Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Золотой век святоотеческой письменности





Речь идет о IVв. По Р. Хр.

Именно в это время святоотеческая письменность предстает перед нами во всем своем разнообразии:

--- догматическая: Святитель Афанасий Великий (основная тематика – опровержение ереси Ария; раскрытие догмата о Боге – Троице; таким образом, его учение носит триадологический характер. Афанасию Великому принадлежат высказывания: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом»; «Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились»).

Традиции Афанасия Великого продолжила целая плеяда богословов - главным образом, это Святые Отцы каппадокийские – Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов.

Василий Великий и Григорий Богослов являют яркий пример интеллектуальной элиты Церкви.

В то же время, Святые Отцы каппадокийские касались не только догматических вопросов.

У Святителя Григория Богослова есть «Три слова о Богословии» - догматические, нравственно – назидательные, созерцательные трактаты. Известны его проповеди, различные слова на праздники. Святитель Григорий не зря назван Богословом. Например, в Минее Григорий Богослов именуется «певцом Святой Троицы». Григорий Богослов был поэтической личностью, часто излагал свои произведения в стихах.

Григорий Богослов указывал в своих произведениях, что не всем полезно богословствовать. Не может богословствовать тот, кто не имеет опыта богообщения.

Это мысль проходит красной нитью через все богословие.

Святителю Василию Великому принадлежат трактаты догматические, аскетические, назидательного характера. Святитель Василий Великий является составителем монашеских уставов, нравственно – аскетических бесед, адресованным монахам и мирянам.

И.Е. Скурат. История Вселенских Церквей; Учебник по патрологии.

Мейендорф. Святоотеческая письменность.

Архимандрит Керн.

Попов. Патрология.

Святые Отцы каппадокийские заложили основы учения Богопознания.

В своем произведении «Письмо к Амфилохию» Святитель Василий Великий пишет, что «мы не можем познать божественной сущности («усия»), но можем познать Божественные действия («энергию»).

Святые Отцы – каппадокийцы полемизировали с еретиком Евномием, который утверждал, что «усия» возможно познать. Еретик утверждал, что если мы знаем божественные имена, то возможно познание Божественной сущности. Святые Отцы – каппадокийцы категорически опровергали это утверждение: «Мы не знаем природы попираемой нами земли, природы муравья, а Евномию, видимо, Бог это открыл». Споры о возможности Богопознания подвел в свое время Св. Григорий Палама.

Григорий Нисский раскрывает учение о Богопознании в трактатах «О жизни Моисея – законодателя», «Толкование Еклессиаста».

В трактате «О жизни Моисея – законодателя» Григорий Нисский открывает путь Богопознания пророка Моисея, используя понятие Божественный мрак (Свет неприступный).

Григорий Нисский раскрывает учение об экстазе (исступлении): признаки – такое состояние человек сам вызвать не может, это – Божественный дар. Состояние экстаза – это предвкушение небесного блаженства еще на земле.

Большинство же Святых Отцов ведут речь не об экстазе, а об обожении.

Василий Великий известен и как экзегет – «Шестоднев».

Перу Григория Нисского принадлежит трактат, который называется «Об устроении человека». За всю историю святоотеческой мысли это едва ли не единственное произведение, раскрывающее систематически антропологические моменты. Подобное произведение есть еще у Немезия Эмесского, который жил позже.

В 4- м столетии в связи с возникновением монашества, начинает формироваться и аскетическое направление святоотеческой письменности.

Профессор Зарин. Аскетизм по православному христианскому учению.

Аскетизм (от греч. – «аскесис» - «упражнение»; «подвижничество») является стержнем христианской жизни, направленной на борьбу со страстями и грехами.

Без аскетизма в жизни спастись, в принципе, нельзя.

Каждый христианин призывается к воздержанию. Но в монастыре Проше достичь совершенства. Некоторые Святые Отцы сравнивали жизнь в монастыре с оранжереей.

Творчество Василия Великого выразилось также и в аскетической письменности. В частности, он составил монашеское правило.

У истоков монашеской жизни в 4в. стоят монахи египетских пустынь.

Пахомий Великий. Ему, по преданию, Ангел Господень вручил с небес устав общежительного монастыря.

Антоний Великий. Часть его творений вошли в первый том «Добротолюбия», часть – изданы отдельно. Его произведения имеют ярко выраженный аскетический характер. Антоний Великий пишет, что монахи должны брать пример с ветхозаветных пророков – Илии, Святого Иоанна Предтечи. Ему принадлежит замечательный образ – «Мир, в котором мы живем, подобен чреву матери. В чреве формируется зародыш души. Смерть – роды в будущую жизнь». Впоследствии (14в.) Николай Кавасила, раскрывает идею, впервые возникшую у Антония Великого.

Павел Фивейский.

Евагрий Понтийский. Часть его творений можно видеть в конце первого тома «Добротолюбия». Через философские понятия пытался выяснить сущность аскетической жизни, делания, через «праксис» взойти к созерцанию («теории» - Богосозерцанию, видению Божественных тайн). Он впервые высказал мысль о том, что Богословие не результат какой – то «начитанности», а плод Божественной жизни. «Если ты Богослов, то ты чисто молишься. Если ты чисто молишься, то ты Богослов». Таким образом, чистота молитвы является показателем Богословия.

Евагрию Понтийскому принадлежит идея о восьми страстях человека. У Святых Отцов встречается и трехчастная схема: похоть плоти; похоть очес и гордость житейская (Свт. Иоанн Златоуст), - вот три кита, на которых держится мир.

Евагрий Понтийский оценивает христианство как Закон, догму. Евагрий Понтийский говорит о духовных законах, духовных закономерностях.

Часть трудов Евагрия Понтийского можно встретить в трудах Алексея Сидорова, например – «Творения Евагрия Понтийского».

Макарий Египетский (конец IV в.). Известны его «Беседы». Некоторые патрологи (особенно западные) считают, что «Беседы» написаны не Св. Макарием Египетским. Всего известны его 50 бесед (и еще 28 – вновь найденных). Пишет об обожении. В его творениях встречается образ жениха и невесты (Бог и человеческая душа; Бог и Церковь).

Свт. Иоанн Златоуст (конец IV – нач. Vв.). В конце 19в. Были переведены его руды. Разноплановый писатель – толкования на книги Нового и Ветхого Завета. В основном предстает перед нами как учитель спасения, в творениях которого великую роль играют нравственные факторы.

 

Date: 2015-11-13; view: 662; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию