Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние семьи на раннее развитие ребенка 2 page
Например, миссис Блэк страдала хронической шизофренией; она настаивала на том, чтобы спать в одной постели со своим сыном, и не могла вынести мысли о том, что он когда-нибудь вырастет. Каждую ночь она ложилась спать, держа его руку, и у нее обнаруживалась крайняя степень гиперопеки в соответствии с критериями, описанными Леви. Отчасти такое поведение было реакцией на довольно несчастливый брак, однако оно также развилось в результате нарушений ее мышления и других психических функций. Периодически, во время обострения ее болезни, она приводила ребенка в клинику как бы для того, чтобы пожаловаться на переживаемые сыном трудности, однако, по существу, для того, чтобы выразить свои почти бредовые мысли в отношении сына и в завуалированной форме просить помощи для себя. То разнообразие механизмов, за счет которых возникает гиперопека (или любое другое поведение родителей, характеризующееся нарушениями адаптации), подчеркивает важность тщательной оценки всех возможных этиологических факторов, предваряющей построение гипотезы о природе данного поведения. Еще одно направление в исследованиях Леви заключалось в поиске наилучших форм коррекции поведения гиперопекаемых детей. Он использовал три различных подхода. Первым была психотерапия, нацеленная на то, чтобы, с одной стороны, помочь матери понять динамику своего поведения, а с другой стороны, показать ребенку, как он использует свою зависимость, управляя материнским поведением. Последний момент часто является важной составной частью коррекции, однако обычно одного его недостаточно. Понимание вовсе не обязательно приводит к изменениям в поведении. Для этого необходимо предпринимать конкретные шаги. По существу, в случаях, с которыми работал Леви, психотерапевтический подход не был особенно успешным именно потому, что у многих детей отсутствовала мотивация к изменениям. Только определенные изменения в семейном укладе могут побудить мать с ребенком к установлению новых форм взаимоотношений. Терапия внешними воздействиями, или манипуля-тивная терапия, представляла собой второй из примененных в исследованиях Леви подходов. Этот подход оказался более успешным. Он включал прямую попытку воздействовать на факторы, связанные с появлением гиперопеки. Усилия психотерапевта были направлены на увеличение активной роли отца в жизни семьи (особенно по отношению к ребенку); поиск путей, позволяющих родителям принимать участие во взаимоприятной деятельности; на уменьшение интенсивности взаимодействия матери и ребенка за счет расширения сферы интересов матери и поощрения ребенка к самостоятельной деятельности. Третий подход заключался в терапии разъяснением; при этом основной акцент делался на том, чтобы создать у матери способность к преодолению особенно сложных ситуаций. Так, ей показывали, как реагировать на просьбы ребенка, как игнорировать его поведение, нацеленное на привлечение внимания, и как добиться того, чтобы он в большей степени смог рассчитывать на свои силы и стал независимым. Этот подход также оказался эффективным средством терапевтического воздействия. Исследование Леви касалось относительно небольшой группы семей, в которых наблюдалась одна конкретная форма воспитания. Оно особенно важно потому, что представляло собой пример анализа стереотипов родительского поведения, который направлен на выявление причины такого поведения и разработку соответствующего метода его коррекции. Доминирование в семье и внутрисемейное общение Хотя некоторые формы семейной терапии в основном ориентированы на изменение характера доминирования в семье, практически нет данных, которые говорили бы о том, что вариации доминирования родителей играют какую-либо важную роль в отношении формирования психических нарушений у детей (76). По-пуляционные исследования дали самые разные резуль-титы, однако большинство из них показало, что наиболее часто встречается равновесие во влиянии супругов на жизнь семьи, когда некоторые решения самостоятельно принимают мужья, другие — жены, а какие-то принимаются совместно (33). Семьи, в которых доминирует один из супругов, встречаются реже, когда же это происходит, то таким супругом несколько чаще оказывается муж, чем жена. По результатам исследований, по крайней мере за несколько последних лет, те семьи, в которых доминирует жена, как правило, характеризуются наиболее неблагополучными брачными отношениями. Данные о разделении сфер влияния супругов в семьях, в которых растут дети с отклонениями пеихичес-ского развития, также довольно разнообразны. Они не позволяют обнаружить четкую тенденцию, хотя представляется, что ситуации доминирования одного из супругов встречаются более часто. Насколько позволяют судить имеющиеся в нашем распоряжении факты, несогласие, напряженность или гиперопека, возникающие из-за неудовлетворения одного из супругов характером доминирования в семье, представляются более опасными, чем сам тип доминирования, факторами, ведущими к появлению психических нарушений у детей. Нарушения могут появляться также и в тех случаях, когда тот или иной тип семейного доминирования приводит к осложнению внутрисемейного общения. Интерес психологов к проблеме внутрисемейного общения проявился относительно недавно, однако он сыграл центральную роль в становлении такого метода лечения, как терапия всей семьи в целом (то есть той формы лечения, при которой вся семья встречается с психотерапевтом для совместного обсуждения семейных проблем). Этот аспект жизни семьи сложен для изучения, поскольку его необходимо наблюдать непосредственно. Обычно метод заключается в том, что семью просят совместно обсудить некоторые проблемы и достичь взаимно приемлемого решения. Число такого рода исследований весьма незначительно и поэтому наши сведения по этому вопросу носят сугубо предварительный характер. Имеющиеся результаты показывают, что совместные обсуждения проблем в семьях с детьми, страдающими неврозами, или детьми с асоциальным поведением носят более острый характер, по сравнению с тем, как это происходит в семьях с нормальными детьми (76). Еще более характерно то обстоятельство, что в семьях трудных детей реже удается достичь совместного согласованного решения. В семьях с трудными детьми, согласно очень немногочисленным сведениям, общение является менее эффективным как потому, что оно связано с бесплодными спорами, так и потому, что оно не приводит к достижению цели — совместному согласованному решению (116). Конечно, исследовались несколько искусственные ситуации, однако выводы, сделанные на основе их анализа, заключаются в том, что неадекватное общение в смоделированных подобным образом обстоятельствах является полноценным примером нарушенного общения в семье, которое наиболее проявляется при попытках разрешить семейные конфликты. Это и объясняет необходимость психотерапии всей семьи в целом — методики, нацеленной на улучшение внутрисемейного общения. В качестве примера психотерапии семьи, при которой центральное место занимали обсуждавшиеся выше вопросы, приведем следующий случай. Норман — мальчик подросткового возраста — был направлен на консультацию в связи с озабоченностью его родителей равнодушным отношением к учебе, прогулам школы и недавним провалом на экзаменах. В прошлом Норман часто ссорился со своим отцом главным образом по поводу домашних заданий, однако напряженность этих ссор была такой, что они бросили тень на все остальные взаимоотношения между отцом и сыном. Норман испытывал чувство ревности к лучше учившейся младшей сестре, а отца злили близкие отношения Нормана с матерью. В раннем детстве Нормана отец несколько раз в течение трех-четырех месяцев жил отдельно от семьи, что было связано с характером его работы. Отец Нормана самостоятельно овладел своей профессией. Мать окончила университет в Италии. Отец матери жил вместе с этой семьей. Незадолго до обращения семьи в консультацию из-за него возник внутрисемейный конфликт, так как он распространил по городу слухи об ухудшении отношений дочери с мужем. С течением времени Норман становился все более неудовлетворенным и озлобленным и все чаще сомневался в любви отца. Родители мальчика были довольно стабильными людьми, их супру-
жеские отношения были хорошими, однако между ними все чаще возникали и усиливались разногласия из-за сына и из-за отцовского стиля обращения с ним. Норман постоянно провоцировал отца на скандал, а отец перестал замечать успехи Нормана. Все члены этой семьи были огорчены существовавшими трудностями и хотели улучшить положение. Несмотря на это, у них сложился стереотип, в рамках которого они много спорили и обменивались взаимными упреками, в то время как реальное общение отсутствовало. Все они с трудом могли представить себе точку зрения другого, и, несмотря на массу положительных эмоций, они стремились подталкивать друг друга к неправильному пути. Эта ситуация была обсуждена со всей семьей в целом. Встречи семьи с психотерапевтом происходили примерно на протяжении шести последующих месяцев, причем на них совместно обсуждались вопросы, которые вызывали разногласия в семье. Обнаружилось, что реальная, но ранее не выявленная озлобленность членов семьи была направлена на деда, который играл разрушительную роль. Данная форма психотерапии позволила открыто обсудить это чувство. Также обсуждались причины возникновения плохих отношений между Норманом и его отцом. С течением времени обсуждения становились более откровенными, но также и более спокойными. Ежедневные стычки по поводу домашних заданий почти утихли. Отец теперь чаще хвалил Нормана, а мальчик работал более настойчиво. После улучшения характера внутрисемейного общения семья смогла преодолеть большую часть других трудностей, не прибегая к дополнительным сеансам психотерапии. Проблемы не исчезли совсем, и Норман продолжал оставаться несколько трудным подростком, однако семье удалось найти более эффективные и приемлемые методы преодоления проблем, которые стали теперь носить довольно заурядный характер. Жизнь вдали от семьи и потеря одного из родителей В свое время считали, что продолжительное отдельное проживание от родителей является ведущей причиной правонарушений, и даже на короткие разлу- ки смотрели с тревогой. Эти точки зрения были преувеличенными и излишне пессимистичными (152, 156). Тем не менее показано, что определенные типы переживаний при расставании с родителями являются важными причинами кратковременных нарушений поведения у детей и что в некоторых обстоятельствах они могут способствовать возникновению более стойких психических нарушений. Таким образом, важно знать, что приносит и что не приносит ребенку вреда при расставании с родителями. Острые душевные страдания Робертеонами и Боулби (138) были описаны три фазы реакции маленьких детей на госпитализацию или помещение в ясли-интернат. Первая фаза, в ходе которой у детей появляется острое душевное страдание, может быть названа фазой «протеста» — ребенок плачем зовет свою мать, обнаруживает признаки паники, цепляется за нее, когда она приходит его навестить, и громко плачет, когда она уходит. Несколько дней спустя на смену этой фазе приходит фаза «отчаяния», в которой ребенок погружается в себя и выглядит жалким и несчастным. Во время второй фазы часто наблюдаются нарушения процессов кормления и сна, ребенок начинает часто сосать большой палец своей руки и раскачиваться, особенно если ему предписан постельный режим. После этого может наступить последняя третья фаза — фаза «отчуждения», когда ребенок теряет интерес к родителям и для него перестает быть важным, навещают они его или нет. Когда ребенок возвращается домой, он может вначале игнорировать родителей или отворачиваться, словно они ему не нужны. В течение нескольких недель или даже месяцев после этого его поведение становится трудным и неуравновешенным и он боится отойти от родителей. Ребенок сопровождает свою мать повсюду, держась за материнскую юбку, ни за что не соглашаясь ее отпустить. В то же самое время он часто бывает сердитым и капризным и может даже замахнуться на родителей. В такой ситуации мать и отец могут рассердиться на утомительное поведение ребенка и прогнать или отругать его. Это обычно приводит к дальнейшему нарастанию капризов ребенка и усилению «го стремления «цепляться» за мать. Было бы непра-
вильно считать острую реакцию страдания жесткой или стереотипной. Не всегда реакция ребенка на разлуку выглядит именно так, однако три описанные фазы позволяют довольно реально представить наиболее часто встречающуюся картину ее развития. Более важно то, что данная реакция развивается отнюдь не у всех детей, помещенных в больницу или в ясли-интернат (156). Разовьются ли такие реакции или нет, отчасти зависит от самих детей, а отчасти от того, что их ждет в больнице или в яслях. У детей наибольшая вероятность появления острых реакций приходится на возрастной период от семи месяцев до четырех лет. К такому типу реагирования склонны дети, редко бывающие в чужих домах, а также дети, которые недавно пережили травмировавшую их разлуку с родителями. Факторами, которые уменьшают риск острой реакции на разлуку, является присутствие близкого человека, частое посещение ребенка, обилие игрушек и широкие возможности для игр, правильная подготовка ребенка к госпитализации, сохранение любимых игрушек и предметов и уменьшение или сведение до минимума неприятных больничных процедур. Для маленьких детей особенно важно иметь возможность проявлять свою привязанность, даже когда они оторваны от дома; это означает, что определенные люди должны регулярно присутствовать рядом с детьми, во время приема пищи, подъема и отхода ко сну, а также проводить с ними какую-то часть времени. При правильном соблюдении этих условий разлука может и не привести к острым эмоциональным расстройствам. Интересен с этой точки зрения опыт семьи Робертсонов, которые взяли к себе в дом на десять дней несколько маленьких детей. Матери этих детей находились в больнице (139). Миссис Робертсон ранее видела этих детей лишь однажды, однако она по возможности сохранила привычный уклад их жизни, старалась быть рядом и поддерживала память детей о матери, доме, семье. В этих счастливых обстоятельствах дети, конечно, реагировали на эмоциональные перемены, однако ни у кого не возникла острая реакция на разлуку с матерью, характерная для детей того же возраста, если их приблизительно на то же время кладут в больницу или отдают в круглосуточные ясли на неделю. Маленькие дети в возрасте до семи лет обычно мыс- лят в эгоцентрических и анимистических понятиях, полагая, что они являются причиной происходящих вокруг них событий. В результате им может показаться, что болезнь или хирургическая операция является наказанием за их неправильные поступки. Вероятно, это больше всего относится к детям в возрасте от четырех до семи лет. Такого рода волнения могут представлять собой сильный стресс в моменты помещения детей в больницу. Было показано, что возможность рассказывать другим во время пребывания в больнице о своих переживаниях и тревогах понижает вероятность появления эмоциональных расстройств у детей этого возраста после возвращения домой (199). Такого рода психотерапевтические беседы могут способствовать определенному усилению волнений детей, однако данные показывают, что снятие тревожных состояний с помощью их обсуждения улучшает процесс адаптации детей после выписки из больницы. Причины помещения детей в больницу могут повышать или понижать вероятность появления у них острого переживания разлуки. Особенно часто эмоциональные нарушения вызывают тяжелые ожоги, хирургические операции и наркоз, так как они сопровождаются болевыми ощущениями и страхом. Другим усиливающим эмоциональные нарушения моментом являются волнения родителей. Джоан Буд-варт (200) показала, что эмоциональные нарушения у детей, перенесших тяжелые ожоги, заметно уменьшаются, если матери каждый день навещают их в больнице, получая специальные консультации психолога. Необходимость консультаций вызвана тем, что некоторые из трудностей, с которыми сталкиваются дети, являются результатом чувства вины матери, вызванного тем, что она допустила несчастный случай. Кроме того, матери могут не справляться с агрессивным и тревожным поведением ребенка в период болезни. Помещение ребенка в больницу представляет собой стресс не только для детей, но также и для родителей. Обсуждение своих переживаний приносит пользу и тем, и другим, уменьшая чувство тревоги и недовольства. В исследовании, посвященном реакции на разлуку у детенышей обезьян, Хинде (78, 79) установил, что большая часть эмоциональных нарушений у маленьких обезьянок, возвращенных к матери, проявлялась в на-
пряженности взаимоотношений между матерями и детенышами. Вероятно, то же самое происходит и у людей. Дети зачастую являются очень трудными после возвращения из больницы, и если родители не понимают причин такого поведения и не догадываются о переживании детей, то возникающее у них раздражение ребенком может даже ухудшить положение. В дальнейшем мы приведем соответствующий пример. Обобщим условия, в которых разлука становится для маленьких детей стрессогенной ситуацией. Обычно разлука сама по себе не является основным стрессогенным фактором. У некоторых детей с нестабильными отношениями с родными или у детей, не привыкших к разлуке, она может сыграть важную роль в возникновении стресса. Следует отметить, что, хотя о разлуке часто говорят, подразумевая разлуку между матерью и ребенком, на самом деле важно, что ребенок расстается сразу с несколькими людьми, к которым он привязан, среди которых мать далеко не единственный человек. Переживание разлуки обычно выражено наиболее остро, когда ребенок расстается сразу со всей семьей и попадает в незнакомую среду. Для ребенка, вероятно, основной причиной возникновения стресса в большинстве соответствующих ситуаций становится потеря возможности проявлять привязанность к близкому человеку. Неудовольствие родителей, возникающее из-за того, что дети после возвращения домой почти не отходят от них, капризничают, способствует, по всей видимости, сохранению острого эмоционального стресса у детей. Фантазии ребенка, касающиеся его понимания причин болезни и перенесенной операции, а также чувство вины и тревоги родителей, вызванные тем, что произошло, часто усиливают детские переживания. Помощь психотерапевта, направленная на уменьшение явлений острого эмоционального стресса, главным образом состоит из усилий по улучшению условий содержания ребенка в больницах, яслях-интернатах и других детских учреждениях. Родители под контролем психотерапевта должны улучшать у своего ребенка способность к адаптации путем планомерных коротких, связанных со счастливыми переживаниями расставаний с ним (например, оставляя на несколько часов ребенка у друзей или у бабушки, а позже и на всю ночь). Наконец, психотерапевтом должны проводиться психотера- певтические беседы с детьми и с их родителями, позволяющие уменьшить реакцию стресса на разлуку подобного рода. Следует, однако, отметить, что иногда приходится консультировать детей с нарушениями, возникшими после разлуки. Это иллюстрирует пример Джеймса. Джеймс был отсталым четырехлетним ребенком с тяжелым пороком развития, из-за которого он почти не говорил, и серьезными нарушениями общения. В прошлом он страдал нарушениями поведения, включая агрессивную вспыльчивость, с которой родители справлялись, не обращая на него в это время никакого внимания и начиная ласково общаться с ним сразу же после того, как приступ ярости проходил. Такая система воспитания оказалась эффективной, вспыльчивость постепенно уменьшалась, и Джеймс становился все более ласковым и отзывчивым мальчиком. В это время он провел две недели в санатории для умственно отсталых детей, после возвращения из которого его поведение очень сильно изменилось. Казалось, он перестал узнавать своих родителей; в его поведении появились черты отчуждения, униженности и апатичности; он не отходил от родителей, капризничал и снова стал агрессивным. Его родители были разумными людьми, однако не слишком образованными, им было трудно правильно понять переживания сына. Они решили'реагировать на новое поведение так же, как и раньше, не обращая внимания на Джеймса в те моменты, когда он вел себя «трудно». К несчастью, это привело к нарастанию осложнений, и, поскольку теперь не было возможностей для выражения любви, как прежде после приступов злости, такая тактика ни к чему хорошему не привела. На этом этапе у родителей появилось нарастающее беспокойство из-за того, что ухудшение состояния ребенка могло быть связано с каким-то органическим заболеванием, и в этот момент меня попросили в первый раз проконсультировать мальчика. Во время беседы Джеймс не отходил от родителей и смотрел только на них. Он выглядел очень несчастным, и казалось, его постоянно тревожило, что они могут оставить его. Отсутствие речи означало, что он не мог рассказать о своих переживаниях, однако история болезни и его внешний вид говорили о типичных острых стрессорных эмоциональных реакциях, вызванных неприятным для него эпизодом разлуки. Нарушения общения и речи сделали для него особенно трудной задачу адаптации к новым условиям санатория, в котором детям обычно нравилось. Родители Джеймса совершенно неправильно истолковали смысл его поведения, и их решение «не обращать внимания» лишь ухудшило положение. Никаких признаков органического заболевания обнаружено не было. С родителями обсудили смысл того, что произошло с ребенком, и посоветовали уделять Джеймсу побольше внимания и любви. Через неделю Джеймс стал таким же, каким он был раньше, за исключением того, что усилилась его тенденция находиться рядом и «виснуть» на родителях. Длительное сохранение нарушений после разлуки Острые эмоциональные реакции, возникающие после трудно переносившейся ребенком разлуки, обычно продолжаются в течение нескольких недель или месяцев. Возникает вопрос: насколько часто эпизоды такого рода могут приводить к более стойким психическим нарушениям? Проведенные исследования обычно говорили о том, что у детей, неоднократно помещавшихся в больницу в раннем возрасте, отмечается повышенный риск возникновения эмоциональных нарушений или нарушений поведения в более позднем возрасте. В то же время риск, связанный с однократным помещением в больницу, невелик, даже если госпитализация была очень длительной. Боулби и его коллеги (17) изучили группу детей в возрасте до четырех лет, которые на протяжении нескольких месяцев находились в туберкулезном санатории. При обследовании несколько лет спустя у этих детей выявилась лишь слегка увеличенная частота нарушений поведения по сравнению с контрольной группой детей, которая не подвергалась госпитализации. Неизвестно, связано ли увеличение риска при многократных госпитализациях с суммацией воздействий этих госпитализаций или же с тем, что дети, неодно- кратно попадающие в больницу, растут в более неблагополучных семьях или отличаются от нормальных детей в каких-то других отношениях. Существуют исследования, демонстрирующие, каким образом характер разлуки сказывается на психическом развитии детей. Например, Дуглас обнаружил, что риск недержания мочи в более позднем периоде был незначительным, если за ребенком, разлученным с матерью, присматривал кто-то из близких ребенку людей. Риск был несколько больше, если или человек, осуществлявший уход, или новая среда были незнакомыми; в том же случае, когда и люди, и обстановка были новыми для ребенка, этот риск увеличивался значительно (96). Раттер показал, что при разлуке с родителями из-за раздоров в семье или трудностей в отношениях с родителями риск асоциального поведения в более поздний период резко увеличивается. Напротив, у детей, разлученных с семьей на то же самое время (месяц или более) из-за госпитализации или вынужденного продолжительного отъезда, повышенного риска психических нарушений не отмечается. Еще раз следует подчеркнуть, что вредной является не разлука сама по себе, но, скорее, неприятные обстоятельства, которые ей сопутствуют. Именно это объясняет повышенный риск возникновения нарушений психического развития у детей, которых помещали «под надзор» (например, в детский дом или чужую семью) даже на короткие периоды времени. Согласно ряду исследований, дети, которых помещали в детские учреждения на короткий срок, происходили из трудных семей и возвращались и эти же семьи. Этим детям в конечном счете самый большой психологический вред наносили те трудности, которые были характерны для их семей. Другие стрессы Было показано, что у взрослых стрессы, не связанные о разлукой, могут приводить к возникновению психических нарушений, и в частности депрессии. На основании ограниченных данных создается впечатление, что стрессы могут оказывать сходное воздействие и на де-тий. Дуглас (96) обнаружил, что повышенное количество неприятных событий на протяжении первых четырех лет жизни приводит к повышению вероятности возникновения энуреза в более старшем возрасте. Некоторые стрессы, такие, как рождение брата или сестры или изменение места жительства семьи, не всегда приводили к таким последствиям. Хейсель и соавторы (73) также обнаружили, что у детей с психическими нарушениями и определенными физическими недостатками отмечалось большее количество пережитых стрессорных ситуаций по сравнению со средней выборкой детей. К сожалению, эти авторы не анализировали типы стрессогенных воздействий. Рождение младшего брата или сестры — это один из самых типичных стрессов, переживаемых детьми, и вполне обычно, что этот период сопряжен с известными трудностями. Такие трудности могут проявляться в виде ревности по отношению к новому ребенку, в виде временного регресса (при котором ребенок вновь требует бутылочку для кормления или же начинает мочиться в постель), еще одной формой может быть агрессия по отношению к матери. Эти реакции являются гораздо более частыми, когда ребенку в момент рождения брата или сестры еще не исполнилось трех лет, и они весьма редки, если возраст ребенка превышает 6 лет. Можно предположить, что такие неблагоприятные реакции будут менее выраженными, если ребенок участвует в уходе за новорожденным и если приняты меры (возможно, за счет большего участия отца в семейных делах) для того, чтобы прибавление в семействе не означало уменьшения родительского внимания, уделяемого старшему ребенку. Следует, однако, отметить, чтр систематические данные, подтверждающие эти положения, отсутствуют. Потеря родителей Раттер (150) показал, что существует корреляция между потерей родителей и психическими нарушениями у детей. Хотя лишь малая доля детей, направляемых в психиатрические клиники, потеряла одного из родителей в результате его смерти, среди них эта доля значительно выше, чем среди населения вообще. Хотя связь смерти одного из родителей с появлением психического нарушения у ребенка не так выражена, как в тех случаях, когда ребенок теряет родителя при распаде семьи, тем не менее существует достоверное, хотя и не- большое увеличение риска появления психического нарушения. Этот риск является максимальным, когда родитель умирает на протяжении третьего или четвертого года жизни ребенка, и существуют некоторые указания на то, что риск оказывается повышенным, если пол умершего родителя совпадает с полом ребенка. Это может быть связано с тем обстоятельством, что родитель того же пола играет особую роль в процессе индентификации ребенка или потому, что его присутствие необходимо для формирования соответствующего его полу поведения в позднем детстве и в подростковом возрасте. В этой связи интересно отметить, что большая часть нарушений (по результатам исследования Раттера) возникает значительное время спустя после смерти родителя. У маленьких детей личные страдания обычно не являются столь выраженными и столь длительными, как у взрослых. Механизмы, за счет которых потеря родителей оказывается связанной с психическими нарушениями в более позднем периоде, включают в основном не непрерывное горе ребенка, а другие факторы. К ним относятся предшествовшая смерти болезнь родителя, чувство горя у оставшегося в живы,х родителя, разрушение семьи в результате смерти (так, что ребенка направляют в детское учреждение или оставляют у родственников), социальные и экономические трудности, являющиеся результатом потери кормильца, и проблемы, которые'могут возникнуть в связи с повторным браком оставшегося в живых родителя. Однако в особенности у более старших детей реакция, включающая элементы горя и страдания, может напоминать реакцию взрослых, и в таких случаях чувство потери не обязательно может быть связано с утратой родителя. Примером этого является Натан. Натан, мальчик подросткового возраста, был направлен в консультацию лечащим врачом для того, чтобы определить, не была ли тяжелая черепно-мозговая травма, перенесенная мальчиком около года тому назад, причиной его плохого самочувствия, плохой успеваемости и склонности к насилию. Мальчик попал в тяжелое дорожно-транспортное происшествие, в котором погиб его ближайший друг. Натан перенес травму черепа, в результате которой оказался поврежденным мозг. Боялись, что он может умереть, и он провел определенный период времени в отделении интенсивной терапии. Однако он хорошо поправлялся и месяц спустя вернулся домой, а через 4 месяца приступил к занятиям в школе. Раньше он был задорным, пользовавшимся популярностью среди сверстников мальчиком, одним из лучших в классе, а теперь стал угрюмым, тихим и погруженным в себя ребенком; он жаловался на головные боли и у него отмечалось раздражительное поведение со вспышками гнева. По ночам он выходил из спальни и сидел или бродил, постоянно разговаривая о самоубийстве. В школе Натан в основном общался с мальчиком, который был заводилой во всяких беспорядках. Он совсем потерял интерес к занятиям. Натан постоянно думал о своем погибшем друге и говорил, что друг разговаривает с ним по ночам. Жизнь родителей Натана была гармоничной, и они явно любили сына. Они очень редко разговаривали с ним о несчастном случае. К моменту обращения в консультацию состояние Натана уже улучшалось. Данные неврологического обследования не выявили никаких аномалий, а психологические тесты показали, что у Натана отмечаются хорошая способность концентрации внимания и память, а уровень интеллектуального развития превышает средний, Date: 2015-11-13; view: 312; Нарушение авторских прав |