Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Передача традиции в синъицюань





Исторических документов о том, сколько учеников было у Цзи Цикэ (Цзи Лунфэна), до нас не дошло. Достоверные сведения есть только об одном ученике по фамилии Чжэн (предание называет его сыном некоего Цзи Шоу, но письменных свидетельств этому пет, как нет и достоверной родос­ловной семьи Чжэн). Чжэн получил от наставника Цзи истинную пере­дачу учения о применении принципов боя с копьем к кулачному бою, и составил трактаты «Суждение о кулаке шести соответствий» и «Суждение о копье шести соответствий». Поскольку они не были напечатаны (лито­графическим способом), этот раритет к настоящему времени сохранился только в единичных рукописных экземплярах. Первыми из знаменитых мастеров синъицюань были Цао Цзиу, Сюань Ченьвэнь (Цао и Сюань, возможно, были собратьями по учебе, а возможно, это был один и тот же чело­век), Ма Сюэли и другие. Цао Цзиу обучался у наставника Чжэна больше 10 лет и в искусстве синъицюань достиг совершенства. При династии Цин (1662 - 1722 гг.) в правление императора Канси в год гуй-ю (1693 г.) на государственных экзаменах по военным наукам он стал «трижды первым» (то есть занял первое место на всех трех степенях), и по императорскому указу был назначен генерал-губернатором провинции Шэньси. Наставник Цао передал традицию Дай Лунбану. Дай был родом из провинции Шань­си уезда Ци селения семьи Дай. Дан был не только мастером синъицюань. Он ездил в Хэнань изучать шаолиньское ушу. В родной деревне он открыл охранное агентство, а со временем стал главой охранного предприятия из десяти агентств. Наставник Дай Лунбан передал традицию своим сыно­вьям Вэньляну и Вэньсюню (которых часто ошибочно называют Вэнь Ин и Вэнь Сюн), зятю Го Вэйханю, а также Ли Фэйюю и другим ученикам. Ли Фэйюя называли также Нэнжэнь, Лонэн, Лаонун, он был из Хэбэя. У современников он получил прозвище «Ли Лонэн - Волшебный кулак». У Ли Лонэна было множество учеников из разных мест, он был величайшим наставником. Самые известные из его учеников: Сун Шижун из Пекина; Лю Цилань, Лю Сяолань, Го Юньшэнь, Чжан Шудэ, Ли Цзинчжай - все из Хэбэя; Бай Сиюань из Цзянсу; Че Ичжай из Тайгу в пров. Шаньси. Его на­зывали «Че - второй шифу». Че Ичжай почитается как основатель шань­сийского направления синъицюань, а Тайгу - как родина синъицюань, потому что именно там Че Ичжай впервые начал преподавать синъицю­ань Ли Лонэна. Впоследствии брать учеников стали и другие ученики Ли Лонэна. Сун Шижун передал учение своему сыну Сун Хученю, племян­нику Сун Телиню, Жэнь Эрцзи, Цзя Муцяню и другим; Лю Цилань пере­дал учение своему сыну Лю Вэньхуа, а также Ли Цуньи, Чжоу Минтаю, Ван Фуюаню, Гэн Цзишаню, Тянь Цзинцзе, Чжан Чжанькую и другим; Го Юньшэнь передал традицию Ли Куйюаню, Сюй Чжаньао и другим; от Че Ичжая традицию получили Ли Фучжэнь, который тоже стал великим учителем, Люй Чунлун, Ван Фэнао, Мэн Синдэ, Ли Фачунь, Го Юйшань, Фань Юнцин, Бу Сюэкуань, Ли Цзянь и другие. У каждого из этих настав­ников было множество учеников по всей Поднебесной, имена многих из них никогда не были записаны. Выше были перечислены самые знамени­тые последователи хэбэйского и шаньсийского направлений «северного» синъицюань. История развития «северного» синъицюань делится на два этапа. Первый - это тот синъицюань, который Ли Лонэн передал первому поколению учеников. Обычно в этом поколении выделяют «восемь вели­ких учеников», среди их - основателей «четырех великих направлений». Благодаря им сформировались и стали развиваться разные методы трени­ровок в синъицюань, поскольку и сами они практиковали по-разному, в зависимости от способностей и уровня мастерства. Через некоторое время стиль сделал качественный скачок, когда ученики четырех основных на­правлений, передавая традицию своим ученикам, обобщили методы тре­нировок и теоретические построения и дали детальные и целостные из­ложения и разъяснения. В это время свое понимание учения синъицюань изложили такие мастера, как Лю Вэньхуа, Ли Цуньи, Цзян Жунцяо, Дун Сюшэн, Сунь Лутан и другие. Они уделяли особое внимание изложению теории и методов тренировки, раскрывали и объясняли детали и тонкости внутренней работы, методы тренировки внутреннего усилия, мягкого и темного усилий, раскрывали секреты «мягкого усилия» в четырех основ­ных школах синъицюань, объясняли основы учения синъицюань - то есть сделали общедоступными сведения, изначально закрытые и передававши­еся только «внутри ворот» (то есть только среди «внутренних учеников» конкретной школы). Единственно, о чем остается сожалеть - это обяза­тельное требование тех времен, связанное с особенностями средневекового сознания - запрет на иллюстрирование текста, запрет на раскрытие самых глубоких, секретных методик тренировок. Порядок, при котором истинная традиция передавалась только избранным ученикам «внутренних ворот», оставался неизменным. В этот период были опубликованы только самые общие принципы, относящиеся к началу практики «светлого усилия».


Перейдем к южной ветви. Она связана главным образом с провинцией Хэнань и Шанхаем. Наставник Ма Сюэли передал учение единоплеменни­кам Ма Саньюаню и Чжан Чжичену. Чжан Чжичен передал традицию пле­мяннику Ли Чжэну. Ли Чжэн передал традицию Чжан Цзюю. Чжан Цзюй передал традицию Май Чжуанту. Май Чжуанту передал традицию Ань Дацину и Юань Фэнъи. Среди учеников Ань Дацина наиболее известен Бао Сяньтин, среди учеников Юань Фэнъи - Лу Сунгао, Шан Сюэцзи, Ян Дяньцин. Опять-таки, учеников было очень много, всех имен история не сохранила. Автор не изучал лично традиционные таолу хэнаньского на­правления и знаком с ними только по рукописям старых мастеров, поэто­му не касается в дальнейшем этой темы, дабы избежать неизбежных в та­ком случае ошибок и неточностей.

Линия передачи традиции автора относится к «северному» синъицю­ань. Она связана с двумя учениками Лю Циланя и одним учеником Сун Шижуна. Первая линия передачи: Лю Цилань передал традицию своим ученикам, в том числе Гэн Цзишаню и Ли Цуньи. От Гэн Цзишаня тра­дицию принял Дэн Юньфэн по прозвищу Юньтун. Учеником Дэн Юньфэна был У Юйбао по прозвищу Чжэнь (драгоценность), это и есть мой учитель (шифу). Учитель У жил в Пекине, он умер в 1970 году. Вторая линия передачи связана с Ли Цуньи. У него было очень много учеников. Самые известные среди них в Хэбэе - это Ли Цайтин, Ли Вэньтин, Ли

Яотин. Современники называли их «три героя из рода Ли». Ли Цайтин передал традицию Се Кую, это мой последний учитель. Учитель Се жил в провинции Хэбэй, в деревне. Он умер в 2002 г., прожив 101 год. Третья линия передачи: Сун Шижун передал традицию сыну Сун Хученю и пле­мяннику Сун Телиню, Сун Хучень передал традицию Дун Сюшэну. Дун Сюшэн был также учеником Гэн Цзишаня и учился у него более 20 лет. Дун Сюшэн был искусным врачом, его называли великим целителем. Он специализировался в области гинекологии, составил трактат о традици­онных методах лечения. Учеником Дун Сюшэна был Ли Гуйчан, это еще один мой учитель. Ли Гуйчан умер в 2000 году, в возрасте 89 лет. Помимо этого, автор получал наставления у многих учителей, в том числе у уче­ников таких знаменитых мастеров, как Хань Муся, Шан Юньсян, Сунь Лутан и многих других.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СИНЪИЦЮАНЬ

В синъицюань можно выделить три основные части: кулачное искусство, работа с длинным оружием и работа с коротким оружием. В этой книге рассматривается только кулачное искусство синъицюань.

Приемы, формы и комплексы кулачного искусства в синъицюань весь­ма разнообразны и многочисленны. У разных направлений и у разных школ набор приемов, форм и комплексов различается, нередко - очень сильно. У каждого учителя стиль имеет свои особенности, так что даже в одной школе формы и комплексы со временем меняются. Неудивитель­но, что у самых распространенных комплексов, таких как ухуапао, шиэрхупчуй, цзашичуй, чжоунасыба и многих других, существует множество вариантов. В этой книге мы рассмотрим только те комплексы, которые считаются важнейшими в «северной» ветви синъицюань. Это комплексы из разделов «пять первостихий» (усин) и «двенадцать форм (животных)» (шиэрсин). В теоретическом отношении они охватывают все содержание синъицюань, их внутренние принципы во всех школах одинаковы, а раз­личия во внешних формах - это не больше чем различия в трактовке и манере исполнения.


В кулачном искусстве синъицюань выделяют следующие компоненты:

 

Основные стойки: Беспредельное (уцзиши), Единое небесное ци (сюйу- ханъ ициши). Великий предел (тайцзиши), Два начала (лянъиши), Три тела (саньтиши).

Пять первостихий: пицюань, бэнцюань, цзуаньцюань, паоцюань. хэнцюань.

Двенадцать форм: дракон (лунсин), тигр (хусин), обезьяна (хоусин), ло­шадь (масин), ястреб (яосин), аллигатор (тосин), змея (шесин), курица (цзисин), ласточка (яньсин), тай[2] (тайсин), орел и медведь (сюн-инсин). Последняя форма объединяет в одном таолу движения орла и медведя.

Основные комплексы:

Синьи усин ляньхуаньцюань, или усин хэи - «объединенный комплекс пяти первостихий».

Синьи усин цзинтуй ляньхуаньцюань - «комплекс нападения и защиты пяти первостихий».

Синъи усин шэнкзцюань - «парный комплекс взаимопорождения и взаимопреодоления пяти первостихий».

Синъи башицюань, или яосин баши - «восемь приемов синъицюань», или «восемь приемов формы ястреба».

Синьи бацзинцюань - «восемь усилий синъицюань».

Синьи цюань цзашичуй - «разнообразные удары синъицюань».

Синьи аньшэньпао цюань - парный комплекс «пушечные удары и за­щита тела».

 

Все это на первый взгляд кажется сложным, но в действительности синъицюань построен очень логично и имеет четкую структуру. Изучение синъицюань начинается с раздела усинцюань (пяти первостихий) - осно­вополагающего для всей практики синъицюань. Формы «пяти первостихий» позволяют освоить основные принципы стиля и постичь суть ма­стерства. Пять элементов синъицюань (пицюань, бэнцюань, цзуаньцюань, паоцюань, хэнцюань) соответствуют пяти первостихиям учения инь-ян (металл, дерево, вода, огонь, земля)[3]. «Пять элементов» в методах кулач­ного искусства подчиняются общим закономерностям взаимопорождения и взаимоподавления пяти первостихий (табл. 1). «Внутри» человека пять первостихий соответствуют пяти внутренним органам, «снаружи» - пяти органам чувств (табл. 2). Китайская традиция вкладывает очень глубокий смысл в учение о пяти первостихиях. «Сердце принадлежит стихии огня, в сердце рождается храбрость; селезенка принадлежит стихии земли, селезенка порождает великую силу; печень принадлежит стихии дерева, печень порождает выносливость; легкие принадлежит стихии металла, в легких - громовой голос; почки принадлежит стихии воды, в почках рож­дается скорость».


 

Табл. 2. Связь пяти первоэлементов синъицюань с внутренними органами

 

Табл. 1. Схема взаимопорождения и взаимопреодоления

пяти первоэлементов в синъицюань

«В печени - выносливость, в почках - скорость» - так проявляется связь по схеме пяти первостихий между пятью «плотными» внутренними органами и психофизическими характеристиками человека. С внешней стороны «глаза связаны с печенью, нос связан с легкими, уши связаны с почками, язык связан с сердцем, рот (точнее, носогубная складка) связан с селезенкой» - так соотносятся внутренние органы человека и органы чувств. Традиционная китайская медицина также строится на учении об инь-ян и пяти первостихиях; нарушения в их взаимодействии определяются осмотром, прослушиванием, прощупыванием пульса, а восстановление баланса между ними излечивает болезни.

Таким образом, от того, насколько хорошо освоена техника раздела пяти первоэлементов, зависит успех всех остальных средств и методов тренировок. Практика пяти первоэлементов является решающим факто­ром успеха в совершенствовании самого человека и в действенности изу­ченных им приемов. Именно «пять первостихий» старинные трактаты и тексты называли самым ценным из всего, что есть в синъицюань. (Анало­ги «пяти первостихий» и «двенадцати форм» в хэнаньском направлении автор рассматривать не берется, поскольку не занимался им достаточно глубоко).

Следующий раздел называется шиэрсинцюапь,«12 форм (животных)». Важность его для практики синъицюань связана с тем, что каждый вид живых существ обладает уникальным, только ему присущим образом жизни и повадками, а каждое живое существо ведет себя естественно, то есть находится в гармонии с мирозданием. В трактатах по кулачному ис­кусству об этом говорилось так: «Сообразно собственному естеству, жи­вые существа изменились под действием сил природы, и каждый вид за­нял свою нишу в пространстве между Небом и Землей». Для нас важно, что каждый вид живых существ эволюционировал, постепенно изменя­ясь, пока не оказался идеально приспособлен к своей собственной среде обитания. Однако, когда по каким-то причинам природные условия или среда обитания изменяются внезапно, физиология животных не успевает приспособиться к новым условиям, при этом погибают и исчезают с лица земли целые виды.

Каждая из «12 форм животных» подражает повадкам конкретного био­логического вида, его функциям и качествам. В практике шиэрсинцюань мы учимся воплощать образ действий других живых существ и тем самым осваиваем способы внутренних трансформаций. Шиэрсинцюань и усинцюань взаимосвязаны и следуют друг за другом, как иголка с ниткой: усинцюань подобен иголке, шиэрсинцюань - нитке. В усинцюань осваиваются типы усилий - это методы достижения мастерства; в шиэрсинцюань осваи­ваются способы воплощения всего сущего на земле - это средства дости­жения высшей цели.

Тренировка «двенадцати форм» укрепляет мышцы и кости, улучшает состояние кровеносных сосудов, увеличивает физическую силу, обогаща­ет дух и душу, оздоровляет и укрепляет организм, позволяет избавиться от хронических заболеваний. Вместе с тем, после освоения форм шиэрсинцюань приемы и способы самозащиты становятся весьма своеобразными, неожиданными и эффективными.

 

2.







Date: 2015-11-13; view: 789; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию