Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровень интеллектуального развитияСтр 1 из 23Следующая ⇒
Michael Rutter HELPING Troubled children ПОМОЩЬ Трудным детям
Перевод с английского О. В. Баженовой, Г. Г. Гаузе Общая редакция кандидата психологических наук А. С. Спиваковской Предисловие кандидата психологических наук О. В. Баженовой и кандидата психологических наук А. Я. Варга
МОСКВА ПРОГРЕСС ББК 88.8 Р 25 Вступительная статья Редактор Н. В. Щукин Раттер М. Р25 Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской; Предисл. О. В. Баженовой и А. Я. Варга — М.: Прогресс, 1987. — 424 с: ил. В книге обобщен уникальный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития детей, где работают психологи, врачи, педагоги и которой в течение ряда лет руководил М. Раттер. Книга знакомит читателей с феноменологией эмоциональных расстройств и нарушений поведения детей, а также с практикой их выявления, психологического анализа и терапии. Книга полезна не только специалистам, работающим с детьми, но и родителям, имеющим трудности в воспитании ребенка.
0304000000-670 Р--------------- — 30-87 006(01)87 Редакция литературы по психологии и педагогике В последнее время в нашей стране большое развитие получила практическая психология. Возникают многочисленные психологические службы — семейные, психолого-педагогические, медико-психологические, проф-ориентационные. Практические психологи сотрудничают с учителями, психиатрами, невропатологами, наркологами. Они работают и на производстве, и в клиниках, и в домах для престарелых. Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям, которые доставляют окружающим немало хлопот. Возможности психологической коррекции и отличия от более традиционной психотерапии в ее различных вариантах, которыми владеют только получившие специальное медицинское образование врачи, составляют предмет дискуссии на страницах журналов'. Бесспорным остается факт, что в настоящее время мы переживаем бурное рождение новой, во многом до конца не изученной формы оказания социальной психологической помощи людям, в частности детям. Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками. А ребенку с неблагоприятными особенностями психического развития справляться с ними наиболее трудно. Столкновение мира ребенка с миром других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при отом у него происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляет-
© МЧсЬае1 Кийег, 1975 © Перевод на русский «Прогресс», 1987 с сокращениями и предисловие ' Поляков Ю. Ф., СпиваковскаяА. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний. — В сб.: Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Республиканский сборник научных трудов. Л., 1985, с. 119 — 126. ся неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим. На смену одним чувствам и привязанностям приходят другие, которые могут носить и патологический характер. Как помочь такому ребенку? Как уменьшить его страдания? Что посоветовать его родителям? Как вести себя с ним учителям? Непросто найти ответы на эти и многие другие аналогичные вопросы. Анализ каждого отдельного случая требует индивидуального подхода: внимательного и компетентного отношения специалистов. В этом сможет убедиться каждый, кто прочтет книгу М. Раттера «Помощь трудным детям». Хочется сразу оговориться. В данном случае трудными названы дети, которые из-за эмоциональных расстройств или нарушений поведения оказываются трудными для взрослых. Эти расстройства причиняют самим детям не меньше неприятностей, чем окружающим, так как прежде всего лишают их радости детства. Кто же сможет дать необходимый совет, помочь в безвыходной, казалось бы, ситуации? Книга М. Раттера, крупного английского специалиста в области детской психиатрии, посвященная проблемам трудных детей и ориентированная в первую очередь на педагогов и практических психологов, представляется в этой связи очень актуальной и современной. И хотя многие моменты в этой книге могут показаться спорными, в целом она дает возможность познакомиться с зарубежным опытом психологической диагностики и психологической коррекции и сравнить неизбежные различия, вызываемые разными методологическими подходами к принципам и методам диагностики. Те, кто прочтет эту книгу, смогут узнать интересные факты из опыта работы руководимой М. Раттером клиники, где в тесном содружестве работают специалисты различного профиля, объединенные общим желанием — принести максимальную пользу ребенку с неблагоприятными особенностями психики. Вместе с тем следует предупредить читателя, что эта книга, написанная для лиц, не имеющих специального медицинского образования, но в силу обстоятельств сталкивающихся с аномалиями душевной жизни детей или с трудностями их поведения, не представляет собой учебника по детской психологии. Содержание книги составляют размышления автора над опытом собственной работы, и на ее страницах он делится с читателем соображениями, которые ему кажутся наиболее важными. Книга условно делится на несколько разделов. Первый посвящен проблемам разрабатываемой М. Раттером на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) системы диагностики нарушений психического развития ребенка. Во втором — кратко систематизированы основные факты, касающиеся вопросов нормального развития ребенка. Многие из них представят несомненный интерес для читателя. В третьем разделе книги рассмотрены данные, указывающие на зависимость поведения родителей от особенностей ребенка, обсуждаются индивидуальные различия между детьми, а в четвертом — наоборот, вопросы, связанные с влиянием окружающей среды на развитие ребенка. Далее в книге подробно описываются различные симптомы нарушенного психического развития, такие, как эмоциональная холодность ребенка, его агрессивность, асоциальное поведение и т. д. И наконец, в последнем разделе автор останавливается на обсуждении вопроса эффективности различных способов психотерапии диагностируемых нарушений. Все разделы книги богато иллюстрированы примерами из клинической практики, которые позволяют читателю окунуться в живую реальность психокоррекционного процесса. Остановимся на некоторых основных проблемах книги. В первой главе автор излагает разрабатываемые им принципы диагностики болезненных состояний у детей. Прежде всего следует принять во внимание, что книга М. Раттера адресована английскому читателю и поэтому она в популярной форме знакомит с принятой в Англии процедурой диагностики психического состояния детей, которая во многом не совпадает с советскими принципами и методами. В связи с этим у советского читателя, знакомого с основами отечественной психиатрии и принятого в нашей стране нозологического подхода, ряд моментов не может не вызвать возражений. Так, в частности, бросается в глаза отсутствие единого основания в предлагаемой автором классификации эмоциональных расстройств и нарушений по-нодения у детей, различный удельный вес призна- ков, принимаемых во внимание при постановке диагноза. Может показаться странным, что в книге, не рассчитанной на врачей, достаточно много места уделяется психиатрической диагностике. Правда, помимо диагностики симптомов и синдромов, в ней большое внимание уделяется факторам социальной среды: семье ребенка, особенностям его общения со сверстниками, школьной ситуации. Как и многие западные исследователи, автор явно не видит разницы между психиатрической и психологической диагностикой. В то же время в отечественной психологии эта разница считается весьма существенной. Если предметом психиатрической диагностики являются психические заболевания, то психологическая диагностика ставит перед собой цель определить собственно психологический статус ребенка: особенности развития его высших психических функций, склад его личности, характера, темперамента. Психологическая диагностика, в отличие от психиатрической, касается не только больного ребенка, но и здорового. В определенном смысле для психологической диагностики не существует больных и здоровых детей, а есть лишь существо психологической проблемы. Таким образом, психологическая и психиатрическая диагностики никак не противоречат друг другу, а полезно друг друга дополняют. Собственно смысл психологического исследования в раннем детстве — не постановка клинического диагноза в терминах детской психиатрии или невропатологии, а обнаружение и правильная квалификация психологического дефекта развития. Для этого прежде всего необходимо выявить механизм и причины существующих нарушений развития, выделить ведущий психологический дефект. Правильное понимание природы дефекта в свою очередь позволяет правильно обосновать пути его коррекции и компенсации. Задачи патопсихологического исследования психического развития ребенка раннего возраста можно определить следующим образом. 1. Оценка состояния развития в целом с учетом развития отдельных функций (главным образом познавательной, эмоциональной, внимания, памяти, речи, восприятия и т. д.). При этом в центре внимания исследователя находится процесс выполнения экспериментальных заданий как отражение психической деятельности ребенка, и поэтому становится не столько важен достигнутый результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Обычно учитывают: а) возможность самостоятельного контроля за психической деятельностью или же необходимость организации ее со стороны взрослого; б) насколько ребенок представляет себе цель собственных действий и, что самое важное, может организовать целесообразное поведение, особенно для тех случаев, когда цель деятельности непосредственно в восприятии не задана; в) понимание ребенком несоответствия достигаемых результатов ожидаемым; г) выбор действий или системы действий по исправлению допускаемых ошибок, свидетельствующий об уровне познавательного развития. 2. Психологическая квалификация дефекта: выявление центрального механизма, препятствующего нормальному осуществлению действий по выполнению паданий или нарушающего взаимодействие ребенка со средой. К числу таких механизмов может быть отнесено как общее первичное интеллектуальное снижение, встречающееся у детей-олигофренов, так и частные дефекты, возникающие на органической почве (двигательная расторможенность, выраженная нецеленаправленность -деятельности, застревание на отдельных способах выполнения заданий или действиях, инертность, плохая переключаемость, повышенная истощаемость и утомляемость, флуктуирующая работоспособность и задержка речевого развития). Частные дефекты обычно являются фоном для возникновения задержанного психического развития. Наконец, целая группа нарушений развития может быть обусловлена социальными факторами. Эти нарушения своим происхождением обязаны главным образом неблагоприятным условиям среды, в которых протекало или протекает психическое развитие ребенка. В этих случаях важно диагностировать существование невротической реакции, зону невротического конфликта, а также особенности понимания ребенком этого конфликта и то, как он реагирует на него (то есть характер психологической защиты, самооценки и эмоциональ- ного репертуара наряду с особенностями родителей, в том числе стиля их воспитания и реагирования на конфликтное поведение ребенка). Не исключено, что у одного и того же ребенка может наблюдаться одновременное сосуществование нескольких из описанных типов дефектов, что значительно затрудняет диагностику. 3. Определение природы выявленных дефектов. 4. Определение прогноза развития, для чего особен 5. Определение оптимальных путей помощи трудно По мнению М. Раттера, для диагностики и коррекции аномалий психического развития детей принципиально важно следующее: 1) учитывать те факторы, из-за которых у ребенка 2) выявлять механизмы диагностируемых эмоцио 3) соотносить состояние психического развития Эти бесспорные на первый взгляд положения М. Раттера при углубленном изучении нуждаются, на наш взгляд, в некоторых критических замечаниях. Нельзя не обратить внимание читателей на несколько упрощенное понимание М. Раттером движущих сил и условий развития. Критикуя двухфактор-ную теорию, согласно которой развитие — это результат воздействия на организм двух сил — наследственности и среды, М. Раттер выступает как сторонник теории взаимодействия, но опять-таки взаимодействия тех же самых сил. И хотя ему очень хочется включить в контекст этого взаимодействия и самого ребенка, по сути, ему никогда не удается этого сделать. «Генетически заданные свойства, — пишет он, — в большинстве случаев играют роль основного определяющего фактора, однако его сила будет варьировать в зависимости от силы, природы и разнообразия воздействия со стороны окружающей среды, и в каждый момент развития эти взаимные влияния ведут к изменениям, которые в свою очередь будут сказываться на последующих взаимодействиях» (см. с. 145 наст, издания). В советской психологии принят взгляд, согласно которому биологическое составляет важнейшее условие, социальное — источник, а активное взаимодействие с внешним миром — движущую силу психического развития. Смысл введения категории активности заключается в том, чтобы представить развитие как процесс, имеющий свою собственную логику и закономерности, а не.как результат того, 'что составляет его необходимые предпосылки и условия. Правильность этой точки зрения подтверждают результаты практической работы самого М. Раттера, который очень часто при описании механизмов возникновения дефектов психического развития анализирует внутренние переживания ребенка и выделяет структуры, мотивирующие его поведение, что показано на ряде конкретных случаев, описанных на страницах книги. Красной нитью через всю книгу проходит мысль о необходимости анализа психического развития ребенка с целью выделения механизмов формирования нарушений. Изменение каких-то характеристик психики ребенка должно проводиться с учетом этих механизмов. С этим нельзя не согласиться, и вся работа отечественных детских патопсихологов строится в соот- ветствии с этой мыслью, высказанной Л. С. Выготским еще в 1936 г. Однако хочется обратить внимание на более тонкое понимание термина «механизм нарушения», принятое в советской психологической науке. М. Раттер, используя термин «механизм», иногда смешивает понятия «механизм» и «условия» формирования нарушения. Так, например, очень часто он называет механизмом возникновения эмоциональных расстройств неблагоприятную атмосферу в семье. Безусловно, влияние семьи на психическое развитие ребенка огромно. Однако характер этого влияния относится к классу условий и вряд ли сам по себе может быть механизмом влияния. Когда мы говорим о механизме нарушения, мало представить его корреляцию с одним из внешних обстоятельств. Механизм должен позволить нам понять, почему у данного конкретного ребенка в данных конкретных обстоятельствах возникает та или иная особенность поведения или характера. Только ясно представляя себе психологические механизмы формирования нарушений, можно прогнозировать определенные аспекты психического развития и строить обоснованные коррекционные программы. М. Раттер разрабатывает систему диагностики нарушений психического развития детей, откровенно отказываясь от пути построения подобной системы на основе некоторой общей теории. Только клинический опыт и его тщательная систематизация, по мнению М. Раттера, могут дать возможность для создания «работающих», полезных для специалистов диагностических схем и классификации нарушений. В результате, разрабатываемый им подход страдает многими недостатками, типичными для исследований, лишенных четких методологических основ. Работа М. Раттера, с одной стороны, представляет большой интерес, являясь попыткой систематизации обширных экспериментальных данных в области психотерапии и психокоррекции самых разных отклонений в психическом развитии детей, но с другой стороны, автор не сумел выйти за пределы собственного опыта и разработать теоретически обоснованную систему рекомендаций. Все это еще раз подчеркивает необходимость фундаментальных исследований, составляющих основу любой практической деятельности. В книге М. Раттера бесспорный интерес представляет критическое рассмотрение положительных и отрицательных аспектов психоаналитического влияния на западную психодиагностику. Подчеркивая несомненную заслугу психоанализа в открытии влияния бессознательного на поведение человека, выявлении целого ряда защитных механизмов и т. д., он справедливо отмечает частую бесплодность вычурного теоретизирования и отсутствие возможности научно доказать справедливость большинства психоаналитических интерпретаций. М. Раттер критикует и чрезмерное увлечение так называемой диагностикой потенциальных возможностей ребенка, которая чаще всего проводится с помощью вычисления коэффициента интеллектуальности. Такая диагностика проводится с помощью тестов, которые позволяют в лучшем случае выявить актуальный, достигнутый ребенком уровень интеллектуального развития. В этом позиция автора совпадает с позицией советских психологов. Более того, в советской психологии существует понятие «зона ближайшего развития» — то есть та зона, в которой ребенок еще не может выполнить задания самостоятельно, но уже выполняет их при помощи взрослого. Признано определяющее значение характеристик работы ребенка в этой зоне для диагностики его способности к обучаемости. • Нельзя не согласиться с безусловно правильной позицией автора, кот@рая заключается в том, что специальная психологическая помощь необходима огромному количеству детей. Такая помощь может оказаться очень полезной для детей, неблагоприятные особенности психики которых сформировались под воздействием каких-то социальных влияний, в то же время она может принести лишь частичную помощь в адаптации к жизни детей с более тяжелыми нервно-психическими расстройствами. Очевидно, что ни в тех, ни в других случаях от нее отказываться не стоит. В книге отмечается, что не только родители или учителя оказывают влияние на формирование личности ребенка, но и сам ребенок (в частности особенности его темперамента) оказывает явное влияние на формирование родительского поведения. Очень часто отклонения в развитии личности ребенка возникают из-за нарушенных взаимодействий в семье, виновными в которых ! 2 оказываются все ее члены. В таких случаях наиболее эффективным методом коррекции отклонений является терапия всей семьи в целом (совместная семейная психотерапия). Принципы и ограничения данного метода подробно рассматриваются на страницах книги. Многие родители склонны видеть только недостатки своего ребенка и не замечать ошибок в собственном поведении и системе воспитания, да и многие учителя в классе не всегда умеют найти правильный подход к отстающему ученику. В этом смысле книга М. Раттера содержит интересный материал, отражающий огромное разнообразие социальных причин, которые могут неблагоприятно сказаться на психическом развитии ребенка. Поиск этих причин, анализ характера взаимодействия ребенка с окружающей средой, по возможности максимальное устранение факторов, негативно влияющих на развитие, и предоставление ребенку с трудно поддающимся лечению дефектом возможностей для преодоления, конечно в определенных пределах, его вторичных последствий — вот основной круг задач, который, по мнению М. Раттера, стоит перед всеми, кто действительно хочет оказать помощь трудным детям. Определяя таким образом задачи специалистов, М. Раттер совершенно справедливо подчеркивает, что нет никакой надобности, да и возможности, чтобы эти задачи решались только силами психиатров. Им на помощь уже сегодня приходит широкий круг профессионалов: социальные, детские, школьные и медицинские психологи и др. Автор считает перспективным, и с этим нельзя не согласиться, что при консультации этих специалистов помощь трудным детям в общении, поведении, обучении и т. д. смогут оказать родители и учителя, то есть те люди, которые большую часть времени проводят с этими детьми. Эффективные психотерапевтические и психокоррек-ционные приемы, изложенные в книге, отличаются адекватностью выявленным нарушениям психического развития у детей. Следует отметить, что большинство этих приемов применяются и в советской практической психологии. Это и совместная психологическая коррекция всей семьи, и консультирование родителей, и игровые групповые занятия с детьми, и групповые занятия с родителями, а также другие неспецифические психотерапевтические приемы, такие, как десенсибили- ипция, отреагирование, вскрывающие техники и пр. Принципиальным для советской детской практической психологии является системный подход к психологическим проблемам ребенка. При этом осуществляется параллельное воздействие как на самого ребенка, так и на его социальную среду. Так, в случаях семейной психологической коррекции работа проводится одно-променно и с ребенком, и с его семьей, то есть с родителями или другими воспитывающими его взрослыми. В книге приводится много описаний конкретных слу-чиев психологической коррекции отклонения поведения детей. Обращают на себя внимание следующие моменты. Автор различает особенности детской психики, вы-аывающие нарушения детского поведения, и факторы ииешней среды, провоцирующие и фиксирующие эти нарушения. Самыми влиятельными среди последних М. Раттер считает стиль общения и воспитания в семье и школьную атмосферу. Нередко для получения эффек-тн достаточно направить психокоррекционное воздействие на эти внешние факторы. Меняя семейную и школьную атмосферу, автору и его сотрудникам уда-нилось полностью снять отклонения в поведении и развитии ребенка. Большое значение М. Раттер придает особенностям обыденного общения взрослых с ребенком, в частности простой фиксации внимания на тех или иных поступках ребенка. Приведем пример патогенной и коррегирующей роли внимания к ребенку со стороны школьного учителя. Ребенок с задержкой психического развития попадает в школьный класс. Он учится плохо и поэтому постоянно находится в травмирующей ситуации. К тому же классный учитель «записал ребенка в разряд неуспевающих» и «махнул на него рукой» — вследствие чего ребенок оказался вообще обойденным вниманием учителя (как положительным, так и отрицательным). И такой ситуации он стремится к компенсации доступными ему средствами. Обычный способ — •ТО демонстративно плохое поведение. В таких случаях робенок сам не работает в классе и мешает работать другим детям. Теперь внимание учителя, пусть даже негативное, неизбежно приковано к ребенку. Таким образом ребенок нашел путь компенсации. Это негативное внимание учителя невольно стабили-
зирует плохое поведение: ребенок привыкает компенсировать чувство неуспеха асоциальными поступками. В таких случаях курс психологической коррекции строится на двух содержательных моментах. Во-первых, для ребенка разрабатывается программа обучения, учитывающая его реальные способности. Во-вторых, проводится консультационная работа с учителем, в ходе которой ему объясняют патогенную роль его поведения. Эффективным является простой прием: предлагается перестать обращать внимание на плохие поступки ребенка и хвалить его за малейшие успехи. В результате ребенок постепенно выходит из хронической ситуации неуспеха, а учитель начинает фиксировать и закреплять положительные моменты в поведении ребенка. Аналогичные приемы можно рекомендовать и родителям. Нередко ребенок ведет себя плохо в семье лишь потому, что, когда он ведет себя хорошо, родители не обращают на него внимания. На этот и другие сходные моменты М. Раттер неоднократно обращает внимание читателей. По его мнению, большую роль в возникновении нарушений детского поведения играют семейные стандарты и правила. Так, если в семье не принято с уважением относиться к авторитетам и общественным нормам морали, то зачастую асоциальные тенденции в поведении ребенка не пресекаются, и тогда ребенок легко позволяет себе уголовно наказуемые поступки. Нередко негативное влияние семьи на ребенка столь сильно, что, как указывает М. Раттер, эффективнее оказывается временная изоляция ребенка от родителей и помещение его в клинику. При этом психологическая коррекция с родителями и ребенком проводится отдельно. В тех случаях, когда роль внешних факторов в возникновении отклонений детского поведения невели-' ка, психокоррекционная работа в основном проводится с самим ребенком. М. Раттер выделяет два основных психокоррекционных подхода: бихевиоральный тренинг и интеракционное взаимодействие. Бихевиоральный тренинг, то, есть направленное обучение отдельным поведенческим навыкам с индивидуально подобранным поощрением и наказанием, применяется автором по отношению к отдельным невротическим реакциям, таким, как энурез, или к локальным отклонениям поведения: отказ от посещения школы, нежелание учиться. По отношению к тотальным расстройствам поведения М. Раттер использует приемы индивидуальной психологической коррекции. В этом процессе определяющую роль он отводит специфическому контакту психолога с ребенком. Психотерапевтическую функцию доверительного общения с близкими и уважаемыми взрослыми отмечали все детские психологи, психиатры и психотерапевты. Доверие позволяет ребенку рассказать о всех своих переживаниях и огорчениях, поделиться своими проблемами и трудностями. Само по себе открытое, откровенное изложение того, что мучает и расстраивает ребенка, в определенной мере снимает психическое напряжение. Нередко психотерапевты уподобляют этот процесс вскрытию нарыва. ,.ч Родители часто удивляются тому, что психотерапевт ^повторяет их же собственные слова, которые раньше оказывали на ребенка никакого влияния. у^ Любовь и почтение к взрослому человеку делают,-..' его слова и поступки для ребенка сверхзначимыми и ^императивными. Личность такого взрослого становится У-моделью поведения для ребенка. Он отождествляет себя с ним и старается делать все возможное, чтобы заслужить его одобрение и похвалу. Именно поэтому простые советы значимого, взрослого оказываются эффективными. Рассматривая различные формы психотерапии, М. Раттер каждый раз обращает внимание на необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка, истории формирования его болезненной симптоматики, предполагаемых механизмов нарушений. Все это весьма важно для правильного выбора формы лечения и определения его тактики. Какие бы отдельные способы лечения ни применялись, главное, считает М. Раттер, и с этим нельзя не согласиться, — междисциплинарный подход, содружество в работе разных специалистов над преодолением проблем в развитии конкретного ребенка. Можно, конечно, не соглашаться с некоторыми принципами изложения материала, предложенными М. Раттером, упрекнуть автора в недостаточно глубоком 10\гЛ анализе проблем психического развития в норме и патологии, и психокоррекционного процесса, и в субъективном характере систематизации выделенных расстройств. Однако, несмотря на это, можно с уверенностью сказать, что книга будет с интересом встречена как специалистами по проблеме психологической диагностики и коррекции, так и широким кругом читателей, в частности родителями и учителями, а также всеми, кто заинтересован в повышении своей педагогической культуры и не остается безучастным к переживаниям растущих рядом детей. Предисловие автора Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи в практике тех, кто работает с детьми, довольно часто встречаются случаи возникновения осложнений психического развития. Большая часть этих осложнений инляется лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. В этой книге представлен обнор теоретических позиций и принципов, лежащих в ООКОВе понимания и коррекции подобных «обыденных» расстройств. Поскольку книга главным образом ориентирована на широкий круг читателей и на тех специалистов, которые, не имея специального психиатрического образования, по роду своей деятельности связаны с детьми, в ней рассматриваются осложнения психического развития, типичные для самых обыкновенных дитой, а не более тяжелые и редкие психические заболевания, с которыми в основном сталкивается пер-ООККЛ психиатрических клиник. Для более четкого изложения теоретических пози Причины возникновения осложнений психического рнпнития связаны не только с самим ребенком. Во Многом они определяются влиянием семьи, школы и социального окружения. Вот почему диагностика и терн и ия детских психических расстройств подразумевает междисциплинарный подход. Большая часть описан- ных в данной книге терапевтических воздействий была разработана и осуществлена психологами и социальными работниками, а не психиатрами. Поэтому, за исключением тех случаев, где мне хотелось подчеркнуть специальный вклад какой-то одной из дисциплин, я использовал термины «консультант» или «психотерапевт», подразумевая работу всей психотерапевтической бригады в целом. Сам факт направления ребенка на консультацию в психиатрическую клинику необязательно означает, что причина обращения связана с самим ребенком, у которого может и не быть никаких проблем. В первой главе описаны принципы диагностики психических нарушений у детей и выяснения природы обнаруженных расстройств. В следующих четырех главах детально описывается ряд факторов, которые важно принимать во внимание при диагностике. К их числу относятся: закономерности детского развития, индивидуальные особенности ребенка, особенности семьи, а также более широкого социального окружения ребенка — школы и компании друзей. Далее три главы посвящены описанию распространенных осложнений психического развития у детей, и, наконец, в последней главе обобщаются наиболее важные моменты, необходимые для правильного планирования терапевтического воздействия. Читатели часто жалуются, что психиатрическая литература переполнена научным жаргоном, недоказанными положениями и слишком туманными обобщениями. Я постарался избежать этих недостатков и по мере возможности пользовался простым языком, общеизвестными фактами и примерами из практики. Все встречающиеся в книге имена детей придуманы, также изменены описания их семейных обстоятельств, в которых сохранена лишь психологическая реальность ситуации психического развития ребенка. Большое количество библиографических ссылок подтверждает, на мой взгляд, правильность высказываемых в книге положений. Мне представляется также существенным требование, чтобы практика опиралась не на субъективные мнения и предположения, а на твердые знания. Апрель 1974
Согласно многочисленным исследованиям, психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей (166, 177). Эти явления в значительной степени составляют неотъемлемую часть процесса развития и сами по себе не должны вызывать особого беспокойства. Однако у некоторых детей могут наблюдаться искажающие процесс нормального развития психические расстройства, которые требуют лечения, но необязательно именно у психиатра. Выявление подлежащих лечению психических расстройств является одной из первых задач, которую необходимо решить при обследовании приведенного в клинику ребенка. Конечно, уже сам факт обращения к врачу означает, что кто-то встревожен состоянием ребенка и к этому необходимо отнестись со вниманием. Но не надо думать, что причиной подобной тревоги может быть только психическое заболевание. Возможно, что беспокойство родителей вызвано проявлениями абсолютно нормального этапа развития или может статься, что незначительные отклонения в поведении ребенка используются как повод для обращения за помощью в связи с серьезными внутрисемейными проблемами. Различные значения симптомов, то есть то, на что жалуются люди, обращаясь к врачу, подробно описаны в работе Каннера (60). Во-первых, эти симптомы выполняют роль «входного билета», указывая на существование проблемы, которую следует изучить. Во-вторых, они могут быть сигналом того, что с ребенком что-то не в порядке. В-третьих, они могут работать по принципу «выпускного клапана», подобно реакциям протеста и защиты, возникающим в ответ на невыносимую ситуацию. В-четвертых, они бывают средством разрешения внутренних проблем, как, на- ' Здесь и далее в скобках указывается порядковый номер цитируемой литературы, а при необходимости и страницы. — Прим. ред. пример, в тех случаях, когда ребенок жалуется на боль в животе и ложится в постель, пытаясь тем самым преодолеть тревогу, связанную с ситуацией в школе. Конечно, это не самое лучшее решение возникшей проблемы, но оно важно для нас, так как мы прежде всего хотим понять, что же служит причиной возникновения симптома. В-пятых, симптомы нарушенного поведения — большая неприятность для окружающих, раздражающая домашних так же, как драки и агрессивное поведение раздражают школьных учителей. При обследовании детей, как правило, первоначальные сведения о жалобах или симптомах врач получает вовсе не от них, а от родителей, учителей или кого-то еще, кто обеспокоен поведением ребенка. Это означает, что всегда необходимо знать историю того, каким образом ребенок попал в клинику. Надо искать ответы на следующие вопросы: кто был встревожен состоянием ребенка? Почему оно встревожило этого человека? Почему оно встревожило его именно теперь, а не раньше? Несмотря на то что большинство детей, приводимых в клинику, действительно имеют психические расстройства, было обнаружено, что обращение семьи к врачу часто бывает связано как с нарушением поведения ребенка, так и с особенностями родителей или семьи в целом. Сравнительное исследование детей, которые посещали клинику, с теми; кто клинику не посещал, но имел относительно сходные нарушения, показало, что матери детей из клинической группы более встревожены их состоянием и чаще сами страдают нервно-психическими расстройствами. Также было отмечено, что в клинической группе оказалось больше детей из распавшихся семей (177). Таким образом, диагностика нарушений психического развития ребенка должна в такой же степени учитывать социальный контекст и характер обращения к врачу, в какой она учитывает состояние самого ребенка. Чтобы показать необходимость понимания причин, в силу которых дети попадают к врачу, приведем два примера из нашей практики. Так, в одном случае к нам обратилась некая Смит и попросила посмотреть ее четырехлетнюю дочь Рашель. У матери было много жалоб на ребенка, но ни одна из них не представлялась нам достаточно серьезной. Приписы- ваемая Рашели повышенная возбудимость была всего лишь проявлением обычной жизнерадостности, ее «приступы ярости» — обыкновенной формой утверждения детской индивидуальности, а «трудности, связанные со сном», возникали из-за того, что девочку укладывали спать слишком рано. В результате беседы с матерью мы легко выяснили, что она находилась в тяжелом депрессивном состоянии и к тому же злоупотребляла алкоголем. Она стала чувствовать растущее раздражение и неприязнь к своему ребенку, и мысль о том, что ее собственные проблемы не позволяют ей быть хорошей матерью, очень обеспокоила ее. Обращение по поводу Рашели к врачу и явилось проявлением возникшего беспокойства. Во втором случае мы имели дело с направлением в клинику не одного, а сразу нескольких детей. В течение некоторого времени мы получали запросы от директора специальной школы, который просил нас проконсультировать его учащихся. И хотя все направленные к нам мальчики имели достаточно определенные нервно-психические расстройства, нам все-таки оставалось непонятно, почему их в таком количестве направили к нам почти одновременно. Эта неясность сохранялась до тех пор, пока не выяснилось, что в школе имели место серьезные служебные конфликты. Конечно, каждый ребенок со своей стороны нуждался в помощи, но и школа как бы косвенно, неявным образом просила помощи в решении собственных затруднений. Все сказанное выше показывает, что суть вопроса заключается не в том, «кто болен» или «кто виноват», а в том, чтобы правильно понять, «в чем суть проблемы» и «как она возникла». Однако, поскольку при обращении за помощью к врачу жалобы и волнения почти всегда касаются определенных особенностей детского поведения, нам удобно начать с обсуждения общих принципов его оценки. Вопросы подобной оценки мы можем рассмотреть, обсуждая результаты обследования двух десятилетних мальчиков, полученные при широком популяционном осмотре. До этого ни одного из них не приводили к врачу-психиатру, тем не менее у обоих имелись определенные психологические проблемы. И хотя оба ребенка по-своему страдали, мы пришли к выводу, что только один из них имеет серьезное расстройство, требующее лечения. В течение последнего года, после того, как Гордон перешел в новую школу, у него появились нервные тики в форме привычки подергивать плечами и скрипеть зубами. Эта привычка проявлялась только в период учебы. Она становилась более заметной, если он нервничал, и исчезала, когда он играл. Наконец, в течение последних месяцев пребывания в этой школе тики ребенка начали постепенно ослабевать. Вскоре после того, как мальчику снова пришлось переменить школу, у него появился «нервный кашель», который, подобно тикам, становился более выраженным в минуты волнения. Эта новая привычка просуществовала несколько месяцев и потом исчезла. Кроме того, после перемены мест учебы он начал кусать ногти. Во всем же остальном это был достаточно благополучный ребенок, лишенный каких бы то ни было страхов или тревог. У него было много друзей и хорошая атмосфера в семье. После школы обычно он любил поиграть в футбол, и за ним часто заходили другие дети* Иногда у него возникали ссоры и драки с братьями, но в целом их отношения были неплохими. Добрый и дружелюбный Гордон отличался независимым поведением и не любил демонстрировать свою физическую силу. Он обладал хорошей способностью к умственному сосредоточению и нормально учился в школе. Его отец был веселым, уравновешенным, хотя и несколько тревожным человеком. Особенно его волновали вопросы, касающиеся работы, к которой он относился очень серьезно. Иногда это делало его раздражительным. Мать Гордона по сравнению с отцом обладала более легким характером. Таким образом, Гордон в целом был нормальным, хорошо адаптированным ребенком. Он лишь испытывал некоторую тревогу и напряжение, когда приходилось менять школу. Серьезным отношением к учебе Гордон походил на отца, и из-за того, что он научился подавлять свои переживания, его беспокойство по поводу школы стало проявляться в нервных тиках. По мере привыкания мальчика к новой ситуации тре- вожность снижалась, а тики становились все менее заметными. В течение этого периода умеренных эмоциональных трудностей психическое и социальное развитие ребенка оставалось нормальным и без особых осложнений. Все это дало основание полагать, что у Гордона, несмотря на имевшиеся трудности адаптации к новой обстановке в школе, не было серьезного, требующего помощи психиатра расстройства. Тоби в отличие от Гордона всегда был трудным ребенком. С младенчества нервный, раздражительный, ранимый, тревожный, он плохо спал и раздражал родителей бесконечными вопросами. К тому же он не испытывал к ним особенной любви и был достаточно замкнут. Все это очень мешало общению родителей с Тоби, они сердились на него гораздо чаще, чем на других своих детей. Когда Тоби было около трех лет, родители обратились к детскому врачу с жалобами на плохой сон ребенка, чрезмерную погруженность в себя и общие трудности воспитания. Когда врач, наблюдающий за развитием Тоби, предложил родителям обратиться за консультацией к психиатру, они не последовали его совету. Родителей Тоби больше всего беспокоила его тревожность, которая возникла по поводу школы, разлуки с мамой и общения с незнакомыми людьми. Встревожившись, он начинал задавать бесконечные вопросы как бы в поисках успокоения и поддержки. Однако такое поведение обычно лишь раздражало окружающих. Часто от страха и беспокойства его охватывала паника, он начинал крушить все вокруг, становясь бесконтрольно агрессивным. Он боялся темноты, и ему приходилось спать со светом. По ночам он часто звал мать. При встрече с новыми людьми (только в этом случае) он начинал заикаться и не мог произнести правильно ни слова. У него была выраженная избирательность в еде, а пищу, которая ему не нравилась, он обычно старался переложить в тарелку к отцу. Тоби был беспокойный, расторможенный ребенок, который никогда ничем не мог заняться и обычно слонялся из угла в угол. У него было несколько друзей, но он вечно с ними ссорился, ревновал к другим, был довольно драчлив и часто жало- вался на одиночество. Он редко улыбался, имел несчастный вид и пребывал в мрачном настроении. Кроме всего этого, у него был еще навязчивый страх микробов, страх настолько сильный, что в течение последних двух лет он мыл руки не меньше тридцати раз в день. Он мыл руки перед тем, как поставить чайник, перед тем, как дотронуться до тарелки, и перед тем, как пожать другому руку. Он избегал ходить туда, где собирались люди. Он кричал и визжал, если ему казалось, что на него хотят оказать давление и заставить пойти в такое место. Постоянные стычки с отцом особенно участились в последние пять лет, с тех пор как у отца обнаружилось серьезное нервное заболевание, вызывающее эпизодические головокружения. Отец Тоби испытывал чувство одиночества. Он часто сидел, уставившись в одну точку. К тому же у него нередко бывали сильные вспышки гнева, имелись многочисленные страхи. Относительно недавно он перенес достаточно серьезный приступ депрессии, сопровождавшийся бессонницей и неоправданным чувством ревности. Отношения с женой постепенно ухудшались, и ссоры стали обыкновенным явлением. Мать Тоби два года назад обращалась к психиатру с жалобамц на депрессию и общее состояние подавленности. У нее был выражен страх темноты и пауков. Не было никаких сомнений, что у Тоби имелось достаточно серьезное психическое расстройство. Его состояние отличалось от состояния Гордона постоянством симптомов, они были более разнообразными, сильно выраженными. Общий ход психического развития оказался нарушенным. Болезнь нарушила социальную жизнь ребенка и в многочисленных проявлениях отразилась на его обыденном поведении. Жалобы на трудности воспитания Тоби говорили О том, что родителям было значительно труднее любить его, нежели остальных своих детей. Когда они раздражались, виноватым всегда считался Тоби. Конечно, поскольку оба родителя страдали определенными расстройствами психики, вероятно, что и Тоби мог унаследовать повышенную чувствительность к воз- действию психологических факторов. В то же время обращает на себя внимание, что развитие его навязчивой симптоматики появилось вслед за возникновением невротических расстройств у матери и совпало с моментом осложнения обстановки в семье и изменением в худшую сторону характера отца. Насколько бы важной ни представлялась роль генетических факторов, нарушение отношений в семье сыграло важную роль в возникновении психологических проблем ребенка. Изучение того, как это могло произойти, стало бы одной из задач диагностики в том случае, если бы Тоби получал клиническую помощь. И хотя он подобной помощи не получал, лишь немногие стали бы сомневаться в необходимости определенного лечения. Поскольку не всегда все столь очевидно, как в приведенном случае с Тоби, рассмотрим основные факторы, которые следует принимать во внимание при проведении диагностики психических нарушений у детей. Ребенок развивается постоянно Прежде всего следует отметить, что ребенок находится в процессе постоянного роста и развития, поэтому любая оценка должна учитывать логику этого процесса. Это означает, что клиницисты должны хорошо знать и понимать закономерности психического развития ребенка в норме и патологии. В зависимости от возраста дети ведут себя по-разному, поэтому необходимо уметь правильно предвидеть характерное для каждого возраста поведение. Наряду со знанием возрастных особенностей поведения требуется некоторое знание границ индивидуальных различий, так как дети обычно не похожи друг на друга. Также следует понимать, что многие стадии психического развития обычно связаны с переживанием различных стрессов и эмоциональных волнений. И дело сводится не только к тому, чтобы определить, в какой момент развития произошло то или иное событие, не менее важно выяснить, как оно произошло и какие процессы оказались затронутыми. Наконец, в любой психиатрической оценке должен решаться вопрос о том, в какой степени отмечаемая симптоматика влияет на общий ход процесса развития ребенка. Это предполагает наличие знаний о самом процессе. Обзор результатов некоторых исследований и обсуждение ряда вопросов, касающихся психического развития ребенка, будет проведен во второй главе. Имеющиеся у детей психические расстройства необходимо анализировать с точки зрения общей истории заболевания. Это обусловлено тем, что дети постоянно развиваются и изменяются. Поэтому не следует ограничиваться лишь констатацией проблем ребенка в момент обращения к врачу, необходимо выяснить также, каким был ребенок до того, как появились его трудности и как ухудшалось или улучшалось его состояние. В истории развития болезненных состоянии следует также выделять как факторы, которые являются их первопричиной, так и факторы, которые способствуют сохранению расстройства. Между ними могут существовать значительные различия, поэтому, учитывая природу имеющейся у ребенка проблемы, всегда необходимо особенно внимательно анализировать непосредственно действующие влияния. Частота психических заболеваний у детей Прежде чем обратиться к вопросу диагностики нарушений психического развития, необходимо представить себе размеры и суть проблемы. Для этого рассмотрим результаты эпидемиологических исследований, касающихся распределения психических заболеваний среди населения. Согласно этим исследованиям, психическими расстройствами, достаточно серьезно осложняющими повседневную жизнь, страдает приблизительно от пяти до пятнадцати процентов детей (158, 162, 166). Из этого легко заключить, что нарушения психического развития встречаются достаточно часто. Однако только малая часть детей с подобными нарушениями попадает на прием к психиатру. Цифры, приведенные выше, со всей очевидностью показывают, что совершенно не реально ожидать, что во всех случаях нарушений психического развития помощь может ока- зываться только психиатром. Сама широта проблемы означает, что в коррекции некоторых типов психических расстройств также должны принимать участие педиатры и работающие вне клиник и не имеющие медицинского образования специалисты, такие, как педагоги, психологи, работники социальной службы. Еще один поднимаемый в эпидемиологических исследованиях вопрос состоит в том, что значительная часть расстройств детского поведения не имеет качественного отличия от нормы и поэтому не является заболеванием. В этом смысле лишь некоторые состояния типа раннего детского аутизма можно было бы назвать болезнями, однако по отношению к подавляющему большинству расстройств применение подобной терминологии было бы неверным. Большинство психопатологических состояний отличается от нормы количественно — степенью тяжести и числом одновременно существующих отклонений, это при том, что минимальные проявления похожей симптоматики могут быть обнаружены у многих детей, развитие которых в принципе соответствует норме. По этой причине чрезвычайно распространенные «изолированные симптомы» не имеют достаточного клинического значения. Диагностика опирается на систему эталонов множественной симптоматологии, которая хронически сохраняется в поведении ребенка и затрудняет его социальное развитие. Отдельные нарушения поведения, специфичные только для определенных заболеваний, встречаются чрезвычайно редко и поэтому сами по себе не могут служить основой для диагностики. Еще одно важное обстоятельство, обнаруженное в обсуждаемых исследованиях, заключается в том, что достаточно часто расстройство является частично или полностью специфичным по отношению только к определенной ситуации (114, 166). Например, ночное недержание мг^'и может отмечаться только в домашней обстановке, а вдалеке от родителей — никогда; или демонстрируемая в школе агрессивность может никогда не проявляться в семье. Эти факты позволяют нам сделать практический вывод, касающийся необходимости получения сведений о поведении ребенка как в той, так и в другой обстановке, а также высказать ряд соображений по поводу природы нарушений психического развития в детском возрасте. Ситуационная специфичность симптомов предполагает, что психическое расстройство следует анализировать в терминах взаимодействия. Другими словами, проблема происхождения симптома заключается не только в самом ребенке, но главным образом во взаимодействии ребенка с окружающей его средой. Этот важный вывод оказывает влияние как на диагностические заключения, так и на тактику лечения, однако неверно было бы думать, что факторы, связанные с самим ребенком, играют незначительную роль. Это далеко не так, и подробнее мы остановимся на обсуждении этого вопроса в 3-й главе. Выявление психического расстройства Такая постановка вопроса означает, что определение тяжести расстройства является важнейшей частью диагностики нарушений психического развития. В данном случае имеются в виду две стороны понятия тяжести: нарушения как меры отклонения от нормы и нарушения как степени затруднения развития. В первом случае вопрос состоит в том, насколько с точки зрения статистики, учитывающей частоту и формы проявления симптомов, поведение ребенка является ненормальным. Во втором случае решается вопрос о том, насколько существующее отклонение в поведении ребенка повреждает его социальные функции или затрудняет социальное развитие в целом. Рассмотрим каждый из этих вопросов. Какое поведение ребенка является отклонением от нормы? Для оценки возможного отклонения в любом поведении используется несколько различных критериев. К их числу относятся: Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста. Например, мокрые пеленки младенцев особенно не тревожат роди-
телей, и многие дети продолжают мочиться в постели до четырехлетнего или пятилетнего возраста. Вместе с тем с детьми десятилетнего возраста подобное случается чрезвычайно редко, и поэтому для этого возраста подобные случаи рассматриваются как отклонение от нормы. Точно так же тревога при разлуке с близкими очень типична для начинающих ходить малышей (это настолько типично, что безразличная реакция ребенка этого возраста на разлуку с родителями — возможная причина для беспокойства). Однако у подростка болезненное переживание разлуки с близкими будет явлением весьма редким и поэтому ненормальным. Что же касается вопросов, связанных с половыми различиями, то следует отметить, что даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает. У большинства мальчиков оно окрашено некоторыми так называемыми «женскими чертами», а у большинства девочек — некоторыми «мужскими». Это вполне нормально. Однако достаточно редко у мальчика встречается весь набор женских особенностей поведения, и поэтому с точки зрения статистики такой случай явился бы ненормальным. Вопрос серьезности подобного отклонения может быть решен только с учетом других критериев ненормальности, а также наличия повреждения социального развития. Длительность сохранения расстройства Как уже отмечалось, при исследовании детей любого возраста у многих часто обнаруживается наличие страхов, припадков или других неприятных расстройств. Однако случаи длительного сохранения этих состояний редки. Так, например, почти каждый ребенок прошел через фазу нежелания ходить в школу. Это могло быть единственным днем в жизни ребенка или длиться несколько недель. Сохраняющееся же многие месяцы и даже годы нежелание ходить в школу естественно вызывает тревогу. Жизненные обстоятельства Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей — явление обычное и нормаль- ное. Психологическая «энергетика» имеет свои пики и свои падения, в силу чего в одно время дети могут быть очень уязвимы, а в другое — обладать достаточной сопротивляемостью и хорошими адаптационными способностями. Развитие никогда не происходит гладко, а явления временного регресса встречаются довольно часто. Колебания, о которых идет речь, в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому очень важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка. Многие дети, например, реагируют на появление младшего брата или сестры регрессом в поведении. Они могут в это время начать сосать палец, просить бутылочку, больше капризничать и требовать внимания взрослых. Другое событие, которое обычно вызывает переживание стресса и приводит к увеличению чувства тревожности и зависимости, — перемена школы или класса. Родителям следует знать, что у многих детей стресс усиливает эмоциональные и поведенческие трудности. Социокультурное окружение Дифференциация нормального и анормального поведения не может быть абсолютной. То, как ведет себя ребенок, должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Поэтому очень важно с пониманием относиться к тем многим культурным различиям, которые существуют в обществе. Степень нарушения Жалобы на отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем существование целого ряда симптомов одновременно. На самом же деле лишь в крайних случаях внимания заслуживают симптомы, изолированно наблюдающиеся в поведении ребенка. Более пристально следует изучать детей с множественными эмоциональными или поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни. Тип симптома Значение симптома в некоторых пределах определяется также и его собственной природой. Исследования показали, что одни симптомы преимущественно бывают обусловлены неверным воспитанием ребенка, другие — психическим расстройством. Так, кусание ногтей — привычка, которая так же часто встречается у нормальных детей, как и у психически больных детей, — не является признаком психического заболевания. Из этого, однако, не следует, что для диагностики данный симптом не имеет никакого значения. Напротив, дети особенно часто кусают ногти в моменты внутренних напряжений. Однако напряжение не является синонимом расстройства психики, потому что время от времени его может испытывать каждый, а вот, например, нарушение отношений со сверстниками значительно чаще бывает связано именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания. Тяжесть и частота симптомов Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей более обычны, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства. Соответственно, когда говорят, что у ребенка бывают ночные кошмары, вспышки ярости, тики или какие-то другие неблагоприятные симптомы, очень важно прежде всего выяснить частоту их проявления и ясно представить себе реальную картину нарушения. В чем же состоит припадок: в двухминутном крике или в получасовом плаче с катанием по полу? Почему родители считают, что у ребенка бывают ночные кошмары: потому ли, что он по утрам вспоминает увиденный неприятный сон, или потому, что он просыпается среди ночи весь в поту и слезах? В этих случаях также важно, повторяется ли это с ребенком каждую ночь или происходит не чаще одного раза в месяц. Изменение поведения Появление изменений в поведении является еще одним важным аспектом диагностики. Другими словами, анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Конечно, в течение жизни разнообразные формы поведения могут быть очень сложными, но, если в поведении ребенка возникают изменения, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития, к этим изменениям следует всегда относиться внимательно. Ситуационная специфичность симптома Существует распространенное мнение, согласно которому симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке. Между тем степень ситуа,-ционной специфичности симптома является не самым лучшим критерием аномального поведения. Тем не менее важно обращать внимание на наличие этого признака. Его существование и изменение проливает определенный свет на динамику развития у ребенка проблем взаимодействия с другими людьми. Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения от нормы, следует принимать во внимание комбинацию из всех вышеназванных критериев. Но даже в этом случае определение «ненормальности» только на основе статистических данных, то есть данных о частоте симптома, представляется недостаточным. Необходимо также учитывать, насколько отклонение от нормы повреждает развитие. Повреждение развития Для решения вопроса об отклонении поведения от нормы в качестве критерия оценки обычно используют критерий частоты. Конечно, частота отчасти определяет значение наблюдаемых отклонений, но не менее важно учитывать вред, который эти отклонения приносят ребенку и насколько они для него значимы. Повреждение развития — это самостоятельный критерий, который является фундаментальным и
наиболее важным при окончательном анализе. Хотя, в общем, редко встречающееся, необычное поведение с большей вероятностью указывает на наличие психического расстройства, чем поведение обычное, совершенно очевидно, что широкое распространение признака не всегда является эталоном нормы, а его редкость — эталоном болезни. Обратимся к примеру из медицинской практики. С одной стороны, кариес зубов встречается настолько часто, что носит почти повсеместный характер. Тем не менее он совершенно правильно считается болезнью, потому что приводит к разрушению и потере зубов. Статистические исследования, однако, обнаруживают, что у некоторых народов кариес был чрезвычайно редким явлением. С другой стороны, некоторые редкие явления не приносят никакого вреда развитию и ни при каких условиях не могут быть названы расстройствами. Так, выдающийся ум — явление редкое, однако не патологическое; в то время как умственная отсталость, явление столь же редкое (в действительности чуть менее редкое), является тем не менее психическим заболеванием, так как приводит к нарушению формирования психических функций и мешает развитию социальных способностей. Следует отметить, что суждение о неправильном социальном развитии всегда относительно, а будучи выражено в абсолютных категориях вообще, не имеет смысла. Это объясняется тем, что о нем нельзя судить, не принимая во внимание социальное окружение личности. Изменение социального окружения неизбежно будет сопровождаться изменением глубины нарушения социального развития. В современном обществе неумение читать грозит ребенку подобным нарушением, однако оно будет безвредным там, где грамотности вообще не существует. Итак, хотя и необходимо иметь в виду те ограничения, которые накладывает относительность суждения о социальном нарушении развития, оценка его степени является в высшей степени полезной. Сильные переживания, социальные ограничения, препятствия на пути развития и влияние нарушения поведения ребенка на других людей — вот четыре основных критерия подобного нарушения. Возьмем три достаточно распространенных симптома: уход от социальных контактов, фобию животных и агрессивное поведение — и посмотрим, как можно использовать названные выше критерии в диагностике повреждения развития. Сильные переживания Круг нормальных различий между детьми очень широк. Для одних детей характерны осторожность и сдержанность, для других — жизнерадостность и любовь к приключениям. И то и другое вполне приемлемо и нормально, поэтому важно не требовать от детей никаких стереотипов поведения «здоровой личности». Соответственно, когда про ребенка говорят, что он уходит от социальных контактов и не общается с другими детьми, прежде всего нужно выяснить, не связано ли это с каким-нибудь переживанием ребенка. Каковы особенности личности ребенка? О Date: 2015-11-13; view: 425; Нарушение авторских прав |