Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различиямежду мальчиками и девочками





Вероятно, наиболее явные различия между детьми связаны с их полом. Разница между мальчиками и де­вочками в физиологическом плане является столь оче­видной, что о ней не стоит и говорить. Известно, что половые различия важны для процесса развития, при­чем это не ограничивается психосексуальным развитием и собственно половыми характеристиками, а простира­ется гораздо дальше (151). Одно из наиболее детально описанных различий касается скорости созревания. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. Эта раз-



ница в темпах роста между мальчиками и девочками, определяемая У-хромосомой (по данным исследования детей с хромосомными аномалиями), составляет две недели с момента родов, равна почти году к моменту поступления в школу и от 18 месяцев до двух лет в период полового созревания.

Хотя мальчики практически в любом возрасте круп­нее девочек и, кроме того, физически сильнее, суще­ствуют данные, что они обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию практически всех физических факторов. Мальчики в большей степени подвержены осложнениям в процессе родов. Они чаще заражаются и чаще погибают от детских инфекций, кроме того, у них выше вероятность задержки роста после облучения, как это показывают последствия взры­вов ядерных бомб в Хиросиме и Нагасаки. Мужчины также имеют меньшую продолжительность жизни по сравнению с женщинами.

К сказанному следует еще добавить, что повышен­ная ранимость представителей мужского пола отме­чается и у других биологических видов. По данным од­ного исследования, крысы-самцы хуже самок перено­сят голод. Независимо от того, насколько это может ранить мужское «я», очевидно, что в биологическом плане мужской пол является более уязвимым. Причины этого однако неизвестны. Одно из возможных объясне­ний связано с разным темпом созревания: неполово­зрелые особи более подвержены повреждениям, а имен­но мальчики созревают позже. Однако такое объясне­ние не является удовлетворительным, поскольку повы­шенная ранимость мужского пола сохраняется в тече­ние всей жизни. Как бы для того, чтобы компенсировать эту биологическую слабость мужчин, на каждые 100 девочек приходится зачатие примерно 125 мальчи­ков.

Психические нарушения также значительно чаще встречаются у мальчиков. Этот хорошо установленный факт заставляет задуматься о его причинах. Психо­аналитическая теория не дает удовлетворительного объяснения, и, как утверждают сторонники эмансипа­ции, понимание Фрейдом женщин находилось под силь­ным влиянием предрассудков о превосходстве мужчин, распространенных в его время. Бихевиористы рассмат­ривали отклонения в поведении с точки зрения форми


рования неправильных рефлексов, однако надо ска­зать, что заметных различий между полами в ответах на стимулы не существует. Реакции на стресс со сторо­ны вегетативной нервной системы (такие, как измене­ние частоты сердечных сокращений и потоотделение) обнаруживают некоторую зависимость от пола, однако это никак не объясняет половых различий в частоте психических нарушений. Аналогичные соображения справедливы в отношении попыток объяснить этот факт степенью внушаемости и способностью к подра­жанию.

Три следующих объяснения, вероятно, и содержат в себе зерно истины, однако ни одно из них не подтвер­ждается достаточным количеством данных. Первое со­стоит в том, что мальчики по своей конституции являют­ся более чувствительными к психологическим стрессам. В этом отношении известно совсем немного, однако существует предположение, что мальчики, вообще гово­ря, более чувствительны к воздействию определенных неблагоприятных психологических факторов. Это от­носится, например, к таким ситуациям, когда между родителями происходят ссоры или возникают разно­гласия. На мальчиков в большей степени воздействуют неприятные переживания, связанные с разводом ро­дителей (152).

Имеются данные, что повышенная ранимость муж­ского пола отмечается и у других биологических видов. Так, в ряде исследований на животных было обнару­жено, что самцы тяжелее переносят насильственное отделение от самок, а также различные формы нево­ли (156). Мужчины сильнее страдают от стрессов, свя­занных с потерей супруги. Неизвестно, является ли по­вышенная ранимость мужчин врожденной или приоб­ретенной. Этот вопрос нуждается в дальнейшем изу­чении.

Второе объяснение заключается в том, что различие полов в частоте психических нарушений по крайней мере отчасти связаны с половыми различиями в темпе­раменте или стилях поведения. Есть веские основания предполагать, что темперамент играет важную роль и генезе психических нарушений, а различия темпе­рамента между мальчиками и девочками отмечаются с раннего детства (82).

Например, маленькие девочки являются более


чувствительными и реактивными по отношению к це­лому ряду стимулов. Это особенно касается стимулов, воздействующих на область рта или кожи. С другой стороны, годовалые мальчики в своих играх проявляют большую независимость, большую моторную актив­ность и большую силу. Мальчики дошкольного возраста агрессивнее девочек даже и тогда, когда исключена воз­можность легкой мозговой травмы в прошлом; учет этой возможности необходим, поскольку такая травма у мальчиков является более частым явлением. Маль­чики в возрасте 3—5 лет и старше чаще играют в гру­бые игры и, кроме того, являются более импульсивными. Различия полов в отношении самоутверждения, силы темперамента и агрессивности, вероятно, имеют биологическую природу.

Существуют четыре группы данных в пользу биоло­гического объяснения. Во-первых, подобные различия обнаруживаются у широкого круга видов животных, а не только у человека. Во-вторых, они отмечаются с самого раннего периода жизни. В-третьих, самки обезьян, подвергнутые маскулинизации (путем инъекции мужских половых гормонов их матерям во время беременности), обнаруживают большую склон­ность к грубым играм, по сравнению с обыкновенными самками. В-четвертых, исследования, проведенные на людях (когда избыток мужских половых гормонов у матери во время беременности был результатом заболе­вания эндокринных желез или гормонального лече­ния) также показывают повышение тенденции к маль­чишескому поведению у девочек (154). Наконец, до­полнительную Т-хромосому (мужскую) связывают с несколько повышенной тенденцией к агрессивному по­ведению (120). Хотя точные механизмы, лежащие в основе этих явлений, остаются неизвестными, не приходится сомневаться, что существуют биологически детерминированные половые различия стиля поведе­ния, причем эти различия отмечаются с самого раннего

детства.

Это заключение, однако, относится главным обра­зом к самоутверждению, силе темперамента и агрессив­ности. А по отношению к широкому набору других ти­пов поведения, разных у двух полов, оно весьма сомни­тельно. Девочки и женщины обычно более зависимы, конформны, консервативны, эмоциональны, тревожны,


слезливы и привередливы. Эти черты чаще всего прояв­ляются в довольно позднем детстве и становятся более явными начиная со школьного возраста. Похожие за­кономерности не наблюдаются у других видов живот­ных, например крысы-самцы более пугливы, чем кры­сы-самки. Ни гормоны, ни хромосомы не оказывают определяющего влияния на эти типы поведения. Весьма вероятно, что в целом социальные и культурные воздей­ствия играют важную роль в плане формирования перечисленных выше различий.

Хорошо известны различия в отношении общества к мужчинам и женщинам и различия в их социальных ролях (154). Даже в детстве матери обращаются с маль­чиками и девочками по-разному и неодинаково разгова­ривают с ними (в целом контакт между матерью и до­черью является более тесным). Вероятно, различия в типах родительского поведения отчасти являются след­ствием различий самих детей (отметим, что и обезьяны общаются с детенышами мужского и женского пола по-разному). Однако представления родителей о том, как должны себя вести мальчики и девочки, во все возрастающей степени определяют то, как сами родите­ли будут реагировать на детей, какие типы поведения они будут одобрять, а какие осуждать. Эти разные пред­ставления продолжают оказывать свое сильное влия­ние и в школьный период, причем они воздействуют как на поведение, так и на успеваемость детей.

Помимо явных связанных с культурными стереоти­пами отличий в представлениях старших о том, как по­добает себя вести мальчику и девочке, существуют ши­роко распространенные и действенные типы отношений, которые ставят женщину в более низкое социальное положение. В английском языке мужское начало ассо­циируется с силой, мощью в отличие от женского нача­ла, которое используется для обозначения простоты, подчиненного положения, слабости. Современный ме­тод изучения английской грамматики широко исполь­зует эти стереотипы для обозначения частей речи. Даже герои в детских рассказах вдвое чаще бывают мужчи­нами.

Во многих обществах женщины занимают подчи­ненное положение. Часто им не рекомендуют работать вне дома, и, если мужчины позволяют им работать, за­частую считается, что они должны выполнять более


 


простую, менее ответственную, низкооплачиваемую ра­боту. Хотя соответствующие характеристики в нашей культуре переменчивы, в семье женщины также при принятии решений обычно занимают второстепенное место. Женщины часто оплачивают счета, однако ред­ко распоряжаются кошельком. Наверное, самое важное обстоятельство заключается в том, что они не только рожают детей, но и обычно несут основную ответствен­ность за их воспитание.

Выше отмечалось, что у мальчиков психические нарушения встречаются чаще, в то же время существу­ющие данные показывают, что социальные влияния больше затрудняют жизнь женщины. На первый взгляд может показаться, что определяемые полом социаль­ные влияния несущественны для возникновения психи­ческих нарушений. Однако здесь важно отметить, что социальная дискриминация девочек увеличивается в позднем детстве и в подростковом возрасте и достигает максимума у взрослых. Параллельно отмечается изг менение соотношения психических нарушений у под­ростков. До полового созревания такие нарушения бо­лее часты у мужчин, в то время как после него они начинают преобладать у женщин (особенно часто встре­чаются невротические и депрессивные расстройства).

Особенности темперамента

Дети значительно отличаются друг от друга также и своим темпераментом, причем эти различия проявля­ются с момента рождения (12). Их диапазон необыкно­венно широк. Так, Бриджер и Берне (29) обнаружили достоверные индивидуальные различия в изменении частоты сердечных сокращений у младенцев в ответ на прикосновение. Различались также реакции младенцев на разнообразные способы успокоения после воздей­ствия стрессогенных стимулов. В других исследова­ниях были показаны различия в поведении при соса­нии, различия в характере зрительных реакций, а так­же в характере выработки условных рефлексов.

Далее следует отметить важные различия, касаю­щиеся стиля поведения детей, иными словами, разли­чия в способах выполнения тех или иных действий, а не самих действий. Лонгитюдное исследование, выполнен-


ное Томасом с соавторами в Нью-Йорке (35, 188), пока­зало, что дети достоверно различаются по следующим характеристикам: уровень активности, энергичность, регулярность различных биологических циклов (сон, бодрствование, голод, насыщение, динамика процес­сов выделения и т. д.). Дети также отличаются по спо­собности к адаптации (то есть тем, насколько легко ме­няется их поведение в ответ на изменившиеся обстоя­тельства окружающей среды) и по интенсивности своих эмоциональных реакций (например, обнаруживая свою радость громким смехом или спокойной улыбкой, а не­удовольствие — криком или просто жалобой).

Дети отличаются также тем, идут ли они навстречу контактам или, наоборот, избегают их. Стиль поведе­ния детей, оцененный с помощью такого подхода, со­храняется примерно на протяжении года, однако ука­занные характеристики ни в коей мере не являются фик­сированными навсегда и в более длительных масштабах времени претерпевают заметные изменения.

Связь особенностей темперамента с патологией

Важность выделенных особенностей темперамента для последующего развития была продемонстрирована в трех различных исследованиях. Нью-йоркская груп­па исследовала эти моменты в рамках лонгитюдного исследования детей, живущих в семьях среднего клас­са, где родители были заняты профессиональной дея­тельностью (188). Сравнивались особенности темпера­мента детей (примерно '/з от всей выборки), у которых позже возникли какие-то (в основном легкие) наруше­ния поведения, и остальных детей, развитие которых протекало нормально. Оказалось, что уже на втором году жизни, до появления клинической симптоматики, дети, у которых позже развились «трудные» черты по­ведения, обладали своеобразным темпераментом (100). Явно нерегулярные функциональные характеристики (например, нарушение режима сна), замедленная адап­тация к новым условиям, высокая интенсивность эмо­циональных реакций и преимущественно плохое на­строение оказались характерными для тех детей, кото­рые впоследствии чаще всего нуждались в помощи в свя­зи с нарушением поведения. Осложнения развития воз­никли более чем у ~/з группы детей, обладавших все-


 




ми четырьмя перечисленными выше особенностями темперамента, и было совершенно ясно, что суще­ствовала связь между стилем поведения ребенка в ран­нем детстве и риском появления нарушений его пове­дения на более поздних возрастных этапах.

Происхождение особенностей темперамента

Приведенные исследования подтверждают значение индивидуальных различий темперамента для прогно­за развития ребенка, однако они не проливают свет на происхождение особенностей темперамента и не показы­вают, как они влияют на развитие. Известно, что осо­бенности темперамента имеют выраженную генетиче­скую природу, однако было бы совершенно неправиль­но рассматривать их как полностью «конституциональ­ные». Подобно любым другим свойствам психики чело­века, они зависят от жизненного опыта ребенка, являясь результатом сложного и непрерывного взаимодействия между генетическими, биологическими и многочислен­ными социальными факторами.

Иногда приводят цифры, касающиеся того, в какой степени та или иная психическая функция обусловле­на наследственностью. Например, часто говорят, что интеллект на 80% задан генетически. Однако цифры такого рода довольно сомнительны (21). Первое, вызы­вающее сомнение обстоятельство, заключается в сле­дующем. Генетически определяемые вариации моди­фицируются воздействием окружающей среды. Теоре­тически, когда каждый находится в абсолютно иден­тичной среде, все различия будут обусловлены генети: ческими факторами. Напротив, в группе генетически идентичных лиц все различия должны быть связаны с влиянием окружающей среды или с другими «негене­тическими» воздействиями. Таким образом, применяя эти теоретические соображения к реальной жизни, можно утверждать, что в тех случаях, когда люди жи­вут в абсолютно разных условиях, влияние генетиче­ских факторов будет меньше, чем когда условия жиз­ни людей одинаковы.

Другое обстоятельство, тесно связанное с первым, заключается в том, что генетические факторы и факторы внешней среды взаимодействуют друг с другом и их нельзя рассматривать изолированно. Этот аргумент наи-


более четко иллюстрируется исследованием Купера и Зубека, проведенным на крысах (39). Они осуществляли селекцию крыс на разные линии, так, чтобы одна ли­ния состояла из крыс, умеющих проходить через лаби­ринт, а другая — из крыс, плохо решающих эту зада­чу. Через несколько поколений были получены две группы животных, которые в обычной лабораторной об­становке почти не обнаруживали совпадений по дан­ному признаку. Таким образом быдо показано, что обучение прохождению через лабиринт содержит весь­ма сильный генетический компонент.

Однако интересным оказалось наблюдение, которое состояло в том, что различия между генетически «хо­рошей» и генетически «плохой» группой не проявля­лось ни в условиях депривации, ни в условиях стиму­лирующей к прохождению лабиринта среды. В усло­виях депривации обе группы крыс давали одинаково плохие результаты и лучший генетический компонент поведения животных одной из групп не проявлялся. В стимулирующей среде обе группы давали хорошие результаты. Результат генетически превосходящей группы был лучше, однако разница между группами была значительно меньше, чем в обычных лаборатор­ных условиях.

Неизвестно, какое отношение к человеку имеют по­добные взаимодействия между генетическими факто­рами и средой, однако весьма вероятно, что что-то похо­жее имеет место и у людей.

Третье обстбятельство заключается в том, что влия­ния окружающей среды могут, по существу, изменять биологические конституциональные моменты. Это мож­но продемонстрировать, резко ухудшив условия жиз­ни. Например, лишив детенышей животных возмож­ности видеть, можно вызвать дисфункцию зрительно­го участка коры головного мозга (137). Некоторые ис­следования, выполненные на крысах, показывают, что внешняя стимуляция может приводить к изменениям биохимических аспектов функционирования мозга (145). Последние исследования показали, что у кошек реакция клеток коры на вертикальные или горизон­тальные полосы определяется зрительным опытом, полученным в раннем периоде жизни (16). Эти данные позволяют предположить, что на развитие мозга может оказывать влияние не только мозговая травма, но так-


же и не связанный с травмами жизненный опыт.

Четвертое обстоятельство заключается в том, что иногда отмечаются сильные корреляции между той или иной особенностью темперамента в раннем детстве и поведением в более старшем возрасте. Это иллюстри­руют данные нью-йоркского исследования темпера­мента (169, 188). Особенности темперамента детей вто­рого года жизни (по результатам проведенного через три года обследования) обнаруживали слабую корре­ляцию с аналогичными характеристиками, однако они же обладали предсказательной силой в отношении по­явления к этому времени нарушений поведения. Этот результат показывает, что нарушение поведения не бы­ло прямым результатом сохранения нетипичной осо­бенности темперамента; оно, скорее, было следствием какой-то последовательности событий, приведенной в действие или самой особенностью темперамента, или чем-то связанным с ней.

Именно соображения такого рода заставили многих исследователей отказаться от взгляда на психическое развитие как на процесс, идущий по заданной «траек­тории», и принять другую точку зрения, основанную на «взаимодействиях». В соответствии с первой точкой зрения внутренняя предрасположенность ребенка ве­дет его по траектории развития, причем эта траекто­рия определяется врожденными качествами. Окружа­ющая среда может замедлять или облегчать это дви­жение, однако рамки, в которых происходит развитие, задаются исходной генетической основой. «Реальная» личность детерминируется генетически, хотя, конечно же, обедненная или искаженная среда может препят­ствовать полной реализации возможностей личности. Эту точку зрения наиболее четко выражают сторонники «врожденного» интеллекта, они представляют его как бы ракетой, которую могут бросать воздушные пото­ки и ветры, однако коренным образом изменить ее траек­торию им не под силу.

Приведенное положение верно только в том смысле, что биологическая одаренность устанавливает преде­лы или управляет вероятностями. Так, крайне мало­вероятно, что ребенок, родившийся с очень плохой ко­ординацией движений, станет чемпионом по гимнасти­ке или что ребенок с низкой интеллектуальной одарен­ностью станет выдающимся математиком. Однако здесь


речь идет о вероятности, а не о предопределенности, и взгляд на развитие, как на «траекторию» или «фик­сированный потенциал» не вполне согласуется с факта­ми, потому что он не учитывает изменений, возника­ющих в результате взаимодействия со средой. Из-за этого такой взгляд, вероятно, неправильно отражает то, что происходит на самом деле. И вообще если, об­суждая закономерности психического развития, ис­пользовать аналогии, то, пожалуй, более верной будет аналогия с рекой, истоком которой является большое горное озеро. Это озеро дает реке основную массу во­ды, однако ее состав претерпевает изменения за счет минералов, содержащихся в русле реки, а также за счет загрязняющего ее в различных местах стока, до­полнительную же силу течению придают многочислен­ные небольшие ручьи, впадающие в реку на ее пути к морю.

Вероятно, ход развития можно представить себе с помощью этой весьма общей аналогии. Генетически заданные свойства в большинстве случаев играют роль основного определяющего фактора, однако его сила будет варьировать в зависимости от силы, природы и разнообразия воздействия со стороны окружающей сре­ды, и в каждый момент развития эти взаимные влия­ния ведут к изменениям, которые в свою очередь будут сказываться на последующих взаимодействиях.

Влияние темперамента на развитие

Итак, считая развитие процессом, обусловленным взаимодействием биологических и социальных факто­ров, необходимо уточнить роль особенностей темпера­мента в нем. По этому вопросу имеются лишь очень ограниченные данные.

Воздействие ребенка на окружающих

В большинстве ранних исследований детско-роди-тельских отношений предполагалось, что только роди­тели влияют на детей, однако в ряде работ последних лет продемонстрирована справедливость и обратного утверждения. Особенности ребенка влияют на формиро­вание родительского поведения.

Это было показано разными способами. Например,


 




Леви (104) обнаружил, что отношение матери к своему ребенку зависит от состояния, в котором ребенка при­носят для кормления: спит он или бодрствует, спокоен или капризничает. Кемпбелл показал (28), что в яслях более активные младенцы пользуются большим внима­нием со стороны персонала (это наблюдение помогает понять результаты исследования Шаффера, согласно которым более активные дети меньше страдают от обедненной среды, поскольку они получают больше сти­муляции по сравнению с менее активными детьми).

Осовская (123) обнаружила, что матери в экспери­ментальной ситуации меньше общаются с теми детьми, которым свойственна независимость, кроме того, мате­ри таких детей менее склонны к контролю за их поведе­нием. Исследование семей с детьми, страдавшими врож­денными пороками развития, показали, что при этом формируется своеобразный тип родительского поведе­ния (44). Итак, особенности детей вызывают разные типы поведения окружающих. Пока этот эффект ис­следован очень мало, и конкретные моменты, касающие­ся влияния темперамента ребенка на отношение других к нему, остаются неизвестными. Тем не менее нетрудно понять, как особенности темперамента, коррелирующие с нарушениями психического развития в более позднем возрасте, могут изменять родительское поведение.

Любить одних детей значительно легче, чем других, именно потому, что они являются живыми, отзывчи­выми и интересными. Требуется больше усилий для то­го, чтобы любить пассивного, инертного и замкнутого ре­бенка, который «ничем не платит за общение». Родители нуждаются в том, чтобы ребенок смотрел на них и был с ними ласков, чтобы он улыбался и отвечал им лю­бовью на любовь. Если почему-то ребенок ведет себя иначе, роль родителей становится более трудной.

Так, например, в исследовании Клауса и Лейдерма-на (94, 100, 101) показано, что матери недоношенных детей, у которых не было контакта с детьми на про­тяжении первых недель их жизни (поскольку дети на­ходились в отделении интенсивного ухода), были ме­нее уверенными и внимательными в обращении с ними. Это отчасти, вероятно, связано с пассивностью, в каком-то смысле заторможенностью сильно недоношенных детей, с другой стороны — с отсутствием раннего кон­такта матери и ребенка, в результате которого у нее


вырабатываются навыки ухода за малышом.

Конечно, дело не просто в том, что некоторые дети являются трудными, а другие легкими. Речь идет о взаимном влиянии друг на друга детей и родителей. Хотя бывают дети, воспитывать которых было бы прият­но и легко любым родителям, и дети, воспитывать которых было бы трудно всем. Встречается немало де­тей, черты характера которых вызывают менее одно­значное отношение. Одним родителям нравится живой, активный, лукавый ребенок, в то время, как другие мо­гут найти его утомительным и предпочесть более спо­койного, пассивного и менее активного малыша. Соот­ветственно, оценивая при консультировании общение родителей с ребенком, необходимо определить, как каж­дый их них реагирует на ребенка и какие свойства ре­бенка родители находят положительными, а какие от­рицательными. Вовсе не обязательно, что такие свойст­ва будут одинаковыми во всех семьях. Влияние особен­ностей детского темперамента на общение с родителями и изменение характера психического развития ребенка в зависимости от родительской реакции, мы проил­люстрируем на примере двух детей, обладающих по­хожим темпераментом.

Сэм с раннего детства был трудным для роди­телей ребенком. Он плохо спал, много плакал, и лю­бые перемены оказывали на него отрицательное влияние. В первже месяцы жизни- у него отмечались частые рвоты, плохой аппетит и дыхательные спаз­мы. На втором году жизни он нередко капризничал, за ним было утомительно ухаживать, и впоследст­вии оказалось, что он страдает легкой формой за­держки умственного развития.

Его мать, очень приятная и спокойная женщина, успешно справлялась с трудностями воспитания сына. Отцом Сэма был симпатичный открытый че­ловек, жизнь которого осложняли лишь рецидиви­рующие боли в спине. В целом брак родителей Сэма был гармоничным и счастливым. Как отца, так и мать очень утомляли плаксивость сына, его капризы и плохой сон, однако они сумели сохранить нежность к своему ребенку.

Когда Сэм подрос, стало ясно, что он является еще и очень тревожным ребенком, который испыты­вает трудности общения с другими детьми и у кото-


рого легко возникают страхи. Когда мать уходила из дому, у Сэма возникала сильная тревога. Ребенок отказывался ходить в школу и в новые места, в толпе его охватывало состояние паники, он плакал, когда нужно было идти к врачу, и, кроме того, он боялся автобусов.

Во всех таких случаях родители проявляли твер­дость, понимание и оказывали ребенку поддержку. Благодаря этому все проблемы со временем разре­шились. В возрасте десяти лет Сэм продолжал оста­ваться очень тревожным мальчиком, который часто искал помощи у родителей и был на грани слез при столкновениях с любой новой ситуацией. Он ревно­вал родителей к младшему брату и предпочитал общество более младших детей. Тем не менее, он научился справляться со своим страхом в пугающих его ситуациях, а его психические расстройства носи­ли слабовыраженный характер.

Безусловно, Сэм был исключительно трудным ре­бенком, причем такие особенности его темперамента, как нерегулярность физиологических функций, плохая способность к адаптации, отрицательный фон настрое­ния и высокая интенсивность эмоциональных реакций, вероятно, могли бы привести к возникновению рас­стройства его психики. Именно за счет этих особеннос­тей он вырос довольно ранимым и тревожным ребен­ком.

В детстве у Сэма отмечались многочисленные от­клонения поведения, которые вполне могли бы пред­ставлять собой начало серьезного психического заболе­вания. Только благодаря теплому, твердому, последова­тельному и продуманному подходу, с помощью которо­го родители смогли преодолеть трудности воспитания ребенка, у него не возникли серьезные психические на­рушения.

Тоби, ребенок, о котором речь шла раньше, в раннем детстве напоминал Сэма. Подобно Сэму, он плохо спал, и сон его не был регулярным. Он часто плакал, плохо адаптировался к любым изменениям и с самого начала казался тревожным и боязливым. В раннем детстве он плохо ел, а позже обнаружилось, что уровень развития его интеллекта находится у нижней границы нормы. Реакция родителей Тоби сильно отличалась от реак­ции родителей Сэма. Отца выводили из себя плач и кап-


ризы Тоби, и он, как правило, бил его, если тот плакал. Когда Тоби подрос, он стал еще больше раздражать своего отца и между ними возникли фактически враж­дебные отношения. Мать любила Тоби, однако страхи сына вызывали и у нее состояние волнения и паники, в результате чего она не могла ничем ему помочь. Мать сама страдала несколькими фобиями и позже заболела депрессией. В результате трудности, которые испытывал Тоби, возросли во много раз, и в возрасте десяти лет он уже страдал серьезным психическим расстройством, ве­дущим к инвалидности.

Подобно Сэму, Тоби бы очень ранимым ребенком. Его психическое развитие было иным в значительной степени из-за того, что реакция родителей Сэма спо­собствовала облегчению жизни их ребенка, в то время как особенности темперамента Тоби создали порочный круг нарушенных отношений между ним и его родите­лями.

В нашем обсуждении речь в основном шла о взаимо­действиях между родителями и ребенком, однако точно такие же механизмы лежат в основе влияния детей на сверстников, учителей и других взрослых. Популяр­ность (и непопулярность) детей среди сверстников в основном изучалась с помощью социометрических ме­тодов (69).

Эти исследования показали, что дети, обладавшие популярностью, имели неплохой интеллект и хорошую успеваемость (для своего класса), хорошие спортивные способности и привлекательную внешность. Личностные характеристики, ведущие к популярности, варьировали и зависимости от возраста, пола и особенностей группы, к которой принадлежал ребенок. Однако, например, навыки общения и вообще общительность всегда цени­лись высоко, так же как и коллективизм, готовность прийти на помощь, доброта, щедрость и внимание к другим. Важным оказалось также совпадение интересов. Некоторые из перечисленных черт личности изменить практически невозможно, другие поддаются изменени­ям. Поэтому детям иногда можно помочь, вырабатывая способы поведения, которые считаются важными для той группы, к которой они хотят присоединиться, облегчая этим их социальную адаптацию.


Разнообразие опыта

Еще один механизм, благодаря которому темпера­мент влияет на психическое развитие, — это возмож­ность открывать и сужать горизонты приобретенного жизненного опыта. Например, активный и пытливый ребенок по сравнению со своим пассивным братом, ве­роятно, будет иметь в жизни значительно больше при­ключений и встреч.

Дружелюбный и контактный ребенок встретит боль­ше людей, и у него будет больше друзей, чем у робкого неконтактного ребенка. В результате общительный ре­бенок легче перенесет расставание с родителями и оста­нется с чужими. Эта ситуация не будет для него слиш­ком напряженной, поскольку он, в общем, положитель­но относится к новым людям и этим привлекает их вни­мание, а также потому, что у него уже имеется опыт общения с незнакомыми людьми.

Эффективность окружающей среды

Третий механизм действия особенностей темперамен­та связан с их влиянием на эффективность стиму­лирующих развитие воздействий окружающей среды. Разницу между объективной и эффективной средой проще всего проиллюстрировать, рассмотрев развитие ребенка с каким-нибудь серьезным дефектом, например с глухотой.

Дом, наполненный живыми разговорами, объектив­но представляет собой высокостимулирующую языко­вую среду, однако для глухого ребенка эта среда будет мало эффективной, поскольку он не слышит того, о чем говорят. Аналогичные соображения, правда в меньшей степени, касаются развития детей с разным темпера­ментом. Например, одни дети часто отвлекаются на по­сторонние стимулы, а другие нет. Если школа находит­ся рядом с железной дорогой, то некоторые дети могут не замечать шума проходящих поездов, в то время как остальных это будет постоянно отвлекать и отрывать от занятий. В какой-то степени отвлекаемость зависит от того, насколько ребенок погружен в выполняемую им работу, однако в некотором смысле она является и отражением окрашивающих его личность особеннос­тей темперамента.


Компетентность ребенка

Способности и достижения детей также оказывают сильное влияние на их жизнь. Реакции детей на раз­личные стрессогенные воздействия, определяются дет­ской интеллектуальной компетентностью и способ­ностью к адаптации. Ребенок, который знает, что надо предпринять в той или иной экстремальной ситуации, который сможет преодолеть стресс и найти выход из положения, несмотря на ограниченность собственных возможностей, с меньшей вероятностью сдастся перед лицом тех трудностей, которые он будет испытывать.

Способность к адаптации важна потому, что изме­нение обстоятельств будет менее стрессогенным для ре­бенка, который умеет приспосабливаться к новому. Так и для многих пожилых людей изменения привычного хода вещей — большая неприятность, ибо в старости привычки «костенеют» и люди утрачивают навыки из­менения поведения в соответствии с новыми условиями. Так и для ребенка, лишенного гибкости и компетент­ности, перемены будут источником стресса. В школе бо­лее выгодно положение того ребенка, который учится хорошо, потому что учеба для него в меньшей степени носит характер состязания, его жизнь состоит из серии удач, а не поражений и, кроме того, учителя больше симпатизируют ему. Отстающий ребенок находится в невыгодном положении вследствие действия обратных причин.

Во многих' исследованиях было показано, что среди детей, с трудом обучающихся чтению, частота наруше­ний поведения особенно велика (167). Вероятно, су­ществует несколько причин, лежащих в основе такой корреляции, одна из них заключается в том, что пло­хая успеваемость приводит ребенка к разочарованию, он становится недоволен школой, решает, что все обу­чение связано с неприятными переживаниями, и враж­дебно реагирует на эту болезненную ситуацию.

Спортивные навыки ребенка важны в связи с той радостью, которую приносит успех в любой деятель­ности, а также в связи с тем, что спортивные достиже­ния способствуют росту популярности среди других детей.

Навыки общения, вероятно, являются наиболее су­щественными из всех, потому что общение с другими


людьми — это важный источник и знаний, и удо­вольствий. Отчасти такие навыки определяются особен­ностями темперамента (например, одни дети естест­венно являются более открытыми, чем другие), отчасти же такие навыки основаны на опыте, приобретаемом в ходе обучения.

Ранимость

Наконец, существует довольно расплывчатая кон­цепция «ранимости», которая уже обсуждалась в связи с вопросом о различиях между мальчиками и девочка­ми. Остается неопределенным, в какой степени рани­мость может быть интегральной характеристикой, основанной на обсуждавшихся выше механизмах. Безусловным является тот факт, что индивидуальные различия в реакции детей на депривацию и стресс сильно варьируют. Нам все еще относительно мало известно о том, чем обусловлены эти различия и как они реализуются. Однако, если мы хотим создать по-на­стоящему эффективные подходы для лечения психи­ческих нарушений у детей, этим вопросам стоит уделять больше внимания.

Хронические соматические заболевания и физические дефекты

Систематические обследования показали, что у де­тей с хроническими соматическими заболеваниями (та­кими, как астма, диабет или заболевание сердца) от­мечается тенденция к некоторому повышению частоты эмоциональных нарушений и трудностей поведения, кроме того, среди них чаще отмечаются затруднения в обучении чтению (168). Почти наверняка можно счи­тать, что это не является прямым результатом сомати­ческого заболевания, а связано с трудностями особого характера, которые имеются у детей, страдающих хро­ническими соматическими заболеваниями.

Ребенок с инвалидностью, делающей для него не­возможным участие в деятельности, типичной для нор­мальных детей, оказывается отрезанным от многих сто­рон жизни, важных для его формирования. В результа­те это отражается на том, каким ребенок видит самого себя, то есть на его самооценке.

Самооценка оказывает важное влияние на поведение.


Ребенок, который уверен в собственных силах, имеет большую вероятность добиться успеха именно в резуль­тате влияния этой установки на то, как он подходит к решению задачи. Ребенок с инвалидностью из-за вы­званных ею ограничений и связанных с ней обстоя­тельств может считать себя неполноценным человеком. Иная картина наблюдается в тех случаях, когда ре­бенок целиком погружается в вопросы своего здоровья и лечения, и в результате у него не остается времени ни для других дел, ни для общения с другими людьми.

Отношение родителей к болезни ребенка является не менее важным. Для некоторых родителей трудно оставаться внимательными к ребенку, инвалидность которого вызывает чувство вины или отвращения (это особенно относится к детям с врожденными урод­ствами). Иногда родители могут пытаться ввести по­правку на эти чувства и в результате принимают на себя неадекватно высокую функцию защиты ребенка или же становятся избыточно внимательными и заискивающи­ми. Дети с физическими и соматическими дефектами нуждаются в определенной защите и поддержке, одна­ко, подобно другим детям, они должны учиться быть самостоятельными и уметь самим заботиться о себе.

Исследование, проведенное на острове Уайт, показа­ло, что у детей с хроническими соматическими заболе­ваниями отмечаются повышенные затруднения при обу­чении чтению, несмотря на нормальное интеллектуаль­ное развитие (166). Трудности при обучении чтению были более частыми у детей, пропускавших большое количество занятий в школе, и создавалось впечатление, что именно обилие пропусков было причиной их не­успеваемости. При этом у таких детей пропуски занятий не были продолжительными, и большинство из них могли восстановить пропущенное без большого труда. Затруднения в обучении чтению, вероятно, стали резуль­татом многократных кратковременных пропусков заня­тий, которые привели к снижению учебной мотивации, понижению установок на обучение и уверенности в себе. Изменение отношения детей к учебе может быть таким же важным фактором, как и фактическое коли­чество пропущенных занятий.

Конечно же, как указывают авторы этого исследо-вания, большинство детей с физическими и сомати­ческими нарушениями развития справляется с подоб-


 




ными трудностями без каких-либо серьезных проблем, такие дети обладают нормальной самооценкой, и их воспитывают внимательные и уравновешенные роди­тели. Просто нужно помнить, что дети с соматическими заболеваниями и физическими дефектами сталкиваются при адаптации с трудностями особого характера, которые в отдельных случаях ведут к осложнению учебного процесса и эмоционального развития.

Date: 2015-11-13; view: 306; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию