Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические условия развития. Применительно к периоду 1789—1848 годов термин «итальянский театр» является скорее условным выражениемСтр 1 из 11Следующая ⇒ ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР 1789—1848 годов Применительно к периоду 1789—1848 годов термин «итальянский театр» является скорее условным выражением, чем точным научным понятием. Еще в начале этого периода Наполеон Бонапарт, бывший тогда первым консулом, созвав делегатов Апеннинского полуострова в Лион для решения будущности разрозненных итальянских государств, заявил им со своей обычной беззастенчивостью: «У вас есть только местные привычки, я привью вам национальные». А более полувека спустя, когда итальянское государство в основном уже сложилось, крупный итальянский писатель и политический деятель Массимо д'Ад-зельо подтвердил формулу Наполеона: «Мы создали Италию, осталось создать итальянцев». Так велики и сильны были тогда исторически сложившиеся местные («региональные») экономические, социальные и культурные традиции, которые не изжиты еще и теперь и которые в области театральной жизни подтверждаются хотя бы наличием так называемого диалектального театра. Народно-освободительная борьба против австрийского ига, борьба за объединение разрозненных итальянских государств в единое политическое и экономическое целое, создание «Италии и итальянцев», или, по выражению основателя Итальянской коммунистической партии Антонио Грамши, «народа-нации»,— таково основное содержание исторического процесса в этот период. В этом процессе создания Италии и итальянцев одно из замечательных мест принадлежит театру. Быть может, за всю историю Италии театр никогда не был так неразрывно связан с политическими нуждами дня, никогда не был исполнен такого гражданского пафоса. Подобно тому как дело объединения Италии прошло разные этапы в своем развитии, так и итальянский театр пережил ряд отчетливо выраженных стадий. Накануне французской буржуазной революции (1789—1794) Италия представляла собой необычайно пеструю картину. На территории полуострова расположилось около двадцати отдельных государств, связанных между собой только общей культурной и языковой традицией и формами самой отсталой феодальной эксплуатации. После Аахенского мира (1748) наиболее развитая в экономическом отношении область Италии — Ломбардия — была отдана Австрии. Однако политическая гегемония Австрии, в сущности, распространялась и на многие другие, внешне как будто независимые государства Апеннинского полуострова. Известной самостоятельностью пользовались лишь Пьемонт, властители которого искусно лавировали между Австрией и Францией, и Церковная область — государство, искусственно поддерживаемое как «духовный центр» католического мира. -На юге Италии находилось королевство обеих Сицилии со столицей в Неаполе; оно было связано династическими узами с французскими и испанскими Бурбонами, но фактически проводило английскую политику. Пестрота политической карты полуострова, взаимоисклю-чаемость непосредственных интересов отдельных государств, повсеместно царившая феодальная система, густая сеть таможенных барьеров необыкновенно тормозили развитие итальянской экономики. От некогда процветавших торговых городов осталось одно воспоминание. Торговля как внутренняя, так и внешняя пришла в полное запустение. Иностранцев приезжало много, но это были уже не торговцы, а туристы. Полное политическое бесправие наиболее многолюдных сословий тогдашнего общества довершало общую картину глубокой отсталости и разрухи. И тем не менее начиная со второй половины XVIII века в Италии начинается брожение, которое к концу века превращается в настолько могучую силу, что под ее напором рухнули стеснительные рамки старого порядка и открылся путь для дальнейшего развития итальянского государства в единое политическое и экономическое целое. Этот процесс занимает большую половину XIX века и заканчивается юридическим актом 1871 года, когда столица Италии была перенесена в Рим. Основным ферментом, вызвавшим это брожение, была молодая итальянская буржуазия, которая начала открыто заявлять о своих правах. В силу целого ряда исторических, географических и политических условий рост экономики Апеннинского полуострова происходил крайне неравномерно, что неизбежно предопределило неравномерность в развитии общественной и культурной жизни. Именно этим объясняется тот факт, что, когда заходит речь об итальянском Просвещении, о становлении буржуазной идеологии, говорят, собственно, о том, что происходило в Милане и Венеции — этих двух основных культурных центрах Северной Италии. Иногда прибавляют еще Пьемонт и Неаполь. Говоря о росте итальянской буржуазии и о становлении ее идеологии в период до французской революции 1789—1794 годов, необходимо постоянно иметь в виду, что она не была еще достаточно сильной, чтобы выступать с открытыми политическими лозунгами. Даже тот логический предел, к которому она стремилась,— воссоединение страны в единое политическое и экономическое целое — не был еще сформулирован. Весьма характерно, что национальная идея совершенно отсутствует в духовном багаже итальянских просветителей. Основные усилия идеологов итальянской буржуазии были направлены на обличение старого порядка. Эта критика носила настолько всеобъемлющий характер, что не было буквально ни одной области, которая не подверглась бы самой суровой ревизии. Дружная критика старого режима подчас сводила в один лагерь людей самых различных воззрений и политической ориентации. Старый порядок чувствительно нарушал интересы разных классов (даже, казалось" бы, непримиримых между собой). А новая и решающая сила в происходившем историческом процессе — буржуазия — не выступала еще с открытой политической программой, которая могла бы сразу оттолкнуть ее политических противников. Надо сказать, что всеобщее недовольство очень хорошо работало на нужды дня, работало на буржуазию, хотя сами недовольные отнюдь не всегда были ее идейными союзниками. Так, Альфьери может быть причислен к идеологам буржуазии лишь ib той мере, в какой он своим творчеством объективно способствовал утверждению буржуазного сознания; субъективно же он был далек от буржуазии. Страстная декламация аристократа Альфьери против тирании и деспотизма, облеченная в чисто классические формы, сделала «вое дело. Но выразителем положительной программы итальянской буржуазии он не стал, 'потому что никогда не разделял ее стремлений. Альфьери не мог стать и создателем того нового стиля, который начал складываться в Италии на пороге XIX века. Возможность создания нового стиля (который в ходе дальнейшего своего развития получит название романтического) возникла в ходе революционных преобразований 1790-х и начала 1800-х годов, когда итальянская буржуазия превратилась в ведущую силу общества и на повестку дня был поставлен вопрос о национальном единстве. Свободная личность и национальная идея явились краеугольным камнем новой художественной системы, определили специфический характер этой системы. В итальянской трагедии XVIII века безраздельно господствовал классицизм. Конечно, и тогда делались попытки подновить его. Но все усилия искусственно оживить старый канон новыми идеями терпели крах. Несмотря на то, что отдельные драматурги (И. Пиндемонте) испытывают влияние сентиментального направления, а в творчестве других драматургов (В. Монти) можно обнаружить следы прилежного чтения Шекспира,— отдельные новшества и частные достижения не были в состоянии придать итальянской драматургии новое направление. В своих основных чертах драматургическая система оставалась прежней. Разрушить ее могло только подлинно новое мировоззрение. Это новое мировоззрение приняло законченные очертания в начале XIX века. Появление французских революционных войск в Италии открывало перед итальянским обществом новые перспективы и выдвигало новые задачи. Несмотря на то, что французские войска, вторгшиеся в Италию в 1796 году под командованием генерала Бонапарта, были уже войсками не революционного Конвента, а контрреволюционной Директории, тем не менее они принесли на своих знаменах буржуазные лозунги, которые позволили итальянцам в короткий срок не только освободиться от владычества австрийцев и Бурбонов, но и, главное, разбить старую феодальную систему. Были отменены феодальные и церковные повинности, введена единая фискальная система, упразднены таможенные барьеры, утверждено равенство сословий перед законом, дано единообразное административное управление, секуляризированы монастырские земли и т. д. В новых, так называемых «дочерних» республиках были введены законы, аналогичные тем, которые действовали во Франции. Для такой отсталой страны, как Италия, это был огромный шаг вперед. Особым покровительством французских властей стала пользоваться итальянская торговая и промышленная буржуазия. Права, о которых она еще только мечтала и к борьбе за которые готовилась, были предоставлены ей почти без пролития крови. Бонапарт и Директория не скупились на обещания. Италии были клятвенно обещаны независимость и единство. Пока же созданным на ее территории республикам приходилось расплачиваться с освободителями звонкой монетой, музейными ценностями, продовольствием, рабочей силой и поставкой рекрутов. Закончив войну с Австрией Кампоформийским миром (1797), французы даже не помышляли об уходе. В 1799 году соединенные русско-австрийские войска при поддержке англо-турецкого флота ликвидировали результаты побед Бонапарта. Политическая карта Италии была восстановлена в варианте 1789 года. Однако уже в 1800 году Наполеон, ставший после 18 брюмера неограниченным диктатором Франции, снова разбил австрийцев. Согласно Люневильскому миру 1801 года на севере Италии восстанавливаются республики Цизальпинская (со столицей в Милане) и Лигурийская (со столицей в Генуе). Итальянская буржуазия и значительная часть интеллигенции встретили Наполеона с восторгом. Реальная опасность попасть снова под двойное иго Австрии и собственных феодалов заставила на короткое время забыть о притеснениях и грабежах со стороны французских «союзников». Со своей стороны Наполеон продолжал демагогически обещать Италии свободу и независимость. Однако фактически ни одна другая держава, порабощенная Наполеоном, не была столь непосредственно и длительно подчинена наполеоновской Франции, как Италия. Акт французского сената от 18 марта 1805 года, которым Италия объявлялась королевством, а Наполеон — итальянским королем, лишь узаконивал истинное положение вещей. И все же при оценке наполеоновского владычества в Италии -необходимо четко разграничивать два периода: до 1805 года и после 1805 года. В первый период французского господства на развитии Италии положительно сказались многие последствия наполеоновской власти, так как ряд мероприятий, проведенных Францией за этот период, окончательно разрушил феодальную систему. К 1805 году итальянская буржуазия взяла максимум из того положительного, что принесла ей Франция. После 1805 года французское господство было ей-в тягость по всем линиям. Оно не только не стимулировало, но всемерно тормозило дальнейший рост национальной экономики. Итальянская буржуазия нуждалась для своего нормального существования в рынках. Наполеон закрыл не только внешние рынки, но и внутренние. В угоду французской промышленности он разгородил Италию внутренними таможнями, полностью закабалил итальянскую экономику, поставив ее в невыносимые условия. К концу наполеоновского владычества Италия приходит совершенно обескровленной. Идея национальной независимости, выдвинутая с приходом французов в 1796 году, перестала быть в Италии делом простого патриотизма. Она стала проблемой жизни и смерти всего итальянского общества. В истории итальянской драматургии период 1796—1805 годов чрезвычайно знаменателен. Когда национальная буржуазия прочно осознала свое историческое место, утвердилась в правах и выдвинула боевую программу, провозгласившую идею национального объединения,— ей оказался нужен совершенно новый театр, всесторонне отображающий основные принципы и идеалы революционно-буржуазного мировоззрения. Литературной основой такого театра стала историческая трагедия, которая и получила название романтической. Для всего периода Рисорджименто историческая трагедия становится ведущим драматическим жанром. Хотя на сцене бытует и комедийный репертуар XVIII века (Гольдони, комедия масок) и появляется ряд новых комедий на бытовую тему, но именно трагедия определяет лицо итальянского театра эпохи национально-освободительных войн и революции.
|