Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кривошеин Василий. Симеон Новый Богослов





Например, Дионисий Загорейский, переводя в 18 в. творения Симеона Нового Богослова, привносил в перевод свои дополнения. Свт. Феофан Затворник переводя «пересказывал пересказ».

Многие произведения не принадлежат святым отцам (например, произведения, приписываемые Св. Дионисию Ареопагиту).

Христианская письменность делится на несколько периодов и возникает практически с апостольских времен.

Произведения мужей апостольских имеют колоссальное значение. Их обороты речи, ее стиль, являются живыми свидетелями той эпохи.

Дионисий Ареопагит (первый епископ Афин, спутник апостола Павла), ему приписывают 4 произведения: «О небесной иерархии»; «О церковной иерархии»; «Об именах Божиих»; «Таинственное Богословие».

До 7- го века о «Корпус Ареопагитум» практически ничего не было известно.

Считается, что данные произведения Дионисию Ареопагиту не принадлежат, потому что 1) об этом свидетельствует язык; 2) до Максима Исповедника никто о них не упоминал. Вопрос об авторе этих произведений и причинах их приписывания Дионисию Ареопагиту, не решен. Однако – это свидетельство необычайной авторитетности Св. Дионисия Ареопагита.

В православной литературе не встречается выражения «Псевдодионисий».

Св. Дионисий Ареопагит вводит понятия катафатического и апофатического Богословия.

Катафатическое Богословие положительно определяет свойства Божества- Бог благ, всемогущ и т.д.). Человеческий разум, опыт, проецируется на Бога, умножая проекцию на бесконечность.

Апафатическое Богословие является отрицательным Богословием, которое делает оговорку о понимании свойств Бога, которые описаны человеческими терминами; указывает на непостижимость Божественных свойств.

Св. Дионисий Ареопагит впервые вводит понятие «божественный мрак». Более основательно раскрывает этот термин Свт. Григорий Нисский. Это понятие выражает непостижимость Бога.

Св. Дионисий Ареопагит положил основу апофатическому Богословию. Он говорит, что процесс познания Бога носит антиномичный (парадоксальный) характер) – Бог познаваем, и в то же время, - непознаваем.

В своей знаменитой «Небесной иерархии» Св. Дионисий Ареопагит говорит о том, что ангельский мир делится на 3 чина, которые, в свою очередь, делятся еще на 3 равнозначных чина. Богопознание раскрывается постепенно – от высших чинов к низшим.

В 19 – м веке было открыто произведение, которое называется «Дидахи» (учение 12-ти апостолов). Его автор неизвестен (предположительно – ученик или группа учеников 12-ти апостолов). «Существует два пути – путь жизни и путь смерти». «Дидахи» - это произведение нравственного характера.

Св. Климент. Послание к Коринфянам.

Св. Игнатий Богоносец. Св. Поликарп Смирнский.

Св. Ерм (его приветствовал апостол Павел в послании к Римлянам) – «Пастырь».

Св. Папий Иерапольский.

Следующий период – период мужей – апологетов. Апология в переводе – это ответ, защита.

Выделяются апологеты богословские (обосновывали, доказывали истинность христианского учения, опровергая учения ложные – Св. Иустин Философ (Мученик) – «Разговор с Трифоном Иудеем»; Афиногор – учитель александрийской богословской школы; Тертуллиан – парадоксальность христианства приводил как главный аргумент его истинности; ему принадлежит выражение «Душа человека по природе своей христианка2; Климент Александрийский и ученик его Ориген; Евагрий) и судебные (доказывали в судебных процессах, что с точки зрения гражданского законодательства христианство не несет какой – либо человеконенавистнической направленности – Пантен, Аристид – «Апология к Траяну», Кодрат).

Богословские школы.

Когда мы говорим о творениях Свв. Отцов, нужно различать учение Церкви и частные мнения. В том случае, если имеется «консенсус патри» - это учение Церкви.

Святой Августин – в главном единодушие, во второстепенном – разнообразие и во всем любовь. Есть и учения отдельных Отцов. Например Св. Симеон Новый Богослов много пишет о своем личном божественном опыте: «Пусть никто не говорит, что Бога невозможно видеть, его можно видеть, и очень легко».

Другие Свв. Отцы говорят о Богосозерцании.

Григорий Нисский много пишет об экстазе.

Большинство Свв. Отцов считает высшей степенью Богопознания – обожение.

Частное мнение какого – либо Св. Отца называется «теологумен».

Например, у Григория Нисского есть такой теологумен как «всеобщее спасение душ».

В доникейский период возникли 4 богословские школы, характеризовавшиеся направлением богословской мысли, сформировавшейся в определенном регионе).

1. Малоазийская – Свт. Ириней Лионский (знаменитый борец с гностическими идеями; большей частью – учение Валентина; книга называется – «Против Ересей»; 2-я половина 2 – го века); Свт. Ипполит Римский; Юлий Африкан – «Церковные истории»;

2. Карфагенская (североафриканская) – Свт. Киприан Карфагенский (знаменитый борец с церковными расколами); Тертуллиан.

3. Александрийская – Климент Александрийский; Ориген. Присущ таинственно – аллегорический метод толкования Священного Писания. Значительная зависимость от философии Платона. Александрийцы были более догматистами, чем экзегетами в собственном смысле слова. Здесь на первый план выдвигался божественный элемент.

4. Антиохийская (регион Сирии) – буквальный метод толкования Священного Писания. Значительная зависимость от реалистической философии Аристотеля. Антиохийская школа относилась отрицательно к аллегоризму. Антиохийская школа сделалась основательницею научного толкования.

УЧЕНИЕ О ХРИСТЕ КАК БОГЕ И ТЕОРИЯ О ЛОГОСЕ

Опыт церковного истолкования слова «теантропос».

Две стадии: богословская и христологическая.

Под «богословием» («теология») разумеется учение о Христе, как Боге, как втором Лице Св. Троицы, как это видно из самого слова.

Под христологией – то, что древние выражали словом «иконономия», т.е. учение о воплощении и о том, что было результатом его: единении божества и человечества во Христе.

В Новом Завете «богословие» формулировано в заключительных словах евангелия Матфея «шедшее научите все языки, крестящее их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28,19).

Но когда в апостольских писаниях делается разъяснение относительно лица Иисуса Христа, то замечается уже соединение богословия с христологией. Иисус Христос мыслится как Бог вочеловечившийся. Един есть Бог и един Ходатай Бога и человека, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2,5) – здесь подле единого Бога ставится Христос, как Искупитель.

В 1 Кор 8, 4-6 христианский монотеизм противопоставляется языческому политеизму : «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как много есть богов и господ много. – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им».

В язычестве установилась такая система: боги на небе и боги на земле, т.е. императоры. Различие означается именами: Бог Отец и Господь Иисус Христос, и дополняется частицами – из Него, у Него.

Подобным же образом обрисовывается и учение о Св. Троице в конце 2 Кор. 13,12: «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и общение Св. Духа со всеми вами».

Таким образом, христиане, веровавшие в Бога и Христа, привыкли соединять с именем «Бог» понятие о Боге Отце, и о Христе мыслить как о «Господе». Но «Господь» - есть заместитель еврейского Йегова, и это слово получило значение термина, означающего Бога, потому что евреи заповедь: «не приемли имени Господа Бога твоего всуе» (Второз. 5,11) поняли в том смысле, что вовсе не следует произносить имени Йегова и это имя стало непроизносимым.

Когда Христа называли Господом, то вместе с тем признавали Его и Богом. О Христе говорили только как о Боге откровения. Когда приходилось говорить о Его домирном бытии, то, в сущности, говорили о Его отношении к миру, говорили, что Он, пребывая в Боге от вечности, исходит от Бога для сотворения мира.

 

УЧЕНИЕ О СВ. ТРОИЦЕ ТЕРТУЛЛИАНА И ОРИГЕНА И ОБЩАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ЭТОГО УЧЕНИЯ В ДОНИКЕЙСКИЙ ПЕРИОД

Главным недостатком в этих системах был субординатизм, которые и тот и другой ввели по отношению к Лицам Св. Троицы. Но системы Оригена и Тертуллиана принесли и свою долю пользы для церкви, оказав православию значительные услуги в борьбе с другими еретическими системами, возникшими в христианской церкви.

Превосходство системы Тертуллиана заключалось не столько в полноте и совершенстве ее обработки, сколько в ее внешних литературных достоинствах, т.е. в точности и ясности языка.

Каждое из Лиц Св. Троицы есть Бог. В то же время, все Они – Одно. Лица Св. Троицы, хотя и едино по существу или по субстанции, тем не менее различаются как Лица. Сын есть Лицо, а не отдельная от Бога - Отца субстанция, равно как и Дух Св. Сущность, как она выражается, «в трех соприкасающихся» - одна. Таким образом, все Они от одного, все Они – одно, вследствие единства субстанции. Каждое из трех Лиц есть Бог, все три – Бог; три различаются, как Лица, но едино, как субстанция.

Однако, из слов Тертуллиана нельзя выводить учения о единосущии Лиц Св. Троицы, какое утверждено на Никейском Соборе. Учение о сущности божеских лиц соединяется у Тертуллиана с субординационизмом. Он говорит, что Отец есть субстанция, Сын есть излияние. Бытие Сына подле Отца есть как бы форма, в которую вытекает существо Отца. Отсюда ясно, что Тертуллиан учил о подчинении Сына Отцу. В такой же зависимости от Отца он ставит и Духа Св.

Тертуллиан, как юрист, пояснял отношения между Отцом и Сыном и Св. Духом отношениями между императором и чиновниками.

Под термином «субстанция» Тертуллиан разумеет не сущность, общую предметам одного рода, но нечто конкретное. Субстанция свойственная каждой вещи по отдельности, тогда как природа одинакова во всех вещах. Мы познаем единство природы в то время, как познаем различие субстанции. Сын и Св. Дух – сообщники Отцу по субстанции, т.е. по владению ею. Но если Отец, Сын и Св. Дух совместно владеют одною субстанцией, то понятие единства владения не обусловливает еще полного равенства. В Троице есть нечто общее, но Лица Троицы различаются по степени и форме. Таким образом, Тертуллиан пользовался юридическими терминами, и этим терминам только впоследствии был придан более глубокий богословско – философский смысл.

Ориген являлся богословом – философом, а не юристом, и свои богословко – философские понятия он брал в полном их объеме. У него не лицо (персона) противопоставляется сущности (субстанции), а ипостась – субъекту. Но раздельности в понимании этих терминов Ориген не достиг. Считаясь с философскими понятиями, он не достиг уяснения того, что Отец, Сын и Св. Дух суть три ипостаси при единстве усии. У него субъекты и усия обычно не разделяются и три лица могут быть поняты как три усии.

Когда Ориген исходит из философской точки зрения, его богословие остается неуязвимым, но в конкретных его объяснениях явно виден бывает субординационизм. Рождение Бога Слова Эриген понимает так высоко, что дальше богословам нельзя было идти. Сын рождается вечно, и этот акт всегда и вечно совершается. «Быть» для Сына значит рождаться и, таким образом, нельзя сказать о Сыне, что Он «родился». Сын совечен Отцу и между Отцом и Сыном нет промежутка. Отношение между Ними то же, какое существует между воском и печатью.

Рождение Сына «из существа» Отца Ориген представляет как бы чувственным актом, делением существа Отца на части. Он не допускает, поэтому, единого существа Отца и сына и Их полного равенства. Для него является большим вопросом, можно ли молиться Сыну, как и Отцу. Он приходит к тому выводу, что молиться как Богу можно одному Отцу.

Date: 2015-11-13; view: 378; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию