Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние семьи на раннее развитие ребенка 1 page
Выше, при обсуждении общих вопросов развития ребенка, уже отмечалось важное значение возникновения эмоциональных связей с другими людьми. Эти отношения привязанности, возникающие на протяжении первых двух-трех лет жизни, отличаются особой избирательностью, некоторые из них становятся для ребенка более важными, чем другие. Такие ранние привязанности младенца, вероятно, составляют основу его будущих отношений с людьми, и тот ребенок, которому в раннем детстве не удалось установить безопасную связь со взрослыми, скорее всего и в более старшем возрасте встретится со значительными трудностями при общении с другими. Вообще говоря, эмоциональные отношения связывают младенца с теми людьми, которые наиболее часто общаются с ним, поэтому обычно такими людьми являются члены семьи, прежде всего родители. Особенности взаимодействий ребенка со своими близкими, степень их отзывчивости на получаемые от ребенка сигналы и полнота удовлетворения его потребностей во многом определяют характер формирующихся в эти первые годы жизни отношений с людьми. Конечно, не следует думать, что роль эмоциональных связей и отношений привязанности важна только на ранних этапах развития ребенка. Напротив, отношения в семье продолжают оказывать свое влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какой-то степени функция этих отношений меняется, однако их значимость остается постоянно высокой. Семья как основа чувства безопасности Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений — их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стреесо-генных ситуациях. Так семья обеспечивает базисное чув- ство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений. Эти функции семьи легко прослеживаются в целом ряде различных ситуаций. Например, мы видим довольно характерную картину, наблюдая за гуляющими в парке матерью и ребенком. Ребенок недавно начал ходить. Мать садится на скамейку и выпускает его из прогулочной коляски. Вначале малыш держится около матери, затем постепенно начинает уходить все дальше и дальше от скамейки. Каждый раз, возвращаясь, он как бы хочет убедиться, что мать по-прежнему находится там, где он ее оставил. Убедившись, что она никуда не исчезла, он вновь отходит от скамейки, чтобы исследовать все более отдаленные части парка. Присутствие матери дает ребенку ощущение безопасности. Однако стоит появиться кому-то (например, незнакомому или собаке), кто вызывает у ребенка тревогу, как он тут же возвращается назад, туда, где он чувствует себя в безопасности. Парадоксально, что сила и надежность связи между матерью и ребенком, вероятно, отражается как в желании ребенка удаляться в спокойной обстановке от матери, так и в быстром возвращении при ощущении опасности. В подобной ситуации ребенок, не уверенный в своей безопасности, будет цепляться за мать и не станет заниматься исследовательской деятельностью. Слишком независимый ребенок (что, к счастью, является редким явлением) уйдет и не вернется обратно за материнской поддержкой. Наблюдения за животными показывают, что использование отношений привязанности в качестве гарантии безопасности исследования внешней среды и источника утешения характерно не только для человека. Поведение, подобное описанному выше, можно наблюдать и у детенышей обезьян, и у цыплят (18). Другим примером того, что присутствие родителей снижает чувство тревоги, являются ситуации, когда дети оказываются в больнице или когда они попадают и непонятную и пугающую их обстановку (56). Исследования показали, что в присутствии родителей дети значительно меньше волнуются и огорчаются. Однако важно отметить, что такой же положительный эффект наблюдается в тех случаях, когда вместо родителей рядом находится брат, сестра или друг. Вероятно, решающую роль играет присутствие близкого человека. Модели родительского поведения Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом тесном контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов процесса идентификации с другим. Следует отметить, что сам выбор ребенком той или иной модели поведения в какой-то мере определяется вариантами поведения, которые он наблюдает среди окружающих его взрослых. На самом простом уровне это проявляется в том, как дети заражаются теми или иными привычками (эксперименты Бандуры и др.) (3). Они с легкостью перенимают у родителей, знакомых, учителей или восхищающих их звезд поп-музыки особенности жестикуляции, походки или манеры говорить. В таком подражании в большинстве случаев проявляется уважение ребенка к тем людям, от которых он зависит и с которыми его связывают теплые и дружеские отношения. Роль моделей родительского поведения важна не только в процессе приобретения привычек. Способ преодоления стресса также определяется исходя из знакомой ребенку стратегии в поведении родителей. Если они реагируют на трудности путем пассивного ухода или неадекватной агрессией, то и ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации точно так же. Если отец в моменты плохого настроения кричит и ругается, то ребенок, опираясь на этот пример, скорее всего, будет вести себя так же. А если при волнении или напряжении мать каждый раз ложится в постель с головной болью, то это повышает вероятность приобретения ребенком ипохондрического стиля реагирования на трудности, при этом жалобы на физическое недомогание будут использоваться как способы преодоления тревоги. Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. Единственной хорошо знакомой ребенку и наблюдаемой им на протяжении дли- тельного времени моделью интимных отношений являются брачные отношения между родителями. Так, для мальчиков отношение отца к матери в значительной мере опеределяет характер их собственного отношения к девочкам. Если модель отношений в семье включает в себя теплоту, взаимную заботу и уважение, то, вероятно, этими же чертами будет характеризоваться и поведение сына. Презрительное же отношение отца к матери может оказать соответствующее влияние на отношение сына к девочкам. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (то есть готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (то есть примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители. Однако нередко родители говорят одно, а делают другое: призывают к честности, но обманывают друг друга, требуют от ребенка сдержанности, а сами вспыльчивы, агрессивны и распущенны. В такой ситуации выбор между предписанием и примером родителей будет зависеть от самых разных обстоятельств, но почти неизбежно, что обида и протест будут возникать у ребенка в случаях, когда требуемое от него поведение соответствует более высоким стандартам, нежели наблюдаемое им у родителей. Важно иметь в виду и то, что ребенок может настолько расширить модель поведения, заданную ему родителями, что его собственное поведение окажется для них неприемлемым. Так подростки, следуя примеру родителей, не признающих канонов и норм, принятых в обществе, расширяют протест и неприятие настолько, что отвергают и то, чем родители все-таки дорожат. Эти дети принимают модель нонконформизма и в отношении норм, признаваемых родителями. Конечно, дети не всегда принимают модели поведения и взгляды родителей. Это зависит как от влияния других людей (друзей, учителей, соседей и др.), так и от характера отношении с родителями. Если отношения являются плохими, дети могут вообще отказаться от родительских норм. То же самое может произойти и в случае, когда дети видят, что поведение родителей приводит лишь к новым трудностям и неудачам. Имен- но поэтому иногда случается, что дети алкоголиков — трезвенники, а дети непьющих родителей становятся заядлыми пьяницами. Семья и приобретение жизненного опыта Влияние родителей особенно велико и потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Известно, что на развитие интеллекта влияют как наследственность, так и собственный опыт ребенка. Дети учатся, действуя: манипулируя с игрушками и участвуя в различных играх. Качество и количество игрушек, которыми родители обеспечивают своих детей, так же как качество и количество их игровых контактов, могут стимулировать или тормозить интеллектуальное развитие ребенка. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, то есть иметь разнообразные, интересные, значимые и волнующие впечатления. Хороший отец или хорошая мать, как хороший учитель, должны не только обеспечивать ребенка информацией, но и следить за тем, чтобы обстоятельства и способ передачи знаний стимулировали его желание учиться. Кроме того, в силу ряда причин с детьми важно много беседовать. Во-первых, разговор способствует усвоению речи и развитию речевого мышления. Исследования показывают, что младенцы значительно больше гулят и вокализируют, когда им читают вслух. У детей из бедных семей речевое развитие ускоряется, если в детских группах, которые они посещают, специальное внимание уделяется речевому общению с ними. Во-вторых, из бесед ребенок получает важные для себя знания и информацию. В-третьих, то, как родители пользуются речью, определяет для ребенка ценность разговорного языка. На различия в использовании устной речи как средства общения в разных социальных группах указывал Бернстейн (13). Лингвистические стратегии, используемые родителями, придают особую форму манере ребенка говорить, а это имеет для него важные последствия при обучении в школе. Мы часто говорим о значении жизненного опыта для развития мышления и для обучения, но не следует забы- вать и о той жизненно важной роли, которую этот опыт играет в социальном и эмоциональном развитии ребенка. Ребенок, с детства «привязанный к материнской юбке», столкнется с большими трудностями при поступлении в школу (или в случае, если он окажется в больнице), нежели ребенок, который привык к общению с друзьями и часто с удовольствием проводил время в обществе разных родственников. Навыки социального поведения, так же как и любые другие навыки, требуют обучения. Опыт общения с другими детьми определит, насколько легко в будущем ребенок будет приобретать друзей. Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и, вероятно, будут положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. Дисциплина и формирование поведения Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении малыша. В раннем детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать. При таком обучении работает множество различных механизмов, например восприятие словесных указаний родителей, а также копирование воспринимаемых образцов поведения. Далее ребенок узнает различные типы поведения, наблюдая реакцию родителей на свои различные поступки. Он начинает понимать, что необходимо сделать, чтобы его похвалили, а за что он получит шлепок. Здесь главными являются два момента: а) выбор родителями одобряемых и осуждаемых типов поведения и б) эффективность проводимой родителями в жизнь дисциплины. Очевидно, что цели, которые родители ставят при воспитании своих детей, различны. В этом отношении существуют хорошо известные национальные, культурные и социальные различия (119). В некоторых семьях считают, что дети должны со всем соглашаться и быть послушными. В других ценится самоутверждение и независимость ребенка. Некоторые семьи хотят, чтобы их дети в большей степени рассчитывали на свои силы и с раннего возраста принимали серьезное участие в домашних делах; другие предпочитают, чтобы их дети зависели от родителей до гораздо более старшего возраста. Эти моменты, касающиеся целей воспитания, могут играть известную роль, определяя формирование того или иного стиля поведения. Однако неизвестно, оказывают ли цели воспитания заметное влияние на различия в частоте эмоциональных нарушений или нарушений поведения. Важность эффективности «мер наказания» очевидна. Довольно ограниченные данные, известные по этому вопросу, будут обсуждаться ниже. Общение в семье Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Беседы ребенка с родителями, а также с братьями и сестрами являются для него важными средствами пробного использования собственных представлений и проработки отношений с другими. При этом важна не только вербальная сторона, ибо общение включает также передачу чувств и отношений с помощью жестов, мимики и позы. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения. Семьи, в которых высказывания родителей противоречивы или неоднозначны, создают для ребенка более трудную ситуацию. Правда, здесь следует сказать, что данные по этому вопросу недостаточны. Указанные моменты ни в коем случае не исчерпывают многочисленные аспекты функции родителей, они касаются относительно более важных ролей, выполняемых родителями при воспитании детей. Эти моменты как бы создают фон, на котором следует рассматривать работу предполагаемых механизмов формирования психических нарушений у детей. Воспитание детей и дисциплина В прошлом в книгах о развитии ребенка огромное место уделялось обсуждению таких вопросов: когда отнимать ребенка от груди и когда приучать его к горшку. Эта тенденция в большой степени была следствием уже устаревшего психоаналитического взгляда на развитие, имеющего якобы оральную, анальную и латентную стадии. Как мы уже видели в предыдущих главах, такая точка зрения является упрощенной и неверной. Данные исследований говорят, что роль перечисленных моментов весьма незначительна и такие вопросы, как вскармливался ли ребенок грудью или из бутылочки или какой метод был использован для приучения ребенка ходить на горшок, с психологической точки зрения представляются несущественными (27). Это, конечно, не означает, что характер ухода за ребенком не играет никакой роли. Кормление и обучение навыкам опрятности являются важными этапами в жизни ребенка, и наиболее существенно то, каким образом родители осуществляют уход за ребенком. Так, кормление (неважно, из бутылочки или грудью) дает возможность держать ребенка на руках, разговаривать (• ним и улыбаться ему. Такой контакт необходим для оптимального психического развития. Дело обстояло бы совсем иначе, если бы ребенка просто оставляли с закрепленной бутылочкой, содержимое которой он мог бы сосать. Как ухаживать за ребенком? Это очень важный вопрос, однако он прежде всего касается социального и психологического аспектов ухода, а не простой его хронологии или техники. Вопрос о методах наказания также является открытым, несмотря на огромное количество исследований по этой и другим близким проблемам воспитания детой. Большая часть таких исследований страдает от серьезных методологических и концептуальных недостатков, как это было показано Ярроу и соавторами (204); однако, насколько можно судить, данные в основном отрицают особую эффективность наказаний (6). Оказывается, что практически неважно, какой метод наказания применяется и насколько наказание является строгим. Очень тяжелые или очень легкие наказания по своим результатам являются неудовлетворительными, однако в средней части интервала разли- чий практически нет. Нашлепать ребенка, заставить его выйти из комнаты или сделать ему упрек — все эти меры являются примерно одинаковыми по своему воздействию. Однако, если тяжесть наказания не играет значительной роли, частота наказаний — это более важный момент. Мальчики, которых постоянно наказывают, с повышенной вероятностью будут реагировать на наказания агрессией и асоциальным поведением. Вряд ли это является непосредственным эффектом применения мер, поскольку постоянные наказания часто бывают связаны с общим неприятием и враждебностью в семье. Вполне может быть, что плохие отношения между родителями и детьми столь же существенны для появления нарушений поведения, как и характер дисциплинарных мер, применяемых в процессе воспитания. В то же самое время исключительно важна последовательность применяемых дисциплинарных воздействий. Различие дисциплинарных требований родителей (например, отец склонен за все наказывать, а мать — к тому, чтобы все разрешать; один из родителей что-то позволяет, а другой это же запрещает) или же отсутствие последовательного отношения к дисциплине (наказание за поздний приход домой в один день и безразличное отношение к тому же самому — в другой) значительно повышают вероятность формирования агрессивного или асоциального поведения у ребенка. Комбинация исключительно мягких дисциплинарных требований со стороны матери и жестокой избыточно ограничительной позиции отца является особенно распространенной в семьях мальчиков-правонарушителей. Представляется, что несоответствие между тем, как родители ведут себя, и тем, что они требуют от своих детей (то есть дисциплина на фоне лицемерия), может оказывать такое же влияние, однако данные по этому вопросу менее надежны. Как показывают исследования, характер реагирования родителей на плохие и хорошие поступки детей также играет огромную роль. Исследований, направленных на анализ подобных взаимодействий между родителями и детьми непосредственно в домашней обстановке пока еще мало. Однако некоторые экспериментальные данные говорят о том, что время и характер реагирования родителей могут оказывать очень важное влияние на формирование поведения детей, причем это относится к изменению детского поведения как в лучшую, так и в худшую сторону (88, 125, 126). Родители трудных детей отличаются от других родителей тем, что хуже понимают, когда и как следует вмешаться; реже хвалят за хорошее поведение; зачастую реагируют ошибочно и непоследовательно на плохое поведение и уделяют такому поведению ребенка слишком много внимания (как в положительном, так и в отрицательном смысле). Поскольку значительная часть (однако ни в коем случае не все) случаев плохого поведения содержит в себе элемент поиска ребенком внимания родителей, взрослые способствуют фиксации такого поведения, уделяя ребенку внимание именно в эти моменты. Чаще было бы правильнее игнорировать плохое поведение с тем, чтобы оно не способствовало привлечению внимания взрослых; в результате ребенок скорее перестанет вести себя плохо. Наоборот, родительское одобрение хорошего поведения ребенка часто отсутствует; так и в школьном классе учителя часто про себя думают: «Слава богу, сейчас он тихий — не надо обращать на него внимания». Но именно в такие моменты ребенку особенно необходимы участие родителей, похвалы и одобрение. Редкий ребенок не делает совсем ничего хорошего или полезного. Однако слишком часто родители не обращают внимания на положительные стороны детского поведения, занимаясь лишь плохими поступками малыша. Нередко улучшение можно вы-квать, просто изменив акцент воспитательного воздействия. Эффективность дисциплины зависит также и от многих других факторов. Здесь мы еще не имеем твердых окончательных установок, однако, вероятно, они нключают следующие моменты: время реакции родителей (как одобрение, так и наказание гораздо более эффективны, если они являются немедленными); последовательность и принципиальность дисциплинарных требований (дети реагируют гораздо лучше, если они видят, что правила являются разумными и служат своей цели); качество отношений между родителями и ребенком (родительское одобрение или неодобрение будут иметь гораздо больший успех, если родителей любят и уважают) и, наконец, баланс одобрений и наказаний (улучшение поведения ребенка более вероятно
при относительном преобладании поощрений и минимуме запретов). Уже упоминалось об огромном значении последовательного проведения этих мер. Лучше иметь немного правил, которые твердо проводятся в жизнь, чем массу правил, применяемых непоследовательно. Иногда о дисциплине говорят только как о системе наказаний, как будто ее единственная цель — не допустить плохого поведения. Это, конечно, не так. Поощрение «хорошего» поведения не менее важно,чем осуждение «плохого» поведения, однако еще более важно развивать у ребенка внутренние механизмы контроля своего поведения. Для этого необходимо создать его собственную систему ценностей (которые совсем не обязательно должны совпадать с ценностями родителей). С помощью этой системы ребенок будет регулировать свое поведение вне зависимости от поощрений или наказаний со стороны других людей. Чтобы такая система ценностей сформировалась, необходимо обсуждать с ребенком мотивы тех или иных поступков. По мере того, как ребенок взрослеет, он должен принимать участие в формировании внутрисемейных норм поведения. Ограничения и гиперопека со стороны родителей К вопросам дисциплины примыкает вопрос о допустимой степени автономности и независимости детского поведения. Четверть века тому назад Хьюитт и Дженкинс (77) в исследовании, проведенном с больными детьми, обнаружили, что те из них, которые подвергались сильным ограничениям со стороны родителей, находились в подавленном или невротическом состоянии. Ряд последующих работ также показал, что избыточный контроль и избыточная регламентация со стороны родителей коррелируют с эмоциональными нарушениями у детей. Правда, многие из этих исследований не были достаточно хорошо проконтролированы, и невозможно оценить степень подобной корреляции или частоту, с которой она проявляется в развитии психологических проблем у ребенка. С другой стороны, классическое исследование материнской гиперопеки, проведенное Дэвидом Леви (134) несколько десятилетий тому назад, четко показа- ло различные пути возникновения этой формы родительского поведения. Хотя в его работе отсутствует статистическая обработка, требуемая современной наукой, тем не менее эта работа дает прекрасный пример того, как можно анализировать происхождение той или иной формы родительского поведения и как планировать работу по его изменению. Это исследование целесообразно рассмотреть более детально. Леви работал с группой детей, посещавших психиатрическую клинику. В этой группе он выявил подгруппу, в которую вошли дети, воспитывавшиеся в условиях выраженной гиперопеки со стороны матери. Характерными чертами гиперопеки были: избыточный контакт с ребенком, слишком длинный период ухода «как за маленьким» и подавление независимого поведения. Избыточный контакт мог носить как физический, так и социальный характер. При этом типе взаимоотношений отмечались неуместные ласки со стороны матери; было обнаружено, что примерно треть детей (все в возрасте старше 8 лет) продолжали спать в постели вместе с матерью, а общение настолько поглощало мать и ребенка, что исключало возможность взаимоотношений с другими. Продолжение ухода за детьми «как за маленькими» проявлялось в том, что матери одевали, купали и кормили детей в течение неоправданно длительного времени, когда в этом уже не было необходимости; кроме того, они занимались ненужным обслуживанием детей, находясь как бы у них на побегушках и стремясь удовлетворить любое их желание. Подавление независимости проявлялось в том, что детям не разрешалось помогать старшим в уборке, ремонте и других домашних обязанностях. Матери ограничивали и социальные контакты детей, определяя, с кем можно, с кем нельзя играть без разрешения. Еще одна черти гиперопеки заключалась в избыточном надзоре за детьми, постоянной помощи им и в одобрении их обращения за помощью в случаях ссор или каких-то затруднений. Определив таким образом воспитание по типу гиперопеки, Леви сделал основной акцент на анализе реального материнского поведения-, а не на словах матерей. Ведь существует лишь приблизительная связь между разговорами людей о своих чувствах и их реальными поступками. Далее, Леви сфокусировал внима-
ние на анализе поведения родителей по отношению к конкретному ребенку, а не к детям вообще. Это действительно необходимо, поскольку родители по-разному относятся к разным своим детям. К сожалению, эти уроки были проигнорированы авторами многих других работ, в которых использовался сомнительный анкетный метод оценки общего отношения родителей к воспитанию. Одним из серьезных пробелов в исследовании Леви было отсутствие исследования отцов. Лишь много позже стало известно, что отцы играют не менее важную роль, оказывая влияние на психическое развитие детей. Все дети, воспитываемые в условиях гиперопеки, имели трудности в общении с другими детьми. Типичной являлась ситуация, когда ребенок боялся отойти от матери, медленно адаптировался к новому и с трудом привыкал к школе. Наблюдались, однако, различия между детьми, матери которых были терпеливыми и снисходительными, и детьми, чьи матери были властными, строгими и склонными к наказанию. Дети, к которым относились снисходительно, были своенравными и дерзкими дома, однако в остальном почти не испытывали трудностей, за исключением того, что с трудом находили друзей. Короче говоря, в этих случаях речь идет о типичном синдроме «избалованного ребенка». С другой стороны, дети, которых слишком часто подвергали наказаниям, росли пассивными, покорными и зависимыми. Результаты исследования Леви, так же как и накопленный в клинической практике опыт, заставляют задуматься: что приводит к такому неконструктивному поведению матерей? Гиперопека может возникать несколькими путями. Во-первых, существуют факторы, связанные с особенностями истории развития ребенка. В семьях гиперопека какого-то одного ребенка может возникнуть из-за пережитых родителями трудностей зачатия или осложнений при родах, что делает его более дорогим по сравнению с остальными детьми. Дети, воспитываемые в условиях гиперопеки, часто в младенчестве могут страдать хроническими или опасными для жизни заболеваниями. В таких случаях гиперопека во время болезни является разумной мерой, трудности же возникают в результате того, что она продолжается и после выздоровления. Эти данные от- ражают роль истории развития ребенка в формировании родительского отношения. Далее, важную роль играют факторы, связанные с детством самой матери. Хотя такие матери, как правило, бывают стабильными и активными личностями, многие из них сами выросли в семьях без тепла и любви. Поэтому они бывают полны решимости дать своим детям то, чего недополучили сами, но «перегибают палку», что приводит к возникновению чересчур заботливого отношения к ребенку. Это подчеркивает необходимость анализа собственного детства родителей, который дает возможность понять, почему они ведут себя так, а не иначе по отношению к детям. Третью группу факторов составили моменты, касающиеся семейных отношений. Отцы гиперопекаемых детей обычно бывают покорными людьми, которые почти не принимают участия в жизни семьи. В исследовании Леви в трех четвертях случаев совместные формы проведения досуга родителей были бедными и в таком же количестве случаев наблюдалось неблагополучие в браке. Создается впечатление, что в рассматриваемых случаях свои отношения с мужем мать в какой-то степени переносит на ребенка. В подчеркнуто близкой связи с ребенком она ищет какую-то компенсацию того, что не дает ей брак. В-четвертых (хотя этот момент был намеренно исключен из исследований Леви), гиперопека может возникать в качеств'е реакции на враждебное отношение к своему ребенку и неприятие его. Когда матери неосознанно «борются против» чувства антагонизма по отношению к собственному ребенку, они могут реагировать на это гиперопекой и избыточной заботливостью, как бы доказывая себе, насколько сильно они на самом деле любят его. Это особенно вероятно тогда, когда чувства любви и ненависти сосуществуют друг с другом. В таких случаях родители не могут заставить себя признать возможность ненависти по отношению к тому, кого они любят. Такого рода неоднозначность явля-ится очень распространенной формой переживаний и с» ма по себе совершенно нормальна. Именно реакция ип такие чувства в данном случае ведет к нарушенной адаптации. В-пятых (этот момент также не включен в серию, исследовавшуюся Леви), гиперопека может непосредст-
184
венно возникать в результате каких-то психических нарушений у матери. Такие нарушения приводят к аномальной «потребности» матери в зависимом положении ребенка. Date: 2015-11-13; view: 390; Нарушение авторских прав |