий, безусловно, встречается, а являющиеся их следствием нарушения личности представляют собой одно из наиболее серьезных психических нарушений. Однако остаются многие вопросы. Как рано следует предоставлять ребенку возможности для развития эмоциональных связей с тем, чтобы в более позднем возрасте не формировались нарушения, подобные описанным выше? У нормального ребенка первые эмоциональные связи развиваются в возрасте от 7 до 18 месяцев. Однако образование привязанностей может происходить вплоть до трех лет. Вероятно, привязанности развиваются и позже, однако если они не возникли до этого момента, то в более старшем возрасте их формирование будет более трудным. Сходным является вопрос о том, насколько обратима эта последовательность событий? Нам не известен точный ответ на этот вопрос, однако представляется, что к тому времени, когда ребенок пойдет в школу, достичь полной обратимости становится все труднее. Обратимость, конечно, будет зависеть как от тяжести дефекта, приобретенного в раннем возрасте, так и от качественных аспектов окружающей среды в более позднем возрасте. Другой вопрос заключается в следующем: всегда ли будет в серьезно депривирующей среде отмечаться нарушение формирования эмоциональных связей. На этот вопрос следует дать отрицательный ответ. Дети являются исключительно пластичными созданиями, и всегда найдутся такие, у которых, несмотря на очень плохие условия раннего развития, никакие дефекты не разовьются. Конечный результат всегда будет зависеть от факторов, связанных с самим ребенком, точно так же как и от факторов среды. Наконец, возникает вопрос: всегда ли у личностей, не способных к проявлению любви, отмечались дефекты формирования эмоциональных связей в детском возрасте? На этот вопрос ответ также является отрицательным. Личностное нарушение такого типа может возникать и за счет других механизмов, хотя мы и не можем достаточно точно представить процесс его возникновения. Случаи нарушения эмоциональных связей, с которыми мы сталкиваемся в клинической практике, можно проиллюстрировать двумя примерами. Кэррол была направлена на консультацию в воз- расте 26 месяцев, поскольку ее будущие приемные родители были обеспокоены тем, что, хотя она жила с ними уже в течение пяти месяцев, она продолжала оставаться холодной и малоэмоциональной. Матерью Кэррол была одинокая женщина, которая сама воспитывалась в детском учреждении. На протяжении первых пятнадцати месяцев уход за Кэррол осуществляли десятки чужих людей, в то время как ее мать постоянно меняла место работы. Далее мать снова забеременела и поместила Кэррол в детское учреждение на 5 недель. В течение этого времени девочка стала очень беспокойной. Далее она на 9 недель вернулась к матери, но однажды после вечеринки мать исчезла и Кэррол отдали на попечение в другую семью, где она провела три месяца. Затем в возрасте 21 месяца ее передали новым приемным родителям. Девочку не огорчила перемена родителей, и она быстро освоилась в новом доме, однако она не отличала «своих» от «чужих». В течение месяца перед первым посещением клиники Кэррол уже была более контактной и эмоциональной; теперь она по-разному относилась к своим приемным родителям и к посторонним взрослым. Кэррол стала чаще обнимать мать и прибегать к ней навстречу, а когда отец по вечерам возвращался домой, у нее поднималось настроение. В клинике Кэррол немного плакала и выглядела напряженной и холодной. Психологическое ^тестирование показало высокий уровень развития интеллекта ребенка. Начало жизни Кэррол вряд ли могло быть более неудачным, и нет сомнения, что сочетание равнодушия СО стороны родной матери и большого числа заменявших ее лиц не обеспечило возможность для формирования у ребенка обычных эмоциональных связей и отношений. Удочерившая девочку женщина ожидала тепла И любви от ребенка, поскольку ребенок из плохой среды перешел в счастливый и богатый дом. Однако:)ти расчеты оказались необоснованными, а разочарование приемной матери — неизбежным. Тем не менее динамика эмоционального развития девочки, особенно ни протяжении последнего месяца, четко показала, что ома способна к образованию эмоциональных связей» что, если она останется в стабильном и теплом семейном окружении, серьезных оснований для родитель-
ского беспокойства не будет. Причины, лежащие в основе возникновения тревожных симптомов в развитии Кэррол, были подробно обсуждены с родителями, и их убедили, что с ребенком все в порядке. Проведенное позже обследование показало, что Кэррол развивается нормально и что, вероятно, несчастливые переживания, с которыми она столкнулась в раннем детстве, не оставили заметного следа. Пример Кэррол показывает и вредные последствия нарушения формирования эмоциональных связей и возможности компенсации, если ребенок в достаточно раннем возрасте попадет в хорошую среду. Высокий уровень умственного развития Кэррол также отражает то обстоятельство, что среда, наносящая ребенку эмоциональную травму, может тем не менее содержать стимулы, необходимые для развития интеллекта. Питера направили на консультацию в возрасте 9 лет. У него уже давно отмечались тяжелые нарушения поведения, и родители решали вопрос об отказе от ребенка. В возрасте 4 лет он порвал простыни в больнице, куда его поместили для небольшой операции: в остальном его поведение в дошкольные годы было нормальным. Трудности, однако, возникли вскоре, после того как он начал ходить в школу. Для него были характерны гиперактивность, импульсивность, неподчинение, нарушение порядка в классе. В то же время он был веселым и дружелюбным. Питер заводил друзей, хотя впоследствии и дрался с ними, и, несмотря на непослушание, был привязан к своим родителям. Его поведение заметно зависело от ситуации и в обществе определенных лиц он проявлял чуткость и вел себя хорошо. Впервые он обследовался в другой консультации в возрасте 7 лет в связи с тяжелым деструктивным поведением дома. После операции по поводу грыжи Питер стал мочиться в постель, есть бумагу и воровать. Это началось вскоре после того, как его мать в шестой раз забеременела. В возрасте одного года Питер провел 3 месяца в больнице из-за тяжелого ожога, в это время родители навещали его лишь эпизодически. В возрасте четырех лет, после рождения брата, ему пришлось в течение трех недель жить у чужих людей. Его дважды исключали из школы из-за плохого поведения. Отец Питера был тревожным человеком, его детство было несчастливым, и ему так никогда не удалось наладить отношения с жестким и недобрым отчимом. В результате он не мог заставить себя наказывать своих детей, так как не хотел чтобы они страдали от жестокости, также как в свое время пришлось страдать ему. Мать была очень больной женщиной и происходила из бедной семьи. Дед по линии матери был строгим человеком, однако детство матери в общем было счастливым. Дисциплины в семье не было, и родители нередко спорили друг с другом о том, как воспитывать Питера. Отец занимал мягкую позицию, а отношение матери варьировало, она то требовала, чтобы Питер все время был в доме, то предоставляла Питера самому себе. Как отец, так и мать были мягкими людьми и любили своих детей. Два брата Питера были уличены в воровстве и еще один брат страдал энурезом. Семья жила в очень стесненных условиях и несколько раз переезжала из одного дома в другой. Во время беседы с консультантом Питер выглядел оживленно, но довольно неопрятно и несколько развязно. Уровень развития его интеллекта оказался ниже нормы, также у него отмечалась задержка развития чтения. В раннем детстве Питеру дважды пришлось расста-маться с семьей, что могло стать причиной нарушения формирования привязанности ребенка к родителям. Эти расставания явно были тяжелыми, и во время одного из них у Питера возник энурез. Несмотря на непослушание, он был дружелюбным мальчиком, с некоторыми трудностями в плане установления отношений с людьми. Несмотря на это, у него возникали эмоциональные СВЯЗИ, и он был привязан к своим родителям. Главное ни ключа лось не в отсутствии у ребенка привязанностей. Проблемы, скорее, возникли из-за стрессов, связанных О сочетанием неприятных переживаний в прошлом и отсутствием последовательной системы воспитания в ||>мье. В этих условиях было нецелесообразно удалять Питера из семьи. Напротив, была предпринята попытка помочь родителям найти наиболее приемлемые способы управления деструктивным поведением сына. Кроме того, психолог посетил школу и проконсультировал учителей, объяснив им, как следует реагировать на плохое поведение мальчика.
Часто очень трудно точно понять, почему существует связь между «плохой» историей внутрисемейных отношений и нарушениями поведения ребенка. Однако данные, получаемые в ходе обследований, показывают, что при этом могут работать совершенно различные психологические механизмы. Одна из задач консультанта заключается в том, чтобы собирать клиническую информацию о каждом обследуемом ребенке, строить гипотезы в отношении предполагаемых механизмов, и насколько это возможно, проверять эти гипотезы, анализируя эффективность назначенного лечения. Нарушения со стороны родителей Неврозы и патологические особенности личности В ряде исследований было продемонстрировано, что дети с эмоциональными трудностями или проблемами поведения встречаются чаще у родителей с хроническими депрессивными или невротическими заболеваниями, а также у родителей с патологическими чертами личности (150). Как правило, родители, страдающие неврозами, имеют детей с эмоциональными расстройствами, а родители с личностными нарушениями имеют детей, для которых характерно социальное или агрессивное поведение. Здесь опять-таки следует задать вопрос о том, что обеспечивает эту связь? Механизмов ее образования, вероятно, несколько. Следует подчеркнуть, что во многих семьях, где родители страдают неврозами, дети растут совершенно нормальными; соответственно, любое объяснение не должно противоречить наблюдению, что лишь на некоторых детей оказывают влияние нарушения со стороны родителей. Во-первых, иногда главная роль принадлежит генетическим факторам. Известно, что при неврозах, как и при нарушениях личности, существует важный наследственный компонент и родители могут передавать следующему поколению биологически повышенную ранимость. Однако большинство детей с эмоциональными нарушениями, вырастая, не заболевают неврозами, и поэтому недостаточно ясно, в какой степени нарушения в детстве и во взрослом состоянии являются сходными. Когда же речь идет о социальном поведении, то здесь роль генетического компонента довольно незначитель- на, и представляется маловероятным, что наследственность определяет в этих случаях связь подобных расстройств в поведении у детей с нарушениями личности у взрослых, хотя нет сомнений в том, что в редких случаях такое явление может иметь место. Во-вторых, существует прямое влияние психических нарушений у родителей на жизнь в семье. Родители, страдающие депрессиями, часто бывают весьма раздражительными, что нередко достаточно сильно отражается на детях. В иных случаях при некоторых формах депрессии родители становятся погруженными в себя и замкнутыми. Тревога и страхи родителей могут быть причиной ограничения детей в их играх, поскольку родители волнуются из-за того, что с детьми может что-то произойти. Родители с элементами навязчивости в поведении могут иногда вовлекать и других членов семьи в свои ритуалы, что для детей бывает очень тяжелым. Бредовые состояния и галлюцинации, связанные с очень серьезными психическими заболеваниями родителей, могут приводить к их странному или деструктивному поведению. Кроме того, тяжелая форма невроза или другого психического заболевания может лишить родителей способности заботиться о доме, включая уход за детьми. В-третьих, существуют влияния процессов подражания и идентификации. Отец или мать, с теми или иными страхами или фобиями, могут легко передавать эти страхи своим детям. Когда отец или мать в ситуации стресса прибегают к ипохондрическим жалобам, дети учатся вести себя так же. В-четвертых, психические заболевания родителей повышают вероятность дисгармонии в браке, семейных разногласий и разрыва брачных отношений. Эти нарушения семейного благополучия, как известно, связаны с появлением психических расстройств у детей. Часто бывает, что психические расстройства у детей возни-кнют вслед за психическими нарушениями со стороны родителей просто потому, что болезнь родителей вызы-ннет дисгармонию в семье. В целом создается впечатление, что факторы, приводящие к возникновению психических нарушений у дитей, родители которых страдают психическими забо-понпниями, не слишком отличаются от тех, с которыми встречаются дети психически здоровых родителей. Форма необходимого лечения зависит от индивидуальных обстоятельств и от тех конкретных механизмов, за счет которых нарушена семейная жизнь. Выше уже приводилось несколько примеров психотерапии детей психически больных родителей. Случай с Кэролайн является примером, в котором связь аномалий поведения ребенка с психическими нарушениями родителей является более прямой. Кэролайн" была направлена в консультацию психиатром, который лечил ее мать. Девочке было 5 лет, последние два года с начала заболевания матери она постоянно ощущала страх и тревогу. Кэролайн была опрятной девочкой, однако в три года у нее возник ночной энурез. Дома она была очень избирательна в еде и питалась в основном картошкой и бисквитами, однако вне дома ела значительно лучше. Она плакала и кричала во сне, и матери часто приходилось утешать ее. У Кэролайн было много страхов: она боялась пожилых людей, телевизора, часов, насекомых и шума. Большей частью страхи возникали в домашних условиях. Девочка часто плакала и огорчалась, если она оставалась без внимания матери. Семья жила очень бедно, в стесненных условиях, причем родители именно с этим связывали все свои трудности. У Кэролайн были взрослые брат и сестра, причем оба очень ее любили. Когда Кэролайн училась ходить, мать все чаще впадала в депрессию и у нее появился ряд страхов, включая выраженный страх кошек. Мать впадала в отчаяние из-за трудностей, становилась раздражительной с Кэролайн, однако иногда, напротив, чересчур усердствовала в уходе за дочерью и ее опеке. Кэролайн не была непосредственно причиной возникновения фобий своей матери, однако страхи матери четко проявлялись в те моменты, когда она ухаживала за ребенком. Хотя Кэролайн и разделяла некоторые из опасений своей матери, ей нравилось дразнить мать по поводу тех страхов, которых она сама не имела. Депрессия, а также фобии, которыми страдала мать Кэролайн, вероятно, привели к развитию фобий и у ребенка, причем это произошло за счет непосредственного копирования ребенком страхов матери, а также за счет воздействия симптомов матери на ребенка. Мать Date: 2015-11-13; view: 320; Нарушение авторских прав |