Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Итальянский театр при Наполеоне 4 page
Обе трагедии Мандзони, в сущности, посвящены одной теме — историческим причинам упадка Италии. В «Графе Карманьоле» рассказывается о внутренних раздорах в стране, в «Адельгизе» — о ложности надежд на помощь чужестранцев. Тема первой трагедии близко соприкасается с одной из политических тем, затронутых во «Франческе да Римини». В трагедии Мандзони рассказывается история графа Карманьолы, одного из кондотьеров XV века. Сначала он служил под знаменем Милана, а потом, оскорбленный герцогом, перешел на сторону Венеции, хотя между Миланом и Венецией шла в это время война. Венецианцы приняли его, ибо Карманьола был удачливым и талантливым полководцем. Он одержал ряд блистательных побед, но потом комиссары 'венецианской армии раскрыли факты, изобличающие изменнические замыслы Карманьолы. Мандзони не верил этим обвинениям, снял мотив измены и даже предпослал трагедии историческое исследование, обеляющее Карманьолу. Современные историки считают эту измену правдоподобной. Как бы то ни было, Карманьола был арестован: его судили, приговорили к смерти и обезглавили. У Сильвио Пеллико тема опустошительных и бедственных для Италии внутренних раздоров, а также вывод о необходимости единства и призыв обрушиться на общего врага (австрийцев) даны устами Паоло. То, что он говорит,— это прямая аллюзия, анахронизм, завуалированная авторская речь. Иначе поступает Мандзони. Все содержание трагедии и есть раскрытие этой темы на строго историческом материале, без анахронизмов и перелицовок. Мандзони задался целью написать трагедию, которая не только раскрывала бы через характерный эпизод суть исторических событий, приведших Италию к неисчислимым бедам, но и показывала бы то неизбежное зло, которое порождают подобные исторические обстоятельства. Он хотел показать человека, чья судьба обусловлена средой. Споря с французским критиком Шове, Мандзони писал: «...только в самой истории я могу обнаружить характер, свойственный людям и эпохе, которые я хочу нарисовать. Одна из наиболее ярких черт этой эпохи... — это такая ревнивая жажда власти, авторитета; такое тревожное и подозрительное недоверие ко всему, что могло бы, не скажу, уничтожить, но ограничить их ненадолго; это до такой степени утрированная потребность в политическом уважении, что люди легко шли на преступление, чтобы защитить не только власть, но репутацию власти. Эти идеи были настолько господствующими, что они изменили все характеры как управляемых, так и правящих, создали политику, мораль и, что самое ужасное, религиозную мораль, которая смогла ужиться с этими идеями. Человеческая жизнь считалась чем-то настолько мало священным, что казалось не обязательным ждать, пока она станет действительно опасной для правителей, чтобы отнять ее у человека... Вот при таких-то обстоятельствах, среди таких учреждений я вижу человека, в котором все, что он имеет великодушного, благородного и пылкого, противоречит им... человека, которого ищут сильные мира сего, потому что они в нем нуждаются, ib то же время ненавидя его за его превосходство, за его непокорный и гордый нрав...» Мандзони приводит еще множество доводов в пользу выбора именно этого характера. Он видел определенную аналогию между тем, что произошло в XV веке, и тем, что происходило на его глазах сразу после реставрации старого режима. Это была вполне законная историческая аналогия, не требовавшая никакого маскарада. Объективность изложения исторического материала не мешала аналогиям с современностью. Такие аналогии допустимы и не будут являться анахронизмами даже в самой реалистической драме. Подобными аналогиями Мадзони широко пользовался в своей второй трагедии «Адельгиз», в которой можно найти и почти точные цитаты из Наполеона и из Мюрата. Как уступку старой традиции, хотя и в полном согласии со своим принципом историзма в трагедии, Мандзони ввел в пьесы лирические хоры, в уста которых он вкладывал свои наиболее важные авторские размышления. В «Графе Карманьоле» хор выступает в момент победы венецианцев над миланскими войсками и, вместо того чтобы торжествовать, оплакивает эту победу, потому что и на стороне побежденных и на стороне победителей убиты, изранены, искалечены итальянцы. Хор сокрушается, потому что эта битва, принесшая победу венецианцам и Карманьоле, была торжеством братоубийства. К чему приводит братоубийственная война? К тому, что страна становится легкой добычей чужеземных поработителей. Когда итальянцы перестанут воевать между собой, чужеземцам будет не так просто победить Италию, потому что страна не будет разобщена, она станет едина. В «Адельгизе» Мандзони рассказывает о борьбе лангобардов с Карлом Великим и судьбе последнего короля лангобардов Дезидерия. Дочь Дезидерия Эрменгарда замужем за франкским королем Карлом Великим. Сын Адельгиз — военачальник в армии Дезидерия. Благодаря интригам папы, который боялся лангобардского наступления на Церковную область, Карл ополчился на лангобардов, с позором вернул Эрменгарду отцу, сам же двинулся во главе своих войск на лангобардскую державу. Адельгиз отбил первый натиск франков в горных ущельях Альп. Но как под Фермопилами в Древней Греции, изменники указали франкам обходные тропинки, и лангобарды были разбиты. Адельгиз, раненый, вынужден был отступить. Павия, столица Дезидерия, была взята, и царству лангобардов пришел конец. Первый лирический хор «Адельгиза» выступает после победы лангобардов и говорит, что Италии нечего ждать хорошего от чужеземцев. С точки зрения итальянца, лангобарды — такие же чужеземные поработители, как и франки. Франки, победив лангобардов и захватив их территорию, не освободили Италию от чужеземцев. Наоборот, одно ярмо легло на другое, и исконный римский народ должен был страдать вдвойне. Второй хор «Адельгиза» связан с образом Эрменгарды. Отвергнутая Карлом, она постриглась в монахини. Тут ее настигла весть, что ее бывший тайно все еще любимый муж вторгся в Ломбардию, что отец ее пленен, брат умер от ран, страна покорена. Бессильная вынести столько ударов, Эрменгарда умирает. В момент ее смерти появляется хор и произносит очень красивую тираду о том, что принцесса стала невинной жертвой искупления за грехи ее прародителей, силой покоривших мирный народ и так долго державших его под своей пятой. Все лирические мотивы трагедий Мандзони, таким образом, сходятся ib одном узле:,в протесте против чужеземного ига и порабощения свободного народа трубой военной силой. Это та же мысль, которая проводится и в его знаменитом романе «Обрученные». Мандзони, как и;все его сверстники, деятели культурного движения Италии 1820-х годов, переживает жгучую жажду освобождения Италии и ее объединения. Следом за Мандзони те же темы стали разрабатывать его последователи. Это совершалось в атмосфере, которая накалялась все больше и больше. Новые пророки свободы и единства обращались уже не только к зажиточным классам, ожидая отклика на свои призывы. Они обращались уже к народу, причем под словом «народ» понимались в это время не столько трудящиеся, сколько демократическая интеллигенция, и прежде всего студенчество. И тут, начиная с конца 1820-х годов, развертывается деятельность человека, который запечатлел все это движение своим трудом, своим героизмом, своим гражданским пафосом. Его характеристику оставил (нам его заклятый враг, столп европейской реакции всей первой половины XIX века, Меттерних: «Никогда и никто в мире не доставлял мне больше хлопот, чем итальянский разбойник, худой, бледный, весь в лохмотьях, но красноречивый как буря, пламенный как апостол, хитрый как вор, развязный как комедиант, неутомимый как влюбленный. Имя ему Джузеппе Мадзони». Общественным движением иа своей родине Мадзини руководил из-за границы. Его программа сложилась на почве той социально-политической обстановки, которая царила в Италии и в которой отсутствовала организованная масса. Мадзини не ставил вопроса экономического преобразования страны и социального освобождения итальянского народа. К. Маркс указывал на идеалистические черты программы Мадзини, на отсутствие у него подлинной связи с массами, на игнорирование им экономических проблем. О социализме Мадзини В. И. Ленин сказал, что это не пролетарский, домарксовый социализм. Но при всех противоречивых чертах буржуазной демократии и ее вождя Мадзини в условиях отсутствия зрелого и сознательного пролетариата они были реальной революционной силой и дали много примеров беззаветного революционного героизма. Мадаини оказал значительное влияние и на развитие итальянской литературы. Он провозгласил ее задачей «призыв к непрестанной борьбе» и поэтому утверждал необходимость создания идеально-героических образов, зовущих к мужеству, к восстанию, к непреклонной борьбе. 1820-е и 1830-е годы были временем мелких революционных вспышек, полных проявления высокого героизма и готовности к самопожертвованию, но заранее обреченных на неудачу. Главное значение этих вспышек заключалось в том, что они не давали заглохнуть тому (радикальному патриотизму, который окрашивал все настроения этого периода. В драматургии после Мандзони начинается полоса, когда революционные лозунги звучат полновеснее и смелее. Количество пьес увеличивается все более. И театр старается всеми правдами и неправдами показать публике прежде всего пьесы, наиболее насыщенные революционными мотивами. Самым крупным драматургом этого времени был Джован-ни Баттиста Никколини (1782—1861) — активный деятель революционного движения, последователь Мадзини, драматург, творчество которого проникнуто гневом и ненавистью к поработителям родины и к религиозной реакции. До 1848 года страстный республиканец, Никколини к либералам относился как к национальному несчастью, полностью отрицая возможность возрождения Италии под властью папы и категорически протестуя против вмешательства католической церкви в политическую жизнь страны. Вслед за Мадзини Никколини провозгласил центральной задачей искусства борьбу за освобождение и объединение Италии. Для Никколини драматургия была важной формой общественно-политической деятельности, а в драматурге он видел прежде всего гражданина, пропагандиста, воспитателя. Именно убежденность в общественно-активной роли искусства вызывает у Никколини решительное неприятие немецкого романтизма, с его культом фантазии, утверждением бессилия человека перед роком, идеализацией средневековья. Но в то же время Никколини отвергает и французских романтиков за критическую, обличительную направленность их творчества. В эстетической программе Никколини и Мадзини нашла прямое выражение ограниченность буржуазно-национальной революции. Игнорирование социальных вопросов было характерно для всех деятелей Рисорджименто, помыслы которых были направлены исключительно на борьбу за национальное освобождение Италии. Никколини прямо выступает против изображения в драме социальных пороков, полагая, что это помешает морально-воспитательному воздействию искусства и формированию героического и патриотического духа народа. Развивая мысли Мадзини, Никколини требует создания высоко идеальных образов. В своих трагедиях он отбирает тот исторический материал, который помогает ему акцентировать революционную устремленность его героев — патриотов и республиканцев, полных героического пафоса и романтической устремленности к подвигу. Трагедии его были всегда сознательно аллюзионны, вызывали у читателей и зрителей прямые ассоциации с современностью, звали к объединению Италии, освобождению ее от власти австрийцев, созданию демократической республики, уничтожению светской власти пап. Никколини начал свою деятельность в 10-х годах XIX века, и первые его опыты были вдохновлены музою Альфьери. Сюжеты его пьес были мифологическими. Но вскоре он понял, что политические лозунги и призывы к гражданским чувствам, заключенные в оболочку античной мифологии или истории, не могут произвести такое впечатление, как в устах итальянских исторических деятелей. Однако не сразу Никколини стал брать национальные сюжеты. Первой пьесой его нового направления был «Навуходоносор» (1819). Герой ее — ассирийский царь. Сюжет как будто бы очень далекий от современности, но характеристика центрального героя и подбор лиц, его окружающих, сделаны были так, что 'публика сейчас же догадалась, что дело тут не в ассирийцах. Навуходоносор — это Наполеон, жрец Митран — папа Пий VII, мать царя Васти — Летиция Рамоллино, Амити — Мария-Луиза, министр Асфен — Коленкур. Успех пьесы был огромный. В момент ее первого представления Наполеон находился на острове св. Елены, окруженный ореолом страдальца. Как говорил о нем А. С. Пушкин, «народов ненависть почила», и итальянские патриоты теперь готовы были простить Наполеону и Кампоформийский мир и другие его грехи перед Италией. Помнили только его благодеяния. И Никколини, который в «Навуходоносоре» тепло обрисовал облик опального героя, приобрел не только тосканскую, но и общеитальянскую известность. В 1827 году появилась пьеса, укрепившая еще больше известность Никколини, — «Антонио Фоскарини». В это время Никколини очень увлекался Байроном, и в частности его венецианскими пьесами. Не без влияния Байрона он выбрал и сюжет этой трагедии. Действие ее происходит в Венеции. Молодой венецианский патриот, сын дожа Антонио мечтает свергнуть господство патрициата, поддерживаемого инквизицией. Он осторожно готовит выступление, но его губит любовь к девушке, которую родители выдают замуж за главу инквизиционного трибунала. Вернувшись после долговременного отсутствия из Венеции, Антонио застает любимую женой своего заклятого врага. При попытке увидеться с нею он попадает в руки полиции; его судят и казнят. Возлюбленная, неудачно пытавшаяся его спасти, лишает себя жизни. В этой трагедии Никколини решительно выступает против деспотической власти, которая подавляет свободу, принижает народ, тем самым ослабляет Италию, способствует чужеземному нашествию. Монологи Антонио Фоскарини и его отца, дожа Венеции, полны патриотического пафоса, огромной любви к родине. Как центральная тема трагедии звучит взволнованный вопрос: «Как нам сберечь отчизну?» — и Никколини беспощадно осуждает методы знати — насилие, обман, угнетение народа, — противопоставляя им страстное свободолюбие республиканца Антонио. Антитиранические тирады этой пьесы были острозлободневны, направлены против тирании папы и австрийских властей. Очень важным мотивом трагедии «Антонио Фоскарини» является попытка народного восстания, в защиту Антонио. Правда, сенату удается легко укротить народ: вынос на площадь знамен республики заставляет толпу умолкнуть, дрогнуть, рассеяться. Но тема народа продолжает звучать с еще большей силой в следующих пьесах Никколини. Для него главное — поднять народ на героическую борьбу с иностранными поработителями. Никколини верит, что тирания, превращающая людей в безмолвных рабов, не навсегда сломила волю народа, что наступит день, когда народ восстанет и захватчики почувствуют силу его ударов. Стремление к созданию народной трагедии привело к тому, что увлечение Альфьери, Мандзони, Байроном сменилось у Никколини острым интересом к Шекспиру и Шиллеру. Это отразилось в трагедиях, созданных Никколини в 1830—1840-х годах. В 1830 году появилась пьеса «Джованни да Прочида», в 1843 году — трагедия «Арнольд Брешианский». В промежутке между этими пьесами были написаны еще три: «Розамунда английская», «Беатриче Ченчи», в которой Никколини повторил сюжет трагедии Шелли, и «Лодовико Сфорца». «Джованни да Прочида» и «Арнольд Брешианский» — лучшие произведения Никколини. В обеих пьесах основным сюжетом становится политическая борьба: в «Джованни да Прочида» борьба сицилийцев против французского владычества в конце XIII века, в «Арнольде Брешианском»—борьба римского народа за свою свободу, против папы и императора в середине XII века. И тут и там действие развивается на фоне народных движений. В «Арнольде Брешианском», созданном в годы революционного подъема, Никколини бесстрашно выступает против католической церкви и власти папы римского. Герой пьесы — страстный демократ и революционер, погибающий в борьбе с императором и папой. Обличительная сила пьесы, прозвучавший в ней пафос защиты демократической республики, ярко обрисованный в ней образ гордого, мужественного народного трибуна Арнольда Брешианского определили выдающееся место этой трагедии Никколини в итальянской литературе освободительной темы. В «Арнольде Брешианском» значительно усилена роль народных масс. И это продиктовано не только глубокой верой Никколини в огромные силы народа, но и тем, что в 1840-х годах в национальное движение вступили значительно более широкие массы, чем в годы карбонарской революции. Больше того, Никколини первый из итальянских романтиков показывает социальные противоречия между патрициатом и народом, в результате которых народ не хочет поддержать борьбу своих угнетателей — аристократов против захватчиков. Но, затронув таким образом объективную причину пассивности народа, Никколини полагает в то же время, что пробудить народ, поднять его на восстание может лишь могучая и деятельная личность вождя. Своеобразие развития итальянской революции, в которой долго действовали группы заговорщиков, изолированных от народа, порождало культ героя-одиночки, подвиг которого призван освободить родину. И Никколини сохранял эту традиционную веру итальянских революционеров. Перегруженные политическими монологами, рисующие обобщенные, идеализированные образы, трагедии Никколини пользовались большой популярностью в годы освободительной революционной борьбы. Но, по существу, их скорей можно назвать драматическими поэмами, чем драмами, лиро-эпическое начало в них сильнее, чем действенное. Поэтому популярность их не была продолжительна. Нередко трагедиям Никколини закрывало доступ на сцену то обстоятельство, что в них слабо сделаны женские роли и крупные актрисы неохотно соглашались исполнять их. Но главное заключалось в цензурных запретах. Первое представление «Арнольда Брешианского», в отрывках, состоялось только в 1860 году, да и то по случаю юбилейной даты престарелого автора. При этом Эрнесто Росси пришлось еще добиваться разрешения на постановку хитроумными дипломатическими способами. После «Арнольда» Никколини написал еще две трагедии— «Филиппо Строцци» и «Марий и Кимары», в которой поэт вернулся к античному сюжету. Обе значительно слабее прежних. Уже в 1830-х годах пьесы Никколини начали вытесняться пьесами другого яркого представителя романтического направления— Карло Маренко (1800—1846). Он начинал как ученик Сильвио Пеллико, который благословил его первые драматургические опыты. Маренко, испытавший в дальнейшем другие влияния, всегда помнил вдохновляющие уроки мученика за итальянскую свободу. В пьесах Маренко звучат те же мотивы, которые звучали у Пеллико, Мандзони и Никколини. Но Маренко был гораздо более чуток к требованиям репертуара и актеров, чем его предшественники. Он все время стремился сделать свою пьесу не только рупором политических настроений и политических требований, но сценически выразительной, действенной, дающей актерам яркий игровой материал. Это сказалось на судьбе его пьес. Произведения старших романтиков во второй половине XIX века стали редкими гостями на сцене, а произведения Маренко не сходят с репертуара до сих пор. И сейчас еще в Италии идут четыре его лучшие пьесы: «Эццелино» (1832), «Уго-лино» (1835), «Манфред» (1836) и «Пиа деи Толомеи» (1837). Героями этих пьес являются персонажи «Божественной комедии», хотя у Данте их образы раскрыты в очень разной мере. Эццелино, ломбардский тиран, один из вождей гибеллинизма, славный своими боевыми подвигами и нечеловеческой свирепостью, едва упоминается Данте в числе грешников, мучающихся в кровавом кипятке Флегетона. Уголино — герой потрясающей повести 33-й песни «Ада», правитель Пизы, погибший вместе с сыновьями и внуками в замурованной Башне голода. Манфред Гогенштауфен — блестящий рыцарь и человек, король Неаполя, погибший на поле славы под Беневентом. Пиа деи Толомеи — героиня романтической истории из жизни средневековой Сиены, погубленная мужем. Из этих четырех пьес слабее других первая, лучшей же является «Пиа деи Толомеи». Пьесы Маренко уступают таким произведениям Никколини, как «Джованни да Прочида» или «Арнольд Брешианский». В них нет широкого политического фона, в них меньше выступает связь его героев с народными группировками. Но в них есть то, что в этот момент было наиболее существенным для театра: прекрасно сделанные роли — мужские и в особенности женские. Едва ли, например, появлялась на итальянской сцене сколько-нибудь значительная актриса, которая не сыграла бы роль Пии и не заставила бы зрителей оплакивать трагическую участь невинной женщины, замученной из-за пустых подозрений. Сценические достоинства пьес Карло Маренко делали их очень доходчивыми, и это помогало ему доносить до публики и те политические лозунги, которые звучали в его пьесах. Он умел подавать их не так резко, как Мандзони и Никколини. Но это не мешало действенности его политических лозунгов. Недаром Джузеппе Мадзини, для которого политическая задача всегда была на первом плане, придавал такое большое значение пьесам Карло Маренко и так охотно анализировал отдельные его произведения. Никколини и Маренко были не единственными представителями итальянской романтической драмы. Они были лишь наиболее крупными. Помимо них в 1830-х и 1840-х годах работали для сцены и другие драматурги, которые старались, пользуясь историческими сюжетами, показывать на сцене кипение страстей и подыскивать поводы для политических лозунгов, созвучных и беспрестанно нараставшим революционным настроениям. Date: 2015-11-13; view: 498; Нарушение авторских прав |