Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вселенские Соборы





 

Наличие в IV в. множества ересей приводило к тому, что Отцы актуализировали христианское новозаветной учение.

Благодаря Вселенским Соборам христианское учение предстает в своем структурном единстве.

Соборная (по греч. – «кафолическая») можно перевести как «причастность к какому – либо общему делу», в данном случае – к истинному, евангельскому учению.

Дело не в большинстве голосов, а в том, как собравшиеся люди являются выразителями евангельской истины.

Вселенские Соборы, с одной стороны, ничего нового не сделали – все догматические определения Вселенских Соборов логически вытекают, полностью выражают Евангельское учение. У католиков же существует идея так называемого «догматического развития». Однако Господь открывает истину всю сразу.

Новизна Вселенских Соборов заключается в том, что целый ряд терминов, догматических определений, «оросов» (перевод – «граница»), ограждают человеческую мысль от ошибок, направляют ее в нужное русло, фарватер.

Вселенские Соборы открывают перед нами истины христианского учения, облекая его в общедоступные термины, полностью соответствующие Евангельскому учению.

Отцам Вселенских Соборов необходимо было найти такие определения, используя которые можно было опровергнуть еретиков.

При императоре Константине Великом возникает ересь Ария – александрийского пресвитера, который учил о том, что Христос не является Богом – Творцом, но Сыном Божиим по благодати, высшим Божиим Творением. Существует тесная связь ереси Ария с ересью антитринитариев. Арий фактически отвергал Святую Троицу.

Арий стал подгонять под реалии нашего мира непостижимые вещи. В 323 г. учение Ария было осуждено на поместном соборе в Александрии епископом Александром. Однако это не вразумило Ария. Многие богословы стали поддерживать его – например, Евсевий Никомидийский.

В 325 г. в г. Никее состоялся Первый Вселенский Собор.

И Первый, и Второй Вселенские Соборы были посвящены вопросам триадологии.

Триадология – учение о Святой Троице.

Христология – учение о Христе.

Пневмотология – учение о Святом Духе.

Сотериология (от греч. «сотериа» - спасение) – учение о Спасении.

Экклезиология (от греч. «экклесиа» - церковь) – учение о Святой Церкви.

Эсхатология (от греч. «эсхатон» - конец) – учение о конце мира, влиянии земной жизни на посмертную участь.

Мариология – учение о Пресвятой Богородице – неразрывное с Христологией.

На Первом Вселенском Соборе присутствовало 318 Святых Отцов. Среди них – Свт. Ниолай Чудотворец, Свт. Спиридон Тримифунтский (был женат, имел 4-х дочерей), Свт. Афанасий Великий (в то время был диаконом у епископа Александра; в 28 лет стал александрийским епископом, был им около 50 лет), Осия Кордубский и другие.

Основной вопрос Первого Вселенского Собора – каким терминов обозначать Божество Христа, показать Его равенство Богу – Отцу.

Предлагались различные термины, например, «подобосущный». Осия Кордубский предложил термин «единосущный». Разница между этими двумя терминами была в одной йоте («омоусиос» - «единосущный» и «омиусиос» - «подобосущный»). Незадолго до Первого вселенского Собора термин «единосущный» был отвергнут как порождение неоплатонизма.

Учение Ария было анафемствовано. Арий был осужден. На Первом Вселенском Соборе были приняты первые семь членов Символа Веры.

Арий спустя какое – то время притворно «покаялся». Многие, в том числе и Свт. Афанасий Великий, понимали, что его покаяние ложно. Господь не попустил Арию продолжать проповедь ереси – он умер неблаговидной смертью.

Трактаты и сочинения Ария были запрещены и уничтожались.

Святитель Афанасий Великий весь свой талант направил на борьбу с арианством. Благодаря Свт. Афанасию Великому Православная Церковь смогла в большей мере сохранить чистоту, приверженность Первому Вселенскому Собору. Очень важную роль в этом сыграло и египетское монашество.

Святитель Василий Великий в основном полемизировал с полуарианами, которые с одной стороны были чужды крайностей Ария, но не принимали термина «единосущный» (применяли термин «подобносущный»).

В Каппадокии большинство духовенства в то время были арианами. Святитель Василий Великий пригласил Святителя Григория Богослова в небольшое местечко под названием Сосимы. Однако, Свт. Григорий Богослов, приехав в этот городок и увидев, что в нем он не сможет реализовать свой потенциал, сразу же уехал оттуда.

На Втором Вселенском Соборе это явилось одним из обвинений в его адрес.

Несмотря на то, что арианская ересь была осуждена на Первом Вселенском Соборе, она была очень распространена.

Император Феодосий Великий в 379г. (год смерти Святителя Василия Великого) приглашает Святителя Григория Богослова как епископа без кафедры в Константинополе. В это время в Константинополе было засилье ариан. Проповедь Святителя Григория Богослова была началом «воскресения» православия в Константинополе. Не случайно она началась в храме «Анастасия». Уже через два года положение изменилось – большинство верующих в Константинополе были православными.

Ересь Македония. Духоборчество. Македоний отвергал Божество Святого Духа. Собственно, для опровержение этой ереси, собирается 2-й Вселенский Собор (381г.; император Феодосий Великий).

Вначале на Соборе председательствовал Святитель Мелетий Антиохийский. Но во время работы Вселенского Собора Святитель Мелетий скончался. Место председателя занял святитель Григорий Богослов. Была осуждена ересь Македония, подтверждена законность Первого Вселенского Собора, дополнен Символ Веры (начиная с 8-го члена). Поэтому Символ Веры носит название никеоцареградского.

С догматической точки зрения Первый и Второй Вселенские Соборы подводят черту под спорами о Св. Троице (тринитарными спорами). Фактически, Церковь на них раскрывает всю полноту Евангельского Откровения по этому вопросу.

На 2-м Вселенском Соборе, к сожалению, начались распри насчет Святителя Григория Богослова. Египетские епископы обвинили его в том, что он занимает две епископские кафедры – в Сосимах и в Константинополе. Святитель Григорий Богослов объяснил Отцам Собора, что его ничего не связывает с кафедрой в Сосимах, так как он никогда там не священнодействовал. В конце концов, Святитель Григорий Богослов, как ветхозаветный пророк Иона, для того, чтобы сохранить Церковный корабль, слагает с себя полномочия председательствующего, удаляется в Назианзин, где, в 389г, мирно почил.

На Первом Вселенском Соборе было принято решение праздновать Пасху после еврейского Песаха (14 нисана по лунному календарю) в первое воскресенье после весеннего равноденствия.

 

История вселенских соборов слагается из двух периодов: триадологического (теология) и христологического (икономия).

В арианстве, по мнению В.В. Болотова, отражалось главным образом, антиохийское влияние.

Сам Арий считал себя последователем антиохийской школы, последователем Лукиана.

Александр Александрийский причисляет Лукиана к последователем Павла Самосатского. Лукиан скончался мученически в гонение Максимина в 312 г. 7 января.

Важнейший мотив для столкновения, происшедшего в Александрии, между Арием и Александром, лежал не в экзеге, а в философии. Александрийцы примкнули к философии Платона, в Антиохи более тяготели к философии Аристотеля.

Александрийцы считали, что Бог Отец – существо Божеское, а Сын – ипостасная сущность Божества. Опасность этого воззрения в том, что Бог Отец обращался в отвлеченное понятие.

Арий и Павел Самосатский полагали в Боге премудрость и силу как качества - поэтому бытие ипостасной силы казалось онтологически необоснованным.

Александр александрийский в «слове благом» (Пс. 44,1) выдел самоочевидное свидетельство о Бытии Сына, тогда как Арий усматривал в такой ссылке Александра, только его толкование, неправильное с точки зрения антиохийского экзегетического метода и произвольное с точки зрения философской.

Александр Александрийский мыслит Отца и Сына еще как две природы по ипостаси, а не одну, и их теснейшее единение выражается термином «подобие во всем», - которым пользовались впоследствии и умеренные ариане.

Date: 2015-11-13; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию