Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монтанизм





Занимает среднее положение между ересями и расколами.

Все предречения Христа о кончине мира в Евангелии стоят в связи с высказываниями о разрушении Иерусалима. Поэтому в древней христианской церкви было довольно сильно распространено то воззрение, что второе пришествие Христа последует в скорое время. Иерусалим разрушен, нужно ожидать и скорого второго пришествия Христа.

Но со временем такое предположение стало терять под собою свою почву. Нравственный уровень христиан стал вообще понижаться. Строгим ригористам, которые мерою нравственной жизни христиан брали только идеальную чистоту церкви апостольской, положение христиан данного времени казалось неудовлетворительным. Существующими церковными властями они оказываются не совсем довольны.

Строгие аскеты склоняются в римской церкви к тому воззрению, что для получивших благодать крещения не должно существовать покаяния. Некоторые проповедовали покаяние лишь однократное, после крещения они отрицали возможность вторичного покаяния для тяжких грешников. Ближайшим основанием для этого отрицания является предположение, что здание церкви завершиться очень скоро и, следовательно, для второго покаяния не открывается места (Пастырь Ерма).

Ригористические элементы христианства подготовили такое явление как монтанизм.

Монтанизм, в отличие от гносиса, отличается практическим характером. Его основателем был некто Монтан (г. Ардабау на границе Фригии и Мизии; начало второй половины 2-го века). Он был скопцом. Свое обращение к христианству ознаменовал особой ревностью, отречением от всего своего имущества.

Предвещания Монтана и других монтанистических пророков и пророчиц записывались. Составился, таким образом, дополнительный канон Священного Писания, на который монтанисты ссылались, как и на другие канонические священные книги. Монтанисты существовали до 8-го века.

Монтанисты имели обыкновения молиться, прикладывая большой палец к носу, для своих таинств употребляли хлеб и сыр. Иерархия – трехступенчатая – патриарх, кеноны и епископы. Считали, что день весеннего равноденствия (24 марта) – это и есть 4-й день сотворения мира. 6 апреля, т.е. в 14-й день (6 апреля) нужно праздновать пасху (если этот день падает на воскресенье, а если нет – то в следующий воскресный день, в какой бы день лунного месяца это число не приходилось.

На западе, не признавая исходного пункта монтанизма, здесь дорожили практическими следствиями этого движения в смысле оживления и возвышения нравственного уровня. Во всяком случае, галльская церковь заняла посредствующую, примирительную позицию по отношению к сектантам.

Монтанистическая доктрина:

а) «новое пророчество» или откровение Параклита, которое выразилось в пророчествах Монтана и Максимиллы. Именно теперь наступает та эпоха, о которой предсказывал прор. Иоиль (2, 28): «в последнее время излию от Духа Моего на всяку плоть». Теперь настало время полного откровения Параклита, Духа Утешителя: пришел Дух истины, чтобы научить верующих всему (Иоанн 14, 26).

Монтанисты дополнили канонические книги. Св. Писания «пророчествами» как высшей частью канона.

Самые пророчества монтанистов предлагаемы были в особой форме – они открывались в экстатическом состоянии, отличались характером внеумным. Тертуллиан даже прямо называет это пророчество «как бы безумием». Пророчества - как в бодрственном состоянии, так и в состоянии сна; имеющие особенно чистый характер, потому что деятельность человеческого ума здесь приостанавливается и ничего от себя личного, субъективного, пророк вносить здесь не может. Пророки и пророчицы теряли здесь сознание и говорили не от своего лица, а прямо от лица Бога вообще или от лица параклита.

По мнению монтанистов, последние пророчества никак не могут быть подобны пророчествам первым, потому что последние пророчества выше тех, и потому состояние, в котором они предлагаются, есть состояние в полном смысле избранное.

Человек здесь является простым инструментом, посредствующим между Богом и тою общиною, которая получает откровения.

Что касается содержания монтанистического учения, то в вопросах догматических, не существовало никакого различия между кафолической церковью и монтанистами. Все содержание пророчеств монтанизма касалось нравственной стороны христианства. Оно затронуло глубоко практическую сторону христианской жизни.

Монтанисты предсказывают близкое наступление второго пришествия, за которым должно открыться тысячелетнее Христово царство. Христиане приглашаются перестроить на ригористический тон всю свою религиозно – нравственную жизнь.


Тертуллиан различает следующие периоды в религиозно – нравственной жизни человечества: период детства; период отрочества (наступил со времени закона); состояние юношества (первое пришествие Христа); зрелый возраст (последние откровения Параклита).

Вопрос о разводе: от дней Моисея до Христа царствовало жестокосердие человечества, которое вынуждало дозволять развод. Евангелием устранена эта форма («разве словесе прелюбодеяния» - Мф. 19, 8-9; дозволяется второй брак). С полным откровением Параклита устраняется и «немощь плоти».

Евангелие – новый закон, имеющий обязательную, принудительную силу для всех и каждого. Но при данном состоянии человечества, во дни Иисуса Христа, этот закон не мог быть выражен вполне. Теперь, со временем полного откровения Параклита, должно вступить в обязательную силу то, что прежде было только преднамечено.

Второй брак монтанисты воспрещают со всей решительностью, так как: 1) отмена «немощи плоти» на этом пункте своевременна, потому что человечество достаточно подготовлено к этой мере советами ап. Павла (1 Кор. 7,8); 2) второй брак лежит вне намерений Творца (Мф. 19,4), создавшего лишь одну человеческую пару.

Воспрещая вторые браки, монтанисты дозволяли первые. Однако, Тертуллиан, выражая общую точку зрения монтанистов, заявлял, что и первый брак является первой степенью нравственного падения: девы, выходя замуж, нисходят с высшей ступени нравственного совершенства на низшую.

Пост. Кроме общепринятых в это время кафолической церковью постов – а) общехристианского (на основании Мф. 9, 15; неопределенной продолжительности, когда постились и в Великую субботу – единственную в которую пост дозволялся; б) «дней стояний» (среда и пятница; постились до девятого часа, т.е. до третьего часа пополудни); в) посты чрезвычайные (назначались епископами по случаю каких – либо общественных бедствий) – монтанисты ввели у себя «свои посты».

Монтанизм не признавал ничего за безразличное; регламентация касалась даже мелочей. Например, в Карфагене большие волнения произвел вопрос о «покрытых головах» жен; ношения венков.

Общий взгляд Тертуллиана был тот, что и дозволенным христианин должен пользоваться как можно менее – лишь настолько, насколько это неизбежно для того, чтобы существовать – «дозволенное именно для того и дозволено, чтобы, не пользуясь им, нравственный человек показал свое самоотречение».

Мученичество. Гонения попускает Сам Бог; уклоняться от них значит делать бесплодную попытку уйти от воли Божией. Всякие оправдания такого уклонения – несостоятельны. Ссылка на Мф. 10, 23 («Когда же будут гнать вас в одном городе – бегите в другой») не относится к данному вопросу: те слова сказаны только апостолам, носившим в себе всю церковь: от жизни их зависело существование самой церкви.

Вопросы покаянной дисциплины. Строжайший ригоризм. Тертуллиан различает легкие грехи от тяжких, смертных. В первых кающемуся дает прощение епископ, последние непростительны: их разрешить может только Бог. Впавший в такие грехи всю жизнь должен провести в покаянии и не разрешается даже и при смерти: смертные грехи отпускаются только через крещение, разрешить их – значило бы повторить крещение; поэтому тяжким грешникам вход в церковь открыт только через «крещение крови», мученичество. Кровь мученика очищает лишь его собственные грехи. «Церковь может прощать грех, но я не сделаю этого, чтобы не стали грешить еще больше». Тертуллиан находит, что простить тяжкого грешника можно бы только тогда, когда последовало бы о нем особое, специальное божественное откровение. Таким образом, признавая в епископах преемников апостолов, монтанизм на этом пункте противопоставляет иерархии авторитет своих пророков, в которых говорил Сам Бог.

Аналогия с гносисом. Различие между кафоликами и сектантами – монтанистами заключается в том, что церковь признает строгую дисциплину, аскетизм, делом личной свободы каждого христианина, а не предметом ветхозаветно – строгих церковных определений. Монтанизм и церковь разделяло прямо и положительно воззрение на новое пророчество Монтана, которое кафолическая церковь вовсе не признавало пророчеством.

По мнению монтанистов, Святой Дух гораздо более сказал в Монтане, чем во всех пророках и апостолах и даже открыл гораздо более высокие тайны в монтанизме и его пророчествах, чем Христос в Евангелии. Дополнив таким образом, божественное откровение церкви своим собственным учением, монтанизм относится к христианской церкви так же, как гносис.

 







Date: 2015-11-13; view: 496; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2025 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию