Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Различиямежду мальчиками и девочками
Вероятно, наиболее явные различия между детьми связаны с их полом. Разница между мальчиками и девочками в физиологическом плане является столь очевидной, что о ней не стоит и говорить. Известно, что половые различия важны для процесса развития, причем это не ограничивается психосексуальным развитием и собственно половыми характеристиками, а простирается гораздо дальше (151). Одно из наиболее детально описанных различий касается скорости созревания. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. Эта раз- ница в темпах роста между мальчиками и девочками, определяемая У-хромосомой (по данным исследования детей с хромосомными аномалиями), составляет две недели с момента родов, равна почти году к моменту поступления в школу и от 18 месяцев до двух лет в период полового созревания. Хотя мальчики практически в любом возрасте крупнее девочек и, кроме того, физически сильнее, существуют данные, что они обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию практически всех физических факторов. Мальчики в большей степени подвержены осложнениям в процессе родов. Они чаще заражаются и чаще погибают от детских инфекций, кроме того, у них выше вероятность задержки роста после облучения, как это показывают последствия взрывов ядерных бомб в Хиросиме и Нагасаки. Мужчины также имеют меньшую продолжительность жизни по сравнению с женщинами. К сказанному следует еще добавить, что повышенная ранимость представителей мужского пола отмечается и у других биологических видов. По данным одного исследования, крысы-самцы хуже самок переносят голод. Независимо от того, насколько это может ранить мужское «я», очевидно, что в биологическом плане мужской пол является более уязвимым. Причины этого однако неизвестны. Одно из возможных объяснений связано с разным темпом созревания: неполовозрелые особи более подвержены повреждениям, а именно мальчики созревают позже. Однако такое объяснение не является удовлетворительным, поскольку повышенная ранимость мужского пола сохраняется в течение всей жизни. Как бы для того, чтобы компенсировать эту биологическую слабость мужчин, на каждые 100 девочек приходится зачатие примерно 125 мальчиков. Психические нарушения также значительно чаще встречаются у мальчиков. Этот хорошо установленный факт заставляет задуматься о его причинах. Психоаналитическая теория не дает удовлетворительного объяснения, и, как утверждают сторонники эмансипации, понимание Фрейдом женщин находилось под сильным влиянием предрассудков о превосходстве мужчин, распространенных в его время. Бихевиористы рассматривали отклонения в поведении с точки зрения форми рования неправильных рефлексов, однако надо сказать, что заметных различий между полами в ответах на стимулы не существует. Реакции на стресс со стороны вегетативной нервной системы (такие, как изменение частоты сердечных сокращений и потоотделение) обнаруживают некоторую зависимость от пола, однако это никак не объясняет половых различий в частоте психических нарушений. Аналогичные соображения справедливы в отношении попыток объяснить этот факт степенью внушаемости и способностью к подражанию. Три следующих объяснения, вероятно, и содержат в себе зерно истины, однако ни одно из них не подтверждается достаточным количеством данных. Первое состоит в том, что мальчики по своей конституции являются более чувствительными к психологическим стрессам. В этом отношении известно совсем немного, однако существует предположение, что мальчики, вообще говоря, более чувствительны к воздействию определенных неблагоприятных психологических факторов. Это относится, например, к таким ситуациям, когда между родителями происходят ссоры или возникают разногласия. На мальчиков в большей степени воздействуют неприятные переживания, связанные с разводом родителей (152). Имеются данные, что повышенная ранимость мужского пола отмечается и у других биологических видов. Так, в ряде исследований на животных было обнаружено, что самцы тяжелее переносят насильственное отделение от самок, а также различные формы неволи (156). Мужчины сильнее страдают от стрессов, связанных с потерей супруги. Неизвестно, является ли повышенная ранимость мужчин врожденной или приобретенной. Этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении. Второе объяснение заключается в том, что различие полов в частоте психических нарушений по крайней мере отчасти связаны с половыми различиями в темпераменте или стилях поведения. Есть веские основания предполагать, что темперамент играет важную роль и генезе психических нарушений, а различия темперамента между мальчиками и девочками отмечаются с раннего детства (82). Например, маленькие девочки являются более чувствительными и реактивными по отношению к целому ряду стимулов. Это особенно касается стимулов, воздействующих на область рта или кожи. С другой стороны, годовалые мальчики в своих играх проявляют большую независимость, большую моторную активность и большую силу. Мальчики дошкольного возраста агрессивнее девочек даже и тогда, когда исключена возможность легкой мозговой травмы в прошлом; учет этой возможности необходим, поскольку такая травма у мальчиков является более частым явлением. Мальчики в возрасте 3—5 лет и старше чаще играют в грубые игры и, кроме того, являются более импульсивными. Различия полов в отношении самоутверждения, силы темперамента и агрессивности, вероятно, имеют биологическую природу. Существуют четыре группы данных в пользу биологического объяснения. Во-первых, подобные различия обнаруживаются у широкого круга видов животных, а не только у человека. Во-вторых, они отмечаются с самого раннего периода жизни. В-третьих, самки обезьян, подвергнутые маскулинизации (путем инъекции мужских половых гормонов их матерям во время беременности), обнаруживают большую склонность к грубым играм, по сравнению с обыкновенными самками. В-четвертых, исследования, проведенные на людях (когда избыток мужских половых гормонов у матери во время беременности был результатом заболевания эндокринных желез или гормонального лечения) также показывают повышение тенденции к мальчишескому поведению у девочек (154). Наконец, дополнительную Т-хромосому (мужскую) связывают с несколько повышенной тенденцией к агрессивному поведению (120). Хотя точные механизмы, лежащие в основе этих явлений, остаются неизвестными, не приходится сомневаться, что существуют биологически детерминированные половые различия стиля поведения, причем эти различия отмечаются с самого раннего детства. Это заключение, однако, относится главным образом к самоутверждению, силе темперамента и агрессивности. А по отношению к широкому набору других типов поведения, разных у двух полов, оно весьма сомнительно. Девочки и женщины обычно более зависимы, конформны, консервативны, эмоциональны, тревожны, слезливы и привередливы. Эти черты чаще всего проявляются в довольно позднем детстве и становятся более явными начиная со школьного возраста. Похожие закономерности не наблюдаются у других видов животных, например крысы-самцы более пугливы, чем крысы-самки. Ни гормоны, ни хромосомы не оказывают определяющего влияния на эти типы поведения. Весьма вероятно, что в целом социальные и культурные воздействия играют важную роль в плане формирования перечисленных выше различий. Хорошо известны различия в отношении общества к мужчинам и женщинам и различия в их социальных ролях (154). Даже в детстве матери обращаются с мальчиками и девочками по-разному и неодинаково разговаривают с ними (в целом контакт между матерью и дочерью является более тесным). Вероятно, различия в типах родительского поведения отчасти являются следствием различий самих детей (отметим, что и обезьяны общаются с детенышами мужского и женского пола по-разному). Однако представления родителей о том, как должны себя вести мальчики и девочки, во все возрастающей степени определяют то, как сами родители будут реагировать на детей, какие типы поведения они будут одобрять, а какие осуждать. Эти разные представления продолжают оказывать свое сильное влияние и в школьный период, причем они воздействуют как на поведение, так и на успеваемость детей. Помимо явных связанных с культурными стереотипами отличий в представлениях старших о том, как подобает себя вести мальчику и девочке, существуют широко распространенные и действенные типы отношений, которые ставят женщину в более низкое социальное положение. В английском языке мужское начало ассоциируется с силой, мощью в отличие от женского начала, которое используется для обозначения простоты, подчиненного положения, слабости. Современный метод изучения английской грамматики широко использует эти стереотипы для обозначения частей речи. Даже герои в детских рассказах вдвое чаще бывают мужчинами. Во многих обществах женщины занимают подчиненное положение. Часто им не рекомендуют работать вне дома, и, если мужчины позволяют им работать, зачастую считается, что они должны выполнять более
простую, менее ответственную, низкооплачиваемую работу. Хотя соответствующие характеристики в нашей культуре переменчивы, в семье женщины также при принятии решений обычно занимают второстепенное место. Женщины часто оплачивают счета, однако редко распоряжаются кошельком. Наверное, самое важное обстоятельство заключается в том, что они не только рожают детей, но и обычно несут основную ответственность за их воспитание. Выше отмечалось, что у мальчиков психические нарушения встречаются чаще, в то же время существующие данные показывают, что социальные влияния больше затрудняют жизнь женщины. На первый взгляд может показаться, что определяемые полом социальные влияния несущественны для возникновения психических нарушений. Однако здесь важно отметить, что социальная дискриминация девочек увеличивается в позднем детстве и в подростковом возрасте и достигает максимума у взрослых. Параллельно отмечается изг менение соотношения психических нарушений у подростков. До полового созревания такие нарушения более часты у мужчин, в то время как после него они начинают преобладать у женщин (особенно часто встречаются невротические и депрессивные расстройства). Особенности темперамента Дети значительно отличаются друг от друга также и своим темпераментом, причем эти различия проявляются с момента рождения (12). Их диапазон необыкновенно широк. Так, Бриджер и Берне (29) обнаружили достоверные индивидуальные различия в изменении частоты сердечных сокращений у младенцев в ответ на прикосновение. Различались также реакции младенцев на разнообразные способы успокоения после воздействия стрессогенных стимулов. В других исследованиях были показаны различия в поведении при сосании, различия в характере зрительных реакций, а также в характере выработки условных рефлексов. Далее следует отметить важные различия, касающиеся стиля поведения детей, иными словами, различия в способах выполнения тех или иных действий, а не самих действий. Лонгитюдное исследование, выполнен- ное Томасом с соавторами в Нью-Йорке (35, 188), показало, что дети достоверно различаются по следующим характеристикам: уровень активности, энергичность, регулярность различных биологических циклов (сон, бодрствование, голод, насыщение, динамика процессов выделения и т. д.). Дети также отличаются по способности к адаптации (то есть тем, насколько легко меняется их поведение в ответ на изменившиеся обстоятельства окружающей среды) и по интенсивности своих эмоциональных реакций (например, обнаруживая свою радость громким смехом или спокойной улыбкой, а неудовольствие — криком или просто жалобой). Дети отличаются также тем, идут ли они навстречу контактам или, наоборот, избегают их. Стиль поведения детей, оцененный с помощью такого подхода, сохраняется примерно на протяжении года, однако указанные характеристики ни в коей мере не являются фиксированными навсегда и в более длительных масштабах времени претерпевают заметные изменения. Связь особенностей темперамента с патологией Важность выделенных особенностей темперамента для последующего развития была продемонстрирована в трех различных исследованиях. Нью-йоркская группа исследовала эти моменты в рамках лонгитюдного исследования детей, живущих в семьях среднего класса, где родители были заняты профессиональной деятельностью (188). Сравнивались особенности темперамента детей (примерно '/з от всей выборки), у которых позже возникли какие-то (в основном легкие) нарушения поведения, и остальных детей, развитие которых протекало нормально. Оказалось, что уже на втором году жизни, до появления клинической симптоматики, дети, у которых позже развились «трудные» черты поведения, обладали своеобразным темпераментом (100). Явно нерегулярные функциональные характеристики (например, нарушение режима сна), замедленная адаптация к новым условиям, высокая интенсивность эмоциональных реакций и преимущественно плохое настроение оказались характерными для тех детей, которые впоследствии чаще всего нуждались в помощи в связи с нарушением поведения. Осложнения развития возникли более чем у ~/з группы детей, обладавших все-
ми четырьмя перечисленными выше особенностями темперамента, и было совершенно ясно, что существовала связь между стилем поведения ребенка в раннем детстве и риском появления нарушений его поведения на более поздних возрастных этапах. Происхождение особенностей темперамента Приведенные исследования подтверждают значение индивидуальных различий темперамента для прогноза развития ребенка, однако они не проливают свет на происхождение особенностей темперамента и не показывают, как они влияют на развитие. Известно, что особенности темперамента имеют выраженную генетическую природу, однако было бы совершенно неправильно рассматривать их как полностью «конституциональные». Подобно любым другим свойствам психики человека, они зависят от жизненного опыта ребенка, являясь результатом сложного и непрерывного взаимодействия между генетическими, биологическими и многочисленными социальными факторами. Иногда приводят цифры, касающиеся того, в какой степени та или иная психическая функция обусловлена наследственностью. Например, часто говорят, что интеллект на 80% задан генетически. Однако цифры такого рода довольно сомнительны (21). Первое, вызывающее сомнение обстоятельство, заключается в следующем. Генетически определяемые вариации модифицируются воздействием окружающей среды. Теоретически, когда каждый находится в абсолютно идентичной среде, все различия будут обусловлены генети: ческими факторами. Напротив, в группе генетически идентичных лиц все различия должны быть связаны с влиянием окружающей среды или с другими «негенетическими» воздействиями. Таким образом, применяя эти теоретические соображения к реальной жизни, можно утверждать, что в тех случаях, когда люди живут в абсолютно разных условиях, влияние генетических факторов будет меньше, чем когда условия жизни людей одинаковы. Другое обстоятельство, тесно связанное с первым, заключается в том, что генетические факторы и факторы внешней среды взаимодействуют друг с другом и их нельзя рассматривать изолированно. Этот аргумент наи- более четко иллюстрируется исследованием Купера и Зубека, проведенным на крысах (39). Они осуществляли селекцию крыс на разные линии, так, чтобы одна линия состояла из крыс, умеющих проходить через лабиринт, а другая — из крыс, плохо решающих эту задачу. Через несколько поколений были получены две группы животных, которые в обычной лабораторной обстановке почти не обнаруживали совпадений по данному признаку. Таким образом быдо показано, что обучение прохождению через лабиринт содержит весьма сильный генетический компонент. Однако интересным оказалось наблюдение, которое состояло в том, что различия между генетически «хорошей» и генетически «плохой» группой не проявлялось ни в условиях депривации, ни в условиях стимулирующей к прохождению лабиринта среды. В условиях депривации обе группы крыс давали одинаково плохие результаты и лучший генетический компонент поведения животных одной из групп не проявлялся. В стимулирующей среде обе группы давали хорошие результаты. Результат генетически превосходящей группы был лучше, однако разница между группами была значительно меньше, чем в обычных лабораторных условиях. Неизвестно, какое отношение к человеку имеют подобные взаимодействия между генетическими факторами и средой, однако весьма вероятно, что что-то похожее имеет место и у людей. Третье обстбятельство заключается в том, что влияния окружающей среды могут, по существу, изменять биологические конституциональные моменты. Это можно продемонстрировать, резко ухудшив условия жизни. Например, лишив детенышей животных возможности видеть, можно вызвать дисфункцию зрительного участка коры головного мозга (137). Некоторые исследования, выполненные на крысах, показывают, что внешняя стимуляция может приводить к изменениям биохимических аспектов функционирования мозга (145). Последние исследования показали, что у кошек реакция клеток коры на вертикальные или горизонтальные полосы определяется зрительным опытом, полученным в раннем периоде жизни (16). Эти данные позволяют предположить, что на развитие мозга может оказывать влияние не только мозговая травма, но так- же и не связанный с травмами жизненный опыт. Четвертое обстоятельство заключается в том, что иногда отмечаются сильные корреляции между той или иной особенностью темперамента в раннем детстве и поведением в более старшем возрасте. Это иллюстрируют данные нью-йоркского исследования темперамента (169, 188). Особенности темперамента детей второго года жизни (по результатам проведенного через три года обследования) обнаруживали слабую корреляцию с аналогичными характеристиками, однако они же обладали предсказательной силой в отношении появления к этому времени нарушений поведения. Этот результат показывает, что нарушение поведения не было прямым результатом сохранения нетипичной особенности темперамента; оно, скорее, было следствием какой-то последовательности событий, приведенной в действие или самой особенностью темперамента, или чем-то связанным с ней. Именно соображения такого рода заставили многих исследователей отказаться от взгляда на психическое развитие как на процесс, идущий по заданной «траектории», и принять другую точку зрения, основанную на «взаимодействиях». В соответствии с первой точкой зрения внутренняя предрасположенность ребенка ведет его по траектории развития, причем эта траектория определяется врожденными качествами. Окружающая среда может замедлять или облегчать это движение, однако рамки, в которых происходит развитие, задаются исходной генетической основой. «Реальная» личность детерминируется генетически, хотя, конечно же, обедненная или искаженная среда может препятствовать полной реализации возможностей личности. Эту точку зрения наиболее четко выражают сторонники «врожденного» интеллекта, они представляют его как бы ракетой, которую могут бросать воздушные потоки и ветры, однако коренным образом изменить ее траекторию им не под силу. Приведенное положение верно только в том смысле, что биологическая одаренность устанавливает пределы или управляет вероятностями. Так, крайне маловероятно, что ребенок, родившийся с очень плохой координацией движений, станет чемпионом по гимнастике или что ребенок с низкой интеллектуальной одаренностью станет выдающимся математиком. Однако здесь речь идет о вероятности, а не о предопределенности, и взгляд на развитие, как на «траекторию» или «фиксированный потенциал» не вполне согласуется с фактами, потому что он не учитывает изменений, возникающих в результате взаимодействия со средой. Из-за этого такой взгляд, вероятно, неправильно отражает то, что происходит на самом деле. И вообще если, обсуждая закономерности психического развития, использовать аналогии, то, пожалуй, более верной будет аналогия с рекой, истоком которой является большое горное озеро. Это озеро дает реке основную массу воды, однако ее состав претерпевает изменения за счет минералов, содержащихся в русле реки, а также за счет загрязняющего ее в различных местах стока, дополнительную же силу течению придают многочисленные небольшие ручьи, впадающие в реку на ее пути к морю. Вероятно, ход развития можно представить себе с помощью этой весьма общей аналогии. Генетически заданные свойства в большинстве случаев играют роль основного определяющего фактора, однако его сила будет варьировать в зависимости от силы, природы и разнообразия воздействия со стороны окружающей среды, и в каждый момент развития эти взаимные влияния ведут к изменениям, которые в свою очередь будут сказываться на последующих взаимодействиях. Влияние темперамента на развитие Итак, считая развитие процессом, обусловленным взаимодействием биологических и социальных факторов, необходимо уточнить роль особенностей темперамента в нем. По этому вопросу имеются лишь очень ограниченные данные. Воздействие ребенка на окружающих В большинстве ранних исследований детско-роди-тельских отношений предполагалось, что только родители влияют на детей, однако в ряде работ последних лет продемонстрирована справедливость и обратного утверждения. Особенности ребенка влияют на формирование родительского поведения. Это было показано разными способами. Например,
Леви (104) обнаружил, что отношение матери к своему ребенку зависит от состояния, в котором ребенка приносят для кормления: спит он или бодрствует, спокоен или капризничает. Кемпбелл показал (28), что в яслях более активные младенцы пользуются большим вниманием со стороны персонала (это наблюдение помогает понять результаты исследования Шаффера, согласно которым более активные дети меньше страдают от обедненной среды, поскольку они получают больше стимуляции по сравнению с менее активными детьми). Осовская (123) обнаружила, что матери в экспериментальной ситуации меньше общаются с теми детьми, которым свойственна независимость, кроме того, матери таких детей менее склонны к контролю за их поведением. Исследование семей с детьми, страдавшими врожденными пороками развития, показали, что при этом формируется своеобразный тип родительского поведения (44). Итак, особенности детей вызывают разные типы поведения окружающих. Пока этот эффект исследован очень мало, и конкретные моменты, касающиеся влияния темперамента ребенка на отношение других к нему, остаются неизвестными. Тем не менее нетрудно понять, как особенности темперамента, коррелирующие с нарушениями психического развития в более позднем возрасте, могут изменять родительское поведение. Любить одних детей значительно легче, чем других, именно потому, что они являются живыми, отзывчивыми и интересными. Требуется больше усилий для того, чтобы любить пассивного, инертного и замкнутого ребенка, который «ничем не платит за общение». Родители нуждаются в том, чтобы ребенок смотрел на них и был с ними ласков, чтобы он улыбался и отвечал им любовью на любовь. Если почему-то ребенок ведет себя иначе, роль родителей становится более трудной. Так, например, в исследовании Клауса и Лейдерма-на (94, 100, 101) показано, что матери недоношенных детей, у которых не было контакта с детьми на протяжении первых недель их жизни (поскольку дети находились в отделении интенсивного ухода), были менее уверенными и внимательными в обращении с ними. Это отчасти, вероятно, связано с пассивностью, в каком-то смысле заторможенностью сильно недоношенных детей, с другой стороны — с отсутствием раннего контакта матери и ребенка, в результате которого у нее вырабатываются навыки ухода за малышом. Конечно, дело не просто в том, что некоторые дети являются трудными, а другие легкими. Речь идет о взаимном влиянии друг на друга детей и родителей. Хотя бывают дети, воспитывать которых было бы приятно и легко любым родителям, и дети, воспитывать которых было бы трудно всем. Встречается немало детей, черты характера которых вызывают менее однозначное отношение. Одним родителям нравится живой, активный, лукавый ребенок, в то время, как другие могут найти его утомительным и предпочесть более спокойного, пассивного и менее активного малыша. Соответственно, оценивая при консультировании общение родителей с ребенком, необходимо определить, как каждый их них реагирует на ребенка и какие свойства ребенка родители находят положительными, а какие отрицательными. Вовсе не обязательно, что такие свойства будут одинаковыми во всех семьях. Влияние особенностей детского темперамента на общение с родителями и изменение характера психического развития ребенка в зависимости от родительской реакции, мы проиллюстрируем на примере двух детей, обладающих похожим темпераментом. Сэм с раннего детства был трудным для родителей ребенком. Он плохо спал, много плакал, и любые перемены оказывали на него отрицательное влияние. В первже месяцы жизни- у него отмечались частые рвоты, плохой аппетит и дыхательные спазмы. На втором году жизни он нередко капризничал, за ним было утомительно ухаживать, и впоследствии оказалось, что он страдает легкой формой задержки умственного развития. Его мать, очень приятная и спокойная женщина, успешно справлялась с трудностями воспитания сына. Отцом Сэма был симпатичный открытый человек, жизнь которого осложняли лишь рецидивирующие боли в спине. В целом брак родителей Сэма был гармоничным и счастливым. Как отца, так и мать очень утомляли плаксивость сына, его капризы и плохой сон, однако они сумели сохранить нежность к своему ребенку. Когда Сэм подрос, стало ясно, что он является еще и очень тревожным ребенком, который испытывает трудности общения с другими детьми и у кото- рого легко возникают страхи. Когда мать уходила из дому, у Сэма возникала сильная тревога. Ребенок отказывался ходить в школу и в новые места, в толпе его охватывало состояние паники, он плакал, когда нужно было идти к врачу, и, кроме того, он боялся автобусов. Во всех таких случаях родители проявляли твердость, понимание и оказывали ребенку поддержку. Благодаря этому все проблемы со временем разрешились. В возрасте десяти лет Сэм продолжал оставаться очень тревожным мальчиком, который часто искал помощи у родителей и был на грани слез при столкновениях с любой новой ситуацией. Он ревновал родителей к младшему брату и предпочитал общество более младших детей. Тем не менее, он научился справляться со своим страхом в пугающих его ситуациях, а его психические расстройства носили слабовыраженный характер. Безусловно, Сэм был исключительно трудным ребенком, причем такие особенности его темперамента, как нерегулярность физиологических функций, плохая способность к адаптации, отрицательный фон настроения и высокая интенсивность эмоциональных реакций, вероятно, могли бы привести к возникновению расстройства его психики. Именно за счет этих особенностей он вырос довольно ранимым и тревожным ребенком. В детстве у Сэма отмечались многочисленные отклонения поведения, которые вполне могли бы представлять собой начало серьезного психического заболевания. Только благодаря теплому, твердому, последовательному и продуманному подходу, с помощью которого родители смогли преодолеть трудности воспитания ребенка, у него не возникли серьезные психические нарушения. Тоби, ребенок, о котором речь шла раньше, в раннем детстве напоминал Сэма. Подобно Сэму, он плохо спал, и сон его не был регулярным. Он часто плакал, плохо адаптировался к любым изменениям и с самого начала казался тревожным и боязливым. В раннем детстве он плохо ел, а позже обнаружилось, что уровень развития его интеллекта находится у нижней границы нормы. Реакция родителей Тоби сильно отличалась от реакции родителей Сэма. Отца выводили из себя плач и кап- ризы Тоби, и он, как правило, бил его, если тот плакал. Когда Тоби подрос, он стал еще больше раздражать своего отца и между ними возникли фактически враждебные отношения. Мать любила Тоби, однако страхи сына вызывали и у нее состояние волнения и паники, в результате чего она не могла ничем ему помочь. Мать сама страдала несколькими фобиями и позже заболела депрессией. В результате трудности, которые испытывал Тоби, возросли во много раз, и в возрасте десяти лет он уже страдал серьезным психическим расстройством, ведущим к инвалидности. Подобно Сэму, Тоби бы очень ранимым ребенком. Его психическое развитие было иным в значительной степени из-за того, что реакция родителей Сэма способствовала облегчению жизни их ребенка, в то время как особенности темперамента Тоби создали порочный круг нарушенных отношений между ним и его родителями. В нашем обсуждении речь в основном шла о взаимодействиях между родителями и ребенком, однако точно такие же механизмы лежат в основе влияния детей на сверстников, учителей и других взрослых. Популярность (и непопулярность) детей среди сверстников в основном изучалась с помощью социометрических методов (69). Эти исследования показали, что дети, обладавшие популярностью, имели неплохой интеллект и хорошую успеваемость (для своего класса), хорошие спортивные способности и привлекательную внешность. Личностные характеристики, ведущие к популярности, варьировали и зависимости от возраста, пола и особенностей группы, к которой принадлежал ребенок. Однако, например, навыки общения и вообще общительность всегда ценились высоко, так же как и коллективизм, готовность прийти на помощь, доброта, щедрость и внимание к другим. Важным оказалось также совпадение интересов. Некоторые из перечисленных черт личности изменить практически невозможно, другие поддаются изменениям. Поэтому детям иногда можно помочь, вырабатывая способы поведения, которые считаются важными для той группы, к которой они хотят присоединиться, облегчая этим их социальную адаптацию. Разнообразие опыта Еще один механизм, благодаря которому темперамент влияет на психическое развитие, — это возможность открывать и сужать горизонты приобретенного жизненного опыта. Например, активный и пытливый ребенок по сравнению со своим пассивным братом, вероятно, будет иметь в жизни значительно больше приключений и встреч. Дружелюбный и контактный ребенок встретит больше людей, и у него будет больше друзей, чем у робкого неконтактного ребенка. В результате общительный ребенок легче перенесет расставание с родителями и останется с чужими. Эта ситуация не будет для него слишком напряженной, поскольку он, в общем, положительно относится к новым людям и этим привлекает их внимание, а также потому, что у него уже имеется опыт общения с незнакомыми людьми. Эффективность окружающей среды Третий механизм действия особенностей темперамента связан с их влиянием на эффективность стимулирующих развитие воздействий окружающей среды. Разницу между объективной и эффективной средой проще всего проиллюстрировать, рассмотрев развитие ребенка с каким-нибудь серьезным дефектом, например с глухотой. Дом, наполненный живыми разговорами, объективно представляет собой высокостимулирующую языковую среду, однако для глухого ребенка эта среда будет мало эффективной, поскольку он не слышит того, о чем говорят. Аналогичные соображения, правда в меньшей степени, касаются развития детей с разным темпераментом. Например, одни дети часто отвлекаются на посторонние стимулы, а другие нет. Если школа находится рядом с железной дорогой, то некоторые дети могут не замечать шума проходящих поездов, в то время как остальных это будет постоянно отвлекать и отрывать от занятий. В какой-то степени отвлекаемость зависит от того, насколько ребенок погружен в выполняемую им работу, однако в некотором смысле она является и отражением окрашивающих его личность особенностей темперамента. Компетентность ребенка Способности и достижения детей также оказывают сильное влияние на их жизнь. Реакции детей на различные стрессогенные воздействия, определяются детской интеллектуальной компетентностью и способностью к адаптации. Ребенок, который знает, что надо предпринять в той или иной экстремальной ситуации, который сможет преодолеть стресс и найти выход из положения, несмотря на ограниченность собственных возможностей, с меньшей вероятностью сдастся перед лицом тех трудностей, которые он будет испытывать. Способность к адаптации важна потому, что изменение обстоятельств будет менее стрессогенным для ребенка, который умеет приспосабливаться к новому. Так и для многих пожилых людей изменения привычного хода вещей — большая неприятность, ибо в старости привычки «костенеют» и люди утрачивают навыки изменения поведения в соответствии с новыми условиями. Так и для ребенка, лишенного гибкости и компетентности, перемены будут источником стресса. В школе более выгодно положение того ребенка, который учится хорошо, потому что учеба для него в меньшей степени носит характер состязания, его жизнь состоит из серии удач, а не поражений и, кроме того, учителя больше симпатизируют ему. Отстающий ребенок находится в невыгодном положении вследствие действия обратных причин. Во многих' исследованиях было показано, что среди детей, с трудом обучающихся чтению, частота нарушений поведения особенно велика (167). Вероятно, существует несколько причин, лежащих в основе такой корреляции, одна из них заключается в том, что плохая успеваемость приводит ребенка к разочарованию, он становится недоволен школой, решает, что все обучение связано с неприятными переживаниями, и враждебно реагирует на эту болезненную ситуацию. Спортивные навыки ребенка важны в связи с той радостью, которую приносит успех в любой деятельности, а также в связи с тем, что спортивные достижения способствуют росту популярности среди других детей. Навыки общения, вероятно, являются наиболее существенными из всех, потому что общение с другими людьми — это важный источник и знаний, и удовольствий. Отчасти такие навыки определяются особенностями темперамента (например, одни дети естественно являются более открытыми, чем другие), отчасти же такие навыки основаны на опыте, приобретаемом в ходе обучения. Ранимость Наконец, существует довольно расплывчатая концепция «ранимости», которая уже обсуждалась в связи с вопросом о различиях между мальчиками и девочками. Остается неопределенным, в какой степени ранимость может быть интегральной характеристикой, основанной на обсуждавшихся выше механизмах. Безусловным является тот факт, что индивидуальные различия в реакции детей на депривацию и стресс сильно варьируют. Нам все еще относительно мало известно о том, чем обусловлены эти различия и как они реализуются. Однако, если мы хотим создать по-настоящему эффективные подходы для лечения психических нарушений у детей, этим вопросам стоит уделять больше внимания. Хронические соматические заболевания и физические дефекты Систематические обследования показали, что у детей с хроническими соматическими заболеваниями (такими, как астма, диабет или заболевание сердца) отмечается тенденция к некоторому повышению частоты эмоциональных нарушений и трудностей поведения, кроме того, среди них чаще отмечаются затруднения в обучении чтению (168). Почти наверняка можно считать, что это не является прямым результатом соматического заболевания, а связано с трудностями особого характера, которые имеются у детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями. Ребенок с инвалидностью, делающей для него невозможным участие в деятельности, типичной для нормальных детей, оказывается отрезанным от многих сторон жизни, важных для его формирования. В результате это отражается на том, каким ребенок видит самого себя, то есть на его самооценке. Самооценка оказывает важное влияние на поведение. Ребенок, который уверен в собственных силах, имеет большую вероятность добиться успеха именно в результате влияния этой установки на то, как он подходит к решению задачи. Ребенок с инвалидностью из-за вызванных ею ограничений и связанных с ней обстоятельств может считать себя неполноценным человеком. Иная картина наблюдается в тех случаях, когда ребенок целиком погружается в вопросы своего здоровья и лечения, и в результате у него не остается времени ни для других дел, ни для общения с другими людьми. Отношение родителей к болезни ребенка является не менее важным. Для некоторых родителей трудно оставаться внимательными к ребенку, инвалидность которого вызывает чувство вины или отвращения (это особенно относится к детям с врожденными уродствами). Иногда родители могут пытаться ввести поправку на эти чувства и в результате принимают на себя неадекватно высокую функцию защиты ребенка или же становятся избыточно внимательными и заискивающими. Дети с физическими и соматическими дефектами нуждаются в определенной защите и поддержке, однако, подобно другим детям, они должны учиться быть самостоятельными и уметь самим заботиться о себе. Исследование, проведенное на острове Уайт, показало, что у детей с хроническими соматическими заболеваниями отмечаются повышенные затруднения при обучении чтению, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие (166). Трудности при обучении чтению были более частыми у детей, пропускавших большое количество занятий в школе, и создавалось впечатление, что именно обилие пропусков было причиной их неуспеваемости. При этом у таких детей пропуски занятий не были продолжительными, и большинство из них могли восстановить пропущенное без большого труда. Затруднения в обучении чтению, вероятно, стали результатом многократных кратковременных пропусков занятий, которые привели к снижению учебной мотивации, понижению установок на обучение и уверенности в себе. Изменение отношения детей к учебе может быть таким же важным фактором, как и фактическое количество пропущенных занятий. Конечно же, как указывают авторы этого исследо-вания, большинство детей с физическими и соматическими нарушениями развития справляется с подоб-
ными трудностями без каких-либо серьезных проблем, такие дети обладают нормальной самооценкой, и их воспитывают внимательные и уравновешенные родители. Просто нужно помнить, что дети с соматическими заболеваниями и физическими дефектами сталкиваются при адаптации с трудностями особого характера, которые в отдельных случаях ведут к осложнению учебного процесса и эмоционального развития. Date: 2015-11-13; view: 346; Нарушение авторских прав |