Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упражнения на гибкость
Комплекс ЮНАН ТАЙСО включает в себя не только набор определенных упражнений и действий, но и методы дыхания, описанные в предыдущей главе, также как и точечный массаж, речь о котором еще впереди. Подготовка тела в нин‑дзютсу неразрывно связана с подготовкой духа, т. е. умением контролировать и управлять своими эмоциями, внутренней энергией и психо‑физическими реакциями организма. То, что в этой книге я разбил все ЮНАН ТАЙСО на части (методы дыхания, упражнения по развитию гибкости и точечный массаж), ни в коей мере не должно восприниматься ошибочно: все эти действия должны использоваться в комплексе, поскольку только целенаправленное, всестороннее воздействие на организм человека способно превратить его вуниверсальный и готовый ко всему инструмент для достижения любых, даже самых фантастических на первый взгляд целей. В этой главе речь пойдет о ЮНАН УНДО – упражнениях, развивающих гибкость, координацию движений и дающих ученику ниндзя сознательный контроль над ЛЮБЫМИ движениями своего тела, что жизненно важно для овладения сложными техническими действиями, использующимися в боевом искусстве Воинов‑Теней. О силе, скорости, реакции и тому подобных качествах, необходимых ниндзя мы будем говорить с Вами в следующих книгах этой серии по мере описания техники перемещений, преодоления препятствий, ударов, бросков и т. д. А пока остановимся на гибкости – главном качестве в начальный период обучения ниндзя. Почему оно является главным, я постараюсь сейчас объяснить. Во‑первых, гибкость сама по себе всегда считалась на Востоке признаком молодости и жизни. «Сухое дерево умирает, потому что теряет гибкость» – гласит древняя мудрость. Поэтому человек, сохраняющий до самой старости гибкость тела, тем самым продлевает собственную жизнь. Все последователи систем, стремившихся достичь бессмертия (Даосская гимнастика, йога, цигун и др.), настаивали на практике упражнений, увеличивающих и поддерживающих гибкость. Во‑вторых, улучшая гибкость и эластичность мышц и сухожилий, увеличивая подвижность суставов, ниндзя тем самым ускоряет процесс овладения управлением потоком внутренней энергии КИ, очищая каналы и улучшая кровес‑набжение периферических сосудов и капилляров, что является едва ли не основным (на физическом уровне) в технике энергетических ударов. В‑третьих, упражнения ЮНАН УНДО являются составной частью любой серьезной тренировки боевой техники, поскольку с их помощью можно за короткий срок перевести организм из обычного состояния в режим повышенной готовности, избегнуть нежелательных травм – растяжений, ушибов и т. п… а также полностью раскрыть физический потенциал тела, постоянно улучшая свой уровень гибкости и совершенствуя координацию движений. В‑четвертых, гибкость в практике ниндзя играет и чисто прикладную роль. С ее помощью опытный ниндзя может освободиться от пут, влезть в казалось бы немыслимо малое для обычного человека отверстие, удлинить конечность при ударе, избегнуть болевого выкручивания или броска… Я надеюсь, что сказанного выше вполне достаточно, чтобы убедиться в необходимости и важности тренировки в упражнениях ЮНАН УНДО, поэтому перейду непосредственно к описанию теории и практики этих методов. В вышедшей за последнее время у нас в стране литературе на тему боевых искусств в разделах, посвященных ниндзя, их гибкость описывается как нечто непостижимое и невозможное для овладения в современных условиях. Однако, такой взгляд нельзя считать правомерным. Конечно, какого‑то фантастического уровня Вы, возможно, не сможете достичь, но сделать свое тело намного более гибким по сравнению с начальным уровнем по силам ЛЮБОМУ человеку, если, конечно, он не страдает какими‑либо болезнями опорно‑двигательного аппарата и использует правильные методы тренировки. Кроме того, в настоящее время известно немало примеров, когда люди, перенесшие тяжелейшие травмы мышц, костей и сухожилий вернули себе здоровье благодаря упражнениям, подобным ЮНАН УНДО. Поэтому я настоятельно советую читателям не останавливаться на полдороге, испугавшись трудностей и успокоив себя мыслью типа «А все равно я не смогу достичь подобного!» – так как психологический настрой, уверенность в себе и своих силах и постоянное желание в сочетании с терпением и настойчивостью сделают свое дело, даже если Вам уже за тридцать и Вы обладаете «нулевой растяжкой». Следует помнить, что Масааки Хатсуми начал свои занятия нин‑дзютсу в двадцать семь лет, достигнув впоследствии действительно феноменального уровня гибкости. Конечно, возраст играет большую роль в развитии гибкости. Срок, который Вы используете для достижения определенного уровня растяжки, прямо пропорционален Вашему возрасту: чем Вы старше, тем больше времени потребуется. Того уровня, которого можно достичь за год в 14–15 лет, в 30 лет придется добиваться за 2,5–3 года. Но что такое два‑три года для адепта, который ступил на Великий Путь древнего искусства ниндзя? Кроме того, большое значение имеет то, сколько и когда Вы будете уделять времени этим упражнениям. Лучше тренироваться по 30–40 минут, но каждый день, чем 2–3 часа, но три раза в неделю. Лучше проводить тренировку в 11–12 часов утра или 18–19 часов вечера, чем ранним утром или ночью. При соблюдении этих, казалось бы, очень простых правил, Вы можете существенно сократить время достижения максимального уровня гибкости, возможного для Вас. Теперь о принципах. С известным упрощением их можно свести к следующему: – мысленная концентрация на выполняемых движениях; – умение направлять внутреннюю энергию КИ в растягиваемую область; – естественность при выполнении движений; – соблюдение фаз вдоха и выдоха, соответствующих выполняемому упражнению; – умение сочетать упражнения ЮНАН УНДО с точечным и обычным (разогревающим) массажем; – правильное сочетание статических, динамических и комбинированных упражнений в индивидуальном комплексе, соответствующем Вашему уровню подготовки; – знание анатомии и физиологии человеческого организма. Первый и второй принципы неразрывно связаны между собой, так как основываются на ментальном сосредоточении. Во время выполнения упражнений я настоятельно рекомендую представлять себе что‑либо мягкое и эластичное: резиновый шнур, тесто и т. п. Для более успешного вызова энергии в растягиваемую область (см. предыдущую главу) можно сосредоточиться на представлении ощущения от парной бани или сидения в горячей ванне; при должном уровне концентрации это позволит Вам гораздо быстрее добиться хорошего наполнения кровью растягиваемой области, а также расслабиться и существенно снизить болевые ощущения, которые возникают при выполнении упражнений (кстати, боль во время упражнений должна быть очень небольшой, так как значительные болевые ощущения говорят о возможном скором получении растяжения или вывиха, а не о Вашем прогрессе). Естественность в упражнениях ЮНАН УНДО выражается в том, что все упражнения ни в коем случае не должны превышать по сложности исполнения достигнутого Вами уровня – это приведет Вас к травмам – и больше ни к чему. Постепенное увеличение нагрузки и постоянный рост мастерства гораздо быстрее приведут Вас к заветной цели, чем спешка и растягивание через боль. Метод дыхания в основном един для всех упражнений по развитию гибкости. Он заключается втом, что во время вдоха нагрузка минимальна, а на выдохе увеличивается до максимума. Такая техника не только уменьшает болевые ощущения, но и способствует быстрому «приходу» КИ в растягиваемую область. В статических упражнениях, не имеющих фаз, расслабления и напряжения, дыхание должно быть ровным, длина вдоха равна длине выхода. Лучше всего использовать «нижнее» (брюшное) дыхание, но это правило не является обязательным для всех – Вы можете избрать для себя какой‑либо иной метод дыхания, наиболее действенный для Вас (способствующий лучшему управлению энергией, более быстрому расслаблению и т. д.). Очень полезно сочетать упражнения ЮНАН УНДО с точечным и общим разогревающим массажем – как во время выполнения движений, так и в промежутках между ними. Так, выполняя всем известный «шпагат», можно, одной рукой упираясь в пол, другой рукой массировать (поглаживанием, разминанием и поколачиванием) мышцы бедра, область колена и паховые связки. Это увеличит эластичность растягиваемой области и, в сочетании с ментальной картиной (см. выше) даст хороший приток крови, насыщая мышцы и сухожилия, способствуя их более качественной растяжке. Между упражнениями лучше всего выполнять поглаживающие и разминающие движения, а также точечный массаж, усиливающий ток внутренней энергии. Такой метод даст возможность избежать нежелательных неприятных болевых ощущений на следующий день после упражнений и будет способствовать скорейшему восстановлению работоспособности. Все упражнения ЮНАН УНДО можно условно разделить на три большие группы: – динамические (амплитудные и вращательные); – статические; – комбинированные. Динамические упражнения носят скорее подготовительный разогревающий и восстановительный характер. Они способствуют увеличению подвижности суставов и лучшему наполнению кровью, а также «очистке» энергетических каналов. Статические упражнения позволяют давать большую нагрузку на мышцы и связки, одновременно не допуская возможности травмы. Их можно, при должном уровне подготовки, выполнять безо всяких разогревающих упражнений – для поддержания уровня в те периоды, когда ниндзя не имеет возможности полноценно тренироваться, а также если в его распоряжении мало времени. Комбинированные упражнения дают наиболее сильный растягивающий эффект, так как в них сочетаются и динамические, и статические аспекты. Например, выполняя «шпагат», можно упражняться следующим образом: вначале максимально развести ноги в стороны, затем начать совершать амплитудные движения вверх‑вниз (10–15 раз). После чего задержаться в максимально растянутом положении 15–30 секунд (для начала) и вновь начать выполнять «качания» вверх‑вниз. Подобный цикл, повторенный 5–6 раз, даст гораздо лучший эффект (особенно в сочетании с мысленной концентрацией, дыханием и массажем), чем простое стояние в «шпагате» со сцепленными от боли зубами. Упражнения ЮНАН УНДО выполняются в основном самостоятельно, но можно также использовать помощь партнера или специальные приспособления. В отличие от многих восточных видов боевых искусств, в нин‑дзютсу следует растягивать АБСОЛЮТНО ВСЕ связки, мышцы и сухожилия, поддающиеся данному виду воздействия. Перечислим их по порядку – кисти и пальцы рук; – локтевой и плечевой суставы; – шея; – верхний, средний и нижний отделы позвоночного столба; – паховые связки и бедра; – колени; – связки стопы и голеностопа. Описывая технику выполнения упражнений, я буду придерживаться этой условной классификации, не разделяя методы для одной группы суставов и мышц на подгруппы (динамические, статические и т. д.), надеясь на то, что читатель сам сможет разобраться в этом.
Date: 2015-11-13; view: 347; Нарушение авторских прав |