Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Определите наличие/отсутствие нарушений лексических норм в следующих предложениях. Выявленные ошибки квалифицируйте. Исправьте предложения. 1. Солнце находится в зените. 2. Наташа праздновала день рождения. 3. По сторонам на скакунах гарцуют удальцы лихие. 4. Триумфом пьесы М. Горького «На дне» являются слова Сатина о человеке. 5. Он гарцует на тройке с ленивым кучером на козлах. 6. Он находился в зените своей славы. 7. «Недоросль» сохранится навсегда в русской истории и литературе как картина нравов русского дворянства. 8. Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально. 9. Этот человек произвел на меня большое воздействие. 10. Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение. 11. Он ничего не видит и не слышит, видно, с головой ушел в работу. 12. В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины. 13. Эти стихи я очень хорошо выучил на зубок. 14. Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров. 15. Он заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал документы. 16. Маяковский стоял у источников новой поэзии. 17. Нельзя всех мерить под одну гребенку. 18. Проект гостиницы был спроектирован молодым архитектором. 19. Пилоту пришлось совершить вынужденную посадку. 20. Недавний студент, он быстро вошел в роль учителя. 21. Некоторые люди принимают желательное за действительное. 22. Нам нужно взаимно помогать друг другу. 23. На будущий день началось обсуждение текущих дел. 24. Закопченное копотью окно избушки не пропускало света. 25. Уровень воды в реке заметно повышается после дождей. 26. Аспирант представил реферат диссертации в срок. 27. Его идеи были прогрессивными и передовыми. 28. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. 29. На экзамене на подготовку к ответу дается не более получаса времени. 30. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 31. Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу. 32. Его скоропостижный отъезд удивил всех. 33. В этих событиях важную скрипку играют военные. 34. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку. 35. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. 36. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. 37. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. 38. Все его очень хвалили и пели ему фимиамы. 39. Слово представили самому молодому участнику конкурса. 40. Мировоззрение на жизнь у героев Гоголя очень примитивно. Задание 2. Выберите нужное слово из пары паронимов. Составьте словосочетание или предложение с другим словом из пары. 1. Смеяться (заразным, заразительным) смехом. 2. Это был человек отсталый, (косный, костный). 3. (Искусственный, искусный) мастер. 4. (Обидная, обидчивая) женщина. 5. Стоять в (эффективной, эффектной) позе. 6. Наблюдать за (процессом, процессией) развития растения. 7. Бороться за техническ… (прогрессию, прогресс). 8. Оказаться человеком невоспитанным, (невежей, невеждой). 9. Взять (шефство, шествие) над школой. 10. Произнести (здравницу, здравицу) в честь кого-либо. 11. Писатель Тургенев рассказал о трагической судьбе (крепостника, крепостного) Герасима. 12. В больнице работает опытный (персонаж, персонал). 13. На дворе стало (расцветать, рассветать). 14. (Одеть, надеть) ребенка. 15. (Смешать, сместить) плохого работника. 16. (Войти, взойти) на вершину горы.
Задание 3. Составьте пары предложений со следующими паронимами: 1. Вправить – выправить 2. Выплатить – заплатить 3. Гипотеза – гипотетичность 4. Гниль – гнилость 5. Гордость – гордыня 6. Жесткость – жестокость 7. Жизненный – житейский 8. Жилищный – жилой 9. Звать – называть 10. Знамение – знамя 11. Иголочный – игольчатый 12. Идеалистический – идеалистичный 13. Костный – костяной – косный 14. Лесистый – лесной 15. Лирический – лиричный 16. Лобный – лобовой 17. Логический – логичный 18. Мальчиковый – мальчишеский 19. Надеть – одеть 20. Нарушить – разрушить 21. Нестерпимый – нетерпимый 22. Обосновать – основать 23. Обсудить – осудить 24. Освоить – усвоить 25. Оценить – расценить 26. Поставить – установить 27. Предоставить – представить 28. Преемник – приемник 29. Приметливый – приметный 30. Снискать – сыскать 31. Укрыть – покрыть 32. Факт – фактор 33. Эффектность – эффективность
Задание 4. Отметьте случаи несоблюдения морфологических норм. Дайте характеристику ошибкам. Исправьте предложения. 1. Николай выбрал самый кратчайший путь к дому. 2. Красная георгина очень красива. 3. В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты. 4. В коридоре валялся ее модный туфель. 5. Он самый старейший член нашего коллектива. 6. Детская шампунь радует малыша. 7. Под словом «нравственность» понимают общепринятые формы моралей, охраняемые государством. 8. Здесь просторное фойе. 9. От такой жизни, как у Манилова, человек постепенно деградируется. 10. Я не нашла в магазинах апельсин. 11. Тремстам двадцати выпускникам школ были вручены золотые медали. 12. Поезд сошел с рельс. 13. Он станет звонить более яростнее. 14. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 15. Домашний тапочек должен быть удобным и красивым. 16. Бытовые условия в поселке более предпочтительнее, чем в леспромхозе. 17. Вкусное яблоко обрадовало девочку. 18. Аптека находится совсем близко, в полутораста шагах отсюда. 19. Белая босоножка оказалась в коробке. 20. Радостно встретились после долгой разлуки двое друзей. 21. Новый туфель натер ногу. 22. Минск впервые упоминается более девятьсот лет тому назад. 23. Измятый банкнот валялся на дороге. 24. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать. 25. Больной мозоль беспокоил ее. 26. Чернило всех цветов есть в этом магазине. 27. Чужая боль не оставляет нас равнодушными. 28. Обеих кандидатов мы хорошо знаем. 29. Красивый собака живет в соседней квартире. 30. Что же я буду делать без ее? 31. Белый лебедь красиво плывет. 32. В семье было двое девочек. 33. У него косая сажень в плечах. 34. Площадь равна сто одиннадцать тысяч квадратных километров. 35. У нее есть много туфель. 36. Разработка этого месторождения является наиболее важнейшей задачей. 37. В магазинах есть много разных чулок. 38. Я не нашла в магазинах мандарин. 39. В магазинах большой выбор полотенец. 40. В этом районе открыли много детских ясель.
Задание 5. Выявите предложения, в которых нарушены синтаксические нормы. Квалифицируйте ошибки. Исправьте предложения. 1. Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои. 2. Беря материал из реального мира, художник воспроизводит действительность в образах и картинах. 3. Произведения сатирика бичевали пороки существовавшего строя в царской России. 4. Перешагнув через порог, мы попали в довольно странное помещение. 5. Герой романа показан в обычной обстановке русской действительности, в образе которого воплощены черты передовой дворянской интеллигенции. 6. Собакевич так расхваливал умерших крестьян, что как будто они были живыми. 7. Почувствовав себя утомленным, я все же решил дочитать статью. 8. Нарисованные писателем образы помещиков в поэме стали нарицательными. 9. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы. 10. Рассказывая о явлениях жизни, в произведениях писателей даются им объяснения. 11. Написанный роман молодым автором вызвал широкую дискуссию. 12. Впервые поставленная на сцене пьеса в 1902 году пользуется огромным успехом. 13. Отряд продвигался под деревьями, которые росли вперемежку с кустарником. 14. Готовясь к контрольной работе, повторите изученный материал. 15. Он сильно беспокоился о здоровье матери, долго не имея от нее писем. 16. Читая эти стихи, посвященные трудовым будням, появляется желание трудиться больше и лучше. 17. Есенин научился видеть прекрасное, любить и бережно относиться к природе. 18. Оказавшись вне стен университета, бродя по улицам без всякой цели, у Раскольникова созревает план убийства. 19. Тридцать один спортсмен участвовали в этом кроссе. 20. Врач Симонова прописала мне новое лекарство. 21. Проблема о разумном использовании природных богатств волновала людей еще в далекой древности. 22. Профорг отчитался о проделанной работе. 23. Каждый рабочий закреплен за определенным станком, который следит за его состоянием. 24. Брат не только побывал в доме отдыха, но и у отца в деревне. 25. В этом месяце в музей были переданы две старинных иконы. 26. Мой друг, к сожалению, ужасная неряха. 27. Глядя на эту старую фотографию, мне вспомнилась моя молодость. 28. Читая данное стихотворение, по коже у меня пробегал мороз. 29. Аспирант ответил на многие вопросы членов Ученого совета, касающихся темы его диссертации. 30. Эта книга посвящена вопросам музыки, живописи, графики, культуры. 31. Особенностью этой книги является то, что ее составители много внимания уделяли на сопоставление фактов русского и белорусского языков. 32. Не надо рассуждать о том, о чем вы не знаете. 33. Этот вопрос надо адресовать к главному редактору. 34. Я не только купил книгу, но и несколько брошюр. 35. Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами. 36. Лекарственное растение чистотел рос рядом с домом. 37. Газета «Аргументы и факты» не вышли, как обычно, в четверг. 38. Услышав ответ, лицо девушки побледнело. 39. Войдя в дом, я снял плащ. 40. Выйдя на улицу без перчаток, руки сразу же окоченели. Задание 6. Определите, смешение каких слов вызвало неточное выражение мысли? Исправьте предложения. Составьте словосочетания или предложения с неправильно употребленным словом. 1. Самолет сделал смертельную петлю. 2. Бойцы стали собираться в наступление. 3. Ульяна Громова – верная дочка своего народа. 4. Плюшкин ходил в дряхлом халате. 5. Шоферу такси будет представлено обвинение в американском суде. 6. На подводах Ростовы хотели везти свое состояние. 7. Главное содержание японских трехстиший – научить людей любить мир. 8. Боль была очень сильной, временами нетерпимой. 9. Наш папа по происхождению одессит. 10. Город преобразуется на наших глазах. 11. Гость пытался собрать осколки сломанной вазы. 12. Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью. 13. Некрасов широко применял русское народное творчество. 14. На занятиях технического кружка мы познакомились со строением автомобиля. 15. Свое призвание он видит в службе искусству. 16. Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр. 17. Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе. 18. Конница Доватора нанесла сокрушительный удар по задним частям атакующих. 19. Раскольников убил бабушку. 20. Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже выразиться. 21. Из клуба выскочила чья-то фигура. 22. У нас в столовой самообслуживание: покушал – убирайся сам. 23. Для удобства пользования школьный альманах снабжен содержанием. 24. Автор делит героев своего романа на 2 части. 25. Это постановление положит конец прогульщикам. 26. Тимур Баймуратов, закончив службу в авиации, пришел в кружок и отдает детям то, что сам горячо любит. 27. Преподаватель хвалит коллегу за творческое отношение к работе: «А сколько приходится затрачивать времени и сил, чтобы подготовить лекцию! Это ведь не просто просмотреть 2–3 книги – и все. Тут выписки, тут горы фактов. Ведь это же сизифов труд!». 28. Иностранец с сокрушенным видом говорит знакомой о своих расстроившихся планах: «В общем, Галочка, дело в шляпе». 29. А в левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку. Задание 7. Измените порядок слов в предложениях со смещенным логическим ударением. 1. Вопрос о контроле возникает лишь в тех случаях, когда такие устройства не работают или неправильно работают. 2. Город завален мусором. Раньше собаки и коты рылись в мусорных ящиках в поисках съедобного. Теперь – пенсионеры и безработные. 3. У папуасов не было металлов, поэтому они не пользовались металлическими деньгами. Раковины служили деньгами. 4. Я приеду к тебе в пятницу. У меня свободный день в пятницу. 5. В актовом зале школьники уже украшали елку. К вечеру была убрана елка. 6. В опытной группе детям читали стихи, а в контрольной – нет. 7. Писателя заботило, чтобы не проскользнуло какой-нибудь ошибки; он читал сначала сам корректуру, потом давал редактору. 8. В первом тексте существительные стоят в нужной форме, во втором – числительные. 9. Тогда еще не было письменности у казахов, но их устное творчество достигло высокого уровня. 10. Дорогу постоянно ремонтируют. Вот и получается: вчера ехал здесь, а сегодня уже нельзя. 11. Авторы этих высказываний ошибаются по-разному: одни из них недооценивают роль личности, другие ее переоценивают. 12. Случаи пропажи книг в интернате обычно замалчиваются. Поэтому мы особенно на них остановимся. 13. Когда Марат уезжал в Москву, знакомых он встретил на вокзале. 14. Брату я подарил альбом для марок, а книгу – сестре. 15. Иногда в классе не находится образцового сочинения, которое можно прочесть для всех, поэтому лучшие работы надо хранить учителю. 16. При взаимном рецензировании ученик должен сам исправить все стилистические ошибки в работе товарища. Правда это отнимает много времени у ученика, зато дает хорошие плоды. 17. Работа над стилистическими ошибками приносит хорошие результаты только тогда, когда систематически проводится с учащимися, а не от случая к случаю. 18. Выработанный навык будет безотказно действовать. 19. Особого внимания заслуживает использование местоимений в речи. 20. Измените фразу так, чтобы она была правильно построена. 21. В художественной галерее появилась новая картина. Все говорили об этой картине. 22. Народ Индии не хотел мириться с гнетом чужеземцев. Волнения часто происходили в стране. 23. Вдруг открылась дверь. Девушка вошла в наше купе. 24. На берегу озера высится красивое здание санатория. Рабочие-горняки отдыхают и лечатся в этом санатории. 25. Мы услышали легкий скрип двери и оглянулись. Дедушка стоял на пороге. 26. Мальчики уловили слабый шум мотора и посмотрели в сторону моря. Лодка появилась на горизонте. 27. Хозяин услышал голоса и вышел во двор. Два незнакомых человека разговаривали у калитки. 28. Левитан – крупнейший русский пейзажист. Его талант окрашен лирикой, творчество глубоко человечно. Волга занимает значительное место в творчестве Левитана. 29. Совершенное выражение духовного мира человека есть вместе с тем самопонимание и требует творчества от человека. 30. Человеческий мозг имеет ограничения. Во-первых, он медленно действует. По сравнению с машиной он невероятный тихоход. 31. Кабинет эстетики провел среди студентов института диспут на тему: «Все должно быть прекрасно в человеке».
Задание 8. Продолжите сообщение одним из данных вариантов. 1. Водитель долго стучал в ворота, но никто не открывал. (Наконец вышел сторож. Наконец сторож вышел.) 2. Он ждал хозяина не меньше получаса и начинал уже терять терпение, когда (появился хозяин; хозяин появился). 3. Кто не знает замечательных черных шкатулок с росписью на крышках? Они сделаны из обычного картона, склеенного в несколько слоев и покрытого лаком. (Родиной русских лаков является село Федоскино. Село Федоскино является родиной русских лаков.) Задание 9. Расположите слова из скобок в нужном порядке. 1. Машина ехала на полной скорости. (выскочил, какой-то зверек, неожиданно, из-за кустов, на дорогу). 2. Надо привести в порядок все дела (возвращается, начальник, из командировки, завтра). 3. Я подходил к сосняку, когда (выстрелы, донеслись, со стороны редкого леса, слева от меня). 4. После полудня погода переменилась. Налетел ветер, начался дождь. Вдруг за окном раздался треск. Оказалось, что (сломался, тополь, старый, от ветра). 5. Старик подбросил в костер сырых веток и вынул платок (выступили слезы, на глазах, от дыма).
Задание 10. Объясните, какая разница между фразами: «Сильный, но маленький» и «Маленький, но сильный»? В каком случае надо употребить первую, а в каком – вторую? Задание 11. Объясните, как изменится смысл предложения «Сегодня так, завтра так» от места логического ударения?
Задание 12. Определите, какими средствами выделено логически ударное слово. 1. Дружные супруги даже из Тихого океана воду вычерпают. 2. Только отец соблюдал спокойствие. 3. Как раз здесь начинается минное поле. 4. Именно в кратере нашли этот минерал. 5. Давно ли он ушел? 6. Одна-единственная спичка оставалась у нас. 7. Он был со мной чрезвычайно любезен. 8. Вот теперь-то мы повоюем! 9. Так и замерло сердце у Никиты. 10. Когда же вы приедете? 11. Тихо-тихо было в лесу. 12. С помощью умственных действий человек способен предварять, упреждать свои практические действия. Задание 13. Введите лексические усилители к выделенным словам. 1. Он не видел, как ставятся ульи. 2. Друзья от него отвернулись. 3. Вы сможете писать для детей. 4. Надо говорить на языке, который учишь: речь – основа знания. 5. Теперь я вижу, что она знает свой предмет. Задание 14. Определите, в каких предложениях над словом что необходимо поставить знак акута. 1. Надо начать с того, что очевидно. 2. Теперь мы четко представляем, что нужно делать. 3. Стало ясно, что с каждым больным делать. 4. Учитель сообщил, что с этого занятия восьмиклассники начнут изучать. 5. На каком этапе возникает представление о том, что мы надеемся получить в результате поисков? Задание 15. Проанализируйте юморески, где смещение логического ударения используется как стилистический прием. На каком слове мыслится логическое ударение в первой реплике? Какое слово намеренно акцентируется собеседником? 1. Художник хозяину дома. «Через несколько лет люди будут приходить в эту студию и говорить: «Здесь жил знаменитый художник Рой». Хозяин. « Если сегодня к вечеру вы не заплатите мне за квартиру, они будут говорить так уже завтра утром». 2. Президент Линкольн чистит туфли. Английский дипломат: «Как, господин президент! Вы себе сами чистите обувь?» – «Конечно. А вы кому чистите?» 3. Чудак идет по городу и тащит за собой нитку. «Что ты ее тащишь за собой?» – «А что, мне ее впереди себя толкать?» 4. Руководитель. «Скоро мы преодолеем трудности, и у нас будет все!» Рабочий. «А у нас?» 5. В автобусе: – Почему вы меня все время толкаете? – В такой тесноте выбирать не приходится! Задание 16. Укажите, какими средствами передано логическое ударение? Назовите все использованные средства. 1. На ферме оставался только сторож. 2. И зд`есь возникает неясность. 3. Она 10 лет палец о палец не ударила. Ни-че-го не делала. 4. Правило здесь не действует, поскольку имеется лишь о д н о условие. 5. В крупном открытии имеются элементы н е о ж и д а н н о с т и.
Задание 17. Устраните смещенное логическое ударение подходящим способом. 1. Сокращение слов, перестановка слогов и звуков встречаются в языке студентов, но редко. 2. Все условия для того, чтобы поднять урожайность, имеет колхоз. 3. Оглянулась Аленушка, зовет братца, а вместо Иванушки бежит за ней белый козленочек. Догадалась Аленушка, что это за козленочек, залилась слезами. 4. Теперь в хозяйстве есть пилорама. Работать стало легче. Очень быстро распиливает бревна пилорама.
Задание 18. Исправьте предложения одним из приемов (изменение порядка слов; замена активной конструкции пассивной, введение уточнителя падежа). 1. Часто оригинал искажает перевод. 2. Приятные воспоминания прервали взрывы бомб. 3. Травы на пастбищах в этом году меньше обычного. 4. Смелость – это не грубость матери и не побеги из дома. 5. Этикетки на многих бутылках украшают золотые медали. 6. Правила не опровергают исключения. 7. И вот уже лес изуродовал новый песчаный карьер. 8. Учитель показал на примерах, что законченность мысли придает интонация. 9. Жаворонки уже прилетели, но травы, цветов еще нет. 10. Больной в первый день ходить по комнате не разрешили.
Задание 19. Найдите логические ошибки и алогизмы в качестве стилистического приема, объясните, в чем они заключаются (различение тождественного; сопоставление несопоставимого; смешение реального и идеального; противоречие; выведение невыводимого). 1. Ученые нашего университета прочно вошли в число если не ведущих, то по крайней мере лидирующих специалистов по этой проблеме. 2. Когда это было нужно, поэт не пренебрегал старыми словами – архаизмами и славянизмами. 3. Затем Юрий Гагарин поступил в авиационную школу. Он выучился на летчика и стал хорошим пилотом. 4. Наряду с изучением языковых факторов, влияющих на чтение, важно изучать лингвистические факторы, влияющие на письмо. 5. Сначала он произвел впечатление замкнутого человека. Потом стало известно, что у него среднее техническое образование. 6. О дальнейшей судьбе Ленского мы ничего не знаем, так как он погиб. 7. Скоморохи ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства. 8. Однако Анну Каренину Толстой спасти не может. 9. Особенно большое внимание детям уделяют матери. Не менее важную роль играет и отец. 10. У повстанцев не было оружия. На тридцать человек имелось пять пистолетов, три карабина и два автомата. 11. Нет ничего проще, чем бросить курить. Лично я это делал раз двадцать (М.Твен). 12. Даже сквернословие, доложу вам – и то не признается вредным, ежели оно выражено в приличной и почтительной форме (М.Е. Салтыков-Щедрин). 13. Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в широких складках (Н.В. Гоголь). 14. Вот характеристика, в ней всего пол-листика: пил, грубил, страдал зевотой… Может справиться с работой.
Задание 20. Какие недостатки в выражении мысли, нарушающие разнообразие речи, вы видите (повторение, однокоренные слова, случайная рифма)? Исправьте предложения. 1. Проходят мимо станции товарные поезда, проходят пассажирские, один раз в сутки проходит скорый поезд. 2. Боевики заявили, что освободят заложников при условии выполнения указанных условий. 3. Это действительно характерно для нашей действительности. 4. Сотрудники отдела ставят перед собой на последующие годы следующие задачи. 5. И мать начинает понимать, почему так изменилось поведение сына. 6. В этом году в санаториях и домах отдыха Крыма смогут отдохнуть полтора миллиона отдыхающих. 7. Польза от использования навесных агрегатов очевидна. 8. Нам известно, что вам известно местонахождение подозреваемого. 9. С нашими материальными возможностями это невозможно.
Задание 21. Укажите лишнее слово. 1. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 2. Ошибки чтеца неприятно режут слух. 3. Языковое новшество затрудняет взаимное понимание людей между собой. 4. Заглавие-пословица резюмирует основную мысль или назидательную мораль автора.
Задание 22. Вставьте в предложение пропущенное слово. 1. За растениями в саду любовно ухаживают, поливают сами ребята. 2. На ферме хорошо кормят и ухаживают за телятами. 3. Коллектив хозяйства организованно приступил и ведет жатву колосовых. 4. Анна Владимировна не смогла окончить Академию художеств, но она до сих пор интересуется и любит искусство. 5. Маяковский любил и гордился своей страной.
Задание 23. Какие тропы (сравнение; метонимия; олицетворение; эпитет; перифраза; гипербола) и синтаксические фигуры (асиндетон, полисиндетон, риторическое обращение, анафора, умолчание, параллелизм) использованы в отрывках из произведений? 1. Свечкой четверговой над тобой горит звезда. 2. Улыбнулась солнцу сонная земля. 3. Все море как жемчужное зерцало. 4. И на известку колоколен невольно крестится рука. 5. И в зелени ветвей, в березах у межи, беспечно иволги болтают. 6. Среди широкого двора воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра. 7. Младенцем завернула заря луну в подол. 8. Колокол дремавший разбудил поля. 9. Свежий ветер избранных пьянил, с ног сбивал, из мертвых воскрешал. 10. Дремлет лес под сказку сна. 11. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. 12. Прибегали поезда оттуда, где очень, очень далеко сидела, раскинув свою пеструю шапку, таинственная Москва. 13. Ты понесешь с собой, любимый, ты понесешь с собой повсюду, ты понесешь с собой повсюду родную землю, милый дом. 14. Цветы, любовь, деревья, праздность, поля! Я предан вам душой. 15. В стихи б я внес дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты, так некогда Шопен вложил живое чудо фольварков, парков, рощ, могил в свои этюды. 16. Нет; я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть. 17. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, с милого севера в сторону южную. 18. Когда волнуется желтеющая нива, и свежий лес шумит при звуке ветерка, и прячется в саду малиновая слива под тенью сладостной зеленого листка. 19. Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ, и бледен.
Задание 24. Определите стилистические функции антонимов (антитеза; отрицание контрастных признаков предмета; каламбур; оксюморон). 1. Ты богат, я очень беден, ты прозаик, я поэт. 2. О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей соединенность и разобщенность близких душ. 3. Не веселая, не печальная. Словно с темного неба сошедшая, ты и песнь моя обручальная, и звезда моя сумасшедшая. 4. Чую с гибельным восторгом – пропадаю, пропадаю… 5. И горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб. 6. Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок. 7. Характер спортсменов воспитывается не триумфом побед, а горечью поражений. 8. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей. ТЕСТЫ Тест 1
1. Определение: «Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» дал: А) Д.Э. Розенталь; B) Л.И. Скворцов; С) Г.О. Винокур; D) В.В. Виноградов. 2. Стилистически сниженные слова, находящиеся за пределами литературного языка, использующиеся для нарочито сниженной, грубоватой оценки, – это слова: А) ненормативные; B) просторечные; С) жаргонные; D) разговорные. Date: 2015-11-13; view: 3312; Нарушение авторских прав |