Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебно-исследовательские задания
Полный анализ текстов каждого стиля с представлением результатов анализа в таблице. В качестве материала для выполнения задания используются индивидуально подобранные студентами тексты (5), принадлежащие к разным функциональным стилям речи (тексты обязательно прикладываются в виде вырезок или ксерокопий).
1. Охарактеризовать текст, принадлежащий к официально-деловому стилю:
Сфера употребления
|
| Основные признаки
|
| Подстиль
|
| Жанр
|
| Языковые особенности
| Примеры из текста
| ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Термины, обозначающие реалии социальной жизни гражданина, называющие субъекты социальных отношений
|
| Речевые штампы, имеющие окраску официально-делового стиля
|
| Архаические элементы
|
| Глагольно-именные словосочетания
|
| СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Существительные, образованные от глаголов и прилагательных
|
| Приставка НЕ-
|
| Прилагательные и причастия, перешедшие в существительные
|
| МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Заметное преобладание имени существительного над местоимением
|
| Преимущественное использование личных местоимений и глаголов в формах 3-го лица
|
| Формы единственного числа существительных в значении множественного
|
| Преобладание глаголов в форме настоящего времени
|
| Возвратные глаголы с пассивным значением
|
| Употребление глаголов в форме инфинитива
|
| Отыменные предлоги
|
| Именительный падеж имени
|
| СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Причастные обороты
|
| Деепричастные обороты
|
| Предложения с инверсией (подлежащее следует за сказуемым)
|
| Длинные ряды однородных членов
|
| Нанизывание родительных падежей
|
| Безличные предложения со значением долженствования, необходимости
|
| Сложные предложения
|
| ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА
|
| Шаблон построения
|
| Высокая степень сегментации
|
| Большое количество заголовков
|
| Параллелизм конструкций, вплоть до дословного повторения сегментов предшествующих предложений
|
| Коммуникативные качества речи
| Примеры из текста и комментарии по поводу важности качества
| -Точность
- Ясность
- Логичность
- Чистота
- Богатство и разнообразие
- Выразительность
- Уместность
- Краткость
- Полнота
|
|
2. Охарактеризовать текст, принадлежащий к научному стилю:
Сфера употребления
|
| Основные признаки
|
| Подстиль
|
| Жанр
|
| Языковые особенности
| Примеры из текста
| ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Большое число терминов, называющих понятия той или иной науки
|
| Речевые штампы книжного характера
|
| Глагольно-именные словосочетания
|
| Слова и словосочетания, указывающие на позицию автора
|
| СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Существительные, образованные от глаголов и прилагательных
|
| Аббревиатуры
|
| МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Заметное преобладание имени существительного над глаголом
|
| Преимущественное использование личных местоимений и глаголов в формах 3-го лица
|
| Формы единственного числа существительных в значении множественного
|
| Преобладание глаголов в форме настоящего времени
|
| Возвратные глаголы с пассивным значением
|
| Причастия
|
| Деепричастия
|
| Отыменные предлоги
|
| Употребление единственного числа имени существительного в значении множественного
|
| Высокая частотность родительного падежа
|
| Творительный падеж в пассивных конструкциях
|
| Преимущественно аналитические формы степеней сравнения имен прилагательных
|
| СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Причастные обороты
|
| Деепричастные обороты
|
| Страдательные конструкции
|
| Предложения с инверсией (подлежащее следует за сказуемым)
|
| Длинные ряды однородных членов
|
| Нанизывание родительных падежей
|
| Безличные предложения со значением долженствования, необходимости
|
| Сложноподчиненные предложения
|
| Распространенный вид связи предложений – повторение существительных, обычно в соче-тании с указательными местоимениями
|
| Вводные конструкции
|
| ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА
|
| Шаблон построения
|
| Высокая степень сегментации
|
| Большое количество заголовков
|
| Коммуникативные качества речи
| Примеры из текста и комментарии по поводу важности качества
| -Точность
- Ясность
- Логичность
- Чистота
- Богатство и разнообразие
- Выразительность
- Уместность
- Краткость
- Полнота
|
|
3. Охарактеризовать текст, принадлежащий к публицистическому стилю:
Сфера употребления
|
| Основные признаки
|
| Подстиль
|
| Жанр
|
| Анализ заголовка текста
|
| Языковые особенности
| Примеры из текста
| Нейтральные средства
| Экспрессивные средства
| ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
|
| Лексика общественно-политического характера
|
|
| Устойчивые словосочетания, близкие к официально-деловым клише
|
|
| Высокие слова
|
|
| Книжные фразеологизмы
|
|
| Публицистическая фразеология
|
|
| Термины в образном значении
|
|
| Слова разговорной и просторечной окраски
|
|
| Слова, содержащие положи-тельную или отрицательную оценку обозначаемых явлений
|
|
| Фразеологизмы, имеющие раз-говорную окраску
|
|
| Слова и словосочетания в переносном значении
|
|
| МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
|
| Риторически возвышенные формы существительных с окончанием -ию в Р.п.
|
|
| Причастные образования на -омый
|
|
| Высокая частотность употребления родительного падежа
|
|
| СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
|
| Экспрессивные конструкции: именительный темы,
риторический вопрос,
восклицательные предложения
|
|
| Вопросно-ответная форма изложения
|
|
| Частое употребление пунктуа-ционных знаков
|
|
| Парцелляция
|
|
| Апелляция к адресату
|
|
| Неполные предложения
|
|
| Инверсия
|
|
| Языковая игра
|
|
| Прецедентные тексты
|
|
| Коммуникативные качества речи
| Примеры из текста и комментарии по поводу важности качества
| - Точность
- Ясность
- Логичность
- Чистота
- Богатство и разнообразие
- Выразительность
- Уместность
- Краткость
- Полнота
|
|
4. Охарактеризовать текст, принадлежащий к разговорному стилю:
Сфера употребления
|
| Основные признаки
|
| Подстиль
|
| Жанр
|
| Языковые особенности
| Примеры из текста
| ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Произношение слов в «сокращенном виде»
|
| ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Конкретные имена существительные
|
| Лексика, называющая бытовые предметы и явления
|
| Слова разговорной и просторечной окраски
|
| Слова, содержащие положительную или отрицательную оценку обозначаемых явлений
|
| Фразеологизмы, имеющие разговорную окраску
|
| Этикетные формулы
|
| Жаргонизмы
|
| Нейтральные слова с особым значением
|
| СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Уменьшительно-ласкательные и увеличительные суффиксы
|
| Приставкисубъективной оценки
|
| Многоприставочныеглаголы
|
| Сокращение словосочетания до слова
|
| Повторение слов
|
| МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Междометия
|
| Частицы
|
| Частое использование местоимений
|
| Преобладание глагола над существительным
|
| Переносное использование временных форм глагола
|
| Глаголы многократного, однократного и ультрамгновенного действия
|
| Звательный падеж
|
| Множественное число вместо единственного и наоборот
|
| Именительный падеж имени
|
| СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Особый способ номинации – с помощью словосочетаний, обозначающих отдельные признаки предмета
|
| Глагольные номинации
|
| Преобладание простых предложений
|
| Односоставные предложения
|
| Неполные предложения
|
| Слова-предложения, выражающие согласие или несогласие
|
| Междометные фразы
|
| Инверсия
|
| Парцелляция
|
| Разрывы предложений разного рода вставками
|
| Бессоюзные сложные предложения
|
| Незаконченные предложения
|
| Коммуникативные качества речи
| Примеры из текста и комментарии по поводу важности качества
| -Точность
- Ясность
- Логичность
- Чистота
- Богатство и разнообразие
- Выразительность
- Уместность
- Краткость
- Полнота
|
| 5. Охарактеризовать текст, принадлежащий к художественному стилю:
Сфера употребления
|
| Основные признаки
|
| Подстиль
|
| Жанр
|
| Языковые особенности
| Примеры из текста
| ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Звукопись:
аллитерация
ассонанс
|
| Идеофоны
|
| Ритм
|
| ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Конкретные имена существительные
|
| Многозначные слова
|
| Семантическое преобразование языковой единицы
|
| Оживление внутренней формы слова
|
| Тропы:
метафоры
олицетворения
символы
сравнения
метонимия
синекдоха
эпитеты
перифразы
гипербола
литота
|
| Синонимы
|
| Индивидуально-авторские слова (окказионализмы)
|
| Слова разговорной и просторечной окраски
|
| Слова, содержащие положительную или отрицательную оценку обозначаемых явлений
|
| Фразеологизмы
|
| Трансформация фразеологизмов
|
| Диалектизмы
|
| Жаргонизмы
|
| СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Уменьшительно-ласкательные и увеличительные суффиксы
|
| Окказиональные образования
|
| Повторение слов
|
| МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Частое использование местоимений
|
| Преобладание глагола над существительным
|
| Переносное использование временных форм глагола
|
| Множественное число вместо единственного и наоборот
|
| Употребление причастий
|
| Преобладание слов определенных частей речи
|
| Отступления от грамматических норм
|
| СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
|
| Стилистические фигуры:
анафора
эпифора
градация
инверсия
многосоюзие
бессоюзие
оксюморон
|
| Ряды однородных членов
|
| Восклицательные предложения
|
| Преобладание простых предложений
|
| Односоставные предложения
|
| Неполные предложения
|
| Вводные конструкции эмоционально-оценочной семантики
|
| Инверсия
|
| Парцелляция
|
| Прием параллелизма (сходное строение частей текста)
|
| Период
|
| Повтор
|
| Вставные конструкции
|
| Присоединительные конструкции
|
| Бессоюзные сложные предложения
|
| Незаконченные предложения
|
| Риторический вопрос
|
| Коммуникативные качества речи
| Примеры из текста и комментарии по поводу важности качества
| -Точность
- Ясность
- Логичность
- Чистота
- Богатство и разнообразие
- Выразительность
- Уместность
- Краткость
- Полнота
|
| 6. Определение стилистической принадлежности, подстиля и жанра указанного преподавателем текста; общая характеристика текста и выявление языковых особенностей и специфики проявления тех или иных коммуникативных качеств речи в данном тексте.
7. Подготовка сочинения-описания (портрет, пейзаж, интерьер) в заданном стиле.
Date: 2015-11-13; view: 486; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|